ФЕДЕРАЦИЯ НЕЗАВИСИМЫХ ПРОФСОЮЗОВ РОССИИ
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ГЕНЕРАЛЬНОГО СОВЕТА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 сентября 1997 г. N 6-1
О СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ ФНПР И ПЕНСИОННОГО ФОНДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ (ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОМ) УЧЕТЕ В СИСТЕМЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ"
Обсудив ход выполнения Соглашения о сотрудничестве между Федерацией Независимых Профсоюзов России и Пенсионным фондом Российской Федерации по реализации Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", Исполнительный комитет Генерального Совета ФНПР постановляет:
1. Принять к сведению Записку отдела по проблемам социальных гарантий Аппарата ФНПР "Об участии членских организаций ФНПР в реализации Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" и направить ее членским организациям ФНПР для использования в практической работе (прилагается).
2. Утвердить Типовое положение о комиссии по пенсионным вопросам профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации (Приложение).
3. Поручить отделу по проблемам социальных гарантий Аппарата ФНПР (Шанин И.Г.) и заместителю Председателя ФНПР Гончарову В.С. совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации продолжить работу по внедрению персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования.
В этих целях:
обобщить и распространить опыт совместной работы профсоюзных организаций, отделений Пенсионного фонда Российской Федерации и органов местного самоуправления Республики Коми по внедрению персонифицированного учета;
организовать подготовку дополнительных организационно - методических материалов, связанных с пенсионным обеспечением граждан, внедрением персонифицированного учета, созданием и функционированием профессиональных пенсионных систем, а также систем негосударственного пенсионного страхования;
разработать программу взаимодействия ФНПР и Пенсионного фонда Российской Федерации по реализации Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" на 1998 год;
рассмотреть предложения о создании рабочей группы по координации действий ФНПР и Пенсионного фонда Российской Федерации, связанных с внедрением персонифицированного учета в системе пенсионного страхования граждан;
подготовить и внести в I полугодии 1998 года на рассмотрение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений вопрос о ходе реализации Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования".
4. Центру общественных связей ФНПР (Исаев А.К.) продолжить работу по освещению практики совместной работы профсоюзных организаций, отделений Пенсионного фонда Российской Федерации и органов местного самоуправления по внедрению персонифицированного учета в системе пенсионного страхования в центральных средствах массовой информации и профсоюзных изданиях членских организаций ФНПР; активнее использовать в этих целях возможности телевидения и радиовещания.
5. Рекомендовать членским организациям ФНПР:
добиваться от работодателей обеспечения пенсионных прав наемных работников в условиях внедрения персонифицированного учета, включения в коллективные договора (соглашения) обязательств, связанных с организацией персонифицированного учета на предприятиях, своевременным и обоснованным представлением в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации полных сведений о застрахованных лицах;
усилить организационно - пропагандистскую работу в первичных профсоюзных организациях по внедрению персонифицированного учета в пенсионном страховании трудящихся, созданию комиссий по пенсионным вопросам при профкомах;
совместно с региональными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации обеспечить обучение профсоюзного актива, членов комиссий по пенсионным вопросам и рабочих групп по внедрению персонифицированного учета;
активнее использовать отраслевые и местные средства массовой информации для пропаганды целей и задач введения персонифицированного учета в системе пенсионного страхования граждан, освещения практики совместной работы профсоюзных организаций, структур Пенсионного фонда Российской Федерации и органов местного самоуправления.
6. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя ФНПР Гончарова В.С.
Председатель ФНПР
М.В.ШМАКОВ
Приложение
к Постановлению Исполкома
Генерального совета ФНПР
от 17 сентября 1997 г. N 6-1
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О КОМИССИИ ПО ПЕНСИОННЫМ ВОПРОСАМ ПРОФСОЮЗНОГО
КОМИТЕТА ПРЕДПРИЯТИЯ, УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ
I. Общие положения
1.1. Комиссия по пенсионным вопросам (в дальнейшем - "комиссия") создается профсоюзным комитетом предприятия, учреждения, организации на основе Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Устава Федерации Независимых Профсоюзов России, устава отраслевого профсоюза (объединения профсоюзов), положения о первичной профсоюзной организации и других действующих законодательных и нормативно - правовых актов Российской Федерации.
1.2. Комиссия образовывается на срок полномочий профкома предприятия, учреждения, организации (в дальнейшем - "предприятия") в целях защиты интересов работников и содействия регулированию отношений профсоюзов с работодателями, органами местного самоуправления в области пенсионного обеспечения, взаимодействия с территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации по реализации Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования".
1.3. Комиссия возглавляется членом профкома предприятия и формируется из числа членов профсоюза, в том числе общественных инспекторов труда, доверенных врачей, работников бухгалтерии, кадровых, планово - экономических и юридических служб, а также других категорий работников.
Количество членов комиссии определяется профкомом в зависимости от числа работающих на предприятии, объема работы и других особенностей.
1.4. Состав комиссии утверждается профкомом предприятия по согласованию с работодателем.
1.5. На предприятиях, где нет возможности для образования комиссии из-за незначительного количества работающих, вся практическая работа по вопросам пенсионного обеспечения работников выполняется комиссией (уполномоченным) по социальному страхованию по согласованию с работодателем.
II. Содержание работы комиссии
Комиссия:
2.1. Оказывает необходимую помощь профсоюзному комитету и администрации предприятия в решении вопросов, связанных с пенсионным обеспечением работников, организацией на предприятии персонифицированного учета для целей государственного пенсионного страхования.
2.2. Разъясняет работникам законодательство о государственных пенсиях, их правах и обязанностях в области пенсионного обеспечения, организует на предприятии консультационные пункты, проведение бесед, лекций по пенсионным вопросам, привлекая для этого юрисконсультов предприятий, работников профсоюзных органов, специалистов органов социальной защиты населения и территориальных органов Пенсионного фонда. Оказывает практическую помощь в решении вопросов пенсионного обеспечения работников, а также обслуживания пенсионеров.
2.3. Подготавливает предложения по вопросам пенсионного обеспечения работников, организации на предприятии персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования для включения в коллективные договора (соглашения) и осуществляет контроль за их выполнением.
2.4. Оказывает администрации всестороннюю помощь в организации на предприятии персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования, способствует проведению регистрации застрахованных лиц, подготовке и направлению в территориальные органы Пенсионного фонда необходимых для ведения персонифицированного учета документов по установленным формам.
Контролирует своевременность и достоверность представляемых работодателем в органы Пенсионного фонда индивидуальных сведений о застрахованных лицах для ведения персонифицированного учета, исполнение работодателем и застрахованными лицами обязанностей, а также соблюдение их прав, предусмотренных Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования".
2.5. Принимает участие на основании п. 4 Постановления Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517 "О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет" в определении и согласовании рабочих мест, работ, профессий и должностей, работникам которых в соответствии с действующим законодательством установлены пенсионные льготы или пенсионное обеспечение за выслугу лет.
2.6. Осуществляет контроль за правильностью внесения в документы работников, являющихся основанием для установления размера пенсии, данных о выполняемой работе, трудовом стаже и заработной плате.
2.7. Рассматривает поступающие в профсоюзный комитет заявления и жалобы по пенсионным вопросам.
2.8. Принимает участие в рассмотрении на предприятии всех вопросов, связанных с дополнительным негосударственным пенсионным обеспечением работающих и пенсионеров.
III. Порядок работы комиссии
3.1. Комиссия по пенсионным вопросам работает под руководством профкома по утвержденному плану и отчитывается перед профкомом о проделанной работе.
Заседания комиссии проводятся по мере необходимости.
3.2. Для выполнения отдельных направлений работы комиссия может создавать группы с привлечением необходимых специалистов.
Состав групп утверждается на заседании комиссии.
3.3. Комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими комиссиями профсоюзного комитета, советом ветеранов, подразделениями и службами предприятия, органами местного самоуправления, территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
ЗАПИСКА
ОБ УЧАСТИИ ЧЛЕНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФНПР
В РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ
(ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОМ) УЧЕТЕ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ"
С 1 января 1997 года вступил в силу Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", который является необходимым и важным шагом реформирования государственной пенсионной системы и ее перевода на принципы социального страхования.
Закон создает условия для установления пенсий на основе результатов трудовой деятельности каждого гражданина, обеспечения достоверности сведений о его стаже, заработке и пенсионных страховых взносах, упрощения порядка и процедуры назначения трудовых пенсий, обеспечения полноты сбора страховых взносов в Пенсионный фонд, повышения роли общественных организаций, страхователей и застрахованных лиц в управлении системой пенсионного страхования и контроле за целевым использованием ее средств, что в конечном счете должно способствовать повышению уровня пенсионного обеспечения граждан.
Учитывая, что закон о персонифицированном учете затрагивает интересы всего трудового населения страны, Федерация Независимых Профсоюзов России и Пенсионный фонд Российской Федерации 2 декабря 1996 года заключили Соглашение о сотрудничестве по реализации Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования".
На первом этапе реализации Соглашения ФНПР и Пенсионный фонд Российской Федерации разработали на 1997 год конкретную программу мер, предусматривающих совместные действия профсоюзных организаций и структур Пенсионного фонда по поэтапному внедрению Закона.
В соответствии с программой во все отраслевые и территориальные профсоюзные органы ФНПР направила необходимые нормативно - правовые документы по персонифицированному учету.
В газете "Солидарность", журналах "Пенсия", "Ваше право", "Охрана труда и социальное страхование", "Профсоюзы и экономика" организовано разъяснение целей и задач введения персонифицированного учета, публикуются организационно - методические материалы и комментарии специалистов по вопросам и проблемам внедрения персонифицированного учета на местах.
В течение 1997 года на совещаниях и семинарах для руководителей и специалистов центральных комитетов отраслевых профсоюзов и территориальных профобъединений ФНПР совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации разъяснили цели и задачи Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", показывали необходимость и актуальность внедрения Закона, давали конкретные рекомендации по организации этой работы на всех уровнях, в каждом трудовом коллективе.
В работу по внедрению персонифицированного учета активно включились центральные комитеты (советы) профсоюзов работников торговли, общественного питания, потребкооперации и предпринимательства "Торговое Единство", "Электропрофсоюз", работников народного образования и науки, работников текстильной и легкой промышленности, работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства и другие. Они используют отраслевые печатные издания, семинары, совещания, выезды на места для оказания организационно - методической помощи комитетам профсоюзов среднего звена, первичным профсоюзным организациям в вопросах внедрения персонифицированного учета в системе пенсионного страхования.
Практическому осуществлению Соглашения о сотрудничестве между ФНПР и Пенсионным фондом Российской Федерации способствует заключение аналогичных соглашений между территориальными профобъединениями и региональными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации. Такие соглашения подписаны в 46 регионах России.
Наиболее активно работа по внедрению персонифицированного учета проводится в республиках Алтай, Коми, Марий Эл, Татарстан, Тыва, в Ставропольском, Краснодарском и Красноярском краях, в Архангельской, Кемеровской, Ленинградской, Самарской, Томской областях, городах Москве и Санкт - Петербурге.
Как правило, в этих регионах разработаны программы по реализации соглашений, задействованы практически все отраслевые профорганы и первичные профсоюзные организации, подключены средства массовой информации, разъясняющие значимость внедрения персонифицированного учета для каждого трудящегося, организовано обучение профсоюзного актива, вручение первых страховых свидетельств на собраниях трудовых коллективов. В административных центрах и районах, на предприятиях и в организациях создаются координационные комиссии или рабочие группы по организации и внедрению персонифицированного учета. Так, в Республике Марий Эл в городах и районах образовано 17 рабочих групп, на предприятиях, в учреждениях и организациях приказами руководителей создано свыше 3170 рабочих групп.
В рабочие группы включаются руководители предприятий, юристы, бухгалтеры, работники кадровых и финансовых служб, представители профсоюзных организаций. Активно создаются такие группы на предприятиях Томской области (РАО "Газпром", автоэкспедиционная база облпотребсоюза, станция Томск-11 Тайгинского отделения Кемеровской железной дороги), Самарской области (ОАО "Самарагаз", Станкозавод, АО "Самара Трансгаз", АО "Монолитстрой", НП "Ставропольлифт", Тольяттинский городской почтамт, завод автоагрегатов г. Тольятти, АО "Автодорстрой") и в других регионах.
Республиканские профорганы Татарстана и Коми разработали и рекомендовали первичным профсоюзным организациям перечень вопросов, связанных с персонифицированным учетом, для включения в коллективные договора, а в Республике Коми эти позиции включаются в соглашения между республиканскими отраслевыми комитетами профсоюзов и республиканскими министерствами и ведомствами.
Реализации Соглашения о сотрудничестве между ФНПР и Пенсионным фондом Российской Федерации на региональном, районном и городском уровнях способствует понимание и поддержка рядом глав администраций важного значения и необходимости внедрения персонифицированного учета. Они принимают решения о создании соответствующих рабочих групп и координационных советов, в состав которых, как правило, включаются и представители членских организаций ФНПР. В Краснодарском крае, Орловской области и других регионах в постановлениях глав администраций предусматривается обеспечение рабочих групп помещениями, средствами связи, необходимыми нормативными и методическими материалами.
В порядке контроля за выполнением своих соглашений территориальные профобъединения и региональные отделения Пенсионного фонда рассматривают на совместных заседаниях ход реализации закона о персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования и вырабатывают необходимые меры по его дальнейшему внедрению.
Практика показала, что положительные результаты по внедрению персонифицированного учета в системе пенсионного страхования достигаются именно в тех местах, где эта работа строится и проводится совместно профсоюзными организациями, отделениями Пенсионного фонда и органами местного самоуправления.
В настоящее время в работе по внедрению персонифицированного учета участвует свыше 350 тысяч профсоюзных активистов, что в определенной степени способствует выполнению задачи по реализации Федерального закона о персонифицированном учете на местах.
По расчетам специалистов, в 1997 году персонифицированным учетом в системе пенсионного страхования будет охвачено 40 регионов России с числом работающих около 20 миллионов человек, что создает предпосылки для его повсеместного внедрения к 2000 году.
Вместе с тем в ряде регионов медленно разворачивается работа по внедрению персонифицированного учета, до сих пор не заключены соответствующие соглашения между территориальными профобъединениями и региональными отделениями Пенсионного фонда, не везде в составы координационных советов (рабочих групп), созданных по решениям глав администраций, делегированы представители профорганов.
Поступающие с мест письма свидетельствуют, что некоторые центральные комитеты (советы) отраслевых профсоюзов не торопятся включаться в процесс внедрения персонифицированного учета на предприятиях и в организациях, не оказывают первичным профсоюзным организациям отрасли необходимую организационно - методическую помощь.
Определенные сложности с внедрением персонифицированного учета в системе пенсионного страхования имеют место на предприятиях малого бизнеса, которые охватывают свыше 10 миллионов работающих. На многих из них трудовые отношения между предпринимателями и наемными работниками зачастую являются фиктивными либо вообще не оформляются. Таким образом работодатели "экономят" на отчислениях страховых взносов в Пенсионный фонд, что значительно снижает уровень пенсионного обеспечения работников этих предприятий и может привести к конфликтным ситуациям при назначении пенсий.
В целях дальнейшей реализации Соглашения о сотрудничестве между Федерацией Независимых Профсоюзов России и Пенсионным фондом Российской Федерации по реализации Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" требуется принять меры по активизации этой деятельности во всех членских организациях ФНПР, добиваться включения данных вопросов в коллективные договора и соглашения, шире привлекать к этой работе профсоюзный актив, создавать при профкомах комиссии по пенсионным вопросам.
Отдел по проблемам
социальных гарантий
Аппарата ФНПР