1. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
2. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Обеспечение и защита прав налоговых агентов осуществляются в соответствии со статьей 22 настоящего Кодекса.
3. Налоговые агенты обязаны:
1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;
2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;
3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;
4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
5) в течение пяти лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.
3.1. Налоговые агенты несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом.
4. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.
5. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Статья 23. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)
- Статья 24.1. Участие налогоплательщика в договоре инвестиционного товарищества
1. Настоящей статьей Кодекса раскрыто понятие "налоговый агент".
Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
В соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
При этом согласно законодательству о налогах и сборах, в частности, в соответствии с настоящим Кодексом обязанность по исчислению и удержанию налога может быть возложена на налогового агента, тогда обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом.
Так, налоговые агенты - работодатели удерживают суммы налога у налогоплательщика, перечисляя их в бюджет и внебюджетные фонды.
Налоговые агенты исчисляют сумму налога в порядке, установленном настоящим Кодексом, исходя из налоговой базы, налоговой ставки, налоговых льгот, предоставленных налогоплательщику, и перечисляют его в соответствующий бюджет (внебюджетные фонды) в наличной и (или) безналичной форме.
Налоговых агентов следует отличать от сборщиков налогов, которыми являются государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы и должностные лица в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом они могут принимать от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средства, в уплату налогов и (или) сборов и перечислять их в бюджет.
2. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Смотрите статью 21 НК РФ и комментарий к ней.
3. Настоящая статья раскрывает правовой статус налогового агента, устанавливает его права и обязанности.
Налоговые агенты обязаны:
1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.
Таким образом, налоговые агенты обязаны в полном соответствии с нормами законодательства о налогах и сборах, в частности, в соответствии с настоящим Кодексом в сроки, которые устанавливаются применительно к каждому налогу, исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;
2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
3) вести учет реально выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджет (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов (налоговые декларации, налоговые расчеты, платежные поручения или квитанции к кассовым ордерам, свидетельствующие об уплате сумм налогов, кассовые документы, ведомости, акты и т.п.).
4. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.
Смотрите статьи 44, 45 НК РФ и комментарий к ним.
5. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности, в соответствии со статьями:
- 120 НК РФ - за грубое нарушение правил учета доходов и расходов объектов налогообложения;
- 123 НК РФ - за невыполнение обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;
- 126 НК РФ - за нарушение установленного срока представления в налоговые органы документов и (или) иных сведений, а также за отказ представить должностному лицу налогового органа, проводящему налоговую проверку, документы и (или) иные сведения, необходимые для проверки;
- и другие.
Законодательством Российской Федерации может быть предусмотрена и уголовная ответственность налогового агента в случае уклонения его от исполнения обязанностей налогового агента (ст. 199 УК РФ) и уклонения от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ).
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках (п. 1 ст. 46 НК РФ).
Статьей 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
В соответствии с положениями статей 246 и 247 НК РФ иностранные организации, получающие доходы от источников в России, признаются плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации в отношении тех видов доходов, которые поименованы в пункте 1 статьи 309 Кодекса. К таким доходам согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 309 НК РФ относятся доходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, выплачиваемых российской организацией в пользу иностранной организации.
Определение Верховного Суда РФ от 08.09.2017 N 302-КГ17-11809 по делу N А78-7357/2016
Соглашаясь с позицией инспекции в части начисления пеней по НДФЛ, судебные инстанции исходили из доказанности факта нарушения обществом как налоговым агентом положений подпункта 1 пункта 3 статьи 24, пункта 6 статьи 226 Налогового кодекса в связи с неполным перечислением исчисленного и удержанного налога за период с 01.09.2012 по 28.02.2015.
Определение Верховного Суда РФ от 15.01.2018 N 304-КГ17-8961 по делу N А27-25564/2015
Признавая решение инспекции в указанной части законным, суды трех инстанций, руководствуясь положениями статей 24, 45, 246, 247, 287, 309, 310 Налогового кодекса, Соглашением и Протоколом к нему от 07.10.2010 (далее - Протокол), Меморандумом о взаимопонимании к Соглашению от 11.07.2000, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", исходили из доказанности налоговым органом правовых оснований для доначисления обществу подлежащего удержанию с доходов иностранной организации налога на прибыль за 2013 год и правомерности применения при его расчете ставки 10 процентов, предусмотренной подпунктом "b" пункта 2 статьи 10 Соглашения.
Определение Конституционного Суда РФ от 27.02.2018 N 526-О
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения, толкуемые в судебной практике противоречиво, возлагают на него избыточные и несоразмерные налоговые обязательства, в том числе допускают (в части статей 24, 45 и 46 Налогового кодекса Российской Федерации) взыскание с налоговых агентов за счет их имущества сумм налога, не удержанного у иностранной организации. Заявитель также указывает, что оспариваемые законоположения (в части статей 284 и 310 данного Кодекса) допускают вменение налоговому агенту при выплате дохода иностранной организации налога по общей ставке 20 процентов, не дифференцируя ее размер в зависимости от фактических получателей дохода (физических лиц). В связи с этим заявитель полагает, что оспариваемые законоположения противоречат статьям 15, 19, 34, 35, 46, 50, 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации.
Определение Верховного Суда РФ от 14.05.2018 N 309-КГ18-4640 по делу N А50-30681/2017
Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 24, 81, 123, 223, 226 Налогового кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу, что оспариваемое решение налогового органа является законным и обоснованным, нарушений процедуры проведения контрольного мероприятия и порядка рассмотрения материалов проверки не имеется.
Определение Верховного Суда РФ от 28.12.2018 N 309-КГ18-14683 по делу N А76-5261/2017
Отказывая в удовлетворении требования в данной части, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 23, 24, 123, 223, 226 Налогового кодекса, пришел к выводу о том, что общество, имея возможность по своевременному перечислению в бюджет денежных средств, удержанных в счет уплаты НДФЛ за наемных работников, неправомерно использовало денежные средства для собственных нужд, что свидетельствует о недобросовестном характере его действий и пренебрежительном отношении к выполнению своих прямых обязанностей, в связи с чем примененный налоговым органом размер штрафа соответствует степени вины заявителя.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2020 N 302-ЭС19-26210 по делу N А58-2863/2018
Судебные инстанции, руководствуясь положениями статей 21, 24, 39, 78, 146, 154, 161, 168, 171, 173 174 Налогового кодекса, статей 2, 8, 11, 13 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" (далее - Закон о государственном материальном резерве), правовыми позициями, изложенными в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 28.03.2000 N 5-П и от 20.02.2001 N 3-П, и установив, что срок подлежит исчислению со дня вступления в силу решения Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-2593/2015 (28.01.2016), пришли к выводу об отсутствии у налогового органа правовых оснований для отказа обществу в возврате излишне уплаченного налога.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 71-КГ22-6-К3
Согласно пункту 1 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком (пункт 4 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации).
Определение Верховного Суда РФ от 20.01.2020 N 307-ЭС19-25531 по делу N А56-89123/2018
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды, руководствуясь положениями статей 24, 39, 146, 154, 161, 168, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 2, 11, 13 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве", правовой позицией, изложенной в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, пришли к выводу об отсутствии оснований для взыскания с управления НДС, исчисленного и уплаченного обществом в бюджет по операциям закладки материальных ценностей при освежении запасов государственного резерва.
Определение Верховного Суда РФ от 27.02.2020 N 305-ЭС19-28457 по делу N А40-8065/2018
Учитывая установленные обстоятельства, судебные инстанции, руководствуясь положениями статей 24, 246, 247, 310 Налогового кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о наличии у инспекции правовых оснований для принятия решения в оспоренной части.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, сводятся к необходимости применения к рассматриваемым правоотношениям Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики от 13.04.2000 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал", Соглашения между Российской Федерацией и Великим Герцогством Люксембург об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 28.06.1993 либо Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 18.10.1996 "Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал".
Определение Верховного Суда РФ от 16.03.2020 N 303-ЭС20-1110 по делу N А73-16704/2018
Признавая решение инспекции в оспариваемой части законным, судебные инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 24, 45, 105.1, 269, 309, 310 Налогового кодекса, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", исходили из доказанности налоговым органом правовых оснований для доначисления обществу налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации.