ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 января 2020 г. N 65-АПА19-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.,
при секретаре Касаткиной В.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Оборонэнерго" о признании недействующими отдельных положений приказов комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 2 ноября 2018 г. N 28/1-П "О внесении изменений в приказ комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 23 декабря 2014 г. N 39/4-П "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала "Дальневосточный" АО "Оборонэнерго" на территории Еврейской автономной области на 2015 - 2019 годы", от 24 декабря 2018 г. N 51/3-П "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаимозачетов между сетевыми организациями на территории Еврейской автономной области на 2019 год", от 25 декабря 2018 г. N 52/1-П "О внесении изменения в приказ комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 25 декабря 2017 г. N 45/5-П "Об утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Еврейской автономной области на 2018 - 2019 годы", по апелляционной жалобе акционерного общества "Оборонэнерго" на решение суда Еврейской автономной области от 22 августа 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
акционерное общество "Оборонэнерго" (далее - АО "Оборонэнерго", общество) обратилось в суд Еврейской автономной области с административным исковым заявлением о признании недействующими отдельных положений приказов комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 2 ноября 2018 г. N 28/1-П "О внесении изменений в приказ комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 23 декабря 2014 г. N 39/4-П "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала "Дальневосточный" АО "Оборонэнерго" на территории Еврейской автономной области на 2015 - 2019 годы", от 24 декабря 2018 г. N 51/3-П "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаимозачетов между сетевыми организациями на территории Еврейской автономной области на 2019 год" и от 25 декабря 2018 г. N 52/1-П "О внесении изменения в приказ комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 25 декабря 2017 г. N 45/5-П "Об утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Еврейской автономной области на 2018 - 2019 годы".
Решением суда Еврейской автономной области от 22 августа 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "Оборонэнерго" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Правоотношения в сфере тарифов на услуги по передаче электрической энергии урегулированы законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, включающим в себя Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и иные регулирующие отношения в указанной сфере федеральные законы, а также указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации (статья 2 Закона об электроэнергетике), к числу которых относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила государственного регулирования цен), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178, Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. N 98-э (далее - Методические указания).
Согласно статье 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования и Правилами государственного регулирования цен.
Тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 4 статьи 23.1, пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике, пункт 63 Основ ценообразования).
Судом установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что соответствующими публичными полномочиями на территории Еврейской автономной области наделен комитет тарифов и цен правительства Еврейской автономной области (пункты 1, 5.2 Положения о комитете, утвержденного постановлением правительства Еврейской автономной области от 16 июля 2013 г. N 321-пп), оспариваемые приказы приняты административным ответчиком в пределах предусмотренных законом полномочий, при наличии необходимого кворума, в установленной форме, опубликованы в предусмотренном законодательством порядке и подлежат применению в отношении АО "Оборонэнерго".
На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования (пункт 38 Основ ценообразования, пункт 8 Методических указаний).
Пунктом 2 Основ ценообразования необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, утверждаемыми в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования, с учетом определенной в соответствии с главами III, IV Методических указаний необходимой валовой выручки (пункт 4 Методических указаний).
В соответствии с формулой 2 пункта 11 Методических указаний налог на прибыль относится к неподконтрольным расходам и определяется методом экономически обоснованных расходов в соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования.
Из материалов дела следует, что АО "Оборонэнерго" является сетевой организацией, владеющей объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуги по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к распределительным сетям, в том числе на территории Еврейской автономной области (филиал "Дальневосточный").
Приказом комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 23 декабря 2014 г. N 39/4-П установлены долгосрочные параметры регулирования для филиала "Дальневосточный" АО "Оборонэнерго" на территории Еврейской автономной области на 2015 - 2019 годы.
Приказом комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 2 ноября 2018 г. N 28/1-П в результате внесения в указанный выше приказ изменений установлена необходимая валовая выручка на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) в том числе на 2019 год в размере 21 735,15 тыс. руб., с чем АО "Оборонэнерго" не согласно.
Согласно экспертному заключению по расчету тарифов от 12 сентября 2018 г., выписке из протокола правления комитета от 2 ноября 2018 г. N 28 и пояснениям начальника отдела регулирования тарифов в электроэнергетике Козмалы Л.Г., корректировка необходимой валовой выручки на 2019 год произведена на основе долгосрочных параметров регулирования для филиала "Дальневосточный" на территории Еврейской автономной области и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на 2016 - 2019 годы. Оценка финансового состояния осуществлена в соответствии с требованиями пункта 23 Правил государственного регулирования цен, по общепринятым показателям, на основании представленных за 2017 год форм N 1 "Бухгалтерский баланс" и N 2 "Отчет о финансовых результатах". Расчет текущего налога на прибыль по АО "Оборонэнерго" за 2017 год составил по виду деятельности "передача электрической энергии" 583 855,07 тыс. руб., по виду деятельности "технологическое присоединение" 119 793,33 тыс. руб., по прочим производственным услугам 287 703,43 тыс. руб., всего 991 351,83 тыс. руб. Согласно налоговой декларации за 2017 год филиалом "Дальневосточный" АО "Оборонэнерго" исчислен налог на территорию Еврейской автономной области в размере доли 0,00184512117598 от суммы налога на прибыль в целом по юридическому лицу (991 351,70 тыс. руб.), в том числе в региональный бюджет 17% или 1 554,789 тыс. руб. Доля прибыли, приходящаяся на территорию области, по расчету общества, определена как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества на территории области в среднесписочной численности работников и остаточной стоимости амортизируемого имущества в целом по обществу. С учетом распределения по данным общества прибыль (убыток) до налогообложения составила за 2017 год по передаче электрической энергии - убыток 70 639 тыс. руб., по технологическому присоединению - прибыль 433 807 тыс. руб. При этом согласно информации, размещенной на сайте АО "Оборонэнерго" в соответствии с приказом Минэнерго России от 13 декабря 2011 г. N 585 "Об утверждении Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике", по данным бухгалтерского учета за 2017 год результат от регулируемой деятельности (по передаче электрической энергии (с учетом потерь) и технологическому присоединению) на территории Еврейской автономной области филиала "Дальневосточный" составил убыток 18,392 млн руб.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что законодательством о тарифном регулировании установлено, что распределение величины суммы налога на прибыль организаций между регулируемыми и нерегулируемыми видами деятельности, в соответствии с учетной политикой организации, допустимо только в том случае, если регулируемый вид деятельности не является основным.
Исходя из имеющихся в деле Устава общества и актуальных сведений Единого государственного реестра юридических лиц, АО "Оборонэнерго" приведенным выше критериям не отвечает.
В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период. При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.
При этом, одним из основных принципов государственного регулирования цен (тарифов) является учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).
Порядок отражения в бухгалтерском учете информации о расчетах по налогу на прибыль для организаций установлен в Положении по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. N 114н.
Согласно пункту 22 Положения способ определения величины текущего налога на прибыль выбирается организацией самостоятельно из двух вариантов - на основе данных, сформированных в бухгалтерском учете, либо на основе налоговой декларации по налогу на прибыль. Однако исходя из содержания пункта 20 Основ ценообразования регулирующий орган при проверке обоснованности расчетов затрат на уплату налогов на прибыль анализирует данные бухгалтерского учета регулируемой организации.
Поскольку оспариваемыми нормативными правовыми актами установлены тарифы для взаиморасчетов филиалу "Дальневосточный" АО "Оборонэнерго", то учет налога на прибыль в необходимой валовой выручке, исходя из средней арифметической величины удельного веса среднесписочной численности работников и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества филиала в среднесписочной численности работников и остаточной стоимости амортизируемого имущества общества, без учета фактических результатов филиала от регулируемой деятельности, не может являться обоснованным.
Орган регулирования, проанализировав представленные административным истцом материалы, правомерно применил подход к определению расчетной величины налога на прибыль, предусмотренный пунктом 7 Основ ценообразования, в экономически обоснованном размере.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение суда Еврейской автономной области от 22 августа 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Оборонэнерго" - без удовлетворения.