1. В случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Налогоплательщики, указанные в подпункте 6 пункта 2 статьи 176.1 настоящего Кодекса, реализуют право на возмещение суммы налога, указанной в абзаце первом настоящего пункта, в порядке, установленном статьей 176.1 настоящего Кодекса.
2. По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
3. В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 настоящего Кодекса.
Акт и другие материалы камеральной налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Одновременно с этим решением принимаются:
решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.
4. Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о возмещении (полностью или частично) или об отказе в возмещении в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
Указанное сообщение может быть передано руководителю организации, индивидуальному предпринимателю, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
5. В случаях и порядке, которые предусмотрены статьей 176.1 настоящего Кодекса, налогоплательщики вправе воспользоваться заявительным порядком возмещения налога.
Если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает начисленный НДС, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику. Возмещение производится не позднее чем через три месяца, считая со дня представления налоговой декларации. В течение двух месяцев налоговый орган производит проверку обоснованности расчета сумм НДС, заявленных к возмещению. По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган принимает решение о возмещении путем зачета или возврата сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. Если налоговый орган отказал в возмещении, он обязан представить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее чем через 10 дней после дня вынесения указанного решения. Если в течение установленного срока налоговый орган не вынес решение об отказе или не представил налогоплательщику указанное заключение, он обязан принять решение о возмещении на сумму, по которой не вынесено решение об отказе, и уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение 10 дней.
Если у налогоплательщика есть недоимка, пени и штрафы, подлежащие уплате в тот бюджет, из которого производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке по решению налогового органа. Этот зачет налоговые органы производят самостоятельно и в течение 10 дней сообщают о нем налогоплательщику. Если налоговый орган принял решение о возмещении при наличии недоимки по налогу, образовавшейся в период между датой подачи декларации и датой возмещения соответствующих сумм и не превышающей сумму, подлежащую возмещению по решению налогового органа, пени на сумму недоимки не начисляются.
Если у налогоплательщика нет недоимки, пеней и штрафов, подлежащих зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, суммы, подлежащие возмещению, засчитываются в счет текущих платежей или возвращаются по заявлению налогоплательщика.
Решение о возврате НДС не позднее следующего дня направляется на исполнение в соответствующий орган Федерального казначейства. Возврат осуществляется казначейством в течение семи дней после получения решения налогового органа. Если такое решение не получено по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается 8 день, считая со дня направления такого решения налоговым органом. При нарушении указанных сроков на сумму, подлежащую возврату, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Данный порядок распространяется и на возмещение НДС по экспортным операциям. Отдельной декларации для такого возмещения представлять не нужно. Данная редакция статьи 176 Налогового кодекса РФ вступает в силу с 1 января 2007 года.
Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ были внесены поправки и в главу 21 Налогового кодекса РФ. С 1 января 2007 года изменится порядок возмещения НДС. Сначала проводится камеральная проверка декларации. Она не должна длиться более 3 месяцев со дня представления декларации. Если нарушений не выявлено, то в течение 7 дней после окончания проверки налоговики принимают решение о возмещении НДС, о чем в течение 5 дней со дня принятия данного решения письменно сообщают налогоплательщику. Для возврата налога потребуется письменное заявление налогоплательщика. Кроме того, налогоплательщик может письменно заявить, что сумма, подлежащая возврату, направляется на погашение предстоящих платежей по НДС и другим федеральным налогам.
На следующий день после принятия решения о возврате НДС, соответствующее поручение направляется в территориальный орган Федерального казначейства, который в течение 5 дней, считая со дня, когда было получено поручение на возврат, перечисляет деньги. При нарушении сроков возврата с 12 дня после завершения камеральной проверки на сумму долга перед налогоплательщиком начисляются проценты, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Если при камеральной проверке выявлены нарушения, налоговый орган в течение 10 дней должен составить акт. У организации есть 15 дней со дня получения акта, чтобы представить налоговикам свои письменные возражения. Когда указанный срок истек, руководитель инспекции рассматривает акт, возражения налогоплательщика и принимает решение о возмещении НДС или об отказе в таком возмещении. На это отводится 10 дней. Но этот срок может быть продлен до одного месяца. Налогоплательщик может обжаловать решение об отказе в возмещении НДС в вышестоящем налоговом органе и в арбитражном суде.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь статьями 149, 164, 165, 167, 169, 171, 172, 173, 176 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", суды первой, апелляционной и кассационной инстанций согласились с выводами инспекции о получении обществом необоснованной налоговой выгоды в результате учета для целей налогообложения операций не в соответствии с их действительным экономическим смыслом и наличия недостоверных сведений в представленных документах.
Определение Верховного Суда РФ от 19.01.2018 N 306-КГ17-20663 по делу N А12-68986/2016
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 21, 32, 78, 79, 153, 173, 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), разъяснениями, изложенными в пунктах 27 и 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных взиманием налога на добавленную стоимость", пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на налоговый орган обязанности по возврату заявленной суммы налога на добавленную стоимость, с чем согласился суд округа.
Определение Верховного Суда РФ от 12.03.2018 N 306-КГ17-19834 по делу N А12-71830/2016
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленное требование, руководствовались, в том числе, пунктами 7 - 11 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), учитывая Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость", и установили факт нарушения налоговым органом сроков возврата НДС.
Определение Верховного Суда РФ от 20.11.2018 N 307-КГ18-13503 по делу N А21-3820/2017
Отменяя судебные акты и удовлетворяя заявление инспекции, суд округа, руководствуясь положениями статей 160.1, 166.1 Бюджетного кодекса, статей 78, 79, 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 18.12.2013 N 125н (далее - Порядок N 125н), исходил из того, что действующее законодательство не возлагает на налоговые органы обязанности производить возврат денежных средств из бюджета за счет средств, выделяемых им по смете бюджетного финансирования, в связи с чем у управления не имелось правовых оснований для направления в адрес инспекции уведомления о предоставлении информации об источниках образования задолженности и платежного документа на перечисление денежных средств в размере требований исполнительного документа и, как следствие, для приостановления операций на лицевом счете инспекции в порядке статьи 242.3 Бюджетного кодекса.
Определение Конституционного Суда РФ от 26.03.2020 N 543-О
СТАТЬИ 176 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
Определение Конституционного Суда РФ от 29.10.2020 N 2382-О
пункта 8 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения; территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств;
Определение Конституционного Суда РФ от 24.02.2022 N 447-О
В силу положений статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации одним из элементов механизма возмещения налога на добавленную стоимость - как результатом превышения по итогам налогового периода суммы налоговых вычетов над общей суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, - является начисление процентов исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в случае нарушения налоговым органом сроков возврата суммы налога (пункты 1 и 10). Учитывая, в частности, то обстоятельство, что решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично), реализация правила о начислении процентов связывается законодателем с необходимостью представления налогоплательщиком заявления о зачете или возврате суммы налога до дня вынесения решения о возмещении суммы налога (пункты 6 и 11.1).
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.05.2022 N 301-ЭС21-24319 по делу N А38-3/2021
Полагая, что инспекцией были нарушены сроки для возврата НДС, общество 12.08.2020 обратилось в инспекцию с заявлением о выплате процентов на основании пункта 10 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).
В письме от 15.09.2020 N 10-21/028085 инспекция отказала в начислении и выплате процентов, поскольку срок для возврата налога нарушен не был.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26.08.2022 N 308-ЭС22-1936 по делу N А32-17746/2020
Данным решением налогоплательщику к уплате начислено 2 017 241 рубль налога на добавленную стоимость (далее - НДС), 7 761 775 рублей единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), 3 462 025 рублей 42 копейки пеней, а также предложено удержать 6 853 рубля налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и представить уточненные декларации по НДС за 3, 4 кварталы 2016 года в порядке статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).
Определение Верховного Суда РФ от 07.02.2020 N 308-ЭС19-20091 по делу N А63-6810/2018
Признавая решение управления законным, суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 52, 54, 88, 101, 140, 143, 154, 163, 169, 171, 172, 174, 176 Налогового кодекса, разъяснениями, изложенными в постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" и от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", пришли к выводу о доказанности налоговым органом совокупности обстоятельств, свидетельствующих о направленности действий общества на получение необоснованной налоговой выгоды.
Определение Верховного Суда РФ от 12.02.2020 N 308-ЭС19-25195 по делу N А53-21428/2018
Отказывая в удовлетворении заявления в указанной части, суды, оценив представленные в материалы дела доказательства и руководствуясь положениями статей 169, 171, 172, 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), с учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", пришли к выводу о наличии у налогового органа правовых оснований для принятия решения.