ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 ноября 2019 г. N 5-АПА19-87
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Котович Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мальцевой Ирины Валерьевны, Сорокина Сергея Константиновича, Яковлева Константина Сергеевича, Павлова Александра Анатольевича, Нешиной Натальи Геннадьевны об оспаривании постановления Правительства Москвы от 13 февраля 2019 г. N 69-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 26 сентября 2017 г. N 708-ПП, которым утвержден Адресный перечень кварталов (территорий), в границах которых расположены существующие или подлежащие образованию земельные участки, предназначенные для проектирования и строительства "стартовых" многоквартирных домов, обеспечивающих "волновое переселение" граждан в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве по апелляционной жалобе Мальцевой И.В., Сорокина С.К., Яковлева К.С., Павлова А.А. и Нешиной Н.Г. на решение Московского городского суда от 3 июня 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения административных истцов Мальцевой И.В., Нешиной Н.Г. и Яковлева К.С., представителей административных истцов Власовой О.И. и Лябухова В.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителей Правительства Москвы Аветисянц Э.Л., Клокова Е.В., Иванова В.А., Денисова А.В., представителя Правительства Москвы и Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы Горина Е.Д. и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда является законным, обоснованным и не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Правительства Москвы от 26 сентября 2017 г. N 708-ПП утвержден Адресный перечень кварталов (территорий), в границах которых расположены существующие или подлежащие образованию земельные участки, предназначенные для проектирования и строительства "стартовых" многоквартирных домов, обеспечивающих "волновое переселение" граждан в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве (далее также - Постановление N 708-ПП, Перечень).
Постановлением Правительства Москвы от 13 февраля 2019 г. N 69-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 26 сентября 2017 г. N 70-ПП).
Согласно пункту 1 Постановления N 69-ПП разделы 2 и 3 Перечня, являющегося приложением к Постановлению N 708-ПП, изложены в новой редакции. Так, согласно вносимым изменениям Перечень дополнен пунктом 104: район Свиблово, адрес: Теннисный проезд, вл. 6.
Постановление N 69-ПП опубликовано 19 февраля 2019 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 10 и размещено 14 февраля 2019 г. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на портале Мэра и Правительства Москвы по адресу: http://www.mos.ru.
Мальцева И.В., Сорокин С.К., Яковлев К.С., Павлов А.А. и Нешина Н.Г. обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании не действующим Постановления N 69-ПП в той части, в которой вносимыми изменениями пунктом 104 Перечня указан адрес: Теннисный проезд, вл. 6., район Свиблово. Оспариваемое постановление, по мнению административных истцов, принято с нарушением процедуры его принятия, противоречит положениям статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", статьи 7.1 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" и нарушает их право на благоприятную окружающую среду и образование.
Требования мотивировали тем, что указанные граждане являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Москва, < ... > . Пунктом 1.4 проекта межевания квартала, утвержденного распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 3 марта 2017 г. N 5798 (далее также - Распоряжение N 5798), для их многоквартирного дома установлен земельный участок N 1 площадью 1 409 га, который принадлежит им, как собственникам многоквартирного дома. Вместе с тем часть земельного участка, на котором расположен их многоквартирный дом, по их мнению, включена в состав территории по адресу: Тенистый проезд, вл. 6.
Решением Московского городского суда от 3 июня 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Мальцева И.В., Сорокин С.К., Яковлев К.С., Павлов А.А. и Нешина Н.Г., приводя доводы, аналогичные доводам административного иска и указывая на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм процессуального и материального права, просят отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Административные истцы полагают, что поскольку оспариваемый нормативный правовой акт регулирует градостроительные отношения, то он принят с нарушением процедуры его принятия, предусмотренной статьей 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ). Публичные слушания или общественные обсуждения при выборе земельных участков для строительства стартовых домов в районе Свиблово города Москвы не проводились, мнение жителей относительно возможности строительства на указанной территории вместо школы многоквартирного дома для реализации программы реновации жилищного фонда города Москвы не выяснялось, что также является нарушением статьи 7.1 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации", а также частей 1, 2 и 4 статьи 31 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Закон N 131-ФЗ).
По-прежнему нарушение своих прав связывают с тем, что Правительство Москвы в нарушение статьи 36 ЖК РФ незаконно распорядилось земельным участком под их многоквартирным домом по улице < ... > , поскольку фактически значительная его часть включена в Перечень. Правительство Москвы не имело право распоряжаться земельным участком под их многоквартирным домом в той его части, в которой согласно Распоряжению N 5798 должен быть сформирован земельный участок под ним. Несмотря на данные обстоятельства, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться земельным участком, поскольку это необходимо для эксплуатации многоквартирного дома и требовать устранение нарушения их прав.
Не соглашаясь с выводами суда о том, что оспариваемым пунктом в Перечень включена территория, в границах которой расположен подлежащий формированию земельный участок, указывают, что согласно распоряжению Департамента городского имущества города Москвы от 16 апреля 2018 г. N 11544 был сформирован земельный участок с адресом Тенистый проезд, вл. 6, утверждена его схема расположения на кадастровом плане территории. При этом не было принято во внимание, что границы данного земельного участка пересекают согласно Распоряжению N 5798 границы земельного участка под их многоквартирным домом, что подтверждается материалами дела.
Следовательно либо в оспариваемое постановление был включен земельный участок с названным адресом, либо в оспариваемое постановление была включена несуществующая территория с несуществующим адресом или адресом, ранее присвоенным другому объекту адресации.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов Правительством Москвы, Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы, а также прокуратурой г. Москвы представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 44 Устава города Москвы, статей 11, 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое в части Постановление N 69-ПП принято в пределах предоставленных Правительству Москвы полномочий, с соблюдением формы принятия и надлежащим образом доведено до всеобщего сведения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемая норма не может рассматриваться как противоречащая федеральному законодательству и нарушающая права заявителей.
Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" в связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации, а также в целях реновации жилищного фонда в городе Москве, защиты прав граждан - участников долевого строительства органы государственной власти города Москвы среди прочего: определяют содержание Программы реновации жилищного фонда в городе Москве (далее также - Программа реновации). При этом под реновацией жилищного фонда в городе Москве понимается совокупность мероприятий, выполняемых в соответствии с Программой реновации жилищного фонда в городе Москве, направленных на обновление среды жизнедеятельности и создание благоприятных условий проживания граждан, общественного пространства в целях предотвращения роста аварийного жилищного фонда в городе Москве, обеспечения развития жилых территорий и их благоустройства; утверждают Программу реновации жилищного фонда в городе Москве; принимают на основании утвержденной Программы реновации решения о реновации жилищного фонда в городе Москве, содержащие перечень многоквартирных домов, подлежащих сносу в соответствии с данным Законом, с указанием их адресов, информацию об этапах реализации решений о реновации (при наличии), а также сведения о мероприятиях по реализации таких решений о реновации и примерных сроках их выполнения; устанавливают в соответствии с поименованным законом формы и порядок выявления и учета мнения граждан при формировании и реализации Программы реновации.
Постановлением Правительства Москвы от 1 августа 2017 г. N 497-ПП принята Программа реновации жилищного фонда в городе Москве, согласно пункту 2.3 которого Департамент градостроительной политики города Москвы совместно с Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы до 1 октября 2017 г. определяют перечень кварталов (территорий), в границах которых расположены существующие или подлежащие образованию земельные участки, предназначенные для проектирования и строительства в течение 20172019 годов "стартовых" многоквартирных домов, обеспечивающих начало "волнового переселения" граждан в целях реализации Программы реновации.
С учетом положений части 3 и 5 статьи 28 Закона N 131-ФЗ, статей 24 и 25 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что формирование Перечня кварталов (территорий), в границах которых определяются земельные участки, предназначенные для проектирования и строительства "стартовых" многоквартирных домов, обеспечивающих начало "волнового переселения" граждан в целях реализации Программы реновации, не относится к вопросам, по которым в обязательном порядке проводятся публичные слушания либо общественные обсуждения.
Территория "Тенистый пр-д, вл. 6" включена в Перечень в результате вносимых изменений в него, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 7 декабря 2017 г. N 972-ПП. В последующих редакциях Постановления N 708-ПП менялся порядковый номер этого адресного ориентира. Так, в результате изменений, внесенных Постановлением N 69-ПП, территория "Тенистый пр-д, вл. 6" указана под номером 104.
Анализ текста Постановления N 708-ПП в первоначальной и последующих редакциях позволил суду первой инстанции сделать обоснованный вывод, что в нем не содержится сведений о площади и границах земельного участка.
Таким образом, само по себе включение адресного ориентира "Тенистый пр-д, вл. 6" в Перечень не влечет нарушений прав административных истцов.
Как следует из материалов дела, границы земельного участка по адресу: г. Москва, Тенистый пр-д, вл. 6, установлены распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 16 апреля 2018 г. N 11544, которым утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Данное распоряжение являлось предметом судебной проверки в рамках рассмотрения Пресненским районом судом города Москвы дела N 02а-0246/2019 и признано соответствующим закону.
То обстоятельство, что границы земельного участка по адресу: г. Москва, Тенистый пр-д, вл. 6, пересекают земельный участок, который проектом межевания квартала, утвержденным распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 3 марта 2017 г., определен для многоквартирного жилого дома по адресу; г. Москва, ул. 1, правомерно не учтено судом первой инстанции как не нашедшее своего подтверждения, поскольку, как следует из проекта межевания территории квартала площадь и границы земельных участков подлежат уточнению землеустроительным межеванием при оформлении земельно-правовых документов. Сведения о результатах такого межевания в материалы дела не представлены.
При этом Судебная коллегия учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 28 мая 2010 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова", согласно которой признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В связи с этим не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы о нарушении норм жилищного, земельного, гражданского законодательства.
Выводы суда не противоречат нормам материального права, имеющим большую юридическую силу, и которыми установлены объективные критерии, обусловливающие проведение мероприятий, осуществляемых в целях предотвращения формирования аварийного жилищного фонда в городе Москве, обеспечения устойчивого развития жилых территорий.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Московского городского суда от 3 июня 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.