ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 6 июня 2023 г. N 00-10-101-4-06/8388
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования направляет Обзор основных нарушений, выявленных Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в 2022 году в ходе проведения проверок соблюдения онкологическими диспансерами законодательства об обязательном медицинском страховании и использования ими средств обязательного медицинского страхования при оказании медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями с применением химиотерапии.
Обзор направляется для предупреждения аналогичных нарушений, принятия мер по недопущению нарушений законодательства по обязательному медицинскому страхованию, усиления контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями.
Председатель
И.В.БАЛАНИН
ОБЗОР
НАРУШЕНИЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ
ФЕДЕРАЛЬНЫМ ФОНДОМ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО
СТРАХОВАНИЯ В 2022 ГОДУ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК
СОБЛЮДЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
СРЕДСТВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ПРИ ОКАЗАНИИ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТАМ С ОНКОЛОГИЧЕСКИМИ
ЗАБОЛЕВАНИЯМИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ХИМИОТЕРАПИИ
В нарушение требований пункта 5 части 2 статьи 20 и части 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ), статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации медицинской организацией за счет средств обязательного медицинского страхования (далее также - ОМС) производились расходы на выплату заработной платы, оплату страховых взносов во внебюджетные фонды, оплату пособий по временной нетрудоспособности за счет работодателя работникам, осуществляющим деятельность по источнику финансирования "бюджет субъекта" (Иркутская область).
В нарушение части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ допущены случаи использования средств обязательного медицинского страхования на оплату проведения капитального ремонта (Пермский край, Республика Адыгея, Приморский край).
В нарушение статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, за счет средств ОМС произведена компенсация стоимости проезда сотрудника и членов его семьи, а также выплата единовременного пособия на каждого прибывающего с ним члена семьи как прибывшему из другого региона Российской Федерации, которая должна осуществляться за счет средств субъекта Российской Федерации (Ненецкий автономный округ).
В нарушение части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ, осуществлялись расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью свыше ста тысяч рублей за единицу (Вологодская область, Архангельская область, Чеченская Республика, Республика Алтай).
В нарушение части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ, статьи 15 Федерального закона N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" осуществлялось приобретение вакцины за счет средств ОМС (Республика Алтай).
Недвижимое и движимое имущество, медицинское оборудование, в том числе приобретенное в рамках национального проекта "Борьба с онкологическими заболеваниями" на переоснащение государственных медицинских организаций, передавалось в аренду коммерческим организациям для оказания медицинской помощи как по ОМС, так и на коммерческой основе (Чеченская Республика).
В нарушение пункта 1 статьи 23, пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации несвоевременно осуществлялась уплата страховых взносов (Ненецкий автономный округ).
Выявлены случаи оказания медицинской помощи с признаками дефектов, соответствующих Перечню оснований для отказа (уменьшения) оплаты медицинской помощи, установленному Порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС, утвержденному приказом Минздрава России от 19.03.2021 N 231н:
- дата введения лекарственного препарата согласно персонифицированным данным реестра счетов, дата назначения препарата по листу назначения или записи в истории болезни и процедурном листе не соответствовала дате, указанной в журнале учета лекарственных препаратов, или не указывалась (Иркутская, Челябинская область, Вологодская область, Ненецкий автономный округ, Ставропольский край, Костромская область);
- превышались временные интервалы, установленные заявленной схемой лекарственной терапии, в связи с отсутствием лекарственного препарата на аптечном складе или без указания причины (Иркутская область, Челябинская область; Вологодская область, Республика Башкортостан, Ненецкий автономный округ, Приморский край, Костромская область, Кемеровская область, Ставропольский край);
- количество лекарственного препарата, введенного пациенту, не соответствовало (занижено, завышено) заявленной схеме лекарственной терапии согласно реестрам счетов, принятым к оплате (Иркутская область, Вологодская область, Ненецкий автономный округ, Кабардино-Балкарская Республика, Костромская, Челябинская область, Приморский край, Владимирская область, Ханты-Мансийский автономный округ);
- примененная схема лекарственной терапии не соответствовала схеме, установленной для данной клинико-статистической группы, а также выполнялась не в полном объеме (Иркутская область, Челябинская область, Вологодская область, Ненецкий автономный округ, Воронежская область, Республика Башкортостан, Чеченская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Алтай, Кемеровская область, Костромская область);
- оказание медицинской помощи, назначение лекарственного препарата не подтверждено записями в медицинских картах стационарных больных, журналах учета введения лекарственных препаратов (Челябинская область, Пермский край, Приморский край, Владимирская область);
- выявлены факты несоблюдения схем лечения в условиях дневного и круглосуточного стационаров, в том числе несоблюдение сроков лечения пациентов (Приморский край, Калужская область).
При оказании медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара (согласно медицинским картам стационарного больного и реестрам счетов, принятых к оплате) введение лекарственного препарата фиксировалось в журнале введения по дневному стационару (Приморский край).
Выявлено существенное расхождение между данными о примененных и учтенных количествах химиотерапевтических препаратов в предъявленных и оплаченных реестрах счетов по страховым случаям с данными о фактически использованном количестве препаратов при оказании медицинской помощи (Республика Коми, Республика Башкортостан, Владимирская область, Мурманская область).
Некорректно применялся тариф в случаях химиотерапевтического лечения, состоящего из нескольких дней введения лекарственных препаратов, в промежутке между которыми пациенту не показано пребывание в условиях круглосуточного или дневного стационара, данные в реестре не соответствуют записям в листах назначений (Чеченская Республика).
В принятых к оплате реестрах счетов выявлены случаи оказания медицинской помощи, в которых дата направления на лечение из другого региона совпадает с датой начала лечения (Санкт-Петербург).
В нарушение статей 35, 36 Федерального закона N 326-ФЗ, раздела IV Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 N 2299, Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 N 2505, часть медицинской услуги, а именно доставка биоматериала в медицинскую организацию, выполняющую исследование, проводилась за счет пациента (Республика Адыгея).
В нарушение пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" закупочные цены лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, превышали предельные отпускные цены на лекарственные препараты, подлежащие государственному регулированию (Карачаево-Черкесская Республика, Калужская область).
В нарушение пункта 119 приказа Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" не велся аналитический учет медикаментов по их наименованиям в разрезе материально ответственных лиц в медицинской организации (Республика Адыгея).
Учетной политикой медицинской организации не предусматривался учет движения дорогостоящих лекарственных препаратов, применяемых при проведении лекарственной противоопухолевой терапии в условиях круглосуточного и дневного стационаров, в части поступления, использования, формирования наличия остатков и списания внутри структурных подразделений, непосредственно их использующих (Ненецкий автономный округ).
Списание лекарственного препарата в затраты медицинской организации не подтверждалось данными первичной медицинской документации, а именно листами назначения карт больных круглосуточного и дневного стационара (Приморский край).
В нарушение пункта 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 N 49, в медицинских организациях не проводилась инвентаризация медикаментов при смене материально ответственных лиц (Иркутская область, Пермский край).
В нарушение статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации допускалось неэффективное использование средств ОМС в результате приобретения медикаментов сверх текущей потребности и списания их в связи с окончанием срока годности (Кабардино-Балкарская Республика, Архангельска область, Ненецкий автономный округ, Алтайский край).
В нарушение статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ отсутствовало информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства (Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика, Архангельская область).