МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 19 июня 2023 г. N СД-4-3/7638@
О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо УФНС России по Тульской области от 23.03.2023 N 13-21/020368@ по вопросу о применяемой системе налогообложения в случае утраты права применения упрощенной системы (далее - УСН), сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Кодекса, превысили 200 млн. рублей, и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным подпунктами 1 - 11, 13, 14 и 16 - 21 пункта 3 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 Кодекса, и (или) средняя численность работников налогоплательщика превысила ограничение, установленное подпунктом 15 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса, более чем на 30 человек, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущены указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников и (или) несоответствие указанным требованиям.
Согласно пункту 7 статьи 346.13 Кодекса налогоплательщик, перешедший с УСН на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на УСН не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение УСН.
В этой связи при утрате права на применение УСН с 1 июля 2016 года налогоплательщик может перейти на указанный режим налогообложения с 1 января 2018 года при условии соблюдения требований главы 26.2 Кодекса.
Одновременно сообщаем, что согласно позиции, изложенной в пункте 30 "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, налоговые органы, обладающие сведениями о нарушении налогоплательщиком процедуры начала применения УСН хозяйствующим субъектом, обязаны своевременно осуществлять налоговый контроль и принимать меры в отношении состоящих на учете налогоплательщиков, в том числе требовать представления налоговой отчетности, приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках в случае ее непредставления по установленной форме в отношении тех налогов, которые налогоплательщик обязан уплачивать (пункт 2 статьи 22, подпункты 1 и 5 пункта 1 статьи 31, пункт 2 статьи 32 Кодекса).
В случае, когда хозяйствующий субъект выразил свое волеизъявление использовать УСН, фактически применяя этот специальный налоговый режим (сдавал налоговую отчетность, уплачивал авансовые и налоговые платежи), налоговый орган утрачивает право ссылаться на неполучение уведомления (получение уведомления с нарушением срока) и применять положения подпункта 19 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса в качестве основания изменения статуса налогоплательщика, если ранее налоговым органом действия налогоплательщика, по сути, были одобрены.
В этой связи во избежание споров (судебных разбирательств) с налогоплательщиками, для оперативного выявления налогоплательщиков, осуществляющих действия, связанные с применением УСН без представления Уведомления произведена доработка программного обеспечения (далее - ПО), направленного на установление (выявление) таких налогоплательщиков. Указанное ПО расположено в ветке "Контрольная работа (налоговые проверки)\202. Применение упрощенной системы налогообложения\042. Реестр налогоплательщиков, применяющих УСН, но не представивших уведомление" (далее - ресурс).
Управлением письмом от 16.12.2022 N 3-3-10/0131@ в адрес УФНС России по субъектам Российской Федерации, Межрегиональных инспекций по федеральным округам доведена информация, содержащая порядок работы с ПО, в том числе с учетом позиции, изложенной в пункте 30 "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)" (Приложение N 1).
Заместитель руководителя
Действительный
государственный советник
Российской Федерации 2 класса
Д.С.САТИН