ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ РОССИИ
ПРИКАЗ
от 22 ноября 1994 г. N 150
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВРЕМЕННОЙ
ЗАНЯТОСТИ БЕЗРАБОТНОЙ МОЛОДЕЖИ - "МОЛОДЕЖНАЯ ПРАКТИКА"
(в ред. Приказа ФСЗ РФ от 24.01.96 N 18)
Приказываю:
1. Утвердить "Положение об организации временной занятости безработной молодежи - "Молодежная практика" (прилагается) и ввести в действие на территории Российской Федерации начиная с 1 января 1995 года.
2. Руководителям органов федеральной государственной службы занятости населения республиканских в составе Российской Федерации, краевых, областных, автономных образований, городов Москвы и Санкт - Петербурга:
- обеспечить доведение настоящего Положения до подведомственных органов службы занятости;
- обеспечить численность участников "Молодежной практики" в регионах не менее предусмотренной ФСЗ России (Приложение 5);
- с учетом территориальных особенностей установить число участников "Молодежной практики" для подведомственных органов службы занятости;
- предусмотреть указанное число участников программы "Молодежная практика" при разработке региональных программ занятости и в проектах бюджетов фондов занятости;
- финансирование мероприятий, проводимых в рамках "Молодежной практики", осуществлять за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, формируемого в республиках в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округах, краях, областях, городах и районах.
3. Признать утратившими силу Приказы Федеральной службы занятости России от 23 декабря 1993 г. N 155, от 4 апреля 1994 г. N 43, от 19 мая 1994 г. N 69, от 12 августа 1994 г. N 115.
4. Контроль за выполнением данного Приказа возложить на заместителя Руководителя Федеральной службы занятости России Гончарова В.М.
Руководитель ФСЗ РФ
Ф.Т.ПРОКОПОВ
Утверждено
Приказом ФСЗ России
от 22 ноября 1994 г. N 150
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВРЕМЕННОЙ ЗАНЯТОСТИ БЕЗРАБОТНОЙ
МОЛОДЕЖИ - "МОЛОДЕЖНАЯ ПРАКТИКА"
(в ред. Приказа ФСЗ РФ от 24.01.96 N 18)
I. Общие положения
1.1. "Положение об организации временной занятости безработной молодежи - "Молодежная практика" разработано в целях расширения возможностей трудоустройства безработной молодежи и приобретения ею профессиональных знаний, умений и навыков.
1.2. Настоящее положение разработано в соответствии со ст. 13 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 с изменениями и дополнениями, внесенными в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 июля 1992 г. N 3308-1, и п. 13 "Положения о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации", утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 8 июня 1993 г. N 5132-1.
1.3. Положение определяет одно из направлений работы органов федеральной государственной службы занятости населения (далее - центр занятости) Российской Федерации с безработной молодежью, зарегистрированной в службе занятости, по созданию возможностей для ее трудоустройства и повышения конкурентоспособности на рынке труда. "Молодежная практика" организуется и проводится на предприятиях, в учреждениях и организациях (далее - работодатель) независимо от их форм собственности. Центр занятости взаимодействует с работодателем на договорной основе.
1.4. Центр занятости определяет численность безработной молодежи для направления на "Молодежную практику", учитывая ситуацию, сложившуюся на рынке труда, состав безработной молодежи и наличие средств бюджета регионального фонда занятости по статье "Организация рабочих мест" подстатьи "Молодежная практика", утвержденного вышестоящим органом службы занятости на соответствующий период.
1.5. Финансирование работодателей в рамках "Молодежной практики" осуществляется целевым назначением в форме частичной компенсации расходов по заработной плате гражданина (далее - субсидия), направляемого центром занятости на ученическое рабочее место из средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации (далее - фонд занятости), формируемого в республиках в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округах, краях, областях, городах и районах.
II. Организация "Молодежной практики"
2.1. Центр занятости на основе анализа ситуации, сложившейся на региональном рынке труда в области занятости молодежи и при наличии средств бюджета регионального фонда занятости, принимает решение об организации "Молодежной практики".
При принятии решения учитываются следующие основные критерии:
- численность безработной молодежи и ее доля в общей численности безработных, зарегистрированных в центре занятости;
- рост численности длительно безработных среди молодежи;
- отсутствие трудовых навыков и недостаток профессиональных знаний у молодежи, что снижает возможности их трудоустройства.
2.2. После принятия решения о начале "Молодежной практики" проводится работа по сбору информации о предприятиях города (района), с которыми могут быть заключены договора о ее проведении.
В этих целях собирается информация о стабильных в финансово - экономическом отношении предприятиях, имеющих перспективы дальнейшего развития и расширения производства, своевременно уплачивающих обязательные страховые взносы в фонд занятости, имеющие условия труда на рабочих местах, соответствующие требованиям, предусмотренным трудовым законодательством, и отвечающие следующим основным требованиям:
- наличие вакансий, не заполняемых более 3-х месяцев;
- возможности организовать временные ученические рабочие места для безработной молодежи;
- наличие у работодателя возможностей обучить гражданина профессии (специальности), конкурентоспособной на рынке труда;
- возможности трудоустройства безработной молодежи на постоянное рабочее место;
- наличие условий для профессионального обучения и квалифицированных кадров, способных заниматься обучением.
Одновременно центр занятости информирует через средства массовой информации об основных принципах организации и условиях проведения "Молодежной практики".
2.3. На основе обобщения и анализа собранной о предприятиях информации центр занятости проводит подбор безработной молодежи для участия в "Молодежной практике" по следующим критериям:
- состоят на учете в районном (городском) центре занятости в качестве безработных свыше 3-х месяцев. Приоритетным правом пользуются длительно безработные граждане. При этом в исключительных случаях для выпускников образовательных учреждений среднего (полного) общего образования и лиц, не завершивших указанное образование по каким-либо причинам, в случае их отказа от профессиональной подготовки направление на "Молодежную практику" может предлагаться со дня признания их безработными;
- отсутствие в период подбора участников подходящей для них работы;
- возраст от 16 до 26 лет включительно.
Направление на "Молодежную практику" производится только с согласия безработного.
2.4. Центр занятости после подбора безработной молодежи, готовой к участию в "Молодежной практике" совместно с местными органами исполнительной власти и управления, включая отделы управления образованием, комитеты по делам молодежи и другие организации, заинтересованные в трудоустройстве молодежи, проводит переговоры с предприятиями о возможностях заключения договоров о совместной деятельности по трудоустройству безработной молодежи на ученические рабочие места в рамках "Молодежной практики".
2.5. С предприятием, которое дало согласие на прием безработной молодежи на ученические рабочие места, центр занятости заключает договор о создании дополнительного временного рабочего места (Приложение 1).
Договором должно предусматриваться количество принимаемых на работу граждан, перечень профессий (специальностей), по которым работодатель принимает безработную молодежь, обязательства обеспечить получение ею профессиональных знаний, умений и навыков в соответствии с квалификационными требованиями, определенными общеотраслевыми квалификационными характеристиками профессий рабочих, должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕТКС И КС), составление работодателем индивидуального учебного плана для конкретного гражданина на основе примерной образовательной программы для подготовки кадров на производстве.
2.6. В соответствии с заключенным договором центр занятости направляет на собеседование с работодателем безработного, которому подобрана профессия (специальность) для обучения на ученическом рабочем месте. Время (день и час) собеседования предварительно согласовывается с работодателем.
При направлении гражданина на собеседование центр занятости заполняет бланк "Рекомендательное письмо" с пометкой - "Молодежная практика" (Приложение 3).
Безработный информируется о том, что ему необходимо прибыть на предприятие для прохождения собеседования в 3-дневный срок со дня выдачи рекомендательного письма и в эти же сроки сообщить о результатах собеседования в центр занятости. При этом безработному назначается дата перерегистрации.
2.7. Решение о приеме безработного гражданина на конкретное ученическое рабочее место, в рамках заключенного с центром занятости договора, принимает работодатель.
По результатам собеседования работодатель заполняет отрывной талон рекомендательного письма и направляет его в адрес центра занятости.
При этом работодатель может отказать безработному, прошедшему собеседование, в трудоустройстве на ученическое рабочее место по обоснованным причинам.
2.8. В случае принятия решения о приеме безработного на ученическое рабочее место работодатель заключает с ним срочный трудовой договор (контракт) сроком до 6 месяцев, в котором указывается, по какой профессии (специальности) он принят на ученическое рабочее место, о чем производится соответствующая запись в трудовой книжке.
При заключении срочного трудового договора (контракта) с безработным работодатель составляет индивидуальный учебный план и согласовывает его с гражданином.
Период временное нетрудоспособности гражданина по согласованию с работодателем не включается в общий период прохождения "Молодежной практики".
2.9. Работодатель при трудоустройстве гражданина представляет центру занятости копию приказа о его зачислении на ученическое рабочее место по конкретной профессии (специальности) и копию учебного плана не позднее 3-х дней со дня приема на работу.
2.10. При получении подтверждения о трудоустройстве на ученическое рабочее место гражданин снимается с учета в центре занятости с даты приема на работу.
В регистрационной карте безработного производится запись: "трудоустроен в рамках "Молодежной практики", рекомендательное письмо от ___ N _____".
2.11. При расторжении договора с гражданином по инициативе работодателя он информирует центр занятости в течение 3-х дней о прекращении "Молодежной практики" и увольнении гражданина с предприятия.
Увольнение с предприятия производится в соответствии с трудовым законодательством.
Гражданин может принять решение о прекращении участия в "Молодежной практике", о чем он сообщает работодателю и в центр занятости.
В случае обращения гражданина в центр занятости он может быть признан безработным в установленном законодательством порядке.
2.12. По истечении срока договора работодатель высылает в центр занятости копию приказа о приеме на работу гражданина по трудовому договору (контракту) или копию приказа об увольнении его с предприятия.
Гражданин по решению работодателя до окончания срока прохождения "Молодежной практики" может быть трудоустроен на постоянное рабочее место. При этом работодатель высылает в центр занятости копию приказа о приеме на работу гражданина по трудовому договору (контракту).
2.13. Гражданин, который по окончании "Молодежной практики" не будет трудоустроен на постоянное (временное) место работы на данном предприятии или на другом предприятии, может быть вновь признан безработным в установленном законодательством порядке.
III. Финансирование "Молодежной практики"
(в ред. Приказа ФСЗ РФ от 24.01.96 N 18)
3.1. Выделение средств для частичной компенсации расходов работодателя по оплате труда гражданина, принятого по направлению центра занятости в рамках Программы "Молодежная практика", осуществляется из средств бюджетов региональных служб занятости по статье "Организация рабочих мест" подстатьи "Молодежная практика".
Центр занятости компенсирует работодателю расходы по оплате труда граждан, которые трудоустроены в рамках Программы "Молодежная практика", в размере до 50% средней заработной платы на предприятии, но не свыше 50% среднего уровня оплаты труда, сложившегося в республике Российской Федерации, крае, области, городах Москве и Санкт - Петербурге, автономной области, автономном округе.
3.2. В целях повышения эффективности обучения приемам и методам труда на рабочем месте за участником Программы "Молодежная практика" может быть закреплен работник организации (наставник).
Центром занятости может производиться частичное возмещение затрат организации по оплате труда наставника в течение первых трех месяцев практики в размере до 10% от тарифной ставки 8 - 13 разряда оплаты труда "Единой тарифной сетки по оплате труда работников предприятий, учреждений и других организаций бюджетной сферы, финансируемых из федерального бюджета" за каждого закрепленного за ним участника программы, но не более 30% указанной тарифной ставки.
3.3. Выделение финансовых средств для частичной компенсации расходов организации по оплате труда граждан, направляемых центром занятости для трудоустройства в рамках Программы "Молодежная практика", и частичной компенсации расходов по оплате труда наставников может производиться с учетом налогов и страховых взносов во внебюджетные фонды.
3.4. Перечисление финансовых средств на счет организации осуществляется центром занятости ежемесячно в установленные договором сроки при предоставлении организацией заверенных копий следующих документов:
- карточка "Лицевой счет рабочего и служащего" участника Программы "Молодежная практика";
- ведомость по оплате труда с росписью получателя.
В случае предоставления частичной компенсации по оплате труда наставников организацией дополнительно представляется заверенная копия карточки "Лицевой счет рабочего и служащего", указанной категории работников с расшифровкой получения заработной платы.
Выделение организации финансовых средств производится по фактически произведенным затратам.
3.5. Указанные в настоящем разделе положения отражаются в договоре между центром занятости и организацией.
IV. Контроль за организацией и проведением
"Молодежной практики"
4.1. Контроль за соблюдением условий договора, а также целевым использованием работодателем финансовых средств осуществляется центром занятости в соответствии с условиями договора.
В случае нецелевого использования субсидии работодателем или нарушения условий договора, средства, выделенные на частичную компенсацию расходов по заработной плате гражданина, возвращаются в фонд занятости в бесспорном порядке и в полном объеме.
4.2. Центром занятости может быть расторгнут договор с работодателем в следующих случаях:
- невыполнения индивидуального учебного плана работодателем;
- нарушения гарантий, предусмотренных трудовым законодательством;
- нецелевого использования работодателем средств, перечисляемых центром занятости на оплату труда граждан;
- признание факта несостоятельности (банкротства) предприятия или вынесения решения о назначении внешнего управления, санации предприятия в соответствии с законодательством.
4.3. Общий контроль за организацией и проведением "Молодежной практики" осуществляют региональные органы службы занятости.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К "ПОЛОЖЕНИЮ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВРЕМЕННОЙ ЗАНЯТОСТИ
БЕЗРАБОТНОЙ МОЛОДЕЖИ - "МОЛОДЕЖНАЯ ПРАКТИКА"
В настоящее время на территории Российской Федерации проживает 28,5 млн. человек в возрасте 16 - 29 лет, что составляет пятую часть всего населения России, или треть численности населения в трудоспособном возрасте, из них около 2,5 млн. - неработающая и неучащаяся молодежь.
Низкая конкурентоспособность на рынке труда, обусловленная в основном недостатком профессиональных знаний, отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков, приводит к отказу работодателя от услуг молодого человека. Преимущество при приеме на работу отдается квалифицированным работникам, имеющим практический опыт работы. К тому же сказывается нежелание работодателей нести дополнительные организационные и финансовые трудности, связанные с профессиональным обучением молодых кадров, не имеющих необходимой для предприятия профессии.
Кроме того, сдерживает прием на работу необходимость предоставления ряда льгот, предусмотренных КЗоТом, в отношении подростков, перспектива увольнения молодых людей в связи с призывом в Вооруженные Силы, молодых женщин - в отпуска в связи с рождением и воспитанием ребенка.
Из общей численности граждан, обратившихся в I полугодии 1994 года в службу занятости за содействием в трудоустройстве, 576,7 тысяч человек - молодежь в возрасте 16 - 29 лет, что превышает значение этого показателя, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, в 1,6 раза. Наибольший приток молодежи в службу занятости наблюдается ежегодно в III квартале в период выпуска из учебных заведений различного типа. За 1993 год численность безработной молодежи, зарегистрированной в органах службы занятости, возросла на 39,3%, за этот же период общая численность безработных увеличилась на 44,6%. В настоящее время из общей численности безработных каждый третий - это безработный в возрасте до 30 лет.
Особенно быстро происходит увеличение численности безработной молодежи в сельской местности. За первое полугодие 1994 года она возросла более чем в 1,5 раза, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, и составила 123,5 тысяч человек.
С точки зрения проблем рынка труда молодежь неоднородна как по возрасту, так и по образовательному уровню, и по качественному составу своих целей и потребностей.
Около трети безработной молодежи, зарегистрированной в службе занятости, - это выпускники образовательных учреждений среднего (полного) общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования. Если на 01.01.92 численность безработных из числа выпускников учебных заведений составляла 4 тысячи человек, на начало 1993 года - 67 тысяч человек, то к 1 июля 1994 года - 119,2 тысячи человек, то есть за 2 года возросла в 30 раз.
Численность выпускников образовательных учреждений начального профессионального образования, получивших статус безработных, возросла за I полугодие текущего года в 1,9 раза, специалистов со средним профессиональным и высшим профессиональным образованием - в 1,5 раза.
Женщины среди безработной молодежи составляют 37,3% в общей численности безработных женщин, мужчины - около 30%. В I полугодии текущего года удельный вес безработных женщин в общей численности безработных в возрасте 16 - 29 лет составил 67,3%. За этот период трудоустроено 109,8 тысяч человек, или 35,7% в общей численности трудоустроенных за этот период.
Изменения произошли в продолжительности безработицы среди молодежи в общей численности безработных. В I полугодии 1994 года почти каждый пятый безработный из числа молодежи имеет этот статус более 8 месяцев.
Если в 1992 году средний период безработицы среди молодежи в возрасте 16 - 29 лет составлял примерно 4 месяца, в 1993 году - 4,5 месяца, то за первое полугодие 1994 года составил 5,2 месяца.
По сравнению с соответствующим периодом прошлого года, в два раза увеличилась доля безработной молодежи с периодом безработицы более года и составила на 01.07.94 - 7%.
Показатель, характеризующий долговременную безработицу, имеет значительные региональные различия. На 01.07.94 в целом по России он составил 20,4%., в 20 территориях превысил это значение в 1,5 и более раза, например, в Ярославской области (30,8%), республиках Дагестан (48,0%), Северная Осетия (34,9%), Ингушетия (42,4%), Таймырском автономном округе (31,2%).
Анализ проблем формирования молодежного рынка труда, проведенный ИСЭП РАН, показал, что качественный состав целей и потребностей безработной молодежи имеет ряд особенностей. Так, в возрастной группе от 16 до 18 лет необходима переориентация как поведенческая, так и профессиональная.
Молодежь в возрасте 18 - 24 лет, как правило, имеет среднее образование и профессию если не гражданскую, то военную. Как показывает практика, перечень профессий, предоставляемых молодым людям в учебных заведениях, до 50% остается невостребованным на рынке труда.
Среди молодежи в возрасте старше 23 лет, впервые входящей на рынок труда, значительную долю составляют выпускники учебных заведений высшего профессионального образования. Это, как правило, молодежь, нацеленная на интеллектуальный труд, предъявляющая достаточно высокие требования к его характеру, организации и уровню оплаты.
Учитывая ситуацию, сложившуюся в области занятости молодежи, ФСЗ России было принято решение о проведении эксперимента "Молодежная практика" в г. Санкт - Петербурге, Красноярском крае, Нижегородской, Ульяновской, Челябинской и Ивановской областях. Были подготовлены Приказы Федеральной службы занятости России от 23 декабря 1993 г. N 155, от 4 апреля 1994 г. N 43, от 19 мая 1994 г. N 69, от 12 августа 1994 г. N 115.
Цель "Молодежной практики" - создание временных ученических рабочих мест на предприятиях при оказании службой занятости на основании договоров финансовой помощи для приобретения молодежью профессиональных знаний, умений и навыков с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда и предоставление возможности получения постоянного рабочего места на конкретном предприятии или на другом предприятии по завершении практики или досрочно.
Были определены следующие основные элементы эксперимента:
- организация на предприятиях временных рабочих мест по договорам, заключаемым с центрами занятости (сроком до 6 месяцев) и предусматривающим получение безработными профессиональных знаний и трудовых навыков по индивидуальному учебному плану;
- трудоустройство безработного на ученическое рабочее место в рамках "Молодежной практики" на основании срочного трудового договора (контракта);
- финансирование работодателей в рамках "Молодежной практики" в форме частичной компенсации расходов по заработной плате гражданина из средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации.
Для прохождения "Молодежной практики" на предприятия, в учреждения и организации направлялись безработные граждане в возрасте от 14 до 26 лет, трудоустройство которых затруднено в связи с отсутствием для них подходящей работы.
Основными критериями при подборе предприятий для участия в эксперименте явились:
- экономическая стабильность предприятия в сегодняшних условиях, наличие перспективы развития;
- наличие в банке вакансий предприятия профессий, которые желали бы приобрести будущие участники эксперимента;
- согласие по окончании практики принять практикантов на постоянную работу;
- наличие условий для проведения теоретического и практического обучения.
В эксперименте приняли участие 402 предприятия различных форм собственности. В г. Санкт - Петербурге и Ульяновской области наибольшее число среди предприятий составляли акционерные общества (47% и 88,9% соответственно). Из 134 предприятий, принимавших участие в эксперименте в г. Санкт - Петербурге, общества с ограниченной ответственностью составили 21,6%, государственные предприятия - 11,2%, совместные предприятия - 8,2%, малые государственные, кооперативные, частные, арендные предприятия, совместные товарищества и инофирмы - 11,9%.
В остальных регионах наибольший удельный вес составляли предприятия государственной и муниципальной форм собственности.
В Нижегородской области на предприятия государственной и муниципальной форм собственности приходится 43,1%, общественные предприятия и организации - 2,7%, предприятия частной формы собственности - 19,2%, смешанной - 35%.
В Красноярском крае для проведения "Молодежной практики" центрами занятости было заключено 82 договора с 49 предприятиями, в том числе: государственной и муниципальной форм собственности - 44,9%, смешанной - 18,4% и частной - 36,7%.
В Челябинской области в эксперименте приняли участие 50 предприятий, из них: государственной и муниципальной формы собственности - 36%, общественных объединений и организаций - 60%, частной - 4%.
Как правило, на предприятиях создавались дополнительные рабочие места для практикантов. В г. Санкт - Петербурге было создано 465 дополнительных рабочих мест, в Нижегородской области - 247, в Красноярском крае - 553, в Челябинской области - 136.
По возрастным категориям распределение среди участников эксперимента следующее: 14 - 15 лет - 1,7%, 16 - 17 лет - 17,2%, наибольшее число среди участников составляет безработная молодежь в возрасте 18 - 24 лет (71,5%), на долю молодежи в возрасте 25 - 26 лет приходится 9,6%.
Среди принимавших участие в программе неполное среднее образование имеют 12%, начальное профессиональное - 35,4%, среднее профессиональное - 37%, высшее профессиональное - 15,6%.
За время эксперимента на предприятиях, где проводилась "Молодежная практика", трудоустроено 72,8% из общей численности трудоустроенных участников.
Наибольшее число трудоустроенных граждан составляют лица, имеющие начальное, среднее профессиональное образование (80%), высшее профессиональное (около 17%).
Молодежь, участвовавшая в эксперименте, обучалась более чем по 70 профессиям (специальностям), их спектр в регионах различен. Самые распространенные из них - бухгалтер, медсестра, швея, экономист, программист, оператор ЭВМ, менеджер, секретарь - референт, продавец - кассир, страховой агент, экспедитор связи и др.
Учитывая мнение региональных органов службы занятости, принимавших участие в эксперименте "Молодежная практика", и многочисленные обращения других регионов о распространении на этих территориях условий эксперимента на 1995 год, а также полученные положительные результаты, ФСЗ России считает целесообразным перейти от эксперимента к внедрению программы "Молодежная практика" на территории Российской Федерации.
В связи с этим подготовлены приказ об утверждении "Положения об организации временной занятости безработной молодежи - "Молодежная практика" и приложения к нему, регламентирующие порядок организации "Молодежной практики".
Для более успешной реализации программы до регионов Российской Федерации доведена минимальная численность участников. При обострении ситуации в области молодежной занятости количество участников может превышать численность, установленную ФСЗ России.
Для оценки эффективности реализации программы территориальные органы службы занятости будут представлять информацию за январь - июнь и январь - декабрь в структуре отчетов органов государственной службы занятости, включающую следующие показатели:
- показатели численности участников программы, их трудоустройства по окончании "Молодежной практики" или при досрочном ее завершении в разрезе половозрастной и образовательной структуры;
- финансовые показатели - средний размер субсидии, получаемой участниками "Молодежной практики" из числа выпускников образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также выпускников образовательных учреждений среднего (полного) общего образования и лиц, не завершивших образование по каким-либо причинам на момент обращения в центр занятости.
Приложение 1
ДОГОВОР N __________ "__" _______ 199_ Г. О ПРОВЕДЕНИИ "МОЛОДЕЖНОЙ ПРАКТИКИ" _________________________________________________________________, (наименование центра занятости) именуемый в дальнейшем "Центр", в лице ___________________________ _________________________________________________________________, (должность, фамилия, имя, отчество) действующего на основании ________________________________________ _________________________________________________________________, с одной стороны, и _______________________________________________ __________________________________________________________________ (наименование предприятия, организации, учреждения) _________________________________________________________________, именуемое в дальнейшем "Работодатель", в лице ____________________ _________________________________________________________________, (должность, фамилия, имя, отчество) действующего на основании ________________________________________ _________________________________________________________________, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:I. Предмет договора
Настоящий договор определяет отношения Центра и Работодателя (их обязательства, права и ответственность) при организации временных ученических рабочих мест для получения безработной молодежью профессиональных знаний, умений и навыков на предприятии.
II. Обязательства сторон
Центр:
2.1. Направляет на Предприятие безработного, которому подобрана профессия (специальность) для обучения на ученическом рабочем месте, в соответствии с перечнем, представленным работодателем, на собеседование, предварительно согласовав его время (день и час).
2.2. Обеспечивает финансирование оплаты труда гражданина, направляемого на ученическое рабочее место в рамках "Молодежной практики" в форме частичной компенсации расходов по заработной плате из средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации (далее - фонд занятости).
2.3. Представляет ежемесячно Работодателю информацию о размере заработной платы по отрасли в регионе.
2.4. Осуществляет контроль за прохождением гражданами практики, целевым использованием финансовых средств, перечисляемых Работодателю, и общую координацию действий сторон.
Работодатель:
2.5. Составляет перечень профессий (специальностей), по которым может принять безработную молодежь на ученические рабочие места.
2.6. Принимает _________ человек, на дополнительные временные рабочие места, заключает с ними срочные трудовые договора (контракты) сроком до 6 месяцев в случае, если безработные граждане прошли собеседование с Работодателем.
По результатам собеседования заполняет отрывной талон "Рекомендательного письма" и направляет в адрес центра занятости в течение 3-х дней.
2.7. Обязуется обеспечить получение гражданином профессиональных знаний, умений и навыков в соответствии с квалификационными требованиями, определенными общеотраслевыми квалификационными характеристиками профессий рабочих, должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕТКС И КС).
2.8. Составляет индивидуальный учебный план и согласовывает его с гражданином.
2.9. При трудоустройстве безработного представляет центру занятости копию приказа о его зачислении на ученическое рабочее место по конкретной профессии (специальности) и копию индивидуального учебного плана, не позднее 3-х дней со дня приема на работу.
2.10. Обеспечивает соблюдение правил и норм по охране труда в соответствии с законодательством.
2.11. Выплачивает гражданину заработную плату в том же порядке, что и заработную плату работникам предприятия.
2.12. При расторжении договора с гражданином Работодатель информирует Центр в течение 3-х дней о прекращении "Молодежной практики" и увольнении гражданина с предприятия.
2.13. По истечении срока договора или при досрочном завершении "Молодежной практики" высылает в Центр копию приказа о приеме на работу гражданина по трудовому договору (контракту) или копию приказа об увольнении его с предприятия.
2.14. При условии освоения профессии (специальности), соответствии требованиям производства и наличия вакантной должности гражданин может быть зачислен на постоянное (временное) рабочее место по окончании срока прохождения "Молодежной практики" или досрочно.
III. Финансирование и взаиморасчеты
3.1. Выделение средств для частичной компенсации расходов по заработной плате гражданина, принятого на ученическое рабочее место в рамках "Молодежной практики", осуществляется Центром в следующих размерах:
- выпускникам образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования - до 50% средней заработной платы на предприятии, но не свыше 50% среднего уровня заработной платы в регионе;
- выпускникам образовательных учреждений основного общего, среднего (полного) общего образования и лицам, не завершившим указанное образование по каким-либо причинам на момент обращения в Центр, - в размерах пособия по безработице, получаемого гражданином на момент направления на "Молодежную практику", увеличенного на 30%.
Указанные выплаты производятся с учетом фактически отработанного времени в соответствии с ведомостью расходов на оплату труда участников "Молодежной практики", представляемой Работодателем в Центр.
3.2. Перечисление финансовых средств на счет предприятия осуществляется Центром в недельный срок со дня предоставления Работодателем ведомости.
Перечисление Центром субсидии Работодателю для оплаты труда гражданина производится ежемесячно после произведенных фактически выплат.
Субсидия не включается в совокупный налогооблагаемый доход.
IV. Условия прекращения договора
4.1. Действие договора может быть прекращено в следующих случаях:
- невыполнения индивидуального учебного плана работодателем;
- нарушения правил и норм по охране труда на временном ученическом рабочем месте;
- нецелевого использования Работодателем средств, перечисляемых Центром на оплату труда граждан;
- признания факта несостоятельности (банкротства) предприятия или вынесения решения о назначении внешнего управления, санации предприятия в соответствии с законодательством.
В случае нецелевого использования денег Работодателем, средства, выделенные на субсидию, возвращаются в фонд занятости в бесспорном порядке и в полном объеме в течение двух недель после расторжения договора.
4.2. В случае увольнения гражданина до окончания действия договора Работодатель и Центр производят взаиморасчеты в течение двух недель со дня его увольнения.
V. Срок действия договора
5.1. Настоящий договор действует с момента подписания до "__" _________ 199_ г.
VI. Подписи и юридические адреса сторон
"Центр" "Работодатель" Адрес: Адрес: Расчетный счет: Расчетный счет: Директор "Центра" "Работодатель" М.П. М.П.Приложение 2
ПРИМЕРНЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН < * >
(участника "Молодежной практики")
< * > Составляется на основе примерной образовательной программы для подготовки кадров на производстве.
__________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) Направлен центром занятости ______________________________________ на ученическое рабочее место в рамках "Молодежной практики" Обучается по профессии (специальности) ___________________________ __________________________________________________________________ (наименование предприятия, учреждения, организации) Срок практики с "___________________" 199_ г по "______" 199_ г. ┌─────────────────────────────────┬──────┬────────────┬──────────┐ │ Тема занятия │Кол-во│Руководитель│ Отметка о│ │ │ часов│ │выполнении│ ├─────────────────────────────────┼──────┼────────────┼──────────┤ │Теоретический курс обучения: │ │ │ │ ├─────────────────────────────────┼──────┼────────────┼──────────┤ │знания по профессии│ │ │ │ │(специальности) │ │ │ │ ├─────────────────────────────────┼──────┼────────────┼──────────┤ │изучение вопросов охраны труда на│ │ │ │ │предприятии │ │ │ │ ├─────────────────────────────────┼──────┼────────────┼──────────┤ │изучение основ рыночной экономики│ │ │ │ │и трудового законодательства │ │ │ │ ├─────────────────────────────────┼──────┼────────────┼──────────┤ │Производственное (практическое)│ │ │ │ │обучение: │ │ │ │ │- обучение профессиональным│ │ │ │ │навыкам и умениям │ │ │ │ └─────────────────────────────────┴──────┴────────────┴──────────┘ Гражданин _____________________________ ___________ (фамилия, имя, отчество) (подпись) Представитель предприятия ________________________ __________ (фамилия, имя, отчество) (подпись)Приложение 3
Бланк центра занятости __________________________ (наименование предприятия) __________________________ (адрес, телефон) РЕКОМЕНДАТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО (участника программы "Молодежная практика") Представляем Вам _____________________________________________ (фамилия, имя, отчество) Уровень образования __________________________________________ (основное общее, среднее (полное) общее, __________________________________________________________________ начальное, среднее или высшее профессиональное) Размер пособия, получаемого безработным на момент направления на "Молодежную практику" (заполняется только для выпускников образовательных учреждений основного общего, среднего (полного) общего образования и лиц, по каким-либо причинам не завершившим указанное образование на момент обращения в центр занятости), _______ рублей в качестве кандидата на ученическое рабочее место в рамках "Молодежной практики" по профессии (специальности) в соответствии с Вашим перечнем профессий (специальностей), представленным в договоре от ______ N ____ для прохождения собеседования. Просим Вас по результатам собеседования заполнить отрывной талон и направить его в адрес центра занятости в течение 3-х дней. Специалист __________________________ ____________ центра занятости (фамилия, имя, отчество) (подпись) --------------------------ОТРЫВНАЯ ЧАСТЬ-------------------------- Центр занятости ______________________________________________ Почтовый адрес _______________________________________________ ОТВЕТ О ПРИНЯТОМ РЕШЕНИИ Сообщаем Вам, что ___________________________________________, (фамилия, имя, отчество) направленный для трудоустройства на ученическое рабочее место в рамках "Молодежной практики", принимается на работу с "__" ______ 199_ г. по профессии (специальности) _________________ Приказ (срочный трудовой договор) от ________ N ______________ Может быть принят на работу после прохождения ________________ __________________________________________________________________ (медицинской комиссии, дополнительного собеседования и др.) Кандидатура отклонена в связи с ______________________________ __________________________________________________________________ (указать причины) Наименование предприятия _____________________________________ ______________________ ________________ ______________ (должность) (Ф.И.О.) (подпись) МП "_________" 199_ годаПриложение 4
Исключено. - Приказ ФСЗ РФ от 24.01.96 N 18.
Приложение 5
ЧИСЛЕННОСТЬ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ "МОЛОДЕЖНАЯ ПРАКТИКА"
НА 1995 ГОД
Российская Федерация 50000 Северный район 3273 Архангельская область 1252 Ненецкий авт. округ 65 Вологодская область 369 Мурманская область 480 Республика Карелия 393 Республика Коми 714 Северо - Западный район 2902 г. Санкт - Петербург 1133 Ленинградская область 870 Новгородская область 283 Псковская область 616 Центральный район 8879 Брянская область 945 Владимирская область 1432 Ивановская область 1664 Тверская область 314 Калужская область 213 Костромская область 699 г. Москва 194 Московская область 1424 Орловская область 423 Рязанская область 212 Смоленская область 43 Тульская область 326 Ярославская область 990 Волго - Вятский район 4912 Нижегородская область 719 Кировская область 1468 Республика Марий Эл 411 Республика Мордовия 1076 Чувашская республика 1238 Центрально - Черноземный район 2104 Белгородская область 269 Воронежская область 348 Курская область 397 Липецкая область 153 Тамбовская область 937 Поволжский район 4358 Астраханская область 650 Волгоградская область 227 Самарская область 512 Пензенская область 1145 Саратовская область 627 Ульяновская область 547 Республика Калмыкия 307 Республика Татарстан 343 Северо - Кавказский район 7256 Краснодарский край 589 Республика Адыгея 387 Ставропольский край 405 Карачаево - Черкесская республика 93 Ростовская область 495 Республика Дагестан 3978 Кабардино - Балкарская республика 431 Республика Северная Осетия 168 Ингушская Республика 689 Чеченская Республика 21 Уральский район 6790 Курганская область 320 Оренбургская область 180 Пермская область 1360 Коми - Пермяцкий авт. округ 162 Свердловская область 1400 Челябинская область 1343 Республика Башкортостан 707 Удмуртская республика 1318 Западно - Сибирский район 3505 Алтайский край 928 Республика Алтай 18 Кемеровская область 514 Новосибирская область 817 Омская область 192 Томская область 211 Тюменская область 301 Ханты - Мансийский авт. округ 420 Ямало - Ненецкий авт. округ 104 Восточно - Сибирский район 2695 Красноярский край 624 Республика Хакасия 154 Таймырский авт. округ 40 Эвенкийский авт. округ 0 Иркутская область 1292 Усть - Ордынский Бурятский автономный округ 37 Читинская область 151 Агинский Бурятский авт. округ 8 Республика Бурятия 219 Республика Тува 170 Дальневосточный район 2273 Приморский край 468 Хабаровский край 429 Еврейская авт. область 15 Амурская область 325 Камчатская область 157 Корякский авт. округ 9 Магаданская область 149 Чукотский авт. округ 35 Сахалинская область 609 Республика Саха (Якутия) 77 Калининградская область 584 Централизованная часть 469Приложение 6
ПРИМЕРНАЯ МЕТОДИКА РАСЧЕТА
ЧИСЛЕННОСТИ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ "МОЛОДЕЖНАЯ ПРАКТИКА"
1. Планируемая численность участников программы (ЧУр), устанавливаемая ежегодно ФСЗ России для органов федеральной государственной службы занятости населения республиканских в составе Российской Федерации, краевых, областных, автономных образований, городов Москвы и Санкт - Петербурга (далее - субъекты Российской Федерации).
2. Фактическая численность безработных из числа выпускников образовательных учреждений основного общего, среднего (полного) общего, начального, среднего и высшего профессионального образования (ЧБВ), зарегистрированных в органах Федеральной государственной службы занятости населения Российской Федерации, - по форме статистической отчетности 1-т (трудоустройство).
3. Коэффициент участия в программе "Молодежная практика" служб занятости территорий, подведомственных субъектам Российской Федерации (Куч) рассчитывается по формуле:
Куч = ЧУр / ЧБВ
4. Планируемая численность участников программы (ЧУП) для служб занятости территорий, подведомственных субъектам Российской Федерации, рассчитывается органами федеральной государственной службы занятости населения республиканских в составе Российской Федерации, краевых, областных, автономных образований, городов Москвы и Санкт - Петербурга по формуле:
ЧУП = ЧБВ x Куч
Приложение 7
СТРУКТУРА ОТЧЕТА
ОБ ИТОГАХ "МОЛОДЕЖНОЙ ПРАКТИКИ"
(представляется в структуре полугодового и годового
отчета органов государственной службы занятости)
(в ред. Приказа ФСЗ РФ от 24.01.96 N 18)
Таблица 1
┌──┬───────────────────────────────┬───────────────┬─────────────┐ │ │ │Приняло участие│Трудоустроено│ │ │ │ в Программе │после оконча-│ │ │ │ "Молодежная │ния "Молодеж-│ │ │ │ практика" │ной практики"│ ├──┼───────────────────────────────┼───────────────┼─────────────┤ │ │ 1 │ 2 │ 3 │ ├──┼───────────────────────────────┼───────────────┼─────────────┤ │01│Всего, человек │ │ │ ├──┼───────────────────────────────┼───────────────┼─────────────┤ │ │в том числе: │ │ │ ├──┼───────────────────────────────┼───────────────┼─────────────┤ │02│в возрасте до 18 лет │ │ │ ├──┼───────────────────────────────┼───────────────┼─────────────┤ │03│от 18 до 26 лет │ │ │ ├──┼───────────────────────────────┼───────────────┼─────────────┤ │ │по образованию: │ │ │ ├──┼───────────────────────────────┼───────────────┼─────────────┤ │04│основное общее, среднее│ │ │ │ │(полное) общее и не завершившие│ │ │ │ │указанное образование │ │ │ ├──┼───────────────────────────────┼───────────────┼─────────────┤ │05│начальное профессиональное │ │ │ ├──┼───────────────────────────────┼───────────────┼─────────────┤ │06│среднее профессиональное │ │ │ ├──┼───────────────────────────────┼───────────────┼─────────────┤ │07│высшее профессиональное │ │ │ ├──┼───────────────────────────────┼───────────────┼─────────────┤ │ │Из строки 01 │ │ │ ├──┼───────────────────────────────┼───────────────┼─────────────┤ │08│женщины │ │ │ ├──┼───────────────────────────────┼───────────────┼─────────────┤ │09│проживающие в сельской│ │ │ │ │местности │ │ │ └──┴───────────────────────────────┴───────────────┴─────────────┘Таблица 2
┌──┬───────────────────────────────┬─────────────────────────────┐ │ │ │ Проходили "Молодежную │ │ │ │ практику" │ │ │ ├───────────────┬─────────────┤ │ │ │ по профессиям │по должностям│ │ │ │ рабочих │ служащих │ ├──┼───────────────────────────────┼───────────────┼─────────────┤ │ │ 1 │ 2 │ 3 │ ├──┼───────────────────────────────┼───────────────┼─────────────┤ │01│Всего, человек │ │ │ ├──┼───────────────────────────────┼───────────────┼─────────────┤ │ │в том числе по образованию: │ │ │ ├──┼───────────────────────────────┼───────────────┼─────────────┤ │02│основное общее, среднее│ │ │ │ │(полное) общее и не завершившие│ │ │ │ │указанное образование │ │ │ ├──┼───────────────────────────────┼───────────────┼─────────────┤ │03│начальное профессиональное │ │ │ ├──┼───────────────────────────────┼───────────────┼─────────────┤ │04│среднее профессиональное │ │ │ ├──┼───────────────────────────────┼───────────────┼─────────────┤ │05│высшее профессиональное │ │ │ └──┴───────────────────────────────┴───────────────┴─────────────┘Справочно:
1. Установленная численность участников Программы на отчетный год ________, человек (устанавливается региональными органами службы занятости для районных, городских центров занятости).
2. Сумма затрат на реализацию Программы "Молодежная практика" в отчетном периоде _____, тыс. рублей.
3. Число предприятий, принявших участие в программе _____ ед., в том числе государственные и муниципальные предприятия _________.
4. Основные профессии, должности, по которым были трудоустроены безработные в период участия в Программе (указать):
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________