Утверждено
Приказом Комитета РФ
по муниципальному хозяйству
от 11 февраля 1994 г. N 3
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА ОСНОВНЫХ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФОНДОВ ЖКХ В УСЛОВИЯХ
РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПРАВА ВЛАДЕНИЯ
1. Общие положения
1.1. Реальное освоение договорных (контрактных) взаимоотношений является одной из важнейших составляющих экономической реформы в жилищно - коммунальном хозяйстве.
1.2. Процесс формирования договорных взаимоотношений осуществляется в соответствии с "Положением о порядке формирования договорных взаимоотношений в муниципальном хозяйстве", утвержденным решением коллегии Комитета Российской Федерации по муниципальному хозяйству от 18 мая 1993 г. N 1-1, с Примерным положением о службе "Заказчика" по жилищно - коммунальным услугам, утвержденным Комитетом Российской Федерации по муниципальному хозяйству и согласованным с Главным управлением приватизации предприятий социальной сферы и услуг Госкомимущества России.
1.3. Договорные взаимоотношения в жилищно - коммунальном хозяйстве включают в себя:
договоры на жилищно - коммунальное обслуживание потребителей услуг между местными органами власти - собственниками средств ЖКХ (службой "Заказчика" по жилищно - коммунальным услугам) и предприятиями, производящими услуги (подрядчиками) любой формы собственности.
При этом важнейшей частью договорных взаимоотношений в жилищно - коммунальном хозяйстве являются договоры по вопросам эксплуатации различных видов основных фондов, используемых предприятиями ЖКХ.
1.4. В соответствии с "Примерным положением о службе "Заказчика" по жилищно - коммунальным услугам" объекты инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства передаются службе "Заказчика" в полное хозяйственное ведение, служба "Заказчика" в свою очередь передает указанные объекты предприятиям ЖКХ на обслуживание на основании договора. Основные же фонды, обеспечивающие обслуживание объектов инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства (производственные базы, ремонтные мастерские, вспомогательные механизмы и т.д.), передаются непосредственно предприятиям ЖКХ в полное хозяйственное ведение.
1.5. Переход к договорным взаимоотношениям и дифференцированный подход при использовании различных групп основных фондов предприятиями ЖКХ, а также создание в структуре местных органов власти службы "Заказчика" по жилищно - коммунальным услугам делает необходимым адаптацию существующей системы учета и отчетности к работе в новых условиях.
1.6. Настоящее Положение содержит рекомендации: по организации учета различных групп основных фондов в службе "Заказчика" и на предприятиях ЖКХ; по учету денежных средств, поступающих в уплату за потребляемые жилищно - коммунальные услуги и выполненные работы, и бюджетных средств, поступающих на финансирование предприятий ЖКХ; по определению системы показателей производственно - финансовой деятельности предприятий ЖКХ, представляемых службе "Заказчика" для осуществления контроля за соблюдением условий договора.
2. Основы организации учета в условиях перехода
к договорным взаимоотношениям
2.1. Успешной организации производственно - финансовой деятельности способствует рациональная система учета как на предприятиях ЖКХ, так и в службе "Заказчика", эффективное сочетание оперативного и бухгалтерского учета, применение синтетических и аналитических счетов учета.
2.2. Организация бухгалтерского учета как на предприятиях ЖКХ, так и в службе "Заказчика" должна осуществляться в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 20.03.1992 N 10, и дополнениями и изменениями "Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации", утвержденного Приказом Минфина РФ от 04.06.93 N 68, письмом Минфина РФ от 29 октября 1993 г. N 118 "Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно - коммунальном хозяйстве".
2.3. На основании данных бухгалтерского учета и отчетности предприятия ЖКХ, работающие по договорам подряда, представляют службе "Заказчика" необходимые стоимостные и натуральные производственно - финансовые показатели своей деятельности, а также показатели, отражающие использование основных фондов, качество и объем оказываемых жилищно - коммунальных услуг конкретным категориям потребителей в соответствии с заключенными договорами подряда, в том числе по основным фондам, переданным на обслуживание предприятию.
2.4. К числу показателей, используемых службой "Заказчика" для оценки деятельности предприятий ЖКХ, могут быть отнесены следующие производственно - финансовые показатели: сумма дохода; сумма расходов; сумма прибыли; данные по стоимости в структуре объектов, переданных предприятию ЖКХ на обслуживание в соответствии с договором; сумма капитала; показатели качества.
2.5. Предприятия ЖКХ, работающие на договорах подряда, в обязательном порядке представляют службе "Заказчика" квартальную и годовую формы бухгалтерской отчетности.
Финансирование предприятий жилищно - коммунального хозяйства службой "Заказчика" осуществляется на основании полученных бухгалтерских данных.
3. Учет денежных средств, поступающих
за жилищно - коммунальные услуги
3.1. Основными показателями, характеризующими финансовую деятельность предприятий ЖКХ и результаты их работы, являются сумма доходов, сумма расходов, прибыль, а также показатели объема жилищно - коммунальных услуг.
3.2. Учет доходов от оказания жилищно - коммунальных услуг осуществляется следующим образом.
Служба "Заказчика" аккумулирует все средства, поступающие за жилищно - коммунальные услуги от потребителей, и бюджетные ассигнования, выделенные в местном бюджете на финансирование жилищно - коммунального хозяйства, на своем расчетном счете. При этом бухгалтерский учет поступлений целевых сборов с населения за коммунальные услуги ведется обособленно от учета доходов, поступающих от других предприятий и организаций - пользователей коммунальных услуг.
Учет средств, полученных из консолидированного бюджета на покрытие разницы между экономически обоснованным тарифом и целевыми сборами, на капитальный ремонт жилищного фонда и другие цели, осуществляется обособленно на счете 96 "Целевые финансирования и поступления" (на отдельных субсчетах по направлению финансирования).
Средства на аренду нежилых помещений перечисляются на расчетный счет "Заказчика", который возмещает жилищным организациям расходы по обслуживанию арендованных помещений.
3.3. Перечисление службой "Заказчика" предприятиям ЖКХ сумм в соответствии с договором подряда отражается по кредиту счета 51 в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". В этой связи целесообразно вести аналитический учет, открывая для каждого предприятия ЖКХ субсчета по счету 60, отражая на них суммы и виды перечисляемых предприятиям денежных средств, выделяя перечисления целевых сборов.
3.4. Для оценки финансовой деятельности предприятий служба "Заказчика" должна использовать данные бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и их использовании, калькуляции. Свод вышеперечисленных показателей может быть осуществлен по форме "Отчет о хозяйственной деятельности предприятий" (приложение 1 < * > ).
< * > Приложения не приводятся.
3.5. Государственная программа перехода бухгалтерского учета России на международные стандарты во многом опирается на опыт стран с развитой экономикой.
3.6. Финансовая модель предприятий развитых стран предусматривает выделение такого финансового показателя, как капитал (собственный и заемный капитал, основные и оборотные средства, долгосрочное и краткосрочное планирование потребности капитала).
Капитал - это капиталовложения владельца (или нескольких владельцев) в компанию (предприятие) для создания условий поставки товаров или услуг потребителю.
3.7. В условиях перехода к рыночным отношениям предприятию следует иметь информацию не только о финансовом результате деятельности предприятия, но и о тех средствах, которыми оно располагает на отчетный период, которые остались в его распоряжении и которые оно может направить на оказание жилищно - коммунальных услуг. Таким показателем может быть капитал предприятия ЖКХ.
3.8. Порядок определения суммы капитала предприятия ЖКХ можно представить на основании данных бухгалтерского баланса двумя финансовыми моделями.
Первая финансовая модель определения размера капитала строится на исчислении разницы между 1, 2, 3 разделами актива и 2 и 3 разделами пассива баланса предприятия ЖКХ:
Активы Пассивы Основные средства и Долгосрочные пассивы - 7701 внеоборотные активы - 7217778 Расчеты и прочие пассивы - Запасы и затраты - 999348 5596603 Денежные средства, расчеты и прочие активы - 4307491 ______________________________ _______________________________ Сумма актива - 12524617 Сумма пассива - 5604304 Капитал - 6920313 (стоимость имущества за вычетом обязательств)3.9. Второй способ определения величины капитала предприятия ЖКХ основывается на суммировании следующих показателей:
уставный капитал плюс доходы предприятия, которые остаются внутри его. К ним относятся фонды, начисленные из прибыли (резервный фонд, фонды целевого назначения), суммы целевого финансирования и поступления, арендные обязательства к поступлениям, расчеты с учредителями, перераспределенная прибыль прошлых лет:
Уставный фонд 2736350 Резервный фонд 229903 Фонд специального назначения 2209485 Целевые финансирования и поступления 1315658 Нераспределенная прибыль прошлых лет 428912 ______________________________________________________________ Капитал (стоимость имущества за вычетом обязательств) 6920313Аналогичные показатели могут быть исчислены в службе "Заказчика".
4. Учет в службе "Заказчика" основных фондов
и объектов, переданных на обслуживание
4.1. Основные фонды, принадлежащие службе "Заказчика" на правах собственности в полном хозяйственном ведении, находящиеся в эксплуатации, запасе, в консервации, сданные в аренду, учитываются на балансовом счете 01 - "Основные средства".
4.2. Учет жилищного фонда нежилых помещений, объектов благоустройства осуществляется отдельно от основных фондов инженерной инфраструктуры и основных фондов, используемых службой "Заказчика" в своей функциональной деятельности.
Таким образом, для учета основных фондов к счету 01 "Основные средства" вводятся соответственно субсчета - "Жилищный фонд", "Нежилые помещения", "Объекты внешнего благоустройства", "Прочие основные средства".
4.3. Учет жилищного фонда осуществляется с забивкой внутри субсчета 01 по разделам в зависимости от форм собственности, в которой он находится: "Жилищный фонд ведомственный", "Жилищный фонд муниципальной собственности", "Жилищный фонд общественный" и т.д. Кроме того, внутри разделов ведется обособленный учет жилищного фонда с различными формами права пользования жилым помещением по подразделам соответствующего наименования: "Жилищный фонд по договору найма", "Жилищный фонд на условиях аренды", "Жилищный фонд приватизированный", "Жилищный фонд, приобретенный за счет собственных средств".
Для учета нежилых помещений, находящихся в жилом доме (неделимый объект), также открывается отдельный раздел к субсчету "Жилищный фонд" счета 01 "Основные средства" соответствующего наименования: "Нежилые помещения". В случае продажи нежилых помещений или сдачи в аренду находящихся в жилом доме стоимость их с разделов учета не списывается, а учитывается на отдельных подразделах учета нежилых помещений соответствующего наименования: "Нежилые помещения в жилых строениях проданные", "Нежилые помещения в жилых строениях, переданные в аренду" и т.п.
4.4. Служба "Заказчика" учитывает на своем балансе остаточную стоимость объектов жилищного фонда по кредиту счета 88, "Фонд специального назначения", субсчет "Фонд средств социальной сферы".
Сумма износа по этим фондам перечисляется в кредит счета 88 субсчет: "Фонд средств социальной сферы" в корреспонденции с дебетом счета 02 "Износ основных средств".
Одновременно сумма начисленного износа отражается без бухгалтерских системных записей на вновь открываемом забалансовом счете 014 "Износ жилищного фонда".
4.5. Учет объектов благоустройства осуществляется на счете 01 "Основные средства", субсчет "Объект внешнего благоустройства". Сумма начисленного износа этим объектам отражается без системных записей на забалансовом счете 015 "Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов". При выбытии объектов внешнего благоустройства делаются записи, аналогичные записям при выбытии объектов жилищного фонда и сумм взноса по ним.
4.6. Учет выбытия отдельных объектов жилищного фонда и объектов внешнего благоустройства (продажа, безвозмездная передача, смена форм собственности и т.п.) производится в общеустановленном порядке через счет 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств". При этом в кредит счета 47 дополнительного относятся суммы, относящиеся к объектам жилищного фонда и объектам внешнего благоустройства и числящиеся на счете 88 "Фонды специального назначения", субсчет "Фонд средств социальной сферы". Одновременно списываются числящиеся на забалансовых счетах 014 "Износ жилищного фонда" и 015 "Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов" суммы износа по выбывшим объектам жилищного фонда и внешнего благоустройства. Одновременно служба "Заказчика" информирует предприятие о выбытии указанных фондов.
В случае продажи жилых помещений, при приватизации объекта в целом, служба "Заказчика" списывает этот объект, а в предприятии, обслуживающем его, следует учитывать в подразделе учета жилищного фонда "Жилищный фонд, приобретенный за счет собственных средств".
4.7. Объекты инженерной инфраструктуры и фонды, используемые заказчиком в своей функциональной деятельности по водоснабжению, канализации, тепло-, электроснабжению и другие, принадлежащие службе "Заказчика" на правах собственности, за исключением отражаемых на субсчетах "Жилой фонд", "Нежилые помещения", "Объекты благоустройства", учитываются на счете 01 "Основные средства", субсчет "Прочие основные средства". Начисление износа по этим фондам и их выбытие производится в общеустановленном порядке.
4.8. В бухгалтерской отчетности по форме N 1 "Баланс предприятия" жилищный фонд и объекты внешнего благоустройства, числящиеся в составе основных средств, показываются по строкам 020 "Первоначальная стоимость" и 022 "Остаточная стоимость" в одинаковой оценке - по первоначальной (восстановительной) стоимости объектов (без выделения по отдельным строкам). По строке 022 "Износ" показывается сумма износа по основным средствам, учитываемым на счете 02 "Износ основных средств", указанных в п. 4.7.
4.9. Служба "Заказчика", получив в полное хозяйственное ведение муниципальный жилищный фонд, объекты инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства, должна осуществлять учет и контроль за состоянием и использованием фондов ЖКХ в соответствии с договором подряда.
В этой связи целесообразно вести на каждый объект "Карточку учета основных фондов, переданных на обслуживание предприятий ЖКХ" (приложение 2).
Учет этих фондов осуществляется как по объектам, так и по предприятиям ЖКХ, которым они переданы на обслуживание.
В карточке отражаются учетная стоимость, движение основных фондов, сумма начисленного износа.
5. Учет в предприятиях ЖКХ объектов,
принятых на обслуживание
5.1. Предприятия ЖКХ осуществляют обособленный учет объектов, переданных службой "Заказчика" на обслуживание (жилой фонд, объекты инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства) от объектов, переданных в полное хозяйственное ведение (производственные базы, мастерские, вспомогательные механизмы и т.д.). Учет объектов, переданных на обслуживание, осуществляется предприятием ЖКХ в соответствии с письмом Минфина РФ от 26 января 1994 г. N 16-16-09 на забалансовых счетах: 016 - "Жилищный фонд", 017 - "Нежилые помещения", 018 - "Объекты внешнего благоустройства", 019 - "Прочие основные фонды".
5.2. Предприятия и организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда, учитывают и группируют объекты жилищного фонда в зависимости от форм собственности, форм права пользования жилым помещением по каждому "Заказчику", владельцу в соответствии с письмом Минфина РФ от 29 октября 1993 г. N 118. В случае продажи жилых помещений - объектов в целом объекты переводят в группу фондов, приобретенных за счет собственных средств.
При продаже нежилых помещений, при сдаче их в аренду эти объекты числятся в группе проданных (переданных в аренду) нежилых помещений в жилых строениях.