ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 ноября 2019 г. N 71-АПА19-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Котович Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Оборонэнерго" о признании не действующими в части приказов Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 24 декабря 2018 г. N 118-11э/18 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Калининградской области на 2019 год", от 24 декабря 2018 г. N 118-09э/18 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаимозачетов между территориальными сетевыми организациями Калининградской области на 2019 год", от 24 декабря 2018 г. N 118-04э/18 "О внесении изменений в приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 18 декабря 2014 г. N 158-01э/2014" по апелляционной жалобе акционерного общества "Оборонэнерго" на решение Калининградского областного суда от 08 июля 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., представителя акционерного общества "Оборонэнерго" в лице филиала "Калининградский" Фридлянд О.В., представителя Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области Крепина А.В., представителя акционерного общества "Янтарьэнерго" Игнатьева И.О., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
акционерное общество "Оборонэнерго" (далее - АО "Оборонэнерго", общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими в части приказов Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 24 декабря 2018 г. N 118-11э/18 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Калининградской области на 2019 год", от 24 декабря 2018 г. N 118-09э/18 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаимозачетов между территориальными сетевыми организациями Калининградской области на 2019 год", от 24 декабря 2018 г. N 118-04э/18 "О внесении изменений в приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 18 декабря 2014 г. N 158-01э/2014".
Решением Калининградского областного суда от 08 июля 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "Оборонэнерго" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Согласно статье 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178.
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Из пункта 38 Основ ценообразования, пункта 8 Методических указаний следует, что на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
Из материалов дела следует, что АО "Оборонэнерго" является сетевой организацией, владеющей объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуги по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к распределительным сетям, в том числе на территории Калининградской области в зоне деятельности филиала "Калининградский".
Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 18 декабря 2014 г. N 158-01э/14 для АО "Оборонэнерго" установлены долгосрочные параметры регулирования и необходимая валовая выручка на содержание сетей (без учета оплаты потерь) на период 2015 - 2019 г.
27 апреля 2018 г. филиалом "Калининградский" АО "Оборонэнерго" подано в Службу по государственному регулированию цен и тарифов заявление об открытии дела по корректировке ранее установленной необходимой валовой выручки и установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО "Оборонэнерго" в зоне деятельности филиала "Калининградский" на 2019 г., и о включении в необходимую валовую выручку на 2019 г., помимо иных расходов, налога на прибыль в сумме 35 847,41 руб., за период 2017 г. и затрат на технологическое присоединение льготных категорий потребителей - 3 695, тыс. руб. за 2017 г.
Оспариваемыми приказами тарифный орган установил для регулируемой организации необходимую валовую выручку на 2019 год в размере 137 717,89 руб. и учел расходы, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в плату за технологическое присоединение в сумме 1 115,19 руб., а также установил на 2019 г. тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаимозачетов между сетевыми организациями АО "Янтарьэнерго" и АО "Оборонэнерго".
В необходимую валовую выручку общества на 2019 г. включены расходы по статье "Выпадающие расходы (налог на прибыль)" в размере 16,61 руб.
АО "Оборонэнерго" по данной статье расходов заявлена сумма в размере 35 847,41 руб. на основании налоговой декларации АО "Оборонэнерго" за 2017 г., в которой отражена доля прибыли (0,05094506369762) и размер налога на прибыль (42 928,804 руб.), относимые на филиал "Калининградский" за 2017 г. в соответствии с учетной политикой АО "Оборонэнерго" и положениями статьи 288 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом величина налога на прибыль включает в себя величину налога на прибыль по виду деятельности - оказание услуг по передаче электрической энергии - 29 744,53 руб., и величину налога на прибыль по виду деятельности - технологическое присоединение к электрическим сетям - 6 102,88 руб.
Согласно представленной справке о результатах деятельности организации до налогообложения по видам деятельности в целом по АО "Оборонэнерго" в 2017 г., его деятельность по передаче электрической энергии являлась убыточной - 70 639 руб., по технологическому присоединению прибыль составила 433 807 руб., по прочим видам деятельности 544 828 руб.
Размер текущего налога на прибыль в целом составил 991 352 руб., при этом значительная часть налога на прибыть (583 855 руб.) отнесена к убыточной регулируемой деятельности по передаче электрической энергии и менее трети от общей сумма налога на прибыль (297 029 руб.) к прибыльной нерегулируемой деятельности.
По филиалу "Калининградский" в 2017 г. убытки от продажи электрической энергии составили 49 079,00 руб.
Согласно пункту 5 Основ ценообразования регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.
В соответствии с пунктом 6 Основ ценообразования субъекты электроэнергетики предоставляют для целей государственного регулирования цен (тарифов) данные раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) активов продукции, доходов и расходов по перечисленным в данной норме видам деятельности в сфере электроэнергетики, в том числе по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям (в том числе эксплуатация объектов электросетевого хозяйства), с разбивкой по субъектам Российской Федерации, в случае если организация осуществляет регулируемую деятельность на территории более одного субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.
При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.
Для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, которые не являются основным видом их деятельности, распределение величины суммы налога на прибыль организаций между регулируемыми и нерегулируемыми видами деятельности производится согласно учетной политике, принятой в организации.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что законодательством о тарифном регулировании установлено, что распределение величины суммы налога на прибыль организаций между регулируемыми и нерегулируемыми видами в соответствии с учетной политикой организации допустимо только в том случае, если регулируемый вид деятельности не является основным видом деятельности организации.
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц единственным основным видом деятельности АО "Оборонэнерго" является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям. В качестве дополнительных видов деятельности указаны ремонт электрического оборудования, монтаж промышленных машин и оборудования, строительство междугородних линий электропередачи и связи.
Регулируемой организацией, в нарушение пункта 2 Правил регулирования, не представлено никаких обосновывающих материалов по основному виду деятельности - оказание услуг по передаче электрической энергии, поэтому тарифным органом правомерно не зачтена величина налога на прибыль по данному виду деятельности в размере 29 744,53 руб. в необходимую валовую выручку.
Орган регулирования правомерно применил подход к определению расчетной величины налога на прибыль, предусмотренный пунктом 7 Основ ценообразования, согласно которому органы регулирования принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов регулируемых организаций.
Судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы АО "Оборонэнерго" о нарушении административным ответчиком требований пункта 87 Основ ценообразования и исключении из состава необходимой валовой выручки расходов в сумме 2 467,13 руб., по причине не представления регулируемой организацией документов, обосновывающих заявленные расходы на выполнение организационно-технических мероприятий (без выполнения мероприятий по "последней мили"). При этом расходы по мероприятиям "последней мили" в сумме 1 115,19 руб. признаны подтвержденными и учтены в составе необходимой валовой выручки.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции административного истца в суде первой инстанции, получившей надлежащую правовую оценку, аргументированно изложенную в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которой у Судебной коллегии оснований не имеется.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Калининградского областного суда от 08 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Оборонэнерго" - без удовлетворения.