ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 февраля 2018 г. N 301-ЭС17-22706
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., изучив кассационную жалобу от 08.12.2017 Прокуратуры города Новочебоксарска (далее - прокуратура) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.02.2017 по делу N А79-7493/2016, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2017 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.10.2017 по тому же делу
по заявлению закрытого акционерного общества "Управление отходами" (далее - общество) к прокуратуре о признании недействительным представления от 24.08.2016 N 03-0316,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - прокуратуры Чувашской Республики, Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии, Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики, Собрания депутатов Чебоксарского района Чувашской Республики, Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики,
установила:
решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.02.2017, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2017 и постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.10.2017, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, прокуратура просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
Как усматривается из судебных актов, между Министерством природных ресурсов и экологии Республики Чувашия (далее - Минприроды) и обществом по итогам конкурса заключено концессионное соглашение от 01.07.2014 в целях создания и последующей эксплуатации межмуниципальной системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 24.09.2015 по делу N А79-5769/2015 прекращена эксплуатация Чебоксарской городской санкционированной свалки твердых бытовых отходов.
В связи с закрытием свалки, поскольку в рамках концессионного соглашения во владении общества имелся объект по размещению отходов - 1 карта полигона складирования твердых коммунальных отходов, отвечающий требованиям законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическим требованиям, 20.10.2015 Минприроды обратилось к обществу с просьбой организовать прием и накопление коммунальных отходов с их последующим захоронением.
Приказом генерального директора общества от 22.10.2015 N 53/1-15 утверждена стоимость услуги по временному накоплению (хранению) твердых коммунальных отходов с последующим размещением, в размере 425 руб. В ноябре 2015 года ЗАО "Управление отходами" стало оказывать данные услуги по утвержденному тарифу.
Прокуратура провела проверку исполнения обществом законодательства при формировании платы за накопление твердых коммунальных отходов. В ходе проверки прокуратура пришла к выводу, что общество неправомерно включило в состав платы финансовые обязательства по выплате купона облигационного займа в размере 192 575 000 руб. (оплата 31.08.2016). Это привело к увеличению стоимости конечной услуги по накоплению твердых коммунальных отходов для потребителя на 288 руб. 86 коп. В адрес общества вынесено представление от 24.08.2016 N 03-0316 об устранении нарушений федерального законодательства.
Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 421, 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 265, 269 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральными законами от 21.07.2015 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон о регулировании тарифов), от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", суды нашли оспариваемое представление не соответствующим нормам действующего законодательства.
Суды установили, что обществом осуществлялась деятельность по временному накоплению твердых коммунальных отходов, которая не относится к регулируемому виду деятельности и оплата которой осуществляется на договорной основе. При этом суды правомерно учли обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 23.09.2016 по делу N А79-11760/2015.
В кассационной жалобе прокуратура, выражая несогласие с выводами судов, ссылаясь на положения Закона о регулировании тарифов, указывает, что расходы на финансовое обеспечение инвестиций в объекты концессионного соглашения подлежат учету при установлении регулируемой надбавки на услуги организаций коммунального комплекса. По мнению заявителя, общество не вправе учитывать данные затраты при установлении платы на иные оказываемые им услуги по нерегулируемым видам деятельности.
Вместе с тем, судами установлено, что мусоросортировочный комплекс, мусороперегрузочная станция и первая карта полигона складирования введены в эксплуатацию 26.09.2016. Постановлением Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 20.12.2016 N 83-24/в установлены тарифы на услугу по утилизации твердых бытовых отходов, оказываемых потребителям на 2017-2020 годы. Утверждены инвестиционные программы филиалов общества, установлены надбавки к тарифу для потребителей городов Чебоксары, Новочебоксарска на 2017-2024 годы.
Накопление отходов осуществлялось обществом с целью их последующего размещения на объектах концессионного соглашения. Все денежные средства, полученные от реализации услуги, общество направило на погашение обязательств по концессионному займу, что в последующем было учтено в инвестиционных программах.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установление новых обстоятельств по делу, что в полномочия кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации, определенные статьей 291.14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не входит.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определила:
отказать в передаче кассационной жалобы Прокуратуры города Новочебоксарск на рассмотрение Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья
Верховного Суда Российской Федерации
М.В.ПРОНИНА