КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 сентября 2020 г. N 2319-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ОЙНОНЕНА ВИКТОРА ПАВЛОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ПОДПУНКТА 19 ПУНКТА 3 СТАТЬИ 346.12
И ПУНКТА 2 СТАТЬИ 346.13 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина В.П. Ойнонена к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин В.П. Ойнонен оспаривает конституционность следующих положений Налогового кодекса Российской Федерации:
подпункта 19 пункта 3 статьи 346.12, согласно которому не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на упрощенную систему налогообложения в установленные сроки;
пункта 2 статьи 346.13, в соответствии с которым организации и индивидуальные предприниматели, которые перестали быть налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, вправе на основании уведомления перейти на упрощенную систему налогообложения с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход; в таком случае налогоплательщик должен уведомить налоговый орган о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней со дня прекращения обязанности по уплате единого налога на вмененный доход (абзац четвертый).
Как следует из представленных материалов, решением налогового органа от 22 декабря 2016 года (вступило в законную силу 7 апреля 2017 года) заявителю - в связи с выводом о неправомерном применении в период с 2013 года по 2015 год специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход - начислены налоговые платежи по общей системе налогообложения. По мере завершения судебных разбирательств по делу об оспаривании указанного решения налогового органа и в связи с утратой статуса плательщика единого налога на вмененный доход заявитель 2 августа 2018 года представил в налоговый орган уведомление о переходе с 1 июля 2013 года на упрощенную систему налогообложения. Письмом налогового органа заявителю было отказано в переходе на упрощенную систему налогообложения по причине пропуска срока, установленного абзацем четвертым пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением арбитражного суда, оставленным без изменения арбитражными судами вышестоящих инстанций, В.П. Ойнонену было отказано в удовлетворении его требований о признании незаконным отказа налогового органа в применении упрощенной системы налогообложения. Как указали суды, переход на упрощенную систему налогообложения для плательщиков единого налога на вмененный доход по правилам абзаца четвертого пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен для случаев, когда налогоплательщик в силу объективных причин лишается права на уплату единого налога на вмененный доход (изменение физических показателей или отмена указанного налога на территории конкретного муниципального образования); тем самым такой переход не допустим для случаев, когда налогоплательщик изначально неправомерно применял данный специальный налоговый режим. Кроме того, как отметили суды, с момента вступления в законную силу решения налогового органа о неправомерном применении заявителем специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход и до момента подачи им уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения прошло более одного года. В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации заявителю было отказано.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 6 (часть 2), 46 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, устанавливая тридцатидневный срок на подачу уведомления, ограничивают в возможности применения упрощенной системы налогообложения, начиная с того периода, в котором лицо утратило право на применение специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Налоговым кодексом Российской Федерации согласно пункту 7 его статьи 12 устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 данного Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов и в то же время предполагают возможность установления ограничений для перехода на них налогоплательщиков, а также особых правил их применения. Пункт 2 статьи 18 Налогового кодекса Российской Федерации относит к специальным налоговым режимам упрощенную систему налогообложения. Порядок применения упрощенной системы налогообложения определяется главой 26.2 данного Кодекса (статьи 346.11 - 346.25).
При этом Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает заблаговременное (своевременное) уведомление налогового органа о намерении перейти на упрощенную систему налогообложения (подпункт 19 пункта 3 статьи 346.12, пункты 1 и 2 статьи 346.13). Данное процедурное условие связано с необходимостью обеспечения надлежащего администрирования налогов и сборов, а также полноты и своевременности их уплаты. Следовательно, оспариваемые нормы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок применения упрощенной системы налогообложения, в том числе для лиц, ранее являвшихся плательщиками единого налога на вмененный доход, сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.
Оценка же обстоятельств - как связанных с нарушением заявителем установленного срока на подачу уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения, так и послуживших поводом для такого перехода с определенного периода времени, - разрешается правоприменительными органами в рамках конкретного дела и не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, определенные в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ойнонена Виктора Павловича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН