ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ
ПИСЬМО
от 20 июня 2014 г. N 04-03-02/13098
Управление организации надзорной деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу рассмотрело обращение Подкомитета по лизингу Комитета по финансовым рынкам и кредитным организациям Торгово-промышленной палаты Российской Федерации от 19.05.2014 N 21/05-2014 о применении отдельных норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и сообщает следующее.
В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) в случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ.
Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 08.05.2009 N 103 (далее - Приказ N 103) утверждены критерии и признаки необычных сделок организациям и иным лицам, которые следует включать в программу выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма (далее - программа выявления операций), разрабатываемую в составе правил внутреннего контроля, в целях определения, оценки и принятия мер по снижению собственных рисков возможного вовлечения в процессы отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, а также выявления операций (сделок), в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
При этом критерии и признаки групп 11 - 22 Приказа N 103 носят общий характер и используются организациями и иными лицами в полном объеме. Признаки групп 31 - 46 Приказа N 103 используются организациями и иными лицами с учетом специфики осуществляемой деятельности.
Учитывая изложенное, по нашему мнению, лизинговым компания следует включать в состав правил внутреннего контроля критерии и признаки групп 11 - 22 и 34 Приказа N 103 в полном объеме.
Кроме того, помимо критериев выявления и признаков необычных сделок, установленных Приказом N 103, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальные предприниматели при разработке правил внутреннего контроля могут использовать иные критерии выявления и признаки необычных сделок, разработанные организацией самостоятельно с учетом особенностей ее деятельности.
Пункты 16 - 24 Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 667 (далее - Требования), устанавливают порядок действия организации при выявлении как операций, подлежащих обязательному контролю, так и операций, подпадающих под критерии и признаки необычных сделок, а именно:
- процедуры выявления необычных операций (сделок);
- изучение организацией оснований и целей совершения всех выявляемых необычных операций (сделок), фиксирование полученных результатов в письменной форме;
- принятие руководителем организации либо уполномоченным им должностным лицом решения о признании выявленной необычной операции (сделки) подозрительной операцией (сделкой), осуществление которой может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма и представлении информации о данной операции в Росфинмониторинг.
Одновременно обращаем внимание, что вышеуказанное решение следует принимать исходя из всестороннего, полного и объективного изучения, полученной на основании реализации требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма информации о клиенте, и фиксироваться в соответствии с программой выявления операций.
Начальник
Управления организации
надзорной деятельности
О.Г.РАМИНСКАЯ