МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ
ПРИКАЗ
от 15 апреля 2008 г. N 200
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ, ПРОВЕДЕНИЯ
И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОВЕРОК ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ПОРЯДКА РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ РЕВИЗИЙ И ПРОВЕРОК
ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ
ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
В ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОСКУЛЬТУРЫ
В целях надлежащего обеспечения контрольно-ревизионной деятельности Федеральным агентством по культуре и кинематографии, а также улучшения организации работы по своевременному устранению нарушений и недостатков, выявленных органами государственного финансового контроля в подведомственных учреждениях Роскультуры, приказываю:
1. Утвердить Порядок организации, проведения и реализации проверок финансово-хозяйственной деятельности в подведомственных учреждениях, проводимых Роскультурой (Приложение N 1).
2. Утвердить Порядок рассмотрения материалов ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемых органами государственного финансового контроля в подведомственных Роскультуре учреждениях (Приложение N 2).
3. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя Руководителя А.А. Голутву.
Руководитель
М.Е.ШВЫДКОЙ
Приложение N 1
Утвержден
Приказом Роскультуры
от 15 апреля 2008 г. N 200
ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ, ПРОВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОВЕРОК
ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ РОСКУЛЬТУРЫ
1. Общие положения
1.1. Проверяющие в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о Федеральном агентстве по культуре и кинематографии (далее - Роскультура), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 291, осуществляют в пределах своей компетенции финансовый контроль за исполнением законодательства Российской Федерации и целевым использованием бюджетных средств подведомственными учреждениями Роскультуры.
1.2. При организации и проведении проверок, оформлении и реализации их результатов проверяющие руководствуются Конституцией Российской Федерации, законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, касающимися вопросов осуществления финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений.
2. Понятие, цель и задачи проверки
2.1. Проверка финансово-хозяйственной деятельности представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности, совершенных в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций подведомственными учреждениями, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами возложена ответственность за их осуществление.
2.2. Цель проверки - определение правомерности, в том числе целевого характера, эффективности использования средств федерального бюджета, средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, при выполнении подведомственными учреждениями задач, связанных с обеспечением уставной деятельности, соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении учреждениями хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества, обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными сметами.
2.3. Основной задачей проверки является осуществление комплекса контрольных действий по изучению:
соответствия осуществляемой деятельности учреждения его учредительным документам;
исполнения смет;
использования средств федерального бюджета по целевому назначению;
поступления и расходования средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
обеспечения сохранности материальных ценностей;
использования федерального имущества, находящегося в оперативном управлении;
соблюдения требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями средств федерального бюджета;
ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверности бухгалтерской (бюджетной) отчетности.
3. Назначение проверки
3.1. Проверка осуществляется в плановом и неплановом порядке.
Планы проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности формируются Управлением экономики и финансов с предложениями структурных подразделений и утверждаются руководством Роскультуры.
Проверка учреждений осуществляется в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
3.2. Проверка назначается руководством Роскультуры.
Решение о назначении проверки оформляется приказом, в котором указываются наименование проверяемой организации, проверяемый период, тема проверки, основание проведения проверки, персональный состав проверяющей группы, срок проведения проверки.
На основании приказа оформляется удостоверение на проведение проверки, которое подписывается лицом, назначившим проверку, и заверяется печатью Роскультуры.
3.3. Срок проведения проверки и представления материалов по ее результатам, персональный состав комиссии определяются руководством Роскультуры с учетом предложений структурных подразделений, исходя из темы проверки, объема предстоящих контрольных действий, особенностей финансово-хозяйственной деятельности проверяемого учреждения и других обстоятельств.
3.4. Срок проведения проверки, как правило, не может превышать 30 календарных дней.
Срок проведения проверки, установленный при назначении проверки, может быть продлен руководством Роскультуры на основе мотивированного представления проверяющего (председателя комиссии), но не более чем на 15 календарных дней. Продление срока проверки оформляется приказом. Решение о продлении срока проведения проверки доводится до сведения проверяемого учреждения.
3.5. Проверка может быть приостановлена в случае отсутствия или неудовлетворительного состояния бухгалтерского (бюджетного) учета в проверяемом учреждении либо при наличии иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение проверки.
3.6. Решение о приостановлении проверки принимается лицом, назначившим проверку, на основе мотивированного представления проверяющего (председателя комиссии).
В срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении проверки лицо, принявшее такое решение:
- письменно извещает руководителя учреждения о приостановлении проверки;
- направляет в проверяемое учреждение письменное предписание о восстановлении бухгалтерского (бюджетного) учета или устранении выявленных нарушений в бухгалтерском (бюджетном) учете либо устранении иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение проверки.
3.7. После устранения причин приостановления проверки проверяющие возобновляют проведение проверки в сроки, устанавливаемые лицом, назначившим проверку.
3.8. Для проведения проверки лицо, назначившее проверку, утверждает программу.
Программа проверки должна содержать перечень основных вопросов, по которым проверяющие проводят в ходе проверки контрольные действия и проверяемый период.
При необходимости и исходя из конкретных обстоятельств проведения проверки программа проверки может быть изменена лицом, назначившим проверку.
4. Проведение проверки
4.1. Проверяющие должны предъявить руководителю проверяемого учреждения приказ и удостоверение на право проведения проверки, ознакомить его с основными задачами. Руководитель проверяемого учреждения должен решить организационно-технические вопросы проведения проверки.
4.2. При проведении проверки проверяющие должны иметь служебные удостоверения.
4.3. В ходе проверки проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных учреждением в проверяемый период.
Контрольные действия по документальному изучению проводятся по финансовым, бухгалтерским, отчетным и иным документам проверяемого учреждения, в том числе путем анализа и оценки полученной из них информации.
Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета и т.п.
По требованию проверяющих в соответствии с действующим порядком руководитель проверяемого учреждения обязан организовать проведение инвентаризации наличных денежных средств в кассе учреждения и материальных ценностей.
4.5. Контрольные действия могут проводиться сплошным или выборочным способом.
Сплошной способ заключается в проведении контрольного действия в отношении всей совокупности финансовых и хозяйственных операций.
Выборочный способ заключается в проведении контрольного действия в отношении части финансовых и хозяйственных операций.
4.6. Решение об использовании сплошного или выборочного способа проведения контрольных действий программы проверки принимают проверяющие исходя из содержания программы проверки, объема финансовых и хозяйственных операций, состояния бухгалтерского (бюджетного) учета в проверяемом учреждении, срока проверки и иных обстоятельств.
4.7. При проведении проверки в обязательном порядке проводятся контрольные действия в отношении кассовых операций по лицевым и расчетным счетам, операций с материальными ценностями.
4.8. В ходе проверки проводятся контрольные действия по изучению:
учредительных, регистрационных, плановых, бухгалтерских, отчетных и других документов (по форме и содержанию);
полноты, своевременности и правильности отражения совершенных финансовых и хозяйственных операций в бухгалтерском (бюджетном) учете и бухгалтерской (бюджетной) отчетности, в том числе путем сопоставления записей в учетных регистрах с первичными учетными документами, показателей бухгалтерской (бюджетной) отчетности с данными аналитического учета;
фактического наличия, сохранности и правильного использования материальных ценностей, денежных средств, достоверности расчетов, выполненных работ и оказанных услуг, операций по формированию затрат и финансовых результатов;
постановки и состояния бухгалтерского (бюджетного) учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности в проверяемом учреждении;
состояния системы внутреннего контроля в проверяемом учреждении, в том числе наличия и состояния текущего контроля за движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг;
принятых проверяемым учреждением мер по устранению нарушений, возмещению материального ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц по результатам предыдущей проверки.
4.9. Проверяющие вправе получать необходимые письменные объяснения от должностных, материально-ответственных и иных лиц проверяемого учреждения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных действий. В случае отказа от представления указанных объяснений, справок, сведений и копий документов в акте проверки делается соответствующая запись.
4.10. В ходе проверки могут составляться справки по результатам проведения контрольных действий по отдельным вопросам программы проверки.
Указанная справка составляется проверяющим (председателем комиссии), подписывается им, подписывается должностным лицом проверяемого учреждения, ответственным за соответствующий участок работы проверяемого учреждения.
В случае отказа указанного должностного лица подписать справку в конце справки делается запись об отказе указанного лица от подписания справки. В этом случае к справке прилагаются возражения указанного должностного лица.
Справки прилагаются к акту проверки, а информация, изложенная в них, учитывается при составлении акта проверки.
5. Оформление результатов проверки
5.1. Результаты проверки оформляются актом, который подписывается проверяющим (председателем комиссии), руководителем и главным бухгалтером проверяемого учреждения.
5.2. Акт проверки состоит из вводной, описательной и заключительной частей.
5.3. Вводная часть акта проверки должна содержать следующие сведения:
тема проверки;
дата и место составления акта проверки;
основание назначения проверки, в том числе указание на плановый характер, либо проведение по обращению, требованию или поручению соответствующего органа;
фамилии, инициалы и должности проверяющего;
проверяемый период;
срок проведения проверки;
сведения о проверенном учреждении:
полное и краткое наименования,
ведомственная принадлежность;
имеющиеся лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности;
перечень и реквизиты всех счетов в кредитных организациях, а также лицевых счетов в органах Федерального казначейства;
фамилии, инициалы и должности лиц, имевших право подписи денежных и расчетных документов в проверяемый период;
кем и когда проводилась предыдущая проверка, а также сведения об устранении нарушений, выявленных в ходе ее;
иные данные, необходимые, по мнению проверяющего или руководителя группы, для полной характеристики проверенной организации.
5.4. Описательная часть акта проверки должна содержать описание проведенной работы и выявленных нарушений по каждому вопросу программы проверки.
5.5. Заключительная часть акта проверки должна содержать обобщенную информацию о результатах проверки, в том числе выявленных нарушениях, сгруппированных по видам, с указанием по каждому виду финансовых нарушений общей суммы, на которую они выявлены. Суммы выявленного нецелевого использования бюджетных средств указываются в разрезе кодов классификации расходов.
5.6. При составлении акта проверки должны быть обеспечены объективность, обоснованность, системность, четкость, доступность изложения.
5.7. Результаты проверки излагаются в акте на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных имеющимися в проверяемых учреждениях документами, результатами контрольных действий, заключений специалистов, объяснений должностных и материально ответственных лиц.
5.8. Копии документов, подтверждающие выявленные в ходе проверки финансовые нарушения, заверяются подписью руководителя проверенного учреждения или должностного лица, уполномоченного руководителем проверенного учреждения, и печатью проверенного учреждения.
Указанные документы (копии) и материалы прилагаются к акту проверки.
5.9. В описании каждого нарушения, выявленного в ходе проверки, должны быть указаны: положения законодательных и нормативных правовых актов, которые были нарушены, к какому периоду относится выявленное нарушение, в чем выразилось нарушение, документально подтвержденная сумма нарушения, должностное, материально ответственное или иное лицо проверенного учреждения, допустившее нарушение.
5.10. В акте проверки не допускаются:
выводы, предположения, факты, не подтвержденные соответствующими документами;
морально-этическая оценка действий должностных, материально ответственных и иных лиц проверенного учреждения.
5.11. Акт проверки составляется:
- в двух экземплярах, в случаях, когда проверка назначена руководством Роскультуры: один экземпляр для проверенной организации; один экземпляр для Роскультуры;
- в трех экземплярах, в случаях, когда проверка проводится по мотивированному обращению других органов государственного финансового контроля: один экземпляр для органа, по мотивированному обращению, требованию или поручению которого проведена проверка; один экземпляр для проверенной организации; один экземпляр для Роскультуры.
5.12. Каждый экземпляр акта проверки подписывается проверяющим, (председателем комиссии), руководителем и главным бухгалтером проверяемого учреждения.
5.13. Проверяющий (председатель комиссии) устанавливает по согласованию с руководителем учреждения срок для ознакомления последнего с актом проверки и его подписания, но не более 5 рабочих дней со дня вручения ему акта.
5.14. При наличии у руководителя учреждения возражений по акту проверки он делает об этом отметку перед своей подписью и вместе с подписанным актом представляет проверяющему (председателю комиссии) письменные возражения. Письменные возражения по акту проверки приобщаются к материалам проверки.
5.15. Проверяющий (председатель комиссии) в срок до 30 рабочих дней со дня получения письменных возражений по акту проверки, рассматривает обоснованность этих возражений и дает по ним письменное заключение. Указанное заключение утверждается лицом, назначившим проверку. Один экземпляр заключения направляется проверенной организации; один экземпляр заключения приобщается к материалам проверки.
Заключение направляется проверенной организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо вручается руководителю организации или лицу, им уполномоченному, под расписку.
5.15. В случае отказа руководителя учреждения подписать акт проверки проверяющим (председателем комиссии) в конце акта делается запись об отказе указанного лица от подписания акта.
5.16. Акт проверки со всеми приложениями представляются проверяющим (председателем комиссии) лицу, назначившему проверку, не позднее 5 рабочих дней после подписания его в проверяемом учреждении.
5.17. Датой окончания проверки является дата подписания акта, а при наличии возражений - дата подписания заключения по ним.
5.18. В случае возникновения ситуаций, не регламентированных данным Порядком, проверяющие обязаны руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
6. Реализация материалов проверки
6.1. Материалы проверки состоят из акта и надлежаще оформленных приложений, на которые имеются ссылки в акте: документы, копии документов, справки, объяснения должностных, материально-ответственных лиц и т.п.
Материалы каждой проверки в делопроизводстве должны составлять отдельное дело с соответствующим номером, наименованием и количеством томов этого дела.
6.2. При выявлении нарушений руководитель проверенного учреждения в пятидневный срок после подписания акта издает в соответствии с действующим законодательством приказ (распоряжение) о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в выявленных нарушениях, составляет план мероприятий по устранению причин возникновения данных нарушений и представляет указанные материалы в Роскультуру.
В тех случаях, когда принятыми в ходе проверки мерами не обеспечивается полное устранение всех выявленных нарушений, в приказе устанавливаются сроки устранения по каждому конкретному нарушению.
6.3. Руководитель проверенного учреждения несет в соответствии с действующим законодательством ответственность в случае если меры по устранению выявленных нарушений и привлечению к ответственности виновных лиц не приняты или таких недостаточно.
6.4. При получении Роскультурой от руководителя проверенного учреждения информации о принятии мер по устранению нарушений Управление экономики и финансов представляет в курирующее подразделение материалы проверки вместе с информацией проверенного учреждения.
6.5. Поступившие от проверенного учреждения сведения рассматриваются на предмет полноты выполнения мероприятий, устранения нарушений и недостатков, возмещения ущерба, достоверности и своевременности представленной информации.
6.6. Курирующие подразделения Роскультуры в пятидневный срок представляют в Управление экономики и финансов свои предложения по принятию мер в случае выявления нарушений в проверенном учреждении и мерах дисциплинарной ответственности к руководителям учреждений.
6.7. По результатам предложений, представленных курирующими структурными подразделениями по принятию мер в проверенном учреждении, Управление экономики и финансов подготавливает служебную записку руководству Роскультуры с указанием конкретных предложений по устранению выявленных нарушений и недостатков, возмещению материального ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц. При необходимости, одновременно со служебной запиской либо по указанию руководства Роскультуры подготавливается проект приказа (письма) с указанием основных нарушений и недостатков и конкретными предложениями по их устранению.
6.8. Во всех реализационных документах устанавливается конкретный срок выполнения мероприятий по устранению недостатков и другим вопросам, относящимся к финансово-хозяйственной деятельности проверенного учреждения, а в письмах, кроме того, - сроки представления сведений о принятых адресатами мерах.
6.9. По проведенным проверкам сотрудники Управления экономики и финансов обеспечивают контроль за устранением выявленных нарушений и выполнением решений, принятых по результатам проверок.
Приложение N 2
Утвержден
Приказом Роскультуры
от 15 апреля 2008 г. N 200
ПОРЯДОК
РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ РЕВИЗИЙ И ПРОВЕРОК
ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ
ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
В ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОСКУЛЬТУРЫ
1. Руководители подведомственных учреждений направляют в Роскультуру копии материалов (актов, приложений к ним, возражений проверяемых и заключений по ним проверяющих) ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности, проведенных органами государственного финансового контроля независимо от их ведомственной принадлежности, и планов (приказов) по устранению выявленных нарушений и недостатков в пятидневный срок со дня подписания актов. Сведения о выполнении планов (приказов) по устранению нарушений и недостатков, выявленных ревизиями и проверками финансово-хозяйственной деятельности, проведенных органами государственного финансового контроля представляются в Управление экономики и финансов.
2. Управление делами при поступлении материалов ревизий и проверок, проведенных органами государственного финансового контроля, направляет их в Управление экономики и финансов, а копии указанных документов - в соответствующие курирующие подразделения Роскультуры.
3. Управление экономики и финансов:
- анализирует и обобщает материалы ревизий и проверок, проведенных органами государственного финансового контроля. По результатам анализа не реже одного раза в полугодие представляет руководству Роскультуры и направляет в подведомственные учреждения аналитические и информационные материалы;
- незамедлительно докладывает руководству Роскультуры о выявленных ревизиями и проверками фактах нарушений законодательства Российской Федерации, повлекших причинение значительного ущерба;
- при получении извещения об изменении лимитов бюджетных обязательств и на основании казначейского уведомления о блокировке лимитов бюджетных обязательств отзывает лимиты бюджетных обязательств по учреждениям, допустившим нецелевое использование средств федерального бюджета;
- осуществляет контроль за устранением учреждениями выявленных ревизиями и проверками нарушений и недостатков в финансово-хозяйственной деятельности.
4. Руководители структурных подразделений Роскультуры, курирующие проверенные учреждения совместно с Управлением экономки и финансов:
- в десятидневный срок со дня поступления рассматривают материалы ревизий и проверок, курируемых ими подведомственных учреждений, и принимают соответствующие меры к устранению выявленных нарушений и недостатков;
- в случае выявления ревизиями и проверками фактов использования не по целевому назначению средств федерального бюджета и внебюджетных средств в значительных размерах, а также других грубых нарушений в финансово-хозяйственной деятельности проверенных учреждений в течение 20 дней обеспечивают подготовку и согласование проектов приказов Роскультуры, в которых определяют исчерпывающие меры к устранению нарушений и недостатков и привлечению к установленной законодательством Российской Федерации ответственности виновных в допущенных нарушениях лиц;
- в месячный срок готовят и направляют в органы государственного финансового контроля в соответствии с их письмами (представлениями) о результатах проведенных ревизий и проверок информацию о принятых мерах к устранению нарушений и недостатков в финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений.