1. Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.
В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения. Организации указывают в уведомлении также остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.
Налогоплательщики - организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в уведомлении о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2015 года остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября 2014 года не указывают.
2. Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2015 года, вправе уведомить об этом налоговый орган не позднее 1 февраля 2015 года.
Организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" с учетом части 4 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", вправе уведомить об этом налоговый орган не позднее 1 апреля 2015 года.
Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 02.07.2021 N 305-ФЗ.
3. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
4. Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 настоящего Кодекса, превысили 200 млн. рублей, и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным подпунктами 1 - 11, 13, 14 и 16 - 21 пункта 3 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 настоящего Кодекса, и (или) средняя численность работников налогоплательщика превысила ограничение, установленное подпунктом 15 пункта 3 статьи 346.12 настоящего Кодекса, более чем на 30 человек, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников и (или) несоответствие указанным требованиям.
В случае, если налогоплательщик применяет одновременно упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения, при определении величины доходов, указанной в абзаце первом настоящего пункта, учитываются доходы по обоим указанным специальным налоговым режимам.
При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные в настоящем абзаце налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на иной режим налогообложения.
Указанные в настоящем пункте, пункте 4.1 настоящей статьи, пунктах 1.1 и 2.1 статьи 346.20, абзаце втором пункта 1, абзаце втором пункта 3 и абзаце втором пункта 4 статьи 346.21 настоящего Кодекса величины доходов налогоплательщика подлежат индексации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 346.12 настоящего Кодекса.
4.1. Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 настоящего Кодекса, не превысили 200 млн. рублей, в течение отчетного (налогового) периода не было допущено несоответствие требованиям, установленным подпунктами 1 - 11, 13, 14 и 16 - 21 пункта 3 и пунктом 3 статьи 346.14 настоящего Кодекса, и средняя численность работников налогоплательщика не превысила ограничение, установленное подпунктом 15 пункта 3 статьи 346.12 настоящего Кодекса, более чем на 30 человек, такой налогоплательщик вправе продолжать применение упрощенной системы налогообложения в следующем налоговом периоде.
5. Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения, осуществленном в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода.
6. Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.
7. Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.
8. В случае прекращения налогоплательщиком предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения, он обязан уведомить о прекращении такой деятельности с указанием даты ее прекращения налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в срок не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности.
Форма заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения носит рекомендательный характер, поэтому предприятия и предприниматели могут ее видоизменять при условии, что в заявлении обязательно будут отражены следующие данные:
- полное название организации или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя;
- основной государственный номер (ОГРН - для юридических лиц или ОГРНИП - для индивидуальных предпринимателей);
- ИНН/КПП для организаций и ИНН для предпринимателей.
Если организация или предприниматель подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения вместе с документами, необходимыми для государственной регистрации, то ОГРН, ОГРНИП, ИНН и КПП в заявлении не указываются;
- дата перехода на упрощенную систему налогообложения.
Перейти на упрощенную систему налогообложения можно с начала календарного года, следовательно, по этой строке необходимо указать "01 января" того года, с которого налогоплательщик собирается применять "упрощенку".
Организации и предприниматели, представляющие заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с документами для государственной регистрации, должны в этой строке указать не конкретную дату, а вписать "со дня государственной регистрации".
Организация может представить в налоговые органы заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения лично, через уполномоченного представителя или же послать по почте заказным письмом. Если передавать заявление лично, то датой подачи будет считаться день его поступления в секретариат или в канцелярию инспекции. В случае отправки заявления - день, указанный на почтовом штемпеле.
После получения заявления налоговики должны решить, может ли организация (предприниматель) применять "упрощенку" или нет.
Прекращение.
Прекратить применение упрощенной системы налогообложения возможно как в добровольном, так и в принудительном порядке.
Перейти на общую систему налогообложения можно только с начала календарного года. Для этого следует подать в налоговую инспекцию уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения.
Сделать это необходимо до 15 января года, с которого налогоплательщик отказывается от применения упрощенной системы. Представить уведомление в налоговые органы можно как лично, так и по почте. В этом случае датой представления будет считаться та, что указана на штемпеле почтового отделения.
Обратите внимание: налогоплательщик, не представивший в установленный срок уведомление в налоговую инспекцию, не имеет права перейти на общий режим налогообложения со следующего года.
Чтобы избежать технических сложностей, о переходе на общий режим налогообложения необходимо позаботиться заранее. Для этого необходимо в договорах, прайс-листах и ценниках указывать, что цена на товар (работы, услуги) действует только до 31 декабря текущего года. При исполнении договора после этого срока к цене необходимо прибавить сумму НДС в размере 18 процентов от стоимости товара (работ, услуг).
Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, должна перейти на общий режим налогообложения в двух случаях.
Во-первых, ей это придется сделать, если доход организации по итогам отчетного или налогового периода превысил 20 млн. руб. В течение 15 дней после окончания отчетного (налогового) периода, в котором было допущено превышение величины выручки над установленным лимитом, организация обязана сообщить налоговикам о переходе на общий режим налогообложения.
Во-вторых, организация утрачивает право на применение "упрощенки", если остаточная стоимость ее амортизируемого имущества превысит 100 млн. руб. В данном случае речь идет об остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов, которые принадлежат организации на праве частной собственности. При этом не нужно учитывать стоимость лизингового имущества, которое числится на ее балансе.
В-третьих, вернуться на общий режим налогоплательщик должен и в случаях, предусмотренных в подпунктах 14 и 15 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ. Там говорится, что фирмы, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов, не вправе перейти на "упрощенку". Не могут применять этот режим и те предприятия, на которых средняя численность работников превышает 100 человек.
Кроме того, не важно, из-за чего фирма лишилась права на "упрощенку", в любом случае о переходе на общий режим надо сообщить в инспекцию. С этого года сообщать нужно не только о превышении дохода, но и во всех остальных случаях: когда лимит превысила остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, "чужая" доля в уставном капитале или численность сотрудников. Срок, в который надо проинформировать инспектора, не изменился. Это 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором был превышен один из показателей.
При возврате на общий режим налогообложения организациям необходимо восстановить бухгалтерский и налоговый учет с начала квартала, в котором было утрачено право на применение "упрощенки". Для определения "входного" сальдо по счетам учета материальных ценностей необходимо провести инвентаризацию.
Дебиторская и кредиторская задолженности восстанавливаются на основании первичных документов.
Что касается основных средств и нематериальных активов, то их первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации в целях бухгалтерского учета известны, так как организации, применяющие "упрощенку", обязаны вести учет такого имущества (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Основные средства в целях налогообложения учитываются по остаточной стоимости. Для этого организация должна за весь период работы на "упрощенке" начислить амортизацию по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ.
Организациям необходимо утвердить учетную политику как в целях бухгалтерского, так и в целях налогового учета.
Индивидуальные предприниматели должны в течение пяти дней по окончании квартала, в котором было потеряно право на "упрощенку", представить в налоговый орган декларацию по налогу на доходы физических лиц (п. 7 ст. 227 Налогового кодекса РФ). Она составляется по форме N 4-НДФЛ, которая утверждена Приказом МНС России от 15 июня 2004 г. N САЭ-3-04/366@.
Эти сведения необходимы для расчета авансовых платежей по НДФЛ, которые должен будет уплачивать предприниматель в течение года.
Кроме того, предпринимателю необходимо завести Книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя, утвержденную Приказом Минфина и МНС России от 13 августа 2002 г. N 86н/БГ-3-04/430. В ней необходимо отразить все операции за квартал, в котором произошла утрата права применения "упрощенки". Заполнять Книгу предприниматель должен в том Порядке, который предусмотрен этим же Приказом N 86н/БГ-3-04/430.
И наконец, организации и предприниматели должны рассчитать и уплатить в бюджет все налоги, от которых они были освобождены в период применения "упрощенки" - налог на прибыль и налог на имущество организаций (НДФЛ и налог на имущество физических лиц), НДС и ЕСН.
Согласно пункту 7 статьи 346.13 Кодекса РФ организации и индивидуальные предприниматели, которые утратили право на применение "упрощенки", могут вновь перейти на этот режим налогообложения не ранее чем через один год после нарушения условий применения упрощенной системы налогообложения.
Годом (кроме календарного) признается любой период времени, состоящий из 12 календарных месяцев, которые следуют подряд.
Однако в данном случае это вовсе не означает, что можно вновь вернуться к "упрощенке" спустя 12 календарных месяцев после утраты права на ее применение.
Дело в том, что упрощенная система налогообложения применяется только с начала календарного года. Для этого организация (предприниматель) должна подать в налоговый орган заявление. Сделать это можно только в период с 1 октября по 30 ноября года, который предшествует переходу на "упрощенку". Исключения предусмотрены только для вновь созданных организаций, которые имеют право применять "упрощенку" с момента государственной регистрации (п. 2 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ).
Выражая несогласие с оспариваемыми судебными актами, общество полагает, что действующее налоговое законодательство не предусматривает возможность утраты права на применение упрощенной системы налогообложения при утрате права на применение патентной системы; основания для прекращения применения им упрощенной системы налогообложения, установленные статьей 346.13 Налогового кодекса, по иным видам предпринимательской деятельности, в спорной ситуации отсутствуют. По мнению налогоплательщика, пункт 6 статьи 346.45 Налогового кодекса был неправильно истолкован и применен судами без учета его права на применение упрощенной системы налогообложения.
Определение Верховного Суда РФ от 23.05.2017 N 302-КГ17-4850 по делу N А33-10925/2014
Основанием для принятия решения послужили выводы инспекции о превышении заявителем в 2011 году предельно допустимой для применения упрощенной системы налогообложения суммы доходов, предусмотренной пунктом 4.1 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, и утрате вследствие этого права на применение упрощенной системы налогообложения.
Определение Верховного Суда РФ от 29.05.2017 N 303-КГ17-5378 по делу N А59-5390/2015
Вместе с тем, с III квартала 2011 года право на применение УСН предпринимателем утрачено, поскольку сумма дохода, полученного налогоплательщиком в 2011 году, превысила ограничения, установленные пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), составив 98 925 526 рублей, что влечет определение налоговых обязательств по общей системе налогообложения.
Определение Верховного Суда РФ от 20.10.2017 N 309-КГ17-14915 по делу N А71-9252/2016
Судами также установлено, что сумма доходов предпринимателя за 9 месяцев 2014 года составила 69 261 899 рублей, что превышает величину предельного размера дохода, установленного пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса, на 5 241 899 рублей. Таким образом, предпринимателем в 2014 году утрачено право на применение упрощенной системы налогообложения с начала третьего квартала, в котором допущено указанное превышение. В период с 01.07.2014 по 31.12.2014 предпринимателем необоснованно применялась упрощенная система налогообложения, в связи с чем, доходы, полученные предпринимателем от оптовой торговли мясоперерабатывающей продукцией за 3 и 4 кварталы 2014 года, расходы по данной деятельности за указанный период должны учитываться и облагаться по общему режиму налогообложения.
Определение Верховного Суда РФ от 20.10.2017 N 305-КГ17-14964 по делу N А41-37188/2016
Исходя из анализа представленных в материалы дела доказательств суды пришли к выводу о доказанности налоговым органом фактов превышения проверяемым налогоплательщиком предела, установленного статьей 346.13 Налогового кодекса, и нарушения предпринимателем сроков уплаты патента, установленных пунктом 2 статьи 346.51 Налогового кодекса.
Определение Верховного Суда РФ от 26.10.2017 N 309-КГ17-15287 по делу N А50-29958/2016
Как усматривается из судебных актов, основанием для обращения в арбитражный суд послужил отказ налогового органа в применении предпринимателем УСН в связи с нарушением срока направления уведомления о переходе на УСН в течение 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, установленного пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).
Определение Конституционного Суда РФ от 25.01.2018 N 15-О
подпунктов "б", "в" пункта 47 статьи 2 Федерального закона от 30 ноября 2016 года N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которыми был увеличен до 150 млн рублей предусмотренный пунктами 4 и 4.1 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации порог утраты налогоплательщиком права на применение упрощенной системы налогообложения, который определяется исходя из размера дохода, полученного налогоплательщиком.
Определение Верховного Суда РФ от 29.03.2018 N 309-КГ17-21454 по делу N А47-164/2017
Отказывая в удовлетворении заявления, суды исходили из того, что в результате преобразования возникло вновь созданное юридическое лицо, которое вправе применять упрощенную систему налогообложения только при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), то есть путем подачи соответствующего заявления в налоговый орган.
Определение Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 N 3117-О
1 И 2 СТАТЬИ 346.13 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
Определение Конституционного Суда РФ от 28.02.2019 N 279-О
1. ООО "Вереск" оспаривает конституционность положений пункта 1 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми организации, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.
Определение Верховного Суда РФ от 29.05.2019 N 310-ЭС19-1705 по делу N А62-5153/2017
Основанием для доначисления налогов послужили выводы инспекции об утрате обществом с 01.10.2007 права на применение упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) и применение данной системы налогообложения в проверяемом периоде без уведомления налогового органа в нарушение пункта 5 статьи 346.13 Налогового кодекса.