ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июля 2018 г. N 14-АПГ18-11
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Зинченко И.Н., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городская электросетевая компания" о признании частично недействующим приказа Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 28 декабря 2017 г. N 59/11 "О внесении изменений в приказ Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 28 декабря 2016 г. N 62/5 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Воронежской области, определенных на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, на 2017 - 2019 годы" по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Городская электросетевая компания" на решение Воронежского областного суда от 22 марта 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Городская электросетевая компания" Кононыхина И.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Городская электросетевая компания" (далее - ООО "ГЭСК", общество) обратилось в Воронежский областной суд с заявлением о признании недействующим пункта 1 приказа Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 28 декабря 2017 г. N 59/11 "О внесении изменений в приказ Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 28 декабря 2016 г. N 62/5 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Воронежской области, определенных на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, на 2017 - 2019 годы".
Решением Воронежского областного суда от 22 марта 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "ГЭСК" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела и вынести новое решение об удовлетворении заявленного требования.
Относительно жалобы Управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области и прокуратура Воронежской области представили возражения.
В судебное заседание представители Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области и прокуратуры Воронежской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав представителя административного истца, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области (далее - Управление по тарифам) является уполномоченным органом исполнительной власти Воронежской области в области государственного регулирования цен (тарифов) на электроэнергетику в соответствии с Положением об Управлении по государственному регулированию тарифов Воронежской области, утвержденным постановлением Правительства Воронежской области от 18 мая 2009 г. N 397.
Приказом Управления по тарифам от 28 декабря 2016 г. N 62/5 установлены долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций, в том числе ООО "ГЭСК", в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, на долгосрочный период регулирования 2017 - 2019 годы, установлена необходимая валовая выручка территориальных сетевых на долгосрочный период регулирования 2017 - 2019 годы, установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями и ПАО "МРСК Центра".
Приказом органа регулирования от 28 декабря 2017 г. N 59/11 в названный приказ внесены изменения.
Согласно приложению N 2 необходимая валовая выручка сетевой организации ООО "ГЭСК" (без учета оплаты потерь) на 2018 год определена в размере 37 764,89 руб., в приложении N 3 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевой организацией ООО "ГЭСК" и ПАО "МРСК Центра", определенные на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2018 год: на 1 полугодие для двухставочного тарифа ставка на оплату технологического расхода (потерь) в размере 192,87 руб./МВт.ч, одноставочного тарифа в размере 0,43136 руб./кВт.ч, на 2 полугодие соответственно 211,20 руб./МВт.ч, 0,43452 руб./кВт.ч.
По мнению общества, оспариваемый приказ не соответствует законодательству, регулирующему правоотношения в сфере установления тарифов в электроэнергетике. При установлении тарифов органом регулирования необоснованно занижен размер необходимой валовой выручки в части величины расходов по статье "Плата за аренду имущества". Также по мнению общества определенная органом регулирования цена на покупку потерь электрической энергии является экономически необоснованной.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, отказал в удовлетворении заявленного обществом требования, исходя из следующего.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках.
Во исполнение пункта 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен (тарифов).
Согласно пункту 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
Перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе величина неподконтрольных расходов, рассчитанная в соответствии с перечнем расходов, утвержденным в методических указаниях по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 настоящего документа. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.
Согласно материалам дела ООО "ГЭСК" осуществляет деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии по электрическим сетям с использованием арендуемых объектов электросетевого хозяйства.
Для целей тарифного регулирования на 2018 год (второй год долгосрочного периода регулирования 2017 - 2019 годы) ООО "ГЭСК" 26 апреля 2017 г. представило в Управление по тарифам заявление о корректировке установленных тарифов методом индексации необходимой валовой выручки с приложением обосновывающих документов.
Согласно подпункту 5 пункта 28 Основ ценообразования в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включается плата за владение и (или) пользование имуществом, в том числе платежи в федеральный бюджет за пользование имуществом, находящимся в федеральной собственности, за исключением затрат, связанных с арендой объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, в случае, если собственник объектов электросетевого хозяйства является единственным потребителем услуг по передаче электрической энергии, оказываемых с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства, а также если указанные объекты учтены в базе инвестированного капитала прочих сетевых организаций. Расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу.
В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов).
Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации.
В силу пунктов 7, 14, 17 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 г. N 26н основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая не подлежит изменению кроме случаев, установленных данным и иными положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, и погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено этим положением. Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.
Согласно экспертному заключению органом регулирования расходы по статье "Плата за аренду имущества" приняты в размере 14 715,97 тыс. руб. против заявленных обществом 34 143,18 тыс. руб.
Снижение указанных расходов произведено органом регулирования в связи с корректировкой амортизационных отчислений по объектам основных средств.
Расчет расходов по указанной статье затрат обоснованно произведен органом регулирования исходя из величины амортизационных отчислений, определенных без учета переоценки стоимости имущества, в связи с отсутствием доказательств того, что расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации.
Также при расчете расходов по указанной статье затрат из состава арендной платы органом регулирования исключены суммы налога, уплачиваемого по упрощенной системе налогообложения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате некоторых видов налогов, в том числе налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом), а также в некоторых случаях от уплаты налога на добавленную стоимость, то есть обязательных платежей, не связанных с владением имуществом.
Вместе с тем, согласно абзацу 5 пункта 28 Основ ценообразования с учетом решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 августа 2013 г. N ВАС-6446/13 в расходы на арендную плату подлежат учету только обязательные платежи, связанные с арендуемым имуществом: налог на имущество, уплачиваемый в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, земельный налог, транспортный налог и плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Учитывая изложенное, расчет расходов по статье затрат "Плата за аренду имущества", произведенный органом регулирования, соответствует пунктами 27 и 28 Основ ценообразования.
В соответствии с пунктом 13 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. N 98-э (далее - Методические указания N 98-э) прогнозная цена (тариф) покупки потерь электрической энергии в сетях на очередной период регулирования определяется исходя из фактической цены покупки потерь электроэнергии в предыдущем периоде, определяемой регулирующими органами, и индекса роста цен на электрическую энергию, определенного в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год долгосрочного периода регулирования (формула 12).
Согласно пункту 14 названных Методических указаний необходимая валовая выручка регулируемой организации (в том числе выручка на оплату технологического расхода (потерь) электроэнергии) при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принимается регулирующими органами при определении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Согласно экспертному заключению необходимая валовая выручка на оплату технологического расхода (потерь) на 2018 год утверждена органом регулирования в размере 33 044,06 тыс. руб., исходя из объема потерь электрической энергии в количестве 11 445 тыс. кВтч и среднегодовой цены покупки потерь электроэнергии в размере 2,89 руб./кВтч. Цена покупки потерь электрической энергии на I полугодие 2018 г. определена в размере 2,76 руб./кВтч, на II полугодие 2018 г. - 3,02 руб./кВтч с учетом прогнозных цен.
При расчете НВВ на оплату технологических расходов (потерь) на 2018 год при установлении индивидуальных тарифов экспертами органа регулирования цена покупки потерь установлена на уровне показателей, примененных при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год.
Согласно приказу Управления по тарифам от 28 декабря 2017 г. N 59/2 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год" для территориальных сетевых организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, цена покупки электрической энергии на I и II полугодия 2018 г. установлена в размере 2,76 руб./кВтч и 3,02 руб./кВтч.
Учитывая, что указанные цены покупки потерь определены с учетом того, что единые (котловые) тарифы на оплату технологического расхода (потерь) в электрических сетях по всем уровням напряжения на 2018 год установлены на уровне предельных максимальных тарифов, установленных приказами Федеральной антимонопольной службы от 19 декабря 2017 г. N 1747/17 и N 1749/17, следовательно, цена покупки потерь на II полугодие 2018 года в размере 3,02 руб./кВтч является максимально возможной величиной для территориальной сетевой организации, применяющей упрощенную систему налогообложения.
Таким образом, применение величины 3,33 руб./кВтч, предложенной обществом при расчете необходимой валовой выручки, приведет к превышению предельного уровня единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год, что противоречит нормам действующего законодательства в сфере электроэнергетики.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 11 раздела III Методических указаний N 98-э при формировании тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ООО "ГЭСК" на 2018 год органом регулирования учтена корректировка необходимой валовой выручки с учетом изменения цен покупки потерь электрической энергии в 2016 году в размере 3 460,6 тыс. руб.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Воронежского областного суда от 22 марта 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская электросетевая компания" - без удовлетворения.