ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 июля 2018 г. N 72-АПГ18-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Борисовой Л.В.
при секретаре Сметаниной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" о признании недействующим пункта 1.1 Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 4 декабря 2017 г. N 504-НПА "Об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" на 2018 год" по апелляционной жалобе публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" на решение Забайкальского краевого суда от 12 марта 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя административного истца - Кирьяновой Ю.А., Рожковской Т.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 14" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 1.1 Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 4 декабря 2017 г. N 504-НПА "Об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" на 2018 год".
Решением Забайкальского краевого суда от 12 марта 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить.
Административный ответчик в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования, Основы), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания).
Согласно пункту 8 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении, пункту 4 Основ ценообразования плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения относится к регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения.
В соответствии с пунктами 106 - 111 Основ ценообразования плата за подключение к системе теплоснабжения (далее - плата за подключение) определяется для каждого потребителя, в отношении которого принято решение о подключении к системе теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении", градостроительным законодательством Российской Федерации, настоящим документом, Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 307, и методическими указаниями, исходя из подключаемой тепловой нагрузки, а также в случае, указанном в пункте 109 Основ, - в индивидуальном порядке.
Расходы, финансирование которых предусмотрено за счет тарифов на тепловую энергию (мощность), тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и государственных корпораций, не учитываются при расчете платы за подключение.
В случае если подключаемая тепловая нагрузка не превышает 0,1 Гкал/ч, плата за подключение устанавливается равной 550 рублям.
В случае если подключаемая тепловая нагрузка более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч, в состав платы за подключение, устанавливаемой органом регулирования с учетом подключаемой тепловой нагрузки, включаются средства для компенсации регулируемой организации расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика, расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, а также налог на прибыль, определяемый в соответствии с налоговым законодательством.
Стоимость мероприятий, включаемых в состав платы за подключение, определяется в соответствии с Методическими указаниями и не превышает укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры. Плата за подключение дифференцируется в соответствии с методическими указаниями, в том числе в соответствии с типом прокладки тепловых сетей (подземная (канальная и бесканальная) и надземная (наземная)).
При отсутствии технической возможности подключения к системе теплоснабжения плата за подключение для потребителя, суммарная подключаемая тепловая нагрузка которого превышает 1,5 Гкал/ч суммарной установленной тепловой мощности системы теплоснабжения, к которой осуществляется подключение, устанавливается в индивидуальном порядке.
В размер платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, включаются средства для компенсации регулируемой организации: а) расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе - застройщика; б) расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, рассчитанных в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции) соответствующих тепловых сетей; в) расходов на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии и (или) развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, необходимых для создания технической возможности такого подключения, в том числе в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции, модернизации) соответствующих тепловых сетей и источников тепловой энергии; г) налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым законодательством.
Стоимость мероприятий, включаемых в состав платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, не превышает укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры.
Из материалов дела следует, что при установлении платы за подключение к системе теплоснабжения ПАО "ТГК-14" в период 2013 - 2015 гг. РСТ Забайкальского края включила расходы, связанные с уплатой налога на прибыль. Расчет произведен на основании фактических данных об исполнении инвестиционной программы 2013 - 2015 гг. и подключении объектов в индивидуальном порядке. Общая сумма налога на прибыль составила 116 772,11 тыс. руб.
Согласно пункту 9 Основ ценообразования, пункту 13 Методических указаний органы регулирования исключают из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) полученные в предыдущий период регулирования экономически необоснованные доходы регулируемых организаций.
В связи с убытками регулируемой организации налог на прибыль за вышеуказанный период фактически не уплачивался, перенос убытка на будущее осуществлен в соответствии со статьей 283 Налогового кодекса Российской Федерации.
Излишне учтенные в расчете тарифов расходы привели к образованию у предприятия необоснованного дохода за прошлые расчетные периоды регулирования.
Факт неуплаты налога на прибыль выявлен органом регулирования в 2016 году, и в целях сохранения источника реализации инвестиционной программы административным ответчиком принято решение об исключении необоснованного дохода из состава необходимой валовой выручки в два этапа: в 2017 году и в 2018 году по 58 386,05 тыс. руб. для каждого периода регулирования. Против исключения указанной части необоснованного дохода из расчета тарифов на 2017 год общество не возражало, в суд с соответствующим административным исковым заявлением не обращалось.
Исключение необоснованного дохода в течение двух расчетных периодов, в том числе в 2018 году, направлено на равномерное распределение денежных средств, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Забайкальского краевого суда от 12 марта 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" - без удовлетворения.