1. Налог на имущество организаций (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 372.1 настоящего Кодекса.
2. Устанавливая налог, законодательные органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, и порядок уплаты налога.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками.
- Статья 371. Порядок и сроки уплаты налога
- Статья 372.1. Особенности установления налога и налогообложения в федеральной территории "Сириус"
Прежде чем говорить о том, как устанавливается налог на имущество организаций, дадим небольшую, так сказать, историческую справку.
Вводя в действие Налоговый кодекс, законодатели предполагали, что со временем налог на имущество организаций, а вместе с ним земельный налог и налог на имущество физических лиц заменит один обязательный платеж, и это будет налог на недвижимость. Об этом было сказано в пункте 2 статьи 14 Налогового кодекса РФ. Причем было даже решено провести эксперимент - в ряде регионов произвели такую замену, чтобы посмотреть, что из этого получится <1>. Подопытными "посчастливилось" стать городам Великому Новгороду и Твери. Сначала на эксперимент отвели 1999 - 2003 года, а затем продлили еще на два года. По окончании 2005 года власти этих городов должны были отчитаться о достигнутых результатах. На момент выхода данной книги не было известно, какие выводы сделали на их основе Правительство и Совет Федерации. Поэтому сложно говорить, когда состоится "всероссийский" переход к налогу на недвижимость и состоится ли он вообще. При этом сомнения вызывает и тот факт, что уже упомянутый нами пункт 2 исключен из статьи 14 Налогового кодекса РФ <2>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 20 июля 1997 г. N 110-ФЗ "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери".
<2> Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах".
Поскольку будущее налога на недвижимость туманно, то вполне возможно, что бухгалтерам предстоит еще долгие годы работать с налогом на имущество организаций, которому и посвящен данный Комментарий.
Итак, в соответствии с пунктом 1 статьи 14 Налогового кодекса РФ налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Что это значит?
Согласно пункту 3 статьи 12 Налогового кодекса РФ региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ. В отличие от федеральных региональные налоги устанавливаются в два этапа: одна "часть" определяется Налоговым кодексом РФ, другая - законом субъекта Федерации. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. При этом налоговая ставка устанавливается в пределах, предусмотренных статьей 380 Налогового кодекса РФ.
Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом РФ. Власти субъектов РФ законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, могут устанавливать налоговые льготы, а также основания и порядок их применения. Заметьте: с 2005 года из перечня элементов налогообложения, устанавливаемых региональными властями, исключили формы отчетности по налогам. С другой стороны, в статье 372 Налогового кодекса РФ осталось упоминание о том, что форму отчетности по налогу на имущество устанавливают власти субъектов РФ. Объясняется это тем, что форма отчетности не является элементом налогообложения (ст. 17 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, организации должны применять форму отчетности по налогу на имущество организаций, утвержденную законом субъекта РФ. Если же форма налоговой отчетности региональными властями не утверждена, то следует использовать форму, приведенную в Приказе МНС России от 23 марта 2004 г. N САЭ-3-21/224 "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовым платежам) и Инструкции по ее заполнению". Согласно данной Инструкции она применяется в субъектах Российской Федерации, законодательными (представительными) органами которых законодательно не закреплено представление иной (отличной от формы по КНД 1152001) формы отчетности по налогу на имущество организаций.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статей 372, 378 НК РФ распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской Республики N 849-рп, которое утвердило Перечень, принято уполномоченным органом в установленной форме и официально опубликовано.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 20.02.2017 N 32-АПГ16-14
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 30.03.2017 N 46-АПГ17-10
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 2.3 положения о министерстве имущественных отношений Самарской области, утвержденного постановлением правительства Самарской области от 20 июня 2007 г. N 79, пункта 2 постановления Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 г. N 719 "Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", суд первой инстанции правильно установил, что приказ N 3033, которым утвержден Перечень, принят уполномоченным органом.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 17.08.2017 N 49-АПГ17-16
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 17.08.2017 N 81-АПГ17-14
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 14 и пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 05.10.2017 N 46-АПГ17-23
В силу статей 372, 375, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1.1 Закона Самарской области от 25 ноября 2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области", определяющих условия для включения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, к числу таких объектов недвижимости, в частности отнесены административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 19.10.2017 N 5-АПГ17-85
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 44 Устава города Москвы, принятого Московской городской Думой 28 июня 1995 г., пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы", суд первой инстанции правильно установил, что Постановление N 790-ПП, которым утверждены кадастровая стоимость и удельные показатели кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г., принято уполномоченным органом в пределах компетенции в установленной форме и размещено на официальном сайте Правительства Москвы.
Определение Верховного Суда РФ от 27.11.2017 N 305-КГ17-16895 по делу N А40-138993/2016
Учитывая то обстоятельство, что спорные объекты недвижимости отвечали названным условиям, суды, руководствуясь положениями статей 372, 373, 374, 375, 376 Налогового кодекса Российской Федерации и ПБУ 6/01, пришли к выводу, что стоимость указанных объектов обоснованно включена инспекцией в налоговую базу по налогу на имущество за рассматриваемый период.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 23.05.2018 N 5-АПГ18-31
Статьей 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" на основании статьи 372, пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 08.08.2018 N 5-АПГ18-62
Принимая во внимание положения статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ), статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что постановление Правительства Москвы N 700-ПП, которым утвержден Перечень, а также последующие изменяющие его акты приняты уполномоченным органом в установленной форме и размещены на официальном сайте Правительства Москвы в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 07.11.2018 N 57-АПГ18-13
Проанализировав положения статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 35, 36, 44 Закона Белгородской области от 31 декабря 2003 года "Устав Белгородской области", Регламента Правительства Белгородской области, утвержденного постановлением Правительства Белгородской области от 12 марта 2004 года N 1-пп, п. 3.1.9 Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Белгородской области, утвержденного постановлением Правительства Белгородской области от 23 июля 2012 года N 306-пп, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченными органами в пределах их компетенции с соблюдением требований к установленной форме, порядку и процедуре их принятия, и официально опубликованы для всеобщего сведения в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации; включение нежилого помещения с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: ... , в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2016, 2017, 2018 годы не противоречит федеральному законодательству.