1. В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Министерство финансов Российской Федерации вправе определять особенности учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков, налогоплательщиков, указанных в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, а также организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково".
Особенности учета иностранных организаций и иностранных граждан устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.
Особенности учета налогоплательщиков при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса.
1.1. Управляющие компании закрытых паевых инвестиционных фондов, которым передано в доверительное управление недвижимое имущество указанных паевых инвестиционных фондов, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения этого недвижимого имущества.
2. Постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора.
3. Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиала, представительства, иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через отделение, а также индивидуального предпринимателя по месту его жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
4. Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 23 настоящего Кодекса.
Постановка на учет (снятие с учета) в налоговых органах иностранной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации:
через аккредитованные филиал, представительство осуществляется на основании сведений, содержащихся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;
через иные обособленные подразделения осуществляется на основании заявления о постановке на учет (снятии с учета) такой организации, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи.
Заявление о постановке на учет подается иностранной организацией в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации. Заявление о снятии с учета подается иностранной организацией не позднее 15 календарных дней со дня прекращения ею деятельности на территории Российской Федерации. При подаче заявления о постановке на учет (снятии с учета) иностранная организация одновременно с указанным заявлением представляет в налоговый орган документы, которые необходимы для постановки ее на учет (снятия с учета) в налоговом органе и перечень которых утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
В случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения, иностранной организацией - в выбранный ею налоговый орган.
4.1. Утратил силу с 1 января 2017 года. - Федеральный закон от 30.07.2010 N 242-ФЗ.
4.2. При осуществлении FIFA (Federation Internationale de Football Association), дочерними организациями FIFA, контрагентами FIFA, а также конфедерациями, национальными футбольными ассоциациями, указанными в Федеральном законе "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и являющимися иностранными организациями, деятельности через обособленные подразделения на территории Российской Федерации постановка на учет в налоговом органе таких организаций осуществляется на основании уведомлений, направляемых такими организациями в налоговый орган.
Форма уведомления, на основании которого осуществляется постановка на учет в налоговом органе организаций, указанных в абзаце первом настоящего пункта, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
4.3. Постановка на учет организации в качестве ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков осуществляется налоговым органом, которым в соответствии со статьей 25.3 настоящего Кодекса зарегистрирован договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков, в течение пяти дней с даты его регистрации, и в тот же срок организации выдается (направляется) уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
4.4. Постановка на учет организации в качестве участника договора инвестиционного товарищества - управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, осуществляется налоговым органом, в который направляется копия договора инвестиционного товарищества, в течение пяти дней со дня ее получения либо сообщения о выполнении функций управляющего товарища в соответствии со статьей 24.1 настоящего Кодекса, и в тот же срок организации выдается (направляется) уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве участника договора инвестиционного товарищества - управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета по договору инвестиционного товарищества.
Постановка на учет организации в качестве участника договора инвестиционного товарищества - управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, осуществляется налоговым органом по каждому договору инвестиционного товарищества отдельно.
4.5. Постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе иностранной организации в качестве налогового резидента Российской Федерации осуществляется налоговым органом на основании заявления такой иностранной организации о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации (об отказе от статуса налогового резидента Российской Федерации), предусмотренного пунктом 8 статьи 246.2 настоящего Кодекса.
4.6. Постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе иностранной организации, оказывающей физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением иностранной организации, оказывающей указанные услуги через обособленное подразделение, расположенное на территории Российской Федерации), и осуществляющей расчеты непосредственно с указанными физическими лицами, а также иностранной организации - посредника, признаваемой налоговым агентом в соответствии с пунктом 3 статьи 174.2 настоящего Кодекса (за исключением иностранной организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с физическими лицами через обособленное подразделение, расположенное на территории Российской Федерации), осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет (снятии с учета) и иных документов, перечень которых утверждается Министерством финансов Российской Федерации, за исключением случаев снятия с учета в налоговом органе иностранной организации в соответствии с пунктом 5.5 статьи 84 настоящего Кодекса. Заявление о постановке на учет (снятии с учета) подается указанными в настоящем абзаце иностранными организациями в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала (прекращения) оказания указанных услуг.
Постановка на учет в налоговом органе иностранной организации, ранее снятой с учета в соответствии с пунктом 5.5 статьи 84 настоящего Кодекса, осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет и документов, указанных в абзаце первом настоящего пункта.
4.7. Постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе международной организации, признаваемой в соответствии со статьей 419 настоящего Кодекса плательщиком страховых взносов, осуществляется налоговым органом на основании заявления такой международной организации о постановке на учет (снятии с учета) в качестве плательщика страховых взносов.
4.8. Постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе российской организации в качестве налогового агента, указанного в пункте 7.1 статьи 226 настоящего Кодекса, осуществляется налоговыми органами на основании заявления, представляемого этой организацией в налоговый орган по месту своего нахождения в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика, в течение пяти дней со дня получения такого заявления, и в тот же срок организации направляется уведомление о постановке на учет (снятии с учета) в соответствующем налоговом органе в качестве налогового агента.
5. Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 23.12.2003 N 185-ФЗ.
Постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Местом нахождения имущества в целях настоящей статьи признается:
1) для водных транспортных средств (за исключением маломерных судов) - место государственной регистрации транспортного средства;
1.1) для воздушных транспортных средств - место нахождения организации или место жительства (место пребывания) физического лица - собственника транспортного средства;
2) для транспортных средств, не указанных в подпунктах 1 и 1.1 настоящего пункта, - место нахождения организации (ее обособленного подразделения) или место жительства (место пребывания) физического лица, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство;
3) для иного недвижимого имущества - место фактического нахождения имущества;
5.1. Правила, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи, применяются также в отношении недвижимого имущества и транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности и входящих в состав имущества организаций (в том числе в соответствии с концессионным соглашением), на которые этим организациям предоставлены права владения, пользования и распоряжения либо права владения и пользования, а также в отношении недвижимого имущества, составляющего имущество закрытых паевых инвестиционных фондов, которое передано в доверительное управление управляющих компаний.
5.2. Постановка на учет российской организации, созданной в результате реорганизации в форме преобразования или слияния, а также российской организации, реорганизованной в форме присоединения, в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежавшего реорганизованной (присоединенной) организации, осуществляется на основании сведений о реорганизации российской организации, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.
6. Постановка на учет нотариуса, занимающегося частной практикой, осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса.
Постановка на учет адвоката осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых адвокатской палатой субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.
Постановка на учет арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика и патентного поверенного осуществляется налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.
Постановка на учет медиатора осуществляется налоговым органом по месту жительства этого физического лица (месту его пребывания - при отсутствии у этого физического лица места жительства на территории Российской Федерации) на основании заявления этого физического лица, представляемого в любой налоговый орган по своему выбору.
7. Постановка на учет в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, осуществляется налоговым органом по месту его жительства (месту пребывания - при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) на основании информации, представляемой органами, указанными в пунктах 1 - 6 и 8 статьи 85 настоящего Кодекса, либо на основании заявления физического лица, представляемого в любой налоговый орган по своему выбору.
7.1. Утратил силу с 1 января 2017 года. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ.
7.2. Постановка на учет (снятие с учета) физического лица в качестве плательщика страховых взносов, признаваемого таковым в соответствии со статьей 419 настоящего Кодекса, осуществляется налоговым органом по месту его жительства (месту пребывания - при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) на основании заявления этого физического лица о постановке на учет (снятии с учета) в качестве плательщика страховых взносов, представляемого в любой налоговый орган по своему выбору.
7.3. Постановка на учет (снятие с учета) физического лица (за исключением лиц, указанных в статье 227.1 настоящего Кодекса), не являющегося индивидуальным предпринимателем и оказывающего без привлечения наемных работников услуги физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, в указанном качестве осуществляется налоговым органом по месту жительства (месту пребывания - при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) этого физического лица на основании представляемого им в любой налоговый орган по своему выбору уведомления об осуществлении (о прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд.
8. Утратил силу. - Федеральный закон от 23.07.2013 N 248-ФЗ.
9. В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.
10. Налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет (снятие их с учета) и учет сведений о налогоплательщиках.
- Статья 82. Общие положения о налоговом контроле
- Статья 84. Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц. Идентификационный номер налогоплательщика
Учет налогоплательщиков - одно из основных условий осуществления налогового контроля. Учету в налоговых органах (налоговому учету) подлежат как налогоплательщики-организации, так и налогоплательщики - физические лица. Сведения о них включаются в единую автоматизированную информационную систему обработки данных налоговой службы (АИС "Налог") и в Единый государственный реестр налогоплательщиков.
1. В пункте 1 комментируемой статьи Кодекса определяется такой правовой институт, как учет налогоплательщиков. Каковы же цели учета налогоплательщиков, каким путем осуществляется указанный выше учет? На эти и другие вопросы мы и постараемся ответить в тексте, приведенном ниже:
а) учет налогоплательщиков производится в целях проведения налогового контроля (ст. 82 НК РФ);
б) осуществляется путем постановки на учет и снятия с учета (ст. 84 НК РФ). При этом в статье 83 НК РФ речь идет именно об учете налогоплательщиков (а не об учете плательщиков сборов).
Налоговые органы учитывают налогоплательщиков на основе информации, поступающей:
- от налогоплательщиков, которые обязаны встать на учет в налоговом органе;
- от регистрирующих органов, обязанных направлять в налоговые органы сведения о зарегистрированных (перерегистрированных) или ликвидированных (реорганизованных) организациях, физических лицах, которые зарегистрировались или прекратили свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, фактах регистрации физических лиц по месту жительства, рождения и смерти физических лиц, о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе или о зарегистрированных в этих органах транспортных средствах и их владельцах;
- от органов, выдающих лицензии, свидетельства или иные подобные документы на право осуществления определенных видов деятельности, о физических лицах, которым выданы либо у которых отозваны или прекратили действие указанные документы;
- от органов опеки и попечительства, воспитательных и лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения, иных аналогичных учреждений об установлении опеки над физическими лицами, признанными судом недееспособными, об опеке, попечительстве и управлении имуществом малолетних и иных несовершеннолетних физических лиц, физических лиц, ограниченных судом в дееспособности, дееспособных физических лиц, над которыми установлено попечительство в форме патронажа, физических лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, а также о последующих изменениях, связанных с опекой, попечительством или управлением имуществом;
- от органов (учреждений), уполномоченных совершать нотариальные действия, и частнопрактикующих нотариусов, обязанных сообщать налоговым органам о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения;
в) учет налогоплательщиков возлагается на налоговые органы:
- по месту нахождения организации. При этом следует учесть, что в соответствии со статьей 54 ГК РФ место нахождения российских организаций (ст. 11 НК РФ) определяется местом государственной регистрации юридического лица, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное. Место нахождения иностранных организаций определяется исходя из законодательства, действующего в соответствующем государстве;
- по месту нахождения филиалов, представительств, а также любых иных территориально обособленных подразделений организации, в том числе филиалов и представительств иностранных организаций;
- по месту жительства физического лица (включая индивидуальных предпринимателей). В соответствии с пунктом 1 статьи 20 ГК РФ местом жительства физического лица признается место, где оно постоянно или преимущественно проживает;
- по месту нахождения принадлежащего налогоплательщикам недвижимого имущества и транспортных средств (ст. 85 НК РФ);
г) особые правила предусмотрены для учета налогоплательщиков организации, в состав которой входят территориально обособленные подразделения. При этом следует иметь в виду, что:
- к организациям (о которых идет разговор в комментируемой статье) относятся как российские, так и иностранные юридические лица;
- к обособленным подразделениям относятся созданные на территории РФ филиалы, представительства и другие обособленные структуры российских организаций;
- филиалы и (или) представительства иностранных юридических лиц, созданные на территории РФ, охватываются понятием "иностранные организации". Особенности учета последних устанавливаются Минфином России;
- организация, в собственности которой находится недвижимое имущество, - это как российские юридические лица, так и иностранные организации, имеющие на территории РФ недвижимость, подлежащую налогообложению;
- все упомянутые выше организации обязаны встать на налоговый учет по месту нахождения: во-первых, самой организации; во-вторых, каждого обособленного подразделения; в-третьих, объектов своей недвижимости, подлежащих налогообложению; в-четвертых, своих транспортных средств, подлежащих налогообложению. Что же касается филиалов и представительств иностранного юридического лица, то они подлежат УН как организация в целом;
д) на Минфин России возложены функции определения особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков; иностранных организаций; налогоплательщиков при выполнении соглашений о разделе продукции. Однако до 1 августа 2004 г. эти функции были возложены на МНС России. В связи с этим во исполнение положений пункта 1 статьи 83 НК РФ МНС России установил:
- Порядок определения особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков - российских организаций (Приказом от 31 августа 2001 г. N БГ-3-09/319);
- Положение об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций (Приказом от 7 апреля 2000 г. N АП-3-06/124). Данные акты продолжают действовать впредь до их отмены Минфином России;
е) в связи с введением в действие главы 26.4 НК РФ особенности учета налогоплательщиков при выполнении соглашений о разделе продукции определяются нормами статьи 346.11 НК РФ;
ж) основания постановки на налоговый учет:
- изложены в пункте 1 статьи 83 НК РФ неисчерпывающим образом;
- могут быть предусмотрены лишь в самом Кодексе;
з) во исполнение положений статьи 83 НК РФ и Закона о регистрации юридических лиц:
- Правительство РФ приняло Постановление от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей";
- МНС России Приказом от 18 апреля 2003 г. N Б-3-09/198 утвердило Методические разъяснения по порядку заполнения отдельных форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица.
2. Применяя правила пункта 2 комментируемой статьи, нужно иметь в виду следующее:
а) они относятся лишь к индивидуальным предпринимателям и организациям. С другой стороны, для целей налогообложения к индивидуальным предпринимателям относятся и нотариусы, и адвокаты, упомянутые в пункте 2 статьи 11, пункте 6 статьи 83 НК РФ;
б) налогоплательщики, указанные в пункте 2 статьи 83 НК РФ, обязаны встать на учет в налоговых органах независимо от наличия или отсутствия обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Не играет роли и то, относится ли юридическое лицо к коммерческим организациям и осуществляет ли оно предпринимательскую деятельность.
3. В соответствии с правилами пункта 3 комментируемой статьи настоящего Кодекса:
а) юридические лица и индивидуальные предприниматели подлежат постановке на учет на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮП и ЕГРИП, в порядке, установленном Правительством РФ в Постановлении N 439. Учет налогоплательщиков осуществляется по письменному заявлению налогоплательщика. Форма заявления о постановке на учет была утверждена МНС России, и она подлежит применению на всей территории РФ. К заявлению налогоплательщик прилагает документы, перечисленные в пункте 1 статьи 84 НК РФ;
б) заявление о постановке на учет подается исключительно в налоговый орган:
1) по месту нахождения юридического лица (юридический адрес);
2) по месту жительства физического лица - предпринимателя.
4. Нужно иметь в виду, что в соответствии с п. 4 настоящей статьи организации подают заявление о постановке на учет по месту нахождения каждого обособленного подразделения в месячный срок с момента его создания.
Нужно обратить внимание и еще на одно обстоятельство: правила пункта 3 статьи 83 НК РФ распространяются лишь на организации и на физические лица, осуществляющие предпринимательство без образования юридического лица.
5. Правила пункта 5 комментируемой статьи:
а) распространяются на все категории налогоплательщиков;
б) применяются, если у упомянутых выше лиц имеется подлежащая налогообложению недвижимость и транспортные средства;
в) императивно указывают, что местом нахождения имущества признается:
для морских (например, атомный ледокол, океанский лайнер и т.д.), речных (например, катер типа "Метеор", "Комета" и т.д.), воздушных (например, самолет, вертолет) судов - место нахождения собственника-организации или место жительства собственника - физического лица;
для транспортных средств, не указанных в подпункте 1 пункта 5 статьи 83 НК РФ (например, автомобилей, тракторов, локомотивов и др.), - место (порт) приписки или государственной регистрации (например, автомобиль индивидуального предпринимателя регистрируется органами ГИБДД по месту его жительства). Лишь при отсутствии таковых местом нахождения упомянутых в подпункте 2 пункта 5 статьи 83 НК РФ транспортных средств признается соответственно место нахождения (место жительства) их собственника;
г) для недвижимости, т.е. зданий, сооружений, иных объектов, отнесенных ГК РФ к недвижимому имуществу, исключая транспортные средства, указанные в пункте 5 статьи 83 НК РФ (хотя по нормам гражданского законодательства и они как подлежащие госрегистрации являются разновидностью недвижимого имущества, для целей налогообложения приоритет имеют правила ст. 83 НК РФ), - место фактического нахождения имущества.
Юридическое лицо подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, переданного ему в хозяйственное ведение или оперативное управление;
д) правила пункта 5 статьи 83 НК РФ распространяются и на случаи снятия с учета.
В свою очередь, органы, осуществляющие учет и (или) госрегистрацию недвижимости и транспортных средств, должны сообщить в налоговый орган сведения, указанные в статье 85 НК РФ.
6. Правила пункта 6 комментируемой статьи настоящего Кодекса относятся лишь к частным нотариусам и адвокатам. Что же касается других физических лиц, осуществляющих на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение дохода от оказания платных услуг, выполнения работ, реализации товаров, но при этом не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, то им посвящены правила пункта 7 статьи 83 НК РФ, которые рассматриваются ниже.
Упомянутые в пункте 6 статьи 83 НК РФ лица подлежат постановке на учет в налоговом органе именно по месту своего жительства, а не по месту оказания услуг нотариуса, адвоката (ст. 85 НК РФ).
7. Применение пункта 7 комментируемой статьи, безусловно, вызывает ряд трудностей. Возникает вопрос, нет ли противоречия между правилами статьи 11 НК РФ (приравнивающих для целей налогообложения к индивидуальным предпринимателям не только частных нотариусов, адвокатов, но и иных физических лиц, самостоятельно осуществляющих на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение дохода от оказания услуг (реализации товаров, выполнения работ) и не подлежащую регистрации в качестве индивидуального предпринимателя) и правилами статьи 83 НК РФ. Противоречия нет: правила статьи 83 НК РФ (как специальные) имеют приоритет перед правилами статьи 11 НК РФ. А в пункте 6 статьи 83 НК РФ четко очерчен круг лиц, на которых распространяется его действие (а именно частные нотариусы, адвокаты); остальные физические лица охватываются нормами пункта 7 статьи 83 НК РФ. Другими словами, при определении круга физических лиц в пункте 7 комментируемой статьи следует руководствоваться пунктом 6 этой же статьи.
В соответствии с пунктом 7 статьи 83 НК РФ постановка на учет физического лица осуществляется:
1) налоговым органом по месту жительства физического лица;
2) на основе информации, представляемой органами, регистрирующими физических лиц по месту жительства (т.е. органами внутренних дел, органами загса, органами опеки и попечительства, органами, уполномоченными совершать нотариальные действия в соответствии с правилами ст. 85 НК РФ).
8. Особенности правил пункта 8 статьи 83 НК РФ состоят в том, что:
а) они императивны;
б) они применяются лишь в случаях постановки на налоговый учет физического лица по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимости и транспортных средств;
в) они предписывают налоговым органам незамедлительно и в письменной форме уведомить физическое лицо о его постановке на налоговый учет с указанием присвоенного ИНН (это предусмотрено в п. 7 ст. 84 НК РФ).
9. Анализ правил пункта 9 комментируемой статьи показывает, что они подлежат применению лишь постольку, поскольку у налогоплательщиков возникли трудности (связанные, например, с незнанием закона, неясностью положений акта законодательства о налогах и т.п.) с определением места постановки на учет: самого налогоплательщика, филиала (представительства) организации, недвижимого имущества и т.д.
В этих случаях именно налоговый орган (по месту нахождения или жительства налогоплательщика) принимает решение:
- о месте постановки на налоговый учет;
- на основе представленных самими налогоплательщиками данных (документов, предметов, объяснений и т.п.) (ст. 84 НК РФ).
Решение должно быть в письменной форме и сообщено налогоплательщику в сроки, указанные в пункте 2 статьи 84 НК РФ.
10. Правила пункта 10 комментируемой статьи:
а) касаются постановки на учет всех налогоплательщиков, в том числе юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и лиц, приравненных к последним для целей налогообложения (т.е. частных нотариусов, адвокатов и т.д.);
б) предписывают налоговым органам принимать исчерпывающие меры к постановке на налоговый учет, когда они получили соответствующие данные и сведения от органов, упомянутых в статье 85 НК РФ, и речь идет о постановке на налоговый учет организаций, индивидуальных предпринимателей (и лиц, приравненных к ним для целей налогообложения), а также иных лиц;
в) устанавливают, что меры (упомянутые в п. 10 ст. 83 НК РФ) должны быть приняты налоговыми органами независимо от того, подал ли сам налогоплательщик заявление о постановке на учет или нет. Более того, эти меры необходимо принять еще до подачи указанного заявления на основе данных соответствующих органов государственной регистрации.
Постановка на налоговый учет организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми Налоговый кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога (например, независимо от наличия льгот по налогообложению).
Судебная практика по статье 83 НК РФ
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации.
Комментарии к ст. 83 НК РФ