ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 октября 2018 г. N 35-АПГ18-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Сметаниной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вышневолоцкая ТГК" о признании недействующим приказа Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 19 декабря 2017 г. N 392 "О внесении изменений в приказ Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 30 ноября 2015 г. N 332-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую теплоснабжающими организациями для потребителей городского округа город Вышний Волочек на 2016 - 2018 годы" в части по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Вышневолоцкая ТГК" на решение Тверского областного суда от 30 мая 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., представителя общества с ограниченной ответственностью "Вышневолоцкая ТГК" Семенова М.В., представителя Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области Пестовой А.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Вышневолоцкая ТГК" (далее - ООО "Вышневолоцкая ТГК", общество) обратилось в Тверской областной суд с заявлением о признании недействующим приказа Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 19 декабря 2017 г. N 392 "О внесении изменений в приказ Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 30 ноября 2015 г. N 332-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую теплоснабжающими организациями для потребителей городского округа город Вышний Волочек на 2016 - 2018 годы".
Решением Тверского областного суда от 30 мая 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, регулирующих данные правоотношения, и принять новое решение об удовлетворении заявления.
Относительно апелляционной жалобы Главное управление "Региональная энергетическая комиссия", Правительство Тверской области, прокуратура Тверской области представили возражения.
В судебное заседание представители Правительства Тверской области, Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации, прокуратуры Тверской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области (далее - ГУ РЭК Тверской области) в соответствии с пунктом 13 Положения о Главном управлении "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области, утвержденном постановлением Правительства Тверской области от 20 октября 2011 г. N 141-пп, в сфере теплоснабжения устанавливает тарифы на тепловую энергию (мощность), в том числе поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности) в рамках установленных ФАС России предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней указанных тарифов, другим теплоснабжающим организациям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Приказом ГУ РЭК Тверской области от 30 ноября 2015 г. N 332-нп ООО "Вышневолоцкая ТГК" утверждены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую для потребителей городского округа город Вышний Волочек на долгосрочный период регулирования 2016 - 2018 годов.
Приказом ГУ РЭК Тверской области от 19 декабря 2017 г. N 392 в названный приказ внесены изменения, в том числе: таблица "Тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Вышневолоцкая ТГК" для потребителей городского округа город Вышний Волочек на 2016 - 2018 годы" приложения N 1 изложена в новой редакции, согласно которой размеры тарифов для потребителей городского округа Вышний Волочек, подключенных к распределительным тепловым сетям на 2016 - 2018 годы составляют: для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (тариф без учета НДС): с 01 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. - 1 541,58 руб./Гкал, с 01 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. - 1 602,49 руб./Гкал, с 01 января 2017 г. по 30 июня 2017 г. - 1 602,49 руб./Гкал, с 01 июля 2017 г. по 31 января 2017 г. - 1 632,96 руб./Гкал, с 01 января 2018 г. по 30 июня 2018 г. - 1 548,13 руб./Гкал, с 01 июля 2018 г. по 31 декабря 2018 г. - 1 583,18 руб./Гкал; для населения (тариф с учетом НДС): с 01 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. - 1 819,06 руб./Гкал, с 01 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. - 1 890,94 руб./Гкал, с 01 января 2017 г. по 30 июня 2017 г. - 1 890,94 руб./Гкал, с 01 июля 2017 г. по 31 января 2017 г. - 1 926,89 руб./Гкал, с 01 января 2018 г. по 30 июня 2018 г. - 1 826,79 руб./Гкал, с 01 июля 2018 г. по 31 декабря 2018 г. - 1 868,15 руб./Гкал;
Приложение N 1 дополнено таблицей "Тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Вышневолоцкая ТГК", для потребителей городского округа город Вышний Волочек, подключенных к магистральным тепловым сетям, на 2016 - 2018 годы".
В указанной таблице установлены размеры тарифов на 2018 год: для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (тариф без учета НДС): с 01 января 2018 г. по 30 июня 2018 г. - 1 289,13 руб./Гкал, с 01 июля 2018 г. по 31 декабря 2018 г. - 1 320,18 руб./Гкал; для населения (тариф с учетом НДС): с 01 января 2018 г. по 30 июня 2018 г. - 1 521,17 руб./Гкал, с 01 июля 2018 г. по 31 декабря 2018 г. - 1 557,81 руб./Гкал.
По мнению административного истца, названный приказ в оспариваемой части противоречит нормативным правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере теплоснабжения и имеющим большую юридическую силу, поскольку органом регулирования необоснованно уменьшены неподконтрольные расходы, относимые на производство тепловой энергии, в том числе расходы на амортизацию, на уплату налога на прибыль, на отчисления на социальные нужды, а также относимые на передачу тепловой энергии, снижены расходы на приобретение тепловой энергии, из состава необходимой валовой выручки исключены выпадающие доходы за 2012 - 2016 годы и расчетная предпринимательская прибыль, а также необоснованно завышен объем отпуска тепловой энергии с коллекторов и с распределительной сети.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят органом регулирования тарифов в пределах предоставленных полномочий, не противоречит федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Расчет затрат по статьям расходов произведен органом регулирования в соответствии с нормативными актами в сфере государственного регулирования тарифов на тепловую энергию.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В целях реализации положений вышеуказанного Закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере теплоснабжения Правительством Российской Федерации 22 октября 2012 г. принято постановление N 1075, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен (тарифов).
В соответствии с частью 1 статьи 9 и статьей 10 Закона о теплоснабжении тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
Одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов, который согласно пункту 18 Основ ценообразования применяется при расчете долгосрочных тарифов.
В силу пункта 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя, в том числе текущие расходы, величина которых определяется в соответствии с пунктами 57 - 66 Основ ценообразования с учетом особенностей, установленных пунктом 73 названного документа.
В силу пункта 33 Правил регулирования цен (тарифов) орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Вышневолоцкая ТГК" на основании постановления Мэра города Вышний Волочек от 21 апреля 2014 г. N 64 является гарантирующей теплоснабжающей организацией для объектов подключения к системе централизованного отопления и горячего водоснабжения на территории муниципального образования.
Имущество, используемое для осуществления регулируемой деятельности, включая источник тепловой энергии - Вышневолоцкую ТЭЦ мощностью менее 25 МВт, производящую электрическую и тепловую энергию в режиме комбинированной выработки, магистральные тепловые сети, иное оборудование, принадлежит обществу на праве аренды на основании договоров от 01 марта 2012 г. N 1 и N 2, заключенных с ООО "Оптима".
До 16 апреля 2017 г. ООО "Вышневолоцкая ТГК" также осуществляло эксплуатацию находящихся в муниципальной собственности тепловых сетей, подключенных к магистральному сетевому трубопроводу Вышневолоцкой ТЭЦ, на основании договора аренды от 16 апреля 2012 г., заключенного с комитетом по управлению имуществом города Вышний Волочек на срок до 16 апреля 2017 г.
Общество 02 мая 2017 г., а затем дополнительно 02 октября 2017 г., 01 и 14 ноября 2017 г. обратилось в орган регулирования с заявлением о корректировке и установлении тарифов на 2018 год, представив обосновывающие документы.
По результатам проведенной экспертизы на основании имеющихся у органа регулирования документов составлено заключение, в котором ряд расходов, предлагаемых обществом для включения в расчет тарифов, исключены как экономически необоснованные.
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
Пунктом 8 Методических указаний N 760-э предусмотрено, что при определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой от источника тепловой энергии, используется объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии, уменьшенный на расход тепловой энергии на хозяйственные нужды.
В силу пункта 18 названных Методических указаний формирование органами регулирования расчетных объемов, используемых при расчете тарифов в сфере теплоснабжения (за исключением поставки тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более), осуществляется с учетом количественной оценки ожидаемого уровня потребления тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 9 Методических указаний по распределению удельного расхода условного топлива при производстве электрической и тепловой энергии, применяемых в целях тарифного регулирования в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 сентября 2016 N 952, величины выработки тепловой энергии, а также отпуска тепловой энергии с коллекторов ТЭС, принимаются в соответствии с расчетным объемом полезного отпуска тепловой энергии на расчетный период регулирования, определенный в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. В случае отсутствия в указанных документах полезного отпуска тепловой энергии - в соответствии с прогнозным энергобалансом, согласованным с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Порядок формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации утвержден приказом Федеральной службы по тарифам от 12 апреля 2012 г. N 53-э/1 (далее - Порядок) и предусматривает учет объемов отпуска тепловой энергии с коллекторов источников тепловой энергии, осуществляющих производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, величину расходов тепловой энергии на хозяйственные нужды.
Согласно материалам дела объем полезного отпуска тепловой энергии от источников тепловой энергии определен органом регулирования на основании пункта 8 Методических указаний N 760-э, исходя из данных, содержащихся в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденном приказом ФАС России от 22 сентября 2017 г. N 1254/17-ДСП, в Балансе энергетической энергии и мощности электростанции - поставщика электроэнергии (мощности) оптового и розничного рынка, а также в сводной таблице расчетов нормативов удельных расходов топлива на отпущенную электроэнергию и тепло по Вышневолоцкой ТЭЦ на 2018 год.
Согласно расчету, произведенному органом регулирования объем полезного отпуска тепловой энергии от источника тепловой энергии составил 145 770 Гкал (146 830 Гкал (объем отпуска с коллекторов) - 1 060 Гкал (расход тепловой энергии на хозяйственные нужды). Объем полезного отпуска тепловой энергии из сети рассчитан путем уменьшения данного показателя (145 770 Гкал) на объем нормативных технологических потерь тепловой энергии в магистральной тепловой сети Вышневолоцкой ТЭЦ в размере 6 519 Гкал и в распределительных сетях, а размере 16 334 Гкал и установлен в размере 122 917 Гкал.
Отклоняя доводы общества о неверном определении органом регулирования объема нормативных технологических потерь тепловой энергии в распределительных сетях, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Закона о теплоснабжении при установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 5 названного Закона утверждение указанных нормативов относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
В Тверской области органом, уполномоченным на утверждение нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, за исключением тепловых сетей, расположенных в поселениях и городах с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, является Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области (далее - Министерство ТЭК и ЖКХ Тверской области) на основании пункта 11 Положения о данном Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 18 октября 2011 г. N 75-пп.
Согласно протоколу заседания Правления ГК РЭК Тверской области от 30 ноября 2015 г. N 36, по результатам которого принят приказ от 30 ноября 2015 г. N 332-нп, объем тепловых потерь при передаче тепловой энергии в течение каждого года долгосрочного периода регулирования принят в размере 27 207 Гкал., равном нормативу технологических потерь на 2015 год, установленному приказом Министерства ТЭК и ЖКХ Тверской области от 27 ноября 2014 г. N 190-сл, и включал потери в магистральной сети и в распределительных сетях.
Подпунктом "г" пункта 52 Основ ценообразования предусмотрено, что изменение количества и состава производственных объектов регулируемой организации в истекшем периоде регулирования является основанием для ежегодной корректировки долгосрочного тарифа.
Учитывая, что с 17 апреля 2017 г. прекращено право аренды ООО "Вышеволоцкая ТГК" в отношении распределительных муниципальных тепловых сетей, подключенных к магистральному трубопроводу Вышневолоцкой ТЭЦ, и сети переданы в хозяйственное ведение МУП "Теплоснабжающая компания", при расчете тарифа на передачу тепловой энергии для ООО "Вышневолоцкая ТГК" норматив технологических потерь на 2018 год принят органом регулирования равным нормативу, установленному данному муниципальному предприятию в размере 16 334 Гкал, в соответствии с экспертизой, проведенной ООО "Энергосервисная компания".
Данный норматив потерь рассчитан экспертным путем и положен в основу приказа ГУ РЭК Тверской области от 19 декабря 2017 г. N 427-пн "О тарифах на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Теплоснабжающая компания" для потребителей муниципального образования Тверской области городской округ город Вышний Волочек, на 2018 год". Указанный норматив применяется при осуществлении расчетов между МУП "Теплоснабжающая компания" и ООО "Вышневолоцкая ТГК" за оказание последнему услуги по транспортировке тепловой энергии.
Признавая необоснованными доводы общества о неправомерном исключении органом регулирования из состава необходимой валовой выручки выпадающих доходов организации за 2012 - 2016 годы, суд первой инстанции указал следующее.
В соответствии с пунктом 12 Методических указаний N 760-э в случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности подтверждаются выпадающие доходы по регулируемым видам деятельности, связанные с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим, то средства на компенсацию таких выпадающих доходов учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации, начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные выпадающие доходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.
Согласно материалам дела, представленный обществом расчет выпадающих и дополнительно полученных доходов за 2012 - 2016 годы являются произведением разницы между предлагаемым ООО "Вышневолоцкая ТГК" тарифом и утвержденным органом регулирования и объемом отпущенной тепловой энергии.
Исходя из анализа пунктов 13, 14, 15, 16, 20, 28 Правил регулирования цен (тарифов) при обращении за установлением тарифов регулируемой организацией представляются копии бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю отчетную дату, а также расчет выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий расчетный период регулирования доходов, расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).
Названные положения ограничивают глубину проверки предложений регулируемой организации в части учета выпадающих доходов предшествующим расчетным периодом регулирования, под которым для целей регулирования отношений по определению тарифов на тепловую энергию (мощность) в соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования понимается период (финансовый год), на который устанавливаются цены (тарифы).
Кроме того, согласно подпункту "з" пункта 16 Правил регулирования цен (тарифов) должен быть приложен расчет выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий расчетный период регулирования доходов, которые были выявлены на основании официальной статистической или бухгалтерской отчетности.
Учитывая изложенное, расходы, связанные с результатом деятельности ООО "Вышневолоцкая ТГК", возникшие в 2012 - 2015 годы, не относятся к расчетному периоду регулирования - 2018 год.
В соответствии с пунктом 57 Основ ценообразования текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя.
Согласно пункту 62 Основ ценообразования неподконтрольными расходами являются, в том числе расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, включая плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, а также расходы на обязательное страхование; арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 45 настоящего документа; отчисления на социальные нужды.
Согласно экспертному заключению размер отчислений на социальные нужды по виду деятельности передача тепловой энергии определен органом регулирования в размере 753 тыс. руб., против заявленных обществом 1 812,3 тыс. руб.
В соответствии с пунктами 34, 38, 49 Методических указаний N 760-э, ежегодное уточнение плановой необходимой валовой выручки производится по формуле 20, учитывающей изменение операционных расходов, а также количество активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности.
Отчисления на социальные нужды на передачу тепловой энергии в I полугодии 2018 г. приняты в размере 715,2 тыс. руб., с учетом снижения операционных расходов организации по данному виду деятельности, за счет передачи 17 апреля 2017 г. тепловых сетей в орган местного самоуправления, и как следствие уменьшения количества активов организации с 695,9 условных единиц, учтенных при установлении тарифов на 2016 и 2017 годы, до 149,08 условных единиц.
Согласно расчету регулирующего органа индекс изменения определен в размере - 78,62%, сумма операционных расходов организации, составной частью которых являются расходы на оплату труда персонала, обеспечивающего эксплуатацию соответствующего производственного оборудования рассчитана по формуле 10 Методических указаний N 760-э. Соотношение рассчитанной таким образом суммы операционных расходов на 2018 год и суммы, утвержденной на 2017 год составило: 2 936,9 тыс. руб. / 6 950,7 тыс. руб. = 0,42.
Поскольку размер отчислений на социальные нужды установлен действующим законодательством в процентном соотношении от фонда оплаты труда, то размер указанных расходов подлежит изменению пропорционально изменению расходов на оплату труда.
Пунктом 31 Основ ценообразования предусмотрено, что при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования, при расчете тарифов с применением метода индексации установленных грифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя, в том числе амортизацию основных средств и нематериальных активов.
Согласно пункту 73 Основ ценообразования величина амортизации основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в году, предшествующем долгосрочному периоду регулирования, в соответствии с методическими указаниями с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета регулируемой организации.
Пунктом 39 Методических указаний N 760-э предусмотрено, что амортизация основных средств и нематериальных активов определяется в соответствии с приложением 4.10 к настоящим методическим указаниям по данным бухгалтерского учета регулируемой организации.
Вместе с тем в связи с неприложением ООО "Вышневолоцкая ТГК" в материалы тарифного дела приложения 4.10 у органа регулирования отсутствовала возможность установить и проверить наличие у организации определенного имущества, с использованием которого осуществляется регулируемая деятельность, его балансовую и остаточную стоимость, нормы амортизации, а также предусмотренный учетной политикой организации порядок расчета амортизационных отчислений.
На основании подпункта "б" пункта 16 Правил регулирования цен (тарифов) к заявлению об установлении цен (тарифов) должны прилагаться копии бухгалтерской отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на отчетную дату.
В соответствии с пунктами 12, 13 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина Российской Федерации от 13 октября 2003 г. N 91н, учет основных средств по объектам ведется с использованием инвентарных карточек учета основных средств, открываемых на каждый инвентарный объект.
Согласно экспертному заключению расходы на амортизацию по виду деятельности производство тепловой энергии, заявленные общество в размере 5 119,5 тыс. руб., включены органом регулирования в состав необходимой валовой выручки на 2018 год в сумме 602 тыс. руб., на уровне 2016 года, в связи с непредставлением регулируемой организацией документов бухгалтерской отчетности, а также документов, подтверждающих начисление амортизации в разрезе наименований основных средств (инвентарных объектов), аналитика по счету 02).
Налог на прибыль рассчитан ГУ РЭК Тверской области, исходя из сумм нормативной прибыли, уровень которой, составляет 0,5% от необходимой валовой выручки, установленной в качестве долгосрочного параметра регулирования приказом ГУ РЭК Тверской области от 30 ноября 2015 г. N 332-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую теплоснабжающими организациями для потребителей городского округа город Вышний Волочек на 2016 - 2018 годы".
С учетом ставки налога, определенной статьей 284 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 20%, сумма налога на прибыль, учтенная в составе необходимой валовой выручки организации, составила 265,5 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.
В силу пункта 28 Основ ценообразования при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) могут быть использованы показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год.
Согласно экспертному заключению расходы на приобретение электроэнергии на технологические цели в 2018 году приняты органом регулирования в размере 14 212,8 тыс. руб. против заявленных регулируемой организацией 15 118,4 тыс. руб.
Объем покупаемой энергии и мощности приняты ГУ РЭК Тверской области согласно предложениям общества.
Корректируя заявленные обществом расходы в сторону уменьшения, орган регулирования исходил из того, что обществом при определении фактических расходов за 2016 год некорректно указаны фактические значения мощности и энергии (ставка за мощность составляет 140 830,33 руб./МВт в мес., ставка на энергию - 1 650,71 руб./тыс. кВтч), что подтверждается при определении затрат на мощность и энергию в 2016 году.
При расчете затрат организации на электрическую энергию ставка за энергию принята органом регулирования исходя из фактически сложившейся ставки по итогам деятельности в 2016 году, ввиду непредставления организацией фактических затрат по итогам деятельности в 1 полугодии 2017 г., и применения двух индексов роста стоимости электрической энергии согласно прогнозу социально-экономического развития РФ на 2018 год, и плановый период 2019 - 2020 годы в размере 110,5% в 2017 году и 104,0 в 2018 году.
Цена на мощность в отсутствие объективных фактических данных на 2016 год определена путем индексации цены, учтенной в тарифе на 2016 год.
Индексация цен, фактически сложившихся в процессе осуществления регулируемой деятельности соответствует установленному пунктом 2 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении принципу обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности) теплоносителя.
В соответствии с пунктом 74(1) Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 настоящего документа (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.
Размер предпринимательской прибыли, относимый на производство тепловой энергии, составил с 01 июля 2018 - 3 248,3 тыс. руб., на передачу тепловой энергии на тот же период - 186,6 тыс. рублей, при этом тариф на тепловую энергию в горячей воде, реализуемую населению из распределительной тепловой сети, составит 1 616,38 руб./Гкал, без учета НДС.
В силу частей 1, 2 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, установленных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 26 октября 2017 N 2353-р "Об утверждении индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на 2018 год" рост платы граждан за коммунальные услуги с 01 июля 2018 г. в среднем по Тверской области утвержден в размере 3,4%. При утверждении вышеуказанного тарифа на тепловую энергию для категории потребителей население.
В данном случае расчетная предпринимательская прибыль не подлежит учету при расчете тарифов ООО "Вышневолоцкая ТГК" в связи с тем, что включение ее в состав необходимой валовой выручки организации на 2018 год повлечет увеличение тарифа на тепловую энергию для населения, рост индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на 2018 до 103,404%, что в свою очередь превысит рост платы граждан, установленный в размере 103,4%, предельный уровень которого установлен Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2017 г. N 2353-р.
Вместе с тем, общество не лишено возможности заявить расходы по расчетной предпринимательской прибыли при установлении тарифов на следующий период регулирования.
Отклоняя доводы общества о недопустимости уменьшения тарифов в первом полугодии 2018 г. по сравнению с размером тарифов, действовавших во втором полугодии 2017 года, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно части 2 статьи 10 Закона о теплоснабжении срок действия установленных тарифов на тепловую энергию (мощность) и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней, тарифов на теплоноситель не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования тарифы на тепловую энергию (мощность), тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям и другим теплоснабжающим организациям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя, а также тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям и другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из непревышения величины указанных тарифов в первом полугодии очередного расчетного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.
Норм о недопустимости уменьшения величины тарифов в первом полугодии очередного расчетного годового периода регулирования по сравнению с величиной соответствующих тарифов второго полугодия предшествующего года действующее законодательство не содержит.
Учитывая изложенное, приказ ГУ РЭК Тверской области от 19 декабря 2017 г. N 392 "О внесении изменений в приказ Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 30 ноября 2015 г. N 332-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую теплоснабжающими организациями для потребителей городского округа город Вышний Волочек на 2016 - 2018 годы" в оспариваемой части соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения и имеющим большую юридическую силу, в связи с чем правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Тверского областного суда от 30 мая 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вышневолоцкая ТГК" - без удовлетворения.