ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 июля 2019 г. N 31-АПА19-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Макарова Алексея Владимировича на решение Верховного Суда Чувашской Республики от 15 марта 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Макарова А.В. о признаний недействующими пункта 31 раздела "Моргаушский район" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 23 ноября 2016 года N 109-о, и пункта 21 раздела "Моргаушский район" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 2 ноября 2017 года N 177-о.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения Макарова А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда законным и обоснованным, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
приказом Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 23 ноября 2016 года N 109-о утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень объектов на 2017 год).
Пунктом 31 раздела "Моргаушский район" Перечня объектов на 2017 год включено здание с кадастровым номером < ... > , расположенное по адресу: < ... > .
Приказом Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 2 ноября 2017 года N 177-о утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень объектов на 2018 год), в который под пунктом 21 раздела "Моргаушский район" включено это же здание.
Макаров А.В., являясь собственником здания с кадастровым номером < ... > , обратился в суд с административным иском о признании недействующими пункта 31 раздела "Моргаушский район" Перечня объектов на 2017 год и пункта 21 раздела "Моргаушский район" Перечня объектов на 2018 год, указывая, что данное здание не обладает признаками объекта налогообложения, предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации; включение его в оспариваемые пункты перечней неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Решением суда от 15 марта 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Макаровым А.В. поставлен вопрос об отмене решения суда, о принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда не подлежащим отмене.
Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 этого Кодекса перечень, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, к которым отнесены в том числе, административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2).
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 4 статьи 378.2).
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что спорный объект недвижимости подпадает под признаки, предусмотренные подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и обоснованно включен в Перечни на 2017, 2018 годы, поскольку предназначен для использования в целях оказания услуг общественного питания, в том числе изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг.
Такой вывод суд первой инстанции сделал, исходя из документов технического учета (инвентаризации), согласно которым наименование здания - "Торговый центр в деревне Москакасы", а площадь помещений в нем, имеющих назначение: обеденный зал, пельменный цех, овощной цех, мясной цех, мучной цех, холодный цех, горячий цех, мясо-рыбный цех, пирожковый цех, склад овощей, продовольственный магазин, составляет 26,3% общей площади здания.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
Торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения" относит магазин к стационарным торговым объектам, предназначенным для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.
Согласно "ГОСТ 31985-2013" Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения" общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг. При этом под предприятием общественного питания (предприятие питания) понимается объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления) как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.
В силу пункта 3 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года N 1036, услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.
"ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" устанавливает общие требования и классификацию предприятий (объектов) общественного питания различных типов. К объектам общественного питания он относит в том числе заготовочный цех (объект): предприятие (объект) общественного питания, осуществляющий изготовление кулинарной продукции, хлебобулочных и кондитерских изделий и снабжение ими доготовочных объектов, магазинов (отделов) кулинарии, розничной торговой сети и других организаций, а также для доставки потребителям по их заказам (пункт 3.12).
Анализ указанных положений свидетельствует о правомерности отнесения судом первой инстанции помещений в здании "Торговый центр в деревне Москакасы", имеющих назначение: обеденный зал, пельменный цех, овощной цех, мясной цех, мучной цех, холодный цех, горячий цех, мясорыбный цех, пирожковый цех, продовольственный магазин, к помещениям предусматривающим размещение торговых объектов и объектов общественного питания и, как следствие, признания здания, предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов и объектов общественного питания, что в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием для включения объекта недвижимости в оспариваемые пункты Перечней.
Доводы административного истца о том, что здание фактически не используется в данных целях правового значения не имеют, поскольку здание включено в перечни по предназначению, а не по фактическому использованию.
Принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Верховного Суда Чувашской Республики от 15 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Макарова А.В. - без удовлетворения.