ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 апреля 2019 г. N 117-АПА19-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Балаклавское рудоуправление им. А.М. Горького" о признании не действующим в части постановления Правительства Севастополя от 28 ноября 2014 г. N 515 "Об утверждении нормативной цены земли"
по апелляционной жалобе акционерного общества "Балаклавское рудоуправление им. А.М. Горького" на решение Севастопольского городского суда от 25 января 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., объяснения представителя акционерного общества "Балаклавское рудоуправление им. А.М. Горького" Мартынюк Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Правительства Севастополя Карпухина А.Л., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Правительством Севастополя 28 ноября 2014 г. принято постановление N 515 "Об утверждении нормативной цены на землю" (далее - Постановление N 515), пунктом 1 которого утверждены на период с 1 января 2015 г. до 1 января года, следующего за годом утверждения на территории города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков: подпунктом 1.1 - нормативная цена земель сельскохозяйственного использования за 1 кв. м (приложение N 1); подпунктом 1.2 - нормативная цена за квадратный метр земельных участков по оценочным зонам и группам видов разрешенного использования (приложение N 2); подпунктом 1.3 - схема оценочного зонирования с описанием оценочных зон (приложение N 3); подпунктом 1.4 - коэффициенты видов разрешенного использования земельных участков (приложение N 4); подпунктом 1.5 - добавочные коэффициенты, характеризующие стоимость участков определенного местоположения (приложение N 5); подпунктом 1.6, введенным постановлением Правительства Севастополя от 19 марта 2018 г. N 158-ПП, - Порядок определения нормативной цены земельных участков, расположенных на территории города Севастополя (приложение N 6).
Акционерное общество "Балаклавское рудоуправление им. А.М. Горького" (далее - АО "Балаклавское рудоуправление им. А.М. Горького", Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим с 1 января 2015 г. приложения N 2 "Нормативная цена земель за квадратный метр по оценочным зонам и группам видов разрешенного использования в зонах" к Постановлению N 515 в части утверждения нормативной цены земель по оценочным зонам и группам видов N 235, 239 - 244, 246 - 248.
В обоснование иска указывает, что определенная на основании Постановления N 515 нормативная цена находящихся в его пользовании земельных участков, расположенных в Балаклавском районе г. Севастополя и относящихся к названным оценочным зонам, значительно выше 75% от их рыночной стоимости, что не соответствует пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 г. N 319 "О порядке определения нормативной цены земли" (далее также - Постановление N 319). По мнению административного истца, указанные земельные участки являются типичными применительно к участкам в оспариваемом постановлении.
Решением Севастопольского городского суда от 25 января 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе АО "Балаклавское рудоуправление им. А.М. Горького", ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права, неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела, просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении предъявленных требований. В обоснование приводит доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении. Указывает на отсутствие у Правительства Севастополя на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта полномочий по утверждению нормативной цены земли и неподтвержденность соблюдения процедуры принятия Постановления N 515. Не соглашается с выводом суда о том, что представленный в материалы дела отчет об оценке рыночной стоимости земель не свидетельствует о несоответствии указанного постановления нормативным правовым актам, имеющим большую силу, ссылаясь при этом на то, что находящиеся в пользовании административного истца земельные участки аналогичны тем, которые указаны в этом постановлении.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
В силу статьи 9 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, а также статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено данным Федеральным конституционным законом.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.
Согласно пункту 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта, было установлено, что в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.
Статьей 10 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 г. N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС) в первоначальной редакции предусматривалось, что нормативная денежная оценка земель, установленная на территории города Севастополя до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, применяется для целей налогообложения и определения размера арендной платы в отношении земельных участков до проведения ее переоценки.
Правильно применяя положения Закона N 6-ФКЗ, Закона N 46-ЗС, Устава города Севастополя, принятого Законодательным Собранием города Севастополя 11 апреля 2014 г., и Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 г. N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя" (далее - Закон N 5-ЗС), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Постановление N 515 принято уполномоченным органом государственной власти города Севастополя, в пределах полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к форме принимаемого нормативного правового акта и порядку его принятия, подписания и официального опубликования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на момент принятия Постановления N 515 статья 10 Закона N 46-ЗС не содержала положений, согласно которым порядок определения нормативной цены земли в отношении земельных участков устанавливается Правительством Севастополя, правильность указанных выводов не опровергают.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 г. N 319 "О порядке определения нормативной цены земли" нормативная цена земли определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Правительство Севастополя является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти города Севастополя, который в пределах своих полномочий осуществляет в том числе управление в области земельных отношений (статьи 1, 27 Закона N 5-ЗС).
В отсутствие передачи соответствующих полномочий другим органам исполнительной власти города Севастополя установление нормативной цены земли являлось компетенцией административного ответчика.
Таким образом, Постановление N 515 издано уполномоченным органом исполнительной власти в целях реализации требований федерального закона и в пределах предоставленных такому органу полномочий. Данные обстоятельства ранее установлены вступившим в законную силу решением Севастопольского городского суда от 30 марта 2017 г. по делу N 3а-8/2017.
Понятие нормативной цены земли приведено в Законе Российской Федерации от 11 октября 1991 г. N 1738-I "О плате за землю", согласно которому нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости (статья 25). Этой же нормой предусмотрено, что порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 Постановления N 319 нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и определяется для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам (пункт 1).
Как установлено судом, оспариваемым Постановлением N 515 нормативная цена земли определена с учетом приведенных норм исходя из нормативной денежной оценки земель города Севастополя, существовавшей на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя (Закон N 6-ФКЗ) в перерасчете украинской гривны на рубль с использованием коэффициента 3,8, что не противоречит положениям пункта 1 Постановления N 319.
Требования об оспаривании Постановления N 515 административный истец обосновывает проведенной в отношении принадлежащих ему земельных участков оценкой, определившей их рыночную стоимость, превышение которой над нормативной ценой составляет более 75%.
Оценив представленный Обществом отчет об оценке, суд сделал обоснованный вывод, что этот отчет не может служить доказательством нарушения пункта 3 Постановления N 319, согласно которому нормативная цена земли, установленная в соответствии с пунктами 1 и 2 названного постановления, не должна превышать 75% уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения, поскольку устанавливает рыночную стоимость конкретных, а не типичных земельных участков. Суд дал надлежащую оценку и представленной АО "Балаклавское рудоуправление им. А.М. Горького" документации о нормативной денежной оценке принадлежащих ему земельных участков, установив, что она содержит сведения о нормативной денежной оценке конкретных земельных участков до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, тогда как размер нормативной цены 1 кв. м земельного участка установлен в оспариваемом постановлении для типичных участков, относящихся к оценочным зонам, в которые входят не только участки административного истца.
Вывод о противоречии Постановления N 515 пункту 3 Постановления N 319 представляется допустимым в том случае, если оценка рыночной стоимости будет проведена в отношении всех земельных участков определенной ценовой зоны или в отношении такого их количества, которое будет соответствовать принципу достаточности объема выборки.
Ссылки в жалобе на то, что судом отказано в признании Постановления N 515 недействующим с 1 января 2016 г., в то время как требования заявлялись применительно к 1 января 2015 г., на правильность постановленного решения не влияют.
Пункт 1 оспариваемого постановления содержит указание на то, что нормативная цена земли утверждается на период с 1 января 2015 г. до 1 января года, следующего за годом утверждения на территории города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, то есть на каждый налоговый период в пределах установленного срока, что соотносится с положениями пункта 8 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации.
Проанализировав положения приведенного выше федерального и регионального законодательства и сопоставив их с положениями оспариваемого нормативного правового акта, определив фактические обстоятельства и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого, по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Севастопольского городского суда от 25 января 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Балаклавское рудоуправление им. А.М. Горького" - без удовлетворения.