1. Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Счет-фактура может быть составлен и выставлен на бумажном носителе и (или) в электронной форме. Счета-фактуры составляются в электронной форме по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у указанных сторон совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки этих счетов-фактур, если иное не предусмотрено настоящей статьей, в соответствии с установленными форматами и порядком.
Корректировочный счет-фактура, выставленный продавцом покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, является документом, служащим основанием для принятия продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем, исполняющим обязанности налогового агента в соответствии с пунктом 8 статьи 161 настоящего Кодекса, исчисленных сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Корректировочный счет-фактура, составленный при изменении стоимости отгруженных товаров, указанных в абзаце первом пункта 8 статьи 161 настоящего Кодекса, в том числе в случае изменения цены и (или) изменения количества (объема) отгруженных товаров, является документом, служащим основанием для принятия покупателем, исполняющим обязанности налогового агента в соответствии с пунктом 8 статьи 161 настоящего Кодекса, сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.
1.1. При реализации, передаче в составе выполненных работ товаров, подлежащих прослеживаемости, счета-фактуры, в том числе корректировочные счета-фактуры, выставляются в электронной форме, за исключением случаев:
1) реализации, передачи в составе выполненных работ товаров, подлежащих прослеживаемости, физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд, а также налогоплательщикам налога на профессиональный доход;
2) реализации и перемещения товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта);
3) реализации и перемещения товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации на территорию другого государства - члена Евразийского экономического союза.
1.2. Организации и (или) индивидуальные предприниматели при приобретении, получении в составе выполненных работ товаров, подлежащих прослеживаемости, обязаны обеспечить получение счетов-фактур, в том числе корректировочных счетов-фактур, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
2. Счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных пунктами 5, 5.1 и 6 настоящей статьи. Корректировочный счет-фактура, выставленный продавцом покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, является основанием для принятия продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных пунктами 5.2 и 6 настоящей статьи.
Ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, а также неуказание (неверное указание) в счете-фактуре сведений, установленных подпунктами 16 - 18 пункта 5 настоящей статьи, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.
Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом. Невыполнение не предусмотренных пунктами 5.2 и 6 настоящей статьи требований к корректировочному счету-фактуре, выставленному продавцом покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, не может являться основанием для отказа в принятии к вычету продавцом суммы налога.
Положения настоящего пункта применяются также к счетам-фактурам, корректировочным счетам-фактурам, выставляемым налогоплательщиком покупателю, исполняющему обязанности налогового агента в соответствии с пунктом 8 статьи 161 настоящего Кодекса.
3. Налогоплательщик (в том числе являющийся налоговым агентом) обязан составить счет-фактуру, вести книги покупок и книги продаж:
1) при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено подпунктом 1.1 настоящего пункта). При совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, за исключением операций по реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, лицам, не являющимся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, по письменному согласию сторон сделки счета-фактуры не составляются;
1.1) при совершении операций по реализации товаров, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 настоящего Кодекса, вывезенных за пределы территории Российской Федерации на территорию государства - члена Евразийского экономического союза;
2) в иных случаях, определенных в установленном порядке.
3.1. Налогоплательщики, в том числе освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, лица, не являющиеся налогоплательщиками, в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции, а также при выполнении функций застройщика обязаны вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности.
Для налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность на основе договоров транспортной экспедиции, положения абзаца первого настоящего пункта применяются в случае определения ими налоговой базы как суммы дохода, полученной в виде вознаграждения при исполнении данных договоров.
Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на основе договоров транспортной экспедиции, не являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость либо являющихся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, положения абзаца первого настоящего пункта применяются в случае, если при определении ими налоговой базы в порядке, установленном главами 23, 25, 26.1 и 26.2 настоящего Кодекса, в составе доходов учитываются доходы в виде вознаграждения при исполнении данных договоров.
В журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур не подлежат регистрации счета-фактуры, выставленные на сумму дохода в виде вознаграждения при исполнении указанных в настоящем пункте договоров.
Положения настоящего пункта не распространяются на налоговых агентов, указанных в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 настоящего Кодекса.
3.2. Иностранные организации, подлежащие постановке на учет в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, счета-фактуры не составляют, книги покупок, книги продаж, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в части оказания услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса, не ведут.
4. Утратил силу с 1 января 2014 года. - Федеральный закон от 28.12.2013 N 420-ФЗ.
5. В счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должны быть указаны:
1) порядковый номер и дата составления счета-фактуры;
2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика (налогового агента) и покупателя;
3) наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;
4) номер платежно-расчетного документа в случае получения оплаты, частичной оплаты или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, реквизиты, позволяющие идентифицировать документ об отгрузке товаров (о выполнении работ, об оказании услуг), о передаче имущественных прав;
5) порядковый номер записи поставляемых (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав и единица измерения (при возможности ее указания);
6) количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг), исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания);
6.1) наименование валюты;
6.2) идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) (при наличии);
7) цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;
8) стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав без налога;
9) сумма акциза по подакцизным товарам;
10) налоговая ставка;
11) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;
12) стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав с учетом суммы налога;
13) исключен. - Федеральный закон от 29.12.2000 N 166-ФЗ;
13) страна происхождения товара;
14) регистрационный номер декларации на товары;
15) код вида товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. Сведения, предусмотренные настоящим подпунктом, указываются в отношении товаров, вывезенных за пределы территории Российской Федерации на территорию государства - члена Евразийского экономического союза;
16) регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости;
17) количественная единица измерения товара, используемая в целях осуществления прослеживаемости;
18) количество товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости;
19) стоимость товара, подлежащего прослеживаемости.
Сведения, предусмотренные подпунктом 13 настоящего пункта, указываются в отношении товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация. Сведения, предусмотренные подпунктом 14 настоящего пункта, указываются в отношении товаров, страной происхождения которых не являются государства - члены Евразийского экономического союза. Налогоплательщик, реализующий указанные товары, несет ответственность только за соответствие указанных сведений в предъявляемых им счетах-фактурах сведениям, содержащимся в полученных им счетах-фактурах и товаросопроводительных документах.
Сведения, предусмотренные подпунктами 16 - 19 настоящего пункта, указываются при реализации товаров (в том числе в составе комплектов (наборов), подлежащих прослеживаемости, а также при передаче товаров, подлежащих прослеживаемости, в составе выполненных работ.
5.1. В счете-фактуре, выставляемом при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, должны быть указаны:
1) порядковый номер и дата составления счета-фактуры;
2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика (налогового агента) и покупателя;
3) номер платежно-расчетного документа;
4) наименование поставляемых товаров (описание работ, услуг), имущественных прав;
4.1) наименование валюты;
4.2) идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) (при наличии);
5) сумма оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав;
6) налоговая ставка;
7) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок.
5.2. В корректировочном счете-фактуре, выставляемом при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав, должны быть указаны:
1) наименование "корректировочный счет-фактура", порядковый номер и дата составления корректировочного счета-фактуры;
2) порядковый номер и дата составления счета-фактуры (счетов-фактур), по которому (которым) осуществляется изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав;
3) наименования, адреса и идентификационные номера налогоплательщика (налогового агента) и покупателя;
4) порядковый номер записи поставляемых (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав и единица измерения (при возможности ее указания), по которым осуществляются изменение цены (тарифа) и (или) уточнение количества (объема);
5) количество (объем) товаров (работ, услуг) по счету-фактуре (счетам-фактурам) исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания) до и после уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав;
6) наименование валюты;
6.1) идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) (при наличии);
7) цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога до и после изменения цены (тарифа);
8) стоимость всего количества товаров (работ, услуг), имущественных прав по счету-фактуре (счетам-фактурам) без налога до и после внесенных изменений;
9) сумма акциза по подакцизным товарам;
10) налоговая ставка;
11) сумма налога, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок до и после изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав;
12) стоимость всего количества товаров (работ, услуг), имущественных прав по счету-фактуре (счетам-фактурам) с учетом суммы налога до и после изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав;
13) разница между показателями счета-фактуры (счетов-фактур), по которому (которым) осуществляется изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, и показателями, исчисленными после изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.
Налогоплательщик вправе составить единый корректировочный счет-фактуру на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, указанных в двух и более счетах-фактурах, составленных этим налогоплательщиком ранее;
14) страна происхождения товара;
15) регистрационный номер декларации на товары;
16) регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости;
17) количественная единица измерения товара, используемая в целях осуществления прослеживаемости;
18) количество товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости.
19) стоимость товара, подлежащего прослеживаемости.
6. Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем либо иным лицом, уполномоченным доверенностью от имени индивидуального предпринимателя, с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.
Счет-фактура, составленный в электронной форме, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации либо иных лиц, уполномоченных на это приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации, индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. В случае, если по условиям сделки обязательство выражено в иностранной валюте, то суммы, указываемые в счете-фактуре, могут быть выражены в иностранной валюте.
8. Форма счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливаются Правительством Российской Федерации.
9. Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.
Форматы счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
- Статья 168. Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю
- Статья 169.1. Компенсация суммы налога физическим лицам - гражданам иностранных государств при вывозе товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. Порядок и условия осуществления такой компенсации
Документом, на основании которого предоставляется вычет, является счет-фактура, регистрируемый в книге покупок (п. 1 ст. 169 Налогового кодекса РФ). Его форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914. Обязательные реквизиты, которые должен содержать счет-фактура, приведены в пункте 5 статьи 169 Налогового кодекса РФ. К ним относятся порядковый номер и дата его выписки, наименование, адрес и ИНН продавца и покупателя, наименование поставляемых товаров и т.д. Кроме того, документ должен быть подписан руководителем предприятия и главным бухгалтером либо иным уполномоченным лицом (п. 6 ст. 169 Налогового кодекса РФ). При отсутствии подписи либо одного из обязательных реквизитов счет-фактура считается неправильно заполненным, а значит, не может быть основанием для вычета.
Надо сказать, что после того, как оплата в подавляющем большинстве случаев, перестала быть условием для вычета НДС, налоговики с особым тщанием будут относиться к порядку оформления счетов-фактур.
Правительство России своим Постановлением от 11 мая 2006 г. за N 283 внесло изменение в Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость. Этот документ утвержден Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2004 г. N 914 (далее - Правила).
Изменения коснулись и счета-фактуры. Что же собственно поменялось?
Во-первых, теперь в пункте 14 Правил закреплено, что счета-фактуры, заполненные частично с помощью компьютера, частично от руки, но соответствующие установленным нормам заполнения, могут регистрироваться в книге покупок.
Во-вторых, из графы 11 счета-фактуры, где указывается номер таможенной декларации, исчезло слово "грузовой". В данном случае чиновники лишь привели в соответствие форму счета-фактуры с нормой пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса РФ. А графы 1, 5 и 9 дополнены словами "имущественных прав".
На этом чиновники успокоились. Между тем, не все несоответствия между Правилами и Налоговым кодексом устранены.
В форме счета-фактуры, которая приведена в Постановлении N 914, несколько больше реквизитов и показателей, которые установлены пунктом 5 статьи 169 Налогового кодекса РФ. В частности, в "типовой" форме счета-фактуры присутствует КПП продавца и покупателя, дата составления платежного поручения и расшифровка подписей лиц, подписавших счет-фактуру.
Отметим, что чиновники, в один голос сразу же высказывают такую точку зрения: заполнение этих реквизитов в счетах-фактурах обязательно. В частности столичные налоговики в письме УМНС по г. Москве от 30 марта 2004 г. N 24-11/21675 указали на то, что если в счете-фактуре указан КПП, покупатель лишается права на налоговый вычет.
Чуть позже Минфин России в своем письме от 5 апреля 2004 г. N 04-03-1/54 провел параллель между расшифровкой подписей лиц на счете-фактуре и правом на налоговый вычет. К сожалению, высказал свою точку зрения не в пользу налогоплательщиков. Аргументы были следующие. Реквизит счета-фактуры "Подпись", указанный в пункте 6 статьи 169 Налогового кодекса, подразумевает наличие не только росчерка должностного лица, но и его фамилии и инициалов. Кроме того, в комментируемом письме дается прямая ссылка на требования к составлению первичных учетных документов (ст. 9 Закона "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ).
Доводы чиновников несостоятельны. Во-первых, счет-фактура не является первичным документом. Ведь в статье 9 Федерального закона РФ от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" сказано: первичные документы - это те, на основании которых в учете отражают хозяйственные операции. Счет-фактура же служит лишь для того, чтобы принять НДС к вычету. Впрочем, спорить с чиновниками лучше не стоит. Достаточно сделать так, как они хотят.
Как мы сказали выше, изменения, внесенные Постановлением Правительства N 283, вступают в силу с 31 мая 2006 года. Получается, что с этой даты надо выписывать покупателям и требовать от поставщиков счета-фактуры по новой форме.
Пунктом 7 статьи 169 Налогового кодекса РФ определено, что в случае, если по условиям сделки обязательство выражено в иностранной валюте, то суммы, указываемые в счете-фактуре, могут быть выражены в иностранной валюте.
Необходимо обратить внимание на то, что в этом пункте речь идет не об оплате в иностранной валюте, а об оценке обязательств сторон. То есть данная норма Кодекса распространяется не только на контракты с зарубежными партнерами, но и на договоры между российскими организациями, по которым стоимость реализуемых товаров (работ, услуг) выражена в иностранной валюте (или в условных единицах, приравненных к иностранной валюте), а расчеты производятся в рублях.
Обратите внимание - поставщик не может составить счет-фактуру в условных денежных единицах. Это не предусмотрено ни Налоговым кодексом, ни Правилами. Счет-фактура составляется или в рублях, или в иностранной валюте.
Если продавец составит счет-фактуру в иностранной валюте, то это избавит и его, и покупателя от множества проблем. В первую очередь - от необходимости внесения корректировок в первичные документы при изменении курса иностранной валюты на дату платежа.
Таким образом, регистрация счета-фактуры в книге продаж у продавца и книге покупок у покупателя будет зависеть от того, как оформлен счет-фактура, а именно - в рублях или иностранной валюте.
Если организация оформляет счет-фактуру в иностранной валюте, то регистрация данного счета-фактуры в книге продаж у продавца (в книге покупок у покупателя) производится по отгруженным (приобретенным) товарам на всю сумму, фактически уплаченную покупателем в рублях за данную партию товара.
Если организация оформляет счет-фактуру в рублях по курсу, действующему на дату отгрузки товара, то при получении оплаты за отгруженные товары на величину суммовой разницы у поставщика возникает обязанность дополнительно оформить и предоставить покупателю счет-фактуру, который также регистрируется в книге продаж у продавца и в книге покупок у покупателя.
Обратите внимание, что оформление счета-фактуры на величину суммовой разницы не предусмотрено действующим законодательством и может быть основано на обычаях делового оборота.
Что касается регистрации счетов-фактур в книге продаж, то выписанный счет-фактура регистрируется в книге продаж в момент передачи товара и по курсу на эту же дату, причем независимо от того, в рублях или в иностранной валюте он был выписан. Если счет-фактура оформлен в иностранной валюте, то он регистрируется в книге продаж в рублях по курсу на дату отгрузки. На практике, если счет-фактура был оформлен в рублях, то после получения оплаты за товар продавец выписывает дополнительный счет-фактуру на выявленную суммовую разницу, в котором в качестве наименования товара указывается "Суммовая разница к счету-фактуре N ___ от ________". Дополнительный счет-фактура также регистрируется в книге продаж. Но заметим, что это может привести к разногласиям с налоговыми органами, так как дополнений к счету-фактуре действующим законодательством не предусмотрено.
При отражении возникающих суммовых разниц в книге покупок следует исходить из следующего:
- если счет-фактура выписан в рублях, то поставщик выписывает дополнительный счет-фактуру на сумму разницы, а покупатель отражает его в книге покупок;
- если счет-фактура выписан в иностранной валюте, то покупатель после его оплаты в книге покупок ставит сумму, фактически уплаченную поставщику, а на счете-фактуре делается приписка: "Оплачено по курсу Банка России на ________ (указывается дата)". Хотелось бы еще раз отметить, что дополнений к счету-фактуре не предусмотрено действующими нормативными правовыми актами, поэтому для того, чтобы избежать разногласий с налоговыми органами, если условиями договора обязательство выражено в иностранной валюте, счет-фактуру необходимо оформлять также в иностранной валюте.
Порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливается Правительством Российской Федерации (п. 8 ст. 169 Налогового кодекса РФ).
Суд первой инстанции, исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 164, 169, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, нашел выводы налогового органа законными и обоснованными. Суд исходил из того, что представленные налоговым органом доказательства свидетельствуют о фактическом совершении спорных хозяйственных операций иными лицами - индивидуальными предпринимателями. Контрагенты, являющиеся фиктивными юридическими лицами, вовлечены в оборот с целью приобретения обществом формального права на получение налогового вычета по НДС, которое отсутствовало бы у него при непосредственном оформлении сделок с индивидуальными предпринимателями.
Определение Верховного Суда РФ от 03.09.2018 N 309-КГ18-13335 по делу N А50-18365/2017
Отказывая в удовлетворении требований, суды руководствовались статьями 31, 169, 171 - 172, 252 Налогового кодекса Российской Федерации и учитывали разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее - постановление Пленума N 53).
Определение Верховного Суда РФ от 29.03.2017 N 307-КГ17-1822 по делу N А42-3320/2015
При этом инспекция исходила из того, что обществом в нарушение положений статей 169, 171, 172, 173 НК РФ неправомерно включены в состав налоговых вычетов суммы НДС по хозяйственным операциям (приобретение автотранспорта) с обществами с ограниченной ответственностью "Лотос", "Лидерпрогресс", "Сапфир", "ЛизингИнвестСПб", "Призма Лизинг". Документально не подтверждены расходы по налогу на прибыль и право на применение вычетов по НДС по сделкам с обществами с ограниченной ответственностью "Марбель" (оказание рекламных услуг) и "Формат" (приобретение автоматической мобильной ручной автомойки АМАР-1). Кроме того, инспекцией сделан вывод о неправильном ведении обществом раздельного учета облагаемых и необлагаемых операций по НДС по приобретенным товарам.
Определение Верховного Суда РФ от 28.04.2017 N 307-КГ17-3957 по делу N А26-12003/2015
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 164, 165, 167, 169, 171, 172, 252, 254, 318, 319 Налогового кодекса, статей 72, 73 Лесного кодекса Российской Федерации, принимая во внимание ГОСТ 1746184 "Межгосударственный стандарт. Технология лесозаготовительной промышленности. Термины и определения", утвержденный Постановлением Госстандарта СССР от 14.12.1984 N 4435, пришли к выводу о законности оспариваемого решения инспекции, с чем согласился суд округа.
Определение Верховного Суда РФ от 10.05.2017 N 303-КГ17-2377 по делу N А04-12175/2015
Принимая во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 169, 171, 172 Налогового кодекса и разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", а также правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 04.11.2004 N 324-О, суды пришли к выводу о наличии у налогового органа правовых оснований для вынесения оспариваемого решения.
Определение Верховного Суда РФ от 22.05.2017 N 305-КГ17-4951 по делу N А41-32104/2016
При рассмотрении спора суды руководствовались положениями статей 169, 171, 172, 126 Налогового кодекса Российской Федерации и учитывали правовую позицию, изложенную в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды".
Определение Верховного Суда РФ от 30.05.2017 N 309-КГ17-2622 по делу N А60-5875/2016
В силу пункта 1 статьи 169 Налогового кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога на добавленную стоимость к вычету в порядке, установленном Кодексом.
Таким образом, поскольку НДС исчисляется по правилам статьи 166 Налогового кодекса, и применение налоговых вычетов предусматривается статьями 171, 172 Налогового кодекса и возможно лишь при соблюдении определенных условий и наличии определенных документов, в рассматриваемом случае у инспекции отсутствовали правовые основания для применения расчетного метода, установленного пунктом 7 статьи 166 Налогового кодекса, в целях определения суммы вычетов.
Определение Верховного Суда РФ от 07.06.2017 N 309-КГ17-6159 по делу N А76-30394/2015
Учитывая установленные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 169, 171, 172, 252 Налогового кодекса, разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлении Пленума от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", принимая во внимание правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении Президиума от 20.04.2010 N 18162/09, суды исходили из законности решения налогового органа, с чем согласился суд округа.
Определение Верховного Суда РФ от 17.07.2017 N 303-КГ17-8328 по делу N А80-505/2015
Учитывая изложенное, руководствуясь положениями статей 169, 171, 172 Налогового кодекса, постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу о правомерности оспариваемого решения инспекции в названной части и отказали предприятию в удовлетворении заявленных требований по названному эпизоду.
Определение Верховного Суда РФ от 08.09.2017 N 309-КГ17-11890 по делу N А76-6726/2016
Учитывая установленные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 146, 169, 171, 172, 173 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о доказанности налоговым органом получения обществом необоснованной налоговой выгоды в отсутствие реальных хозяйственных операций и признали отказ в предоставлении налоговых вычетов по НДС правомерным, с чем согласился суд округа.
Определение Верховного Суда РФ от 08.09.2017 N 302-КГ17-11809 по делу N А78-7357/2016
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 75, 101, 101.4, 106, 108, 112, 114, 122, 143, 169, 171, 172, 226, 230 Налогового кодекса, статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", пришли к выводу о том, что в обжалуемой части оспоренное решение инспекции в редакции решения управления соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы общества в экономической деятельности, с чем согласился суд округа.