ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 ноября 2019 г. N 35-АПА19-19
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Котович Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" о признании не действующим в части приказа Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 29 декабря 2018 г. N 556-нп "О внесении изменений в Приказ ГУ РЭК Тверской области от 29.12.2014 N 444-нп"
по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Тверского областного суда от 3 июля 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., объяснения представителя открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Родименкиной В.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области Пестовой А.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
приказом Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области (далее также - ГУ РЭК Тверской области, тарифный орган) от 29 декабря 2014 г. N 444-нп "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Тверской области" (далее - Приказ N 444-нп) установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Тверской области с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г. согласно приложению 1, долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, согласно приложению 2, необходимая валовая выручка (далее также - НВВ) сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) согласно приложению 3.
Приказом Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 29 декабря 2018 г. N 556-нп "О внесении изменений в Приказ ГУ РЭК Тверской области от 29.12.2014 N 444-нп" (далее - Приказ N 556-нп) в Приказ N 444-нп внесены изменения, в частности, изменен срок действия тарифов - на период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г., таблица "Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" приложения 1 и таблица "Необходимая валовая выручка сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)" приложения 3 изложены в новой редакции.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее также - ОАО "РЖД") обратилось в Тверской областной суд с административным исковым заявлением о признании Приказа N 556-нп не действующим в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Октябрьской дирекцией по энергообеспечению структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД" (далее также - Октябрьская дирекция по энергообеспечению) и филиалом ПАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" и в части установления НВВ на 2019 г. для Октябрьской дирекции по энергообеспечению структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД", возложении на ГУ РЭК Тверской области обязанности принять заменяющий нормативный правовой акт.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является территориальной сетевой организацией, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии на территории Тверской области. Полагает, что НВВ на 2019 г. Октябрьской дирекции по энергообеспечению определена в экономически необоснованном заниженном размере. Невключение в НВВ расходов по статьям затрат "Амортизация основных средств" и "Налог на имущество" произведено в нарушение тарифного законодательства в сфере электроснабжения.
Решением Тверского областного суда от 3 июля 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "РЖД", ссылаясь на неправильную оценку судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование указывает, что в представленном по запросу ГУ РЭК Тверской области расчете амортизации основных средств содержалась в том числе информация о наименованиях объектов, инвентарных номерах, дате ввода в эксплуатацию, первоначальной и остаточной стоимостях. В действующем законодательстве отсутствуют прямые указания на обязанность предоставления инвентарных карточек основных средств при предоставлении предложений об установлении тарифов на электрическую энергию. Наличие в расчете амортизации части объектов с полностью погашенной стоимостью не может являться основанием для полного исключения указанных затрат из НВВ.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, и ГУ РЭК Тверской области представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 Закона об электроэнергетике). К таким актам, в частности, относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", а также Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 17 декабря 2012 г. N 98-э (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
ГУ РЭК Тверской области является исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов), в том числе на услуги по передаче электрической энергии (мощности), в соответствии с Положением о Главном управлении "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области, утвержденным постановлением Правительства Тверской области от 20 октября 2011 г. N 141-пп.
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к форме, процедуре принятия и порядку опубликования, и по этим основаниям не оспаривается.
Октябрьская дирекция по энергообеспечению структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Тверской области с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих ОАО "РЖД" на праве собственности, регулирование ее деятельности на долгосрочный период регулирования 2015 - 2019 гг. осуществляется с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления ОАО "РЖД", не согласного с определенным ему Приказом N 556-нп размером НВВ на 2019 г., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что произведенные тарифным органом расчеты являются обоснованными, сделаны на основании норм, регламентирующих тарифное регулирование, оспариваемый приказ по своему содержанию соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.
Согласно пункту 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с Методическими указаниями на основании долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов.
В соответствии с пунктом 5 Методических указаний тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые с применением этих методических указаний, устанавливаются на долгосрочный период регулирования, отдельно на каждый финансовый год в течение этого периода и ежегодно корректируются.
Размер неподконтрольных расходов, включая затраты по статьям "Налог на имущество" и "Амортизация основных средств", для каждого года долгосрочного периода регулирования подлежит определению методом экономически обоснованных расходов.
Пунктом 16 Основ ценообразования установлено, что определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Подпунктом 8 пункта 17 Правил регулирования тарифов установлено что, к заявлениям, направленным в соответствии с пунктами 12, 14 и 16 этих правил, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, прилагают обосновывающие материалы: расчет расходов и необходимой валовой выручки от осуществления регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что документы, подтверждающие экономическую обоснованность планируемых на 2019 г. расходов по статьям затрат "Налог на имущество" и "Амортизация основных средств", содержащие сведения о составе, первоначальной и среднегодовой стоимости имущества ОАО "РЖД", используемого для оказания услуг по передаче электрической энергии в границах Тверской области, фактическом сроке его использования, а также о механизме распределения расходов между видами деятельности организации, в частности, по передаче электрической энергии и деятельностью железнодорожного транспорта, в тарифный орган представлены не были, а материалы тарифных дел предыдущих лет таких документов не содержали.
Возможность учета в процессе ежегодной корректировки необходимой валовой выручки расходов по указанным статьям затрат в суммах, включенных в состав НВВ предыдущих периодов регулирования на основании ранее представленных материалов тарифных дел, без оценки их экономической обоснованности исключается, поскольку противоречит пунктам 16, 17, 38 Основ ценообразования, пункту 11 Методических указаний.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, судом обоснованно было учтено, что на запросы ГУ РЭК Тверской области ОАО "РЖД" предоставило сведения в формате таблицы Excel с расчетами фактических затрат по статье "Амортизация основных средств" и "Налог на имущество" за 2017 г., а также плановых затрат на 2019 г. и налоговую декларацию по налогу на имущество за 2017 г. без приложения первичных бухгалтерских документов, подтверждающих наличие определенного имущества, его балансовую и остаточную стоимость, нормы амортизации, соблюдение порядка расчета амортизационных отчислений.
При этом бухгалтерский учет в ОАО "РЖД" ведется в целом по организации, оказание услуг по передаче электрической энергии на территории Тверской области не является основным видом экономической деятельности, в связи с чем затраты на услуги по передаче электрической энергии должны распределяться исходя из норм учетной политики.
Довод апелляционной жалобы ОАО "РЖД" о том, что фактически представленные в тарифный орган расчеты следовало квалифицировать в качестве соответствующих правилам бухгалтерского учета документов, подлежит отклонению, как противоречащий пункту 17 Правил регулирования тарифов и пунктам 16, 27 Основ ценообразования.
В отсутствие первичных бухгалтерских документов ГУ РЭК Тверской области было лишено возможности произвести соответствующий требованиям пункта 27 Основ ценообразования расчет расходов Октябрьской дирекции по энергообеспечению по спорным статьям затрат.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что представленные Октябрьской дирекцией по энергообеспечению расчеты были выполнены с нарушением действующего законодательства.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено данной статьей.
При определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период (пункт 1 статьи 382 НК РФ).
В нарушение приведенных норм Октябрьской дирекцией по энергообеспечению налоговая база по налогу на имущество определена на основании остаточной стоимости на 31 декабря 2019 г., а не среднегодовой стоимости имущества.
В представленных расчетах ОАО "РЖД" в состав налоговой базы включило движимое имущество, в то время как на основании пункта 19 статьи 2 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 302-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2019 г. движимое имущество объектом налогообложения не является.
Налоговая декларация по налогу на имущество за 2017 г. данных о сумме налога, уплаченной в отношении имущества, используемого исключительно в процессе осуществления регулируемой деятельности на территории Тверской области, позволяющих определить относящееся к указанной деятельности объекты недвижимого имущества, не содержала, а потому, как правильно указал суд, не могла быть применена для расчета соответствующих экономически обоснованных расходов Октябрьской дирекции по энергообеспечению.
Расходы на амортизацию основных средств для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета (пункт 27 Основ ценообразования).
Для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии указанные расходы определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов). Срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".
В соответствии с пунктом 19 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 г. N 26н, при линейном способе начисления амортизации объектов основных средств годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.
В соответствии с пунктами 12, 13 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 г. N 91н, учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект. Заполнение инвентарной карточки (инвентарной книги) производится на основе акта (накладной) приемки-передачи основных средств, технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, перемещение и выбытие инвентарного объекта основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; способе начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); об индивидуальных особенностях объекта.
Соответствующие инвентарные карточки имущества с указанием его основных характеристик и срока полезного использования в 2015 - 2018 гг. в тарифный орган представлены не были.
Суд первой инстанции правильно указал на допущенные ОАО "РЖД" в расчете начисления амортизации нарушения:
в отношении объектов основных средств Московской дистанции электроснабжения (ЭЧ-1) (все объекты, за исключением двух), Болотовской дистанции электроснабжения (ЭЧ-2) (все объекты), Тверской дистанции электроснабжения (ЭЧ-12) (25 объектов, введенных в эксплуатацию в 2017 - 2018 гг.) не были указаны число и месяц ввода в эксплуатацию, что исключало возможность определения фактического срока их полезного использования;
ряд объектов Болотовской дистанции электроснабжения (ЭЧ-2): здания трансформаторных подстанций, введенные в эксплуатацию в 1960, 1961, 1963, 1965, 1967, 1968, 1973, 1976, 1977, 1978, 1981, 1986 гг., низковольтная воздушная линия 1966 г., кабельные линии Андреаполь, Баталино, Бологое 1974, 1982 гг., кабельная линия 1988 г., низковольтный кабель 1989, 1990 гг., кабельная линия охранно-пожарной сигнализации и кабельные линии электропередачи 1998 г.; Тверской дистанции электроснабжения (ЭЧ-12): строительная часть открытого распредустройства (30 ноября 2003 г.), КТП N 1, 7 ст. Березайка (30 сентября 2003 г.), воздушно-кабельная линия электропередач 0,4 кВ и воздушная линия электропередач 10 кВ (10 марта 2004 г.), комплектная трансформаторная подстанция (30 сентября 2003 г.) - не подлежали учету при начислении амортизации в 2019 г. как полностью самортизированные и имеющие к началу года нулевую остаточную стоимость;
в отношении объектов основных средств Московской дистанции электроснабжения (ЭЧ-1) отсутствовали сведения, позволяющие определить их местоположение на территории Тверской или Московской области.
Перечень объектов основных средств, подвергшихся переоценке, либо документальное подтверждение отсутствия таких объектов в вышеуказанном расчете амортизации административным истцом представлены не были.
Принимая во внимание, что инвестиционная программа Октябрьской дирекции по энергообеспечению не утверждалась, результаты переоценки основных средств согласно пункту 27 Основ ценообразования не могли быть учтены при расчете расходов на амортизацию, включаемых в состав необходимой валовой выручки на 2019 г.
При таких обстоятельствах основания для включения в состав НВВ на 2019 г. Октябрьской дирекции по энергообеспечению затрат по статьям расходов "Амортизация основных средств" и "Налог на имущество" у тарифного органа отсутствовали.
ОАО "РЖД", являясь профессиональным участником рынка электроэнергетики, обязанным соблюдать установленный законодательством порядок представления экономически выгодного для него предложения об установлении тарифа, несет риск установления необходимой валовой выручки без учета всех, возможно и объективно существующих обстоятельств, по причине ненадлежащего обоснования необходимых для него затрат.
Учитывая, что при рассмотрении дела судом первой инстанции верно применены положения законодательства, регулирующие спорные правоотношения, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана правильная юридическая оценка, оснований для отмены решения суда не имеется.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Тверского областного суда от 3 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.