ОТЧЕТ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЕЖЕГОДНОГО МОНИТОРИНГА ЗНАЧЕНИЙ
СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ
ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКА ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА
ЖИЗНИ, ЗДОРОВЬЮ, ИМУЩЕСТВУ ПАССАЖИРОВ, И ИХ ОБОСНОВАННОСТИ,
А ТАКЖЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ДАННОГО ВИДА СТРАХОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ
СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ
ТРАНСПОРТА ЗА ПЕРИОД С 2013 ПО 2023 ГОД
1. Введение
С 1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 14.06.2012 N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
Предельные (минимальные и максимальные) значения страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров (далее - ОСГОП) были установлены:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2012 N 1344 "Об утверждении предельных (минимальных и максимальных) значений страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров" (далее - Постановление N 1344) по договорам страхования, заключенным в течение периода с 01.01.2013 по 17.02.2017;
Указанием Банка России от 31.10.2016 N 4175-У "О предельных (минимальных и максимальных) значениях страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров" (далее - Указание N 4175-У) по договорам страхования, заключенным с 18.02.2017 по 07.03.2020;
Указанием Банка России от 10.01.2020 N 5384-У "О предельных (минимальных и максимальных) значениях страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров, а также максимальном размере расходов на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и размере отчислений в компенсационный фонд" (далее - Указание N 5384-У) по договорам страхования, заключенным с 08.03.2020 по 03.06.2021;
Указанием Банка России от 15.04.2021 N 5779-У "О внесении изменения в приложение 1 к Указанию Банка России от 10.01.2020 N 5384-У "О предельных (минимальных и максимальных) значениях страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров, а также максимальном размере расходов на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и размере отчислений в компенсационный фонд" (далее - Указание N 5779-У) по договорам страхования, заключенным с 04.06.2021 по 11.09.2022;
Указанием Банка России от 16.05.2022 N 6137-У "О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров" (далее - Указание N 6137-У) по договорам страхования, заключенным с 12.09.2022.
В соответствии с частью 12 статьи 11 Федерального закона N 67-ФЗ Банк России проводит ежегодный мониторинг значений страховых тарифов, применяемых при ОСГОП, и их обоснованности, а также воздействия данного вида обязательного страхования на развитие субъектов предпринимательской деятельности в сфере транспорта.
Настоящий отчет содержит результаты мониторинга значений страховых тарифов, применяемых по ОСГОП с 01.01.2013 по 31.12.2023 (далее - рассматриваемый период).
2. Используемые данные
Основным источником данных для проведения мониторинга значений страховых тарифов является статистика страховых организаций. Банк России использовал данные по договорам, убыткам и компенсационным выплатам по ОСГОП за рассматриваемый период, предоставленные Национальным союзом страховщиков ответственности (далее - НССО) из своей автоматизированной информационной системы (далее - АИС).
Кроме того, дополнительно использовались статистические данные Росстата, опубликованные на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в информационно-аналитических бюллетенях, включая "Транспорт в России", и данные Единой межведомственной информационно-статистической системы (далее - ЕМИСС).
3. Анализ данных
Информация, полученная от НССО, была более детализирована, чем сведения (в разрезе по видам транспорта и видам перевозок), предусмотренные Постановлением N 1344, Указанием N 4175-У, Указанием N 5384-У, Указанием N 5779-У и Указанием N 6137-У. Для целей проведения мониторинга данные были агрегированы в группы в соответствии с указанными нормативными актами.
Таблица 1
ИНФОРМАЦИЯ, ПОЛУЧЕННАЯ ОТ НССО
Вид транспорта и вид перевозок | Перевозки пассажиров | Количество происшествий | Число пострадавших | |
1 | Железнодорожный транспорт - перевозки поездами дальнего следования | Данные НССО (2013 - 2023) | Данные НССО (2013 - 2023) | Данные НССО (2013 - 2023) |
2 | Железнодорожный транспорт - перевозки пригородными поездами | Данные НССО (2013 - 2023) | Данные НССО (2013 - 2023) | Данные НССО (2013 - 2023) |
3 | Воздушный транспорт - перевозки самолетами | Данные НССО (2013 - 2023) | Данные НССО (2013 - 2023) | Данные НССО (2013 - 2023) |
4 | Воздушный транспорт - перевозки вертолетами | Данные НССО (2013 - 2023) | Данные НССО (2013 - 2023) | Данные НССО (2013 - 2023) |
5 | Морской транспорт - вне зависимости от вида перевозки | Данные НССО (2013 - 2023) | Данные НССО (2013 - 2023) | Данные НССО (2013 - 2023) |
6 | Внутренний водный транспорт - пригородные, внутригородские, экскурсионно-прогулочные, транзитные, местные маршруты перевозок и переправы | Данные НССО (2013 - 2023) | Данные НССО (2013 - 2023) | Данные НССО (2013 - 2023) |
7 | Внутренний водный транспорт - туристские маршруты перевозок | Данные НССО (2013 - 2023) | Данные НССО (2013 - 2023) | Данные НССО (2013 - 2023) |
8 | Автомобильный транспорт - автобусные перевозки в междугородном и международном сообщении | Данные НССО (2013 - 2023) | Данные НССО (2013 - 2023) | Данные НССО (2013 - 2023) |
9 | Автомобильный транспорт - автобусные перевозки в пригородном сообщении | Данные НССО (2013 - 2023) | Данные НССО (2013 - 2023) | Данные НССО (2013 - 2023) |
10 | Автомобильный транспорт - автобусные перевозки в городском сообщении по заказам и автобусные регулярные перевозки в городском сообщении с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном Правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок | Данные НССО (2013 - 2023) | Данные НССО (2013 - 2023) | Данные НССО (2013 - 2023) |
11 | Автомобильный транспорт - автобусные регулярные перевозки в городском сообщении с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок | Данные НССО (2013 - 2023) | Данные НССО (2013 - 2023) | Данные НССО (2013 - 2023) |
12 | Городской наземный электрический транспорт - перевозки троллейбусами | Данные НССО (2013 - 2023) | Данные НССО (2013 - 2023) | Данные НССО (2013 - 2023) |
13 | Городской наземный электрический транспорт - перевозки трамваями | Данные НССО (2013 - 2023) | Данные НССО (2013 - 2023) | Данные НССО (2013 - 2023) |
14 | Внеуличный транспорт - вне зависимости от вида перевозки | Данные НССО (2013 - 2023) | Нет данных | Нет данных |
Далее для удобства изложения вместо наименований групп "вида транспорта и вида перевозок" в соответствии с Указанием N 6137-У также будет использоваться соответствующий номер группы 1 - 14.
Сведения, полученные от НССО, были сопоставлены с данными НССО, использованными для аналогичного анализа в 2023 г. (за период с 01.01.2013 по 31.12.2022), и дополнительно проверены на непротиворечивость и адекватность. На основании этого полученная от НССО информация была расценена как соответствующая целям проведения мониторинга.
По результатам проведенного анализа, как и в предыдущем мониторинге, было признано нецелесообразным объединение (укрупнение) имеющихся сведений по каким-либо группам или рискам. В то же время в целях расчета тарифов данные по воздушному транспорту были разделены на перевозки самолетами и перевозки вертолетами.
4. Анализ применения страховщиками тарифов
Выборочная проверка по отдельным договорам, заключенным в период с 01.01.2023 по 31.12.2023, подтвердила, что при заключении страховщиками договоров были правомерно применены тарифы, значения которых соответствовали ограничениям, установленным в соответствии с Указанием N 6137-У.
5. Определение размеров страховых тарифов
Размер страховых тарифов по ОСГОП определяется по итогам оценки показателей, рассчитываемых на основе данных страховой статистики, а также официальных статистических данных федеральных органов исполнительной власти.
Методика расчета тарифа включает следующие этапы:
- оценка частоты наступления страхового случая по видам транспорта и видам перевозок в разрезе страховых рисков;
- оценка размера среднего возмещения по видам транспорта и видам перевозок в разрезе страховых рисков;
- оценка основной части нетто-ставки страхового тарифа по видам транспорта и видам перевозок и в разрезе страховых рисков;
- определение размера рисковой надбавки в целом по всем рискам и всем страховщикам, а также видам транспорта и видам перевозок;
- оценка страховых тарифов по видам транспорта и видам перевозок в разрезе страховых рисков.
В результате анализа развития убытков было признано нецелесообразным использование каких-либо трендов по договорам и убыткам. Для оценки показателей были использованы усредненные данные за рассматриваемый период.
5.1. Оценка частоты наступления страхового случая
В качестве базы для оценки частоты наступления страхового случая при причинении вреда жизни пассажира используются данные АИС НССО за рассматриваемый период. На основе указанных сведений из АИС НССО определяется число перевезенных пассажиров, число потерпевших (за которых были произведены фактические выплаты) и окончательное число потерпевших, оцененное с учетом заявленных, но неоплаченных, а также произошедших, но незаявленных случаев.
Для прогноза окончательного числа потерпевших были построены отдельные треугольники развития числа оплаченных убытков в течение рассматриваемого периода суммарно по всем видам транспорта/видам перевозок в части причинения вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров (таблицы 6 - 8, приведены в Приложении).
На основе треугольников развития числа оплаченных убытков по рискам причинения вреда (жизни, здоровью, имуществу пассажиров) с применением метода стандартной цепной лестницы были рассчитаны средневзвешенные коэффициенты и факторы развития для каждого года (таблица 9, приведена в Приложении).
По результатам применения указанных факторов развития к числу оплаченных убытков, страховой случай по которым произошел в соответствующем году, было получено окончательное число убытков отдельно по рискам причинения вреда (по жизни, здоровью и имуществу), по видам транспорта и видам перевозок.
Частота наступления страховых случаев в части причинения вреда жизни/здоровью/имуществу пассажиров была рассчитана как отношение окончательного количества убытков по соответствующему виду транспорта/виду перевозок к числу перевезенных пассажиров по соответствующему виду транспорта/виду перевозок.
Итоговые расчетные данные по частоте наступления страховых случаев представлены в таблице 2.
Таблица 2
РАСЧЕТНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ЧАСТОТЫ НАСТУПЛЕНИЯ СТРАХОВЫХ СЛУЧАЕВ
НА 1 МЛН. ПАССАЖИРОВ
Группа согласно Указанию N 6137-У | Частота, на 1 млн. пассажиров (жизнь) | Частота, на 1 млн. пассажиров (здоровье) | Частота, на 1 млн. пассажиров (имущество) |
1 | 0,0165 | 1,7042 | 0,0615 |
2 | 0,0011 | 0,0273 | 0,0012 |
3 | 1,6975 | 3,2574 | 11,5002 |
4 | 8,6556 | 10,5835 | 4,6009 |
5 | 1,3030 | 1,2308 | 0,2160 |
6 | 0,4366 | 0,6481 | 0,7513 |
7 | 0,8040 | 18,5265 | - |
3 | 0,2388 | 2,3219 | 0,2604 |
9 | 0,0149 | 0,4261 | 0,0115 |
10 | 0,0089 | 0,3580 | 0,0140 |
11 | 0,0026 | 0,2232 | 0,0040 |
12 | 0,0025 | 0,1429 | 0,0039 |
13 | 0,0003 | 0,0702 | 0,0026 |
14 | - | - | - |
Ввиду отсутствия данных по группе 14 оценка страхового тарифа по группе не производилась.
Учитывая наличие редких, но крупных аварий по группам 5 - 7 по риску причинения вреда жизни при оценке тарифов дополнительно была использована ведомственная статистика за 2005 - 2012 годы.
Вследствие отсутствия убытков по группе 7 по риску причинения вреда имуществу при оценке тарифов использовался показатель частоты по группе 6.
5.2. Оценка среднего размера возмещения
В законодательстве зафиксирован размер страхового возмещения в случае причинения вреда жизни, с учетом компенсации расходов на погребение он составляет 2025000 рублей. Для целей мониторинга тарифов в качестве среднего размера данного показателя используется указанное фиксированное значение.
Оценка среднего размера возмещения при причинении вреда здоровью и имуществу пассажира проводилась на основе первичных данных АИС НССО за рассматриваемый период. Отдельно по риску причинения вреда здоровью и риску причинения вреда имуществу также определялись сумма оплаченного убытка, сумма окончательного убытка и окончательное число убытков.
Для определения суммы окончательного убытка по рискам причинения вреда здоровью и имуществу были построены треугольники развития убытков в части причинения вреда здоровью и имуществу пассажиров (таблицы 10 - 11, приведены в Приложении).
На основе треугольников развития убытков, применяя метод стандартной цепной лестницы, были рассчитаны средневзвешенные коэффициенты и факторы развития для каждого года. Факторы развития (таблица 12) приведены в Приложении.
По результатам применения указанных факторов развития убытков к суммам оплаченных убытков, страховой случай по которым произошел в соответствующем году, была получена сумма окончательного убытка отдельно по рискам причинения вреда здоровью и имуществу по видам транспорта и видам перевозок.
Среднее возмещение в случае причинения вреда здоровью и имуществу было оценено как отношение суммы окончательных убытков к окончательному числу убытков по соответствующему виду транспорта и виду перевозок.
5.3. Оценка основной части нетто-ставки страхового тарифа
Основная часть нетто-ставки была рассчитана по каждому виду транспорта и виду перевозок в разрезе страховых рисков на основании оценок средней выплаты и частоты наступления страхового случая.
5.4. Оценка рисковой надбавки
Размер рисковой надбавки определялся как коэффициент вариации страхового возмещения, соответствующего отношению среднеквадратичного отклонения к ожидаемым выплатам страхового возмещения. При этом в расчетах в качестве оптимального уровня безопасности было использовано значение 98%. Определение размера рисковой надбавки проводилось в целом по всем рискам и страховщикам, а также видам транспорта и видам перевозок.
Результат оценки коэффициента рисковой надбавки составил 1,072.
5.5. Оценка страховых тарифов
Расчет значения страхового тарифа производился на основе полученных оценок основной части нетто-ставки страхового тарифа, размера рисковой надбавки, а также нормативно установленного размера расходов на ведение дела.
Оценка страховых тарифов производилась по видам транспорта и видам перевозок в разрезе страховых рисков.
Итоговые значения страховых тарифов приведены в таблице 3. Тариф указан на одного пассажира в денежном эквиваленте (в рублях).
Таблица 3
СТРАХОВЫЕ ТАРИФЫ НА ОДНОГО ЗАСТРАХОВАННОГО, В РУБ.
Группа согласно Указанию N 6137-У | Жизнь, руб. | Здоровье, руб. | Имущество, руб. | ИТОГО, руб. |
1 | 0,0465 | 0,2729 | 0,0011 | 0,3205 |
2 | 0,0030 | 0,0070 | 0,00002 | 0,0100 |
3 | 4,7341 | 2,4255 | 0,1006 | 7,3102 |
4 | 24,3946 | 8,2084 | 0,1213 | 32,7243 |
5 | 3,6722 | 0,3923 | 0,0033 | 4,0678 |
6 | 1,2306 | 0,1941 | 0,0126 | 1,4372 |
7 | 2,2659 | 4,1367 | 0,0126 | 6,4153 |
8 | 0,6731 | 0,8857 | 0,0048 | 1,5637 |
9 | 0,0419 | 0,1271 | 0,0002 | 0,1692 |
10 | 0,0250 | 0,0958 | 0,0002 | 0,1211 |
11 | 0,0072 | 0,0516 | 0,0001 | 0,0589 |
12 | 0,0069 | 0,0308 | 0,00005 | 0,0378 |
13 | 0,0008 | 0,0147 | 0,00004 | 0,0156 |
14 | - | - | - | - |
6. Выводы об обоснованности действующих тарифов
Результатом мониторинга тарифов явилось сравнение оценок страховых тарифов, полученных в результате мониторинга, с действующими предельными (минимальными и максимальными) значениями страховых тарифов.
В качестве критерия для формирования вывода об обоснованности действующих тарифов по ОСГОП использовалась существенность отклонений результатов полученной оценки страховых тарифов от значений действующих тарифов.
Основные выводы по результатам проведения мониторинга страховых тарифов по ОСГОП по видам транспорта и видам перевозок приведены в таблице 4.
Таблица 4
ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА
СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ
Вид транспорта и вид перевозок | Необходимость пересмотра тарифа |
Железнодорожный транспорт - перевозки поездами дальнего следования | Нет |
Железнодорожный транспорт - перевозки пригородными поездами | Снижение |
Воздушный транспорт - самолеты | Повышение |
Воздушный транспорт - вертолеты | Нет |
Морской транспорт - вне зависимости от вида перевозки | Нет |
Внутренний водный транспорт - пригородные, внутригородские, экскурсионно-прогулочные, транзитные, местные маршруты перевозок и переправы | Нет |
Внутренний водный транспорт - туристские маршруты перевозок | Нет |
Автомобильный транспорт - автобусные перевозки в междугородном и международном сообщении | Нет |
Автомобильный транспорт - автобусные перевозки в пригородном сообщении | Нет |
Автомобильный транспорт - автобусные перевозки в городском сообщении по заказам и автобусные регулярные перевозки в городском сообщении с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном Правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок | Нет |
Автомобильный транспорт - автобусные регулярные перевозки в городском сообщении с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок | Нет |
Городской наземный электрический транспорт - перевозки троллейбусами | Нет |
Городской наземный электрический транспорт - перевозки трамваями | Нет |
Внеуличный транспорт - вне зависимости от вида перевозки | Нет |
Полученные по итогам данного мониторинга расчеты с учетом изменений, вступивших в силу с августа текущего года < 1 > , позволяют сделать вывод об обоснованности действующих тарифов ОСГОП. Дополнительной корректировки тарификации по ОСГОП в настоящее время не требуется.
< 1 > С 03.08.2024 (за исключением отдельных положений) вступило в силу Указание Банка России от 01.04.2024 N 6710-У, в соответствии с которым по целому ряду видов транспорта и видов перевозок, включая перевозки в пригородном сообщении железнодорожным транспортом, минимальные значения страховых тарифов были снижены на 20%.
7. Анализ влияния ОСГОП на развитие субъектов предпринимательской деятельности в сфере транспорта
Изменения тарифов в соответствии с Указаниями Банка России N 4175-У, N 5384-У, N 5779-У и N 6137-У влияли на размер заработанной страховой премии. Так, за период 2014 - 2016 гг. объемы заработанной страховой премии изменялись незначительно. В 2014 и 2015 гг. показатель составил 3,3 млрд. руб., в 2016 г. он увеличился на 5% и достиг 3,5 млрд. рублей. Однако в 2017 г. снизился на 12% в сравнении с 2016 г. и составил 3,1 млрд. рублей. В 2018 г. заработанная страховая премия уменьшилась еще на 10%, до 2,8 млрд. рублей. В 2019 г. она увеличилась на 4% и достигла 2,9 млрд. руб., в 2020 г. снизилась на 11%, до 2,6 млрд. руб., а в 2021 г. - на 21%, до 2,1 млрд. рублей. В 2022 г. вновь уменьшилась на 13%, составив 1,8 млрд. руб., а в 2023 г. почти не изменилась, уменьшившись на 1%.
Также необходимо отметить тенденцию к снижению размера средней страховой премии в расчете на одного перевезенного пассажира в целом с 0,27 руб. в 2013 г. до 0,18 руб. в 2023 году.
Таблица 5
ДИНАМИКА СТРАХОВОЙ ПРЕМИИ В РАСЧЕТЕ
НА ОДНОГО ПЕРЕВЕЗЕННОГО ПАССАЖИРА
Год | Страховая премия по всем рискам |
2013 | 0,28 |
2014 | 0,27 |
2015 | 0,26 |
2016 | 0,27 |
2017 | 0,25 |
2018 | 0,22 |
2019 | 0,23 |
2020 | 0,22 |
2021 | 0,19 |
2022 | 0,17 |
2023 | 0,18 |
Для анализа воздействия обязательного страхования на развитие субъектов предпринимательской деятельности в сфере транспорта за 2023 г. был рассчитан < 1 > показатель доли стоимости страхования одного пассажира в средней стоимости одной поездки (таблица 13, приведена в Приложении).
< 1 > Ввиду отсутствия необходимой статистики о средней стоимости одной поездки оценка данного показателя для воздушных перевозок вертолетами, морского, внутреннего водного транспорта, автобусных перевозок в пригородном сообщении и внеуличного транспорта не проводилась.
Показатель средней стоимости одной поездки по видам транспорта рассчитывался на основе данных из ЕМИСС.
8. Ограничения данных и допущения
Основные ограничения, связанные с использованием данных:
1. Выводы о достаточности тарифов основаны на анализе существенности отклонений результатов оценки страховых тарифов от значений действующих тарифов. Методология определения достаточности тарифов приведена в разделе 6 настоящего отчета.
2. Ввиду отсутствия данных по убыткам по группе "Внеуличный транспорт - вне зависимости от вида перевозки" вывод о достаточности и (или) необходимости пересмотра тарифов отдельно для данной группы не делался.
Приложение
ТРЕУГОЛЬНИКИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ, ДИНАМИКА СТРАХОВОЙ ПРЕМИИ
В РАСЧЕТЕ НА ОДНОГО ПЕРЕВЕЗЕННОГО ПАССАЖИРА
Таблица 6
ТРЕУГОЛЬНИК РАЗВИТИЯ ЧИСЛА ОПЛАЧЕННЫХ УБЫТКОВ
(НАКОПЛЕННЫМ ИТОГОМ) В ЧАСТИ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ЖИЗНИ
\ Год оплаты Год происшествия \ | 1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | 5-й год | 6-й год | 7-й год | 8-й год | 9-й год | 10-й год | 11-й год |
2013 | 57 | 110 | 118 | 121 | 122 | 125 | 126 | 126 | 126 | 126 | 126 |
2014 | 75 | 109 | 111 | 113 | 114 | 114 | 114 | 115 | 115 | 115 | |
2015 | 83 | 113 | 119 | 119 | 120 | 121 | 123 | 123 | 123 | ||
2016 | 37 | 89 | 96 | 98 | 101 | 103 | 103 | 103 | |||
2017 | 74 | 136 | 145 | 147 | 147 | 147 | 147 | ||||
2018 | 94 | 126 | 131 | 134 | 134 | 134 | |||||
2019 | 67 | 102 | 107 | 108 | 109 | ||||||
2020 | 33 | 58 | 61 | 63 | |||||||
2021 | 72 | 94 | 94 | ||||||||
2022 | 32 | 60 | |||||||||
2023 | 42 |
Таблица 7
ТРЕУГОЛЬНИК РАЗВИТИЯ ЧИСЛА ОПЛАЧЕННЫХ УБЫТКОВ
(НАКОПЛЕННЫМ ИТОГОМ) В ЧАСТИ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ
\ Год оплаты Год происшествия \ | 1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | 5-й год | 6-й год | 7-й год | 8-й год | 9-й год | 10-й год | 11-й год |
2013 | 924 | 1865 | 1994 | 2024 | 2042 | 2049 | 2060 | 2061 | 2061 | 2061 | 2061 |
2014 | 1397 | 2502 | 2643 | 2701 | 2719 | 2733 | 2733 | 2734 | 2735 | 2735 | |
2015 | 1723 | 2965 | 3148 | 3198 | 3208 | 3211 | 3213 | 3217 | 3218 | ||
2016 | 1665 | 3044 | 3188 | 3248 | 3264 | 3274 | 3278 | 3279 | |||
2017 | 1890 | 3321 | 3529 | 3613 | 3637 | 3643 | 3646 | ||||
2018 | 1666 | 3067 | 3237 | 3304 | 3323 | 3327 | |||||
2019 | 2091 | 3494 | 3685 | 3749 | 3763 | ||||||
2020 | 1214 | 2105 | 2217 | 2243 | |||||||
2021 | 1392 | 2406 | 2527 | ||||||||
2022 | 1659 | 2804 | |||||||||
2023 | 1763 |
Таблица 8
ТРЕУГОЛЬНИК РАЗВИТИЯ ЧИСЛА ОПЛАЧЕННЫХ УБЫТКОВ
(НАКОПЛЕННЫМ ИТОГОМ) В ЧАСТИ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ИМУЩЕСТВУ
\ Год оплаты Год происшествия \ | 1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | 5-й год | 6-й год | 7-й год | 8-й год | 9-й год | 10-й год | 11-й год |
2013 | 85 | 123 | 149 | 149 | 149 | 149 | 149 | 149 | 149 | 149 | 149 |
2014 | 66 | 98 | 103 | 104 | 105 | 105 | 105 | 105 | 105 | 105 | |
2015 | 199 | 254 | 259 | 259 | 259 | 259 | 259 | 259 | 259 | ||
2016 | 47 | 77 | 77 | 78 | 78 | 78 | 78 | 78 | |||
2017 | 100 | 145 | 149 | 149 | 149 | 149 | 149 | ||||
2018 | 93 | 148 | 150 | 154 | 154 | 154 | |||||
2019 | 248 | 302 | 311 | 317 | 317 | ||||||
2020 | 56 | 81 | 82 | 82 | |||||||
2021 | 77 | 118 | 121 | ||||||||
2022 | 89 | 131 | |||||||||
2023 | 100 |
Таблица 9
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ
Коэффициент | r1 | r2 | r3 | r4 | r5 | r6 | r7 | r8 | r9 | r10 |
Жизнь | 1,743 | 1,091 | 1,041 | 1,024 | 1,015 | 1,007 | 1,002 | 1,000 | 1,000 | 1,000 |
Здоровье | 1,919 | 1,087 | 1,029 | 1,010 | 1,005 | 1,002 | 1,001 | 1,000 | 1,000 | 1,000 |
Имущество | 1,465 | 1,051 | 1,010 | 1,001 | 1,000 | 1,000 | 1,000 | 1,000 | 1,000 | 1,000 |
Таблица 10
ТРЕУГОЛЬНИК РАЗВИТИЯ УБЫТКОВ (НАКОПЛЕННЫМ ИТОГОМ)
В ЧАСТИ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ, МЛН. РУБ.
\ Год оплаты Год происшествия \ | 1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | 5-й год | 6-й год | 7-й год | 8-й год | 9-й год | 10-й год | 11-й год |
2013 | 134,02 | 351,34 | 386,16 | 393,79 | 402,23 | 407,26 | 409,02 | 409,02 | 409,10 | 409,10 | 409,10 |
2014 | 198,57 | 437,22 | 476,29 | 489,62 | 496,65 | 500,27 | 500,35 | 500,65 | 500,95 | 500,95 | |
2015 | 270,66 | 528,34 | 588,54 | 599,61 | 602,87 | 605,06 | 607,31 | 609,24 | 609,44 | ||
2016 | 233,27 | 534,44 | 580,15 | 593,41 | 598,42 | 603,15 | 603,90 | 604,96 | |||
2017 | 323,56 | 610,72 | 673,23 | 700,87 | 706,57 | 710,42 | 711,17 | ||||
2018 | 264,71 | 547,10 | 602,14 | 620,48 | 626,43 | 630,10 | |||||
2019 | 316,69 | 595,20 | 647,81 | 663,81 | 668,64 | ||||||
2020 | 179,01 | 375,53 | 410,76 | 418,87 | |||||||
2021 | 212,74 | 418,44 | 448,51 | ||||||||
2022 | 280,69 | 538,39 | |||||||||
2023 | 308,78 |
Таблица 11
ТРЕУГОЛЬНИК РАЗВИТИЯ УБЫТКОВ (НАКОПЛЕННЫМ ИТОГОМ)
В ЧАСТИ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ИМУЩЕСТВУ, МЛН. РУБ.
\ Год оплаты Год происшествия \ | 1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | 5-й год | 6-й год | 7-й год | 8-й год | 9-й год | 10-й год | 11-й год |
2013 | 1,10 | 1,61 | 1,90 | 1,90 | 1,90 | 1,90 | 1,90 | 1,90 | 1,90 | 1,90 | 1,90 |
2014 | 0,75 | 1,03 | 1,09 | 1,10 | 1,13 | 1,13 | 1,13 | 1,13 | 1,13 | 1,13 | |
2015 | 2,35 | 2,90 | 2,99 | 2,99 | 2,99 | 2,99 | 2,99 | 2,99 | 2,99 | ||
2016 | 0,41 | 0,65 | 0,63 | 0,63 | 0,63 | 0,63 | 0,63 | 0,63 | |||
2017 | 1,04 | 1,65 | 1,69 | 1,69 | 1,69 | 1,69 | 1,69 | ||||
2018 | 1,07 | 1,87 | 1,90 | 1,95 | 1,95 | 1,95 | |||||
2019 | 3,03 | 3,72 | 3,82 | 3,90 | 3,90 | ||||||
2020 | 0,73 | 1,01 | 1,02 | 1,02 | |||||||
2021 | 0,89 | 1,35 | 1,40 | ||||||||
2022 | 0,90 | 1,39 | |||||||||
2023 | 1,13 |
Таблица 12
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ УБЫТКОВ
Коэффициент | r1 | r2 | r3 | r4 | r5 | r6 | r7 | r8 | r9 | r10 |
Здоровье | 2,345 | 1,147 | 1,048 | 1,021 | 1,011 | 1,004 | 1,002 | 1,000 | 1,000 | 1,000 |
Имущество | 1,475 | 1,053 | 1,011 | 1,002 | 1,000 | 1,000 | 1,000 | 1,000 | 1,000 | 1,000 |
Таблица 13
ДИНАМИКА СТРАХОВОЙ ПРЕМИИ В РАСЧЕТЕ НА ОДНОГО ПЕРЕВЕЗЕННОГО
ПАССАЖИРА И ДОЛЯ СТОИМОСТИ СТРАХОВАНИЯ ОДНОГО ПАССАЖИРА
В СРЕДНЕЙ СТОИМОСТИ ОДНОЙ ПОЕЗДКИ (РУБ.)
Вид транспорта и вид перевозок | Страховая премия в расчете на одного перевезенного пассажира (руб.) | Доля стоимости страхования одного пассажира в средней стоимости одной поездки за 2023 год | ||||||||||
2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | ||
Железнодорожный транспорт - перевозки поездами дальнего следования < 1 > | 0,72 | 0,72 | 0,72 | 0,72 | 0,76 | 0,77 | 0,77 | 0,62 | 0,62 | 0,62 | 0,50 | 0,00167 |
Железнодорожный транспорт - перевозки пригородными поездами | 0,04 | 0,04 | 0,04 | 0,04 | 0,04 | 0,04 | 0,04 | 0,04 | 0,04 | 0,03 | 0,02 | 0,00040 |
Воздушный транспорт - вне зависимости от вида перевозки | 8,97 | 8,40 | 8,57 | 8,20 | 10,00 | 15,54 | 15,86 | 15,08 | - | - | Нет данных | |
Воздушный транспорт - перевозки самолетами < 2 > | - | - | - | - | - | - | - | 3,19 | 3,68 | 4,66 | 5,23 | 0,00061 |
Воздушный транспорт - перевозки вертолетами | - | - | - | - | - | - | - | 65,06 | 63,59 | 71,19 | 68,47 | Нет данных |
Морской транспорт - вне зависимости от вида перевозки | 7,44 | 7,44 | 9,21 | 7,88 | 10,17 | 15,91 | 14,22 | 11,85 | 10,76 | 9,60 | 7,46 | Нет данных |
Внутренний водный транспорт - пригородные, внутригородские, экскурсионно-прогулочные, транзитные, местные маршруты перевозок и переправы | 0,79 | 0,79 | 0,80 | 0,80 | 1,31 | 1,55 | 1,69 | 1,83 | 1,87 | 1,91 | 1,81 | Нет данных |
Внутренний водный транспорт - туристские маршруты перевозок | 17,87 | 17,61 | 17,50 | 17,53 | 12,92 | 11,52 | 11,89 | 11,62 | 13,14 | 13,78 | 13,08 | Нет данных |
Автомобильный транспорт - автобусные перевозки в междугородном и международном сообщении < 3 > | 4,71 | 4,76 | 4,73 | 4,72 | 4,78 | 4,81 | 4,79 | 3,94 | 3,42 | 2,94 | 2,58 | 0,01764 |
Автомобильный транспорт - автобусные перевозки в пригородном сообщении | 0,86 | 0,87 | 0,86 | 0,86 | 0,62 | 0,44 | 0,44 | 0,36 | 0,32 | 0,28 | 0,26 | Нет данных |
Автомобильный транспорт - автобусные перевозки в городском сообщении по заказам и автобусные регулярные перевозки в городском сообщении с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном Правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок | 0,35 | 0,36 | 0,37 | 0,35 | 0,26 | 0,19 | 0,19 | 0,15 | 0,16 | 0,16 | 0,17 | 0,00491 |
Автомобильный транспорт - автобусные регулярные перевозки в городском сообщении с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок | 0,15 | 0,15 | 0,15 | 0,15 | 0,13 | 0,10 | 0,10 | 0,08 | 0,08 | 0,07 | 0,07 | 0,00204 |
Городской наземный электрический транспорт - перевозки троллейбусами | 0,08 | 0,08 | 0,08 | 0,08 | 0,09 | 0,09 | 0,09 | 0,08 | 0,08 | 0,07 | 0,07 | 0,00224 |
Городской наземный электрический транспорт - перевозки трамваями | 0,02 | 0,02 | 0,02 | 0,02 | 0,03 | 0,03 | 0,03 | 0,03 | 0,03 | 0,03 | 0,02 | 0,00069 |
Внеуличный транспорт - вне зависимости от вида перевозки | 0,04 | - | - | - | - | - | - | - | 0,10 | 0,07 | 0,05 | Нет данных |
Примечания. Средние потребительские цены на отдельные виды услуг пассажирского транспорта по Российской Федерации в 2021 г. в данных ЕМИСС приведены:
< 1 > Купейный вагон скорого нефирменного поезда дальнего следования, в расчете на 100 км пути.
< 2 > В салоне экономического класса самолета, в расчете на 1000 км пути.
< 3 > Междугородний автобус, в расчете на 50 км пути.