1. Органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов, сборов, страховых взносов (далее - уполномоченные органы), являются:
1) по федеральным налогам, сборам, страховым взносам - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 3, 4, 6 и 7 настоящего пункта, пунктом 2 настоящей статьи);
2) по региональным и местным налогам - налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 7 настоящего пункта). Решения об изменении сроков уплаты налогов принимаются по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 7 настоящего пункта и пунктом 3 настоящей статьи);
3) по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, или уполномоченные им таможенные органы;
4) по государственной пошлине - органы (должностные лица), уполномоченные в соответствии с главой 25.3 настоящего Кодекса совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате государственная пошлина;
5) утратил силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;
6) по налогу на доходы физических лиц, подлежащему уплате физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, в части доходов, при получении которых налог не удерживается налоговыми агентами, - налоговые органы по месту жительства этих лиц. Решения об изменении сроков уплаты налога с указанных доходов принимаются в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
7) по налогу на прибыль организаций по налоговой ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, и региональным налогам в части решений об изменении сроков уплаты указанных налогов в форме инвестиционного налогового кредита - органы, уполномоченные на это законодательством субъектов Российской Федерации.
2. Если в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации федеральные налоги или сборы подлежат зачислению в федеральный бюджет и (или) бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов или сборов (за исключением государственной пошлины) изменяются на основании решений уполномоченных органов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
3. Если в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации региональные налоги подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и (или) местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов изменяются на основании решений налоговых органов по месту нахождения (жительства) заинтересованных лиц в части сумм, подлежащих зачислению в:
бюджеты субъектов Российской Федерации, - по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации;
местные бюджеты, - по согласованию с финансовыми органами соответствующих муниципальных образований.
4 - 5. Утратили силу. - Федеральный закон от 08.03.2015 N 49-ФЗ.
- Статья 62. Обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога, сбора, страховых взносов
- Статья 64. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора, страховых взносов
1. Органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов (предоставление отсрочки, рассрочки в уплате налога и сбора, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита), являются:
1) по федеральным налогам и сборам - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 3 - 5 настоящего пункта и пунктом 2 настоящей статьи) - ФНС России;
2) по региональным и местным налогам - налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов РФ (подразделения администраций, исполкомов и т.п. субъектов РФ - министерства, департаменты, управления финансов и т.п.), по согласованию с финансовыми органами муниципальных образований (управления администраций, мэрий, исполкомов (отделы, комитеты и т.п.), за исключением случая, предусмотренного п. 3 настоящей статьи) соответственно.
В городах Москве и Санкт-Петербурге решение об изменении срока уплаты местных налогов принимаются по согласованию с финансовыми органами этих субъектов РФ, а не с финансовыми органами местных подразделений;
3) по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела (Федеральная таможенная служба - ФТС), или уполномоченные им таможенные органы (таможенные посты, таможня и т.п.).
В соответствии со статьей 333 Таможенного кодекса РФ при наличии оснований, установленных статьей 334 Таможенного кодекса РФ, федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, или определяемые ею иные таможенные органы по заявлению плательщика таможенных пошлин, налогов в письменной форме могут изменить срок уплаты таможенных пошлин, налогов.
Изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов производится в форме отсрочки или рассрочки.
В предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов может быть отказано исключительно при наличии оснований, предусмотренных статьей 335 Таможенного кодекса РФ.
Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов может предоставляться по одному или нескольким видам таможенных пошлин, налогов, а также в отношении всей суммы, подлежащей уплате, либо ее части.
Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется при условии обеспечения уплаты таможенных платежей в порядке, предусмотренном главой 31 Таможенного кодекса РФ. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов принимается в срок, не превышающий 15 дней со дня подачи заявления об этом.
Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется на срок от одного до шести месяцев.
Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов или об отказе в ее предоставлении в письменной форме доводится до лица, обратившегося с заявлением о ее предоставлении. В решении указывается срок, на который предоставляется отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов, а в случае отказа в предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов - причины такого решения;
4) по государственной пошлине - органы государственной власти и (или) лица, уполномоченные в соответствии с главой 25.3 настоящего Кодекса принимать решение об изменении сроков уплаты государственной пошлины (органы исполнительной власти, консульские учреждения, суды и т.п.).
Государственная пошлина - это обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами;
5) по единому социальному налогу - ФНС России по согласованию с органами соответствующих внебюджетных фондов (ПФР, ФСС).
Порядок организации работы по предоставлению налогоплательщикам отсрочки или рассрочки по уплате авансового платежа по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, утвержден Постановлением Правления ПФР от 5 сентября 2001 г. N 146.
2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, - Федеральная налоговая служба (ФНС) изменяет сроки уплаты налогов и сборов, в случае:
- если в соответствии с законодательством Российской Федерации налоги и сборы подлежат зачислению в федеральный бюджет;
- если законодательство о налогах и сборах предусматривает перечисление сумм налогов и сборов в бюджеты разного уровня (в федеральный бюджет, в бюджеты субъектов Российской Федерации либо в местные бюджеты).
Финорганы субъектов РФ принимают участие в принятии решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов в случае:
- если суммы налогов и сборов должны полностью поступать в бюджет субъекта РФ;
- если часть сумм налогов и сборов подлежит уплате в федеральный бюджет, часть - в местный, а оставшаяся часть - в бюджет соответствующего субъекта РФ. При этом они решают вопрос именно в отношении той части сумм налогов и сборов, которая поступает в бюджет данного субъекта РФ.
Местные финорганы вправе принять участие в принятии решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов в случае:
- если суммы налогов и сборов подлежат зачислению исключительно в местный бюджет данного муниципального образования;
- если часть сумм налогов и сборов подлежит зачислению в местный бюджет, тогда как остальная часть сумм налогов и сборов, подлежит зачислению в федеральный бюджет и (или) бюджет субъектов РФ.
3. Если в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (например, о транспортном налоге, о налоге на имущество организаций и т.п.) региональные налоги подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и (или) местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов изменяются на основании решений налоговых органов по месту нахождения (жительства) заинтересованных лиц в части сумм, подлежащих зачислению в:
- бюджеты субъектов Российской Федерации, - по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации (подразделения администраций, исполкомов и т.п. субъектов РФ - министерства, департаменты, управления финансов и т.п.);
- местные бюджеты, - по согласованию с финансовыми органами соответствующих муниципальных образований (управления администраций, мэрий, исполкомов (отделы, комитеты и т.п.)).
В городах Москве и Санкт-Петербурге сроки уплаты части налогов и сборов, которая подлежит зачислению в местные бюджеты, изменяются решениями налоговых органов по согласованию с финорганами указанных субъектов.
Судебная практика по статье 63 НК РФ
Определение Управления Федеральной налоговой службы уполномоченным органом в целях выполнения задач, предусмотренных оспариваемой нормой, не может свидетельствовать о противоречии этой нормы пункту 7 части 1 статьи 63 Налогового кодекса РФ, ибо из текста этой федеральной нормы не следует, что это должен быть только орган субъекта Российской Федерации, на чем фактически настаивает прокурор.
Комментарии к ст. 63 НК РФ