Налоговый кодекс Российской Федерации

Налоговое и финансовое законодательство

Документы обновлены 18 декабря 2017 г.

Статья 82. Общие положения о налоговом контроле

Главная>Раздел V>Глава 14>Статья 82. Общие положения о налоговом контроле

1. Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Особенности осуществления налогового контроля при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса.

Особенности осуществления налогового контроля в форме налогового мониторинга устанавливаются разделом V.2 настоящего Кодекса.

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 29.06.2004 N 58-ФЗ.

3. Налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел, следственные органы и органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

4. При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, плательщике страховых взносов, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Кодекса, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Судебная практика по ст. 82 НК РФ

Определение ВС РФ N 305-КГ14-7282 от 20 февраля 2015 г.

Как отмечено судами, налоговым органом соблюдены требования статьи 93.1 Налогового кодекса РФ, поскольку документы истребовались в рамках камеральной налоговой проверки декларации по налогу на добавленную стоимость, а из информации, указанной в требовании, прослеживается "цепочка взаимодействия" названных лиц с проверяемым налогоплательщиком.


Определение ВАС РФ N ВАС-11890/12 от 8 ноября 2012 г.

В соответствии с пунктом 3 статьи 30 НК РФ налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Определение ВС РФ N ВАС-13236/13 от 27 сентября 2013 г.

Руководствуясь статьей 87 Налогового кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу, что действия инспекции по направлению поручений об истребовании документов произведены в пределах полномочий, предоставленных Кодексом, и доказательств, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов общества указанными действиями, заявителем не представлено.


Определение ВС РФ N ВАС-18229/13 от 19 декабря 2013 г.

Отменяя судебные акты нижестоящих судов и отказывая в удовлетворении заявления, суд кассационной инстанции исходил из того, что направление управлением в следственные органы информации, выявленной в ходе выездной налоговой проверки общества, связано с исполнением возложенных на налоговый орган задач и соответствует положениям пункта 3 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации.


Определение ВС РФ N 12-Г11-4 от 29 июня 2011 г.

Определение Управления Федеральной налоговой службы уполномоченным органом в целях выполнения задач, предусмотренных оспариваемой нормой, не может свидетельствовать о противоречии этой нормы пункту 7 части 1 статьи 63 Налогового кодекса РФ, ибо из текста этой федеральной нормы не следует, что это должен быть только орган субъекта Российской Федерации, на чем фактически настаивает прокурор.


Определение ВС РФ N 33-Г09-4 от 10 июня 2009 г.

Признавая незаконным наделение комитета по транспорту как исполнительного органа государственной власти таким полномочием, суд обоснованно исходил из положений статьи 9 Налогового кодекса РФ, в которой приведен исчерпывающий перечень лиц, являющихся участниками налоговых правоотношений.


К содержанию