ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 сентября 2017 г. N 309-КГ17-12119
Судья Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К., изучив кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.11.2016 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15.05.2017 по делу N А47-13361/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Совин" (далее - общество) о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Оренбургской области (далее - налоговый орган, инспекция), выразившиеся в безакцептном списании денежных средств с расчетного счета общества в банке на основании инкассовых поручений от 18.09.2015 N 8690, N 8691, N 8692 (с учетом изменения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации),
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Оренбурга,
установил:
решением Арбитражного суда Оренбургской области от 07.11.2016 заявление общества удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2017 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 15.05.2017 постановление суда апелляционной инстанции отменено, решение суда от 07.11.2016 оставлено в силе.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, инспекция, ссылаясь на существенное нарушение норм права, просит отменить судебные акты судов первой инстанции и округа, оставить в силе постановление суда апелляционной инстанции.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции, с которым согласился суд округа, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 22, 46, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" (пункт 29) и от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (пункты 63, 76), пришел к выводу о том, что инкассовые поручения от 18.09.2015 NN 8690, 8691 и 8692 выставлены налоговым органом за пределами установленного срока, при этом действия по выставлению данных инкассовых поручений к расчетному счету общества на основании решений о взыскании от 10.06.2015 N 4100 и N 4101 после объявления 17.09.2015 резолютивной части решения Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-6348/2015, которым признаны не подлежащими исполнению инкассовые поручения от 11.06.2015 NN 5287, 5288, 5289 на основании тех же решений о взыскании и к тому же расчетному счету, фактически направлены на преодоление судебного акта по делу N А47-6348/2015, что противоречит задачам судопроизводства в арбитражных судах и нарушает принцип обязательности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов, который относится к основополагающим принципам российского права.
Доводы инспекции с указанием на то, что доначисление налогов по принятому по результатам выездной налоговой проверки решению от 28.02.2014 от 28.02.2014 N 12-01-13/99 признано законным в судебном порядке, не принимаются судом в качестве основания для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о правомерности действий налогового органа по взысканию задолженности со счетов налогоплательщика в банке за пределами установленного законом срока.
Также подлежат отклонению доводы общества со ссылкой на пункт 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (приостановление течения процессуального срока, установленного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса, для взыскания недоимки по налогам и пеням во внесудебном порядке в период действия обеспечительных мер), поскольку указанный документ утратил силу в связи с изданием постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", разъяснения которого правомерно учтены судами первой инстанции и округа при рассмотрении настоящего дела.
При этом препятствия для осуществления действий по бесспорному взысканию задолженности имели место только в период действия обеспечительных мер, принятых определением суда от 13.05.2014 по делу N А47-4626/2014. Вместе с тем, данные обеспечительные меры отменены решением суда от 07.10.2014 и прекратили свое действие с момента вступления судебного акта в законную силу, а именно с 16.12.2014 - дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (статья 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в то время как решения о взыскании N 4100 и N 4101 вынесены инспекцией 10.06.2015 (спустя почти полгода).
Поскольку предусмотренный пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса 60-дневный срок, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог без обращения в суд, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого в бесспорном порядке, то вынесение решения о взыскании и направление инкассовых поручений в банк по истечении указанного срока, независимо от причин его пропуска, является недопустимым.
В этом случае налоговый орган имеет право обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.
Ссылка налогового органа на иную судебную практику не может быть учтена при рассмотрении настоящего дела, поскольку принята по делам с иными фактическими обстоятельствами.
Изложенные в жалобе доводы были предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонены, не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут служить достаточным основанием для передачи жалобы на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
определил:
отказать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Оренбургской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья
Верховного Суда Российской Федерации
М.К.АНТОНОВА