КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 мая 2023 г. N 1155-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
СЫСОЕВА ИГОРЯ АНАТОЛЬЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ ЧАСТЬЮ 2 СТАТЬИ 14 ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С ПУНКТАМИ 1 И 6
ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 1.2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ
СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ НА СЛУЧАЙ ВРЕМЕННОЙ
НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев по требованию гражданина И.А. Сысоева вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин И.А. Сысоев оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством":
пунктов 1 и 6 части 1 статьи 1.2, закрепляющих понятия "обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и "средний заработок";
части 2 статьи 14, согласно которой в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года).
По мнению заявителя, оспариваемые нормы, примененные в его деле судами общей юрисдикции, не соответствуют статьям 2, 15, 17 - 19, 37 (часть 3), 39 (часть 2), 45, 46 и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку допускают возможность определять размер пособия по временной нетрудоспособности исходя из среднего заработка, исчисленного с учетом сумм выплаченного по решению суда среднего заработка за время вынужденного прогула, что не позволяет в полной мере соблюсти конституционные гарантии и правовой интерес работника.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные И.А. Сысоевым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом (статья 39, часть 1). Вместе с тем определение оснований и организационноправового механизма предоставления конкретных видов социального обеспечения относится к компетенции законодателя (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации), который вправе устанавливать условия приобретения права на них отдельными категориями граждан.
В рамках обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, являющегося частью системы обязательного социального страхования, Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" закрепляет право лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию (к которым относятся работающие по трудовому договору, государственные гражданские служащие, муниципальные служащие и др.) и являющихся застрахованными, на страховое обеспечение в виде пособия по временной нетрудоспособности в случаях, предусмотренных законодательством (пункт 1 части 1 статьи 1.2, пункт 1 части 1 статьи 1.4, статья 2, пункт 2 части 2 статьи 3 и статья 5).
Учитывая, что данный вид пособия является одним из видов обязательного социального страхования и выплачивается в том числе из средств бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (до 1 января 2023 года - Фонда социального страхования Российской Федерации), которые формируются за счет уплаты страхователями страховых взносов, федеральный законодатель предусмотрел исчисление размера пособия по временной нетрудоспособности, по общему правилу, исходя из среднего заработка застрахованного лица, на который начислены страховые взносы (пункт 6 части 1 статьи 1.2, статья 7 и часть 2 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").
В силу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 420, пункта 1 статьи 421 и статьи 422 Налогового кодекса Российской Федерации суммы среднего заработка, выплачиваемые работнику, восстановленному в ранее занимаемой должности в соответствии с решением суда, облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке как выплаты, производимые организацией работнику в связи с наличием с ним трудовых отношений.
Такое правовое регулирование, позволяющее застрахованным лицам получать пособие по временной нетрудоспособности в размере, сопоставимом с суммами начисленных страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (до 1 января 2023 года - Фонд социального страхования Российской Федерации), не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан, поскольку имеет целью обеспечить справедливое распределение средств данного Фонда и согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, указавшего, что устанавливаемый федеральным законодателем правовой режим пособий по обязательному социальному страхованию должен быть основан на универсальных принципах справедливости, юридического равенства, сбалансированности прав и обязанностей (статья 6, часть 2; статья 19 Конституции Российской Федерации) и этим обусловлена недопустимость существенных диспропорций между платежами, которые вносятся в Фонд социального страхования Российской Федерации и из которых формируются его средства, и страховым обеспечением, выплачиваемым из этих средств (постановления от 24 февраля 1998 года N 7-П, от 23 декабря 1999 года N 18-П и от 22 марта 2007 года N 4-П).
Следовательно, оспариваемые законоположения не могут рассматриваться как нарушающие права заявителя, которому пособие выплачено за периоды нетрудоспособности, имевшие место во время вынужденного прогула, наряду с выплатой по решению суда сумм среднего заработка.
Разрешение же вопроса об установлении иного порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по временной нетрудоспособности относится к исключительной компетенции законодателя и в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не входит.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сысоева Игоря Анатольевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН