Утверждено
решением Правления
Государственной корпорации
"Агентство по страхованию вкладов"
от 30 мая 2013 года (протокол N 33)
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФИНАНСИРОВАНИИ РАСХОДОВ НА СОДЕРЖАНИЕ И УЛУЧШЕНИЕ
РЫНОЧНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК АКТИВОВ, ПРИОБРЕТЕННЫХ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИЕЙ "АГЕНТСТВО
ПО СТРАХОВАНИЮ ВКЛАДОВ" В ХОДЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ БАНКРОТСТВА БАНКОВ
1. Общие положения
1.1. Положение о финансировании расходов на содержание и улучшение рыночных характеристик активов, приобретенных Государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" в ходе осуществления мер по предупреждению банкротства банков (далее - Положение), определяет цели, принципы, источники, направления, формы и порядок финансирования расходов на имущество (за исключением акций (долей в уставных капиталах) банков), а также иные объекты гражданских прав, приобретенные Государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство) при осуществлении мер по предупреждению банкротства банков и в ходе осуществления прав собственника (кредитора) в отношении указанных объектов.
1.2. Агентство осуществляет расходы на указанные в пункте 1.1 Положения имущество и иные объекты гражданских прав (далее - Активы) с целью защиты интересов Агентства как собственника Активов, обеспечения максимально полного возврата денежных средств, затраченных на приобретение Активов, и минимизации своих финансовых потерь.
1.3. Финансирование расходов на Активы основывается на принципах разумной достаточности планирования, контроля, экономической целесообразности.
1.4. Расходы могут осуществляться Агентством в связи с приобретением, реализацией, а также для содержания и улучшения рыночных характеристик Активов (направления (виды) расходов).
1.5. Расходы на Активы осуществляются в следующих формах:
1.5.1. Внесения обязательных платежей, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обязательными для Агентства решениями государственных и муниципальных органов и должностных лиц (раздел 3 Положения);
1.5.2. Оплаты товаров, работ, услуг (далее - продукция), поставляемых третьими лицами при осуществлении закупок (раздел 4 Положения);
1.5.3. Предоставления хозяйственным обществам, доли в уставных капиталах (акции) которых приобретены Агентством в связи с осуществлением мер по финансовому оздоровлению банков, а также дочерним обществам указанных хозяйственных обществ (далее совместно для целей настоящего Положения - зависимые общества) средств целевого финансирования (раздел 5 Положения);
1.5.4. Предоставления зависимым обществам целевых займов (раздел 6 Положения);
1.5.5. Иных не противоречащих законодательству Российской Федерации и внутренним регулятивным документам Агентства формах.
1.6. Источниками финансирования расходов на Активы являются доходы Агентства, средства имущественного взноса Российской Федерации в имущество Агентства в пределах, определяемых Порядком использования имущественного взноса Российской Федерации в Государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов" в целях формирования источников расходов Агентства, предусмотренных федеральными законами, утвержденным решением Совета директоров Агентства от 30 октября 2008 года (протокол N 4), а также средства третьих лиц, привлеченные Агентством в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Планирование и лимиты расходов на Активы
2.1. Расходы на Активы, информация о необходимости осуществления которых имеется у Агентства до начала финансового года, в котором такие расходы должны быть осуществлены, включаются в плановые финансовые документы Агентства на соответствующий финансовый год в соответствии с внутренними регулятивными документами Агентства, регламентирующими порядок формирования указанных плановых финансовых документов, их согласования и утверждения.
2.2. Расходы на Активы, включаемые в плановые финансовые документы Агентства на соответствующий финансовый год, группируются по следующим разделам:
2.2.1. Обязательные платежи:
1) расходы по уплате земельного налога на принадлежащие Агентству земельные участки;
2) расходы по уплате налога на имущество в отношении Активов;
3) расходы по уплате других видов обязательных платежей;
2.2.2. Закупка продукции:
1) расходы на оплату работ, услуг третьих лиц, привлекаемых Агентством для работы с активами (за исключением расходов на оплату услуг третьих лиц, привлекаемых для реализации принадлежащих Агентству прав требования);
2) расходы на оплату работ, услуг третьих лиц, привлекаемых для реализации принадлежащих Агентству прав требования;
3) закупка продукции для содержания и улучшения рыночных характеристик принадлежащего Агентству недвижимого имущества;
4) закупка иной продукции;
2.2.3. Расходы на целевое финансирование зависимых обществ;
2.2.4. Иные расходы, связанные с приобретением, реализацией и необходимые для содержания и улучшения рыночных характеристик Активов.
2.3. Расходы на целевое финансирование Агентством зависимых обществ включаются в плановые финансовые документы Агентства на соответствующий финансовый год на основании заключения о целесообразности целевого финансирования зависимых обществ (далее - заключение о целесообразности), которое составляется Департаментом управления активами, согласовывается Департаментом инвестирования фонда страхования вкладов и утверждается заместителем Генерального директора, курирующим указанные подразделения.
2.4. Заключение о целесообразности должно содержать:
2.4.1. Наименования зависимых обществ - получателей средств целевого финансирования;
2.4.2. Мероприятия, которые предлагается финансировать на основании соглашений о целевом финансировании;
2.4.3. Суммы целевого финансирования, необходимые для выполнения указанных мероприятий, а также предельные суммы (лимиты) средств целевого финансирования на мероприятия, информация о необходимости осуществления которых может быть получена Агентством в течение финансового года, в котором такие расходы должны быть осуществлены.
2.5. Размер расходов на Активы, включенных в плановые финансовые документы Агентства, является прогнозной предельной величиной (лимитом).
2.6. Лимиты отдельных расходов на Активы в рамках утвержденных плановых финансовых документов Агентства на соответствующие финансовые годы определяются:
2.6.1. Нормативными актами Российской Федерации и обязательными для исполнения Агентством решениями государственных и муниципальных органов и должностных лиц;
2.6.2. Решениями о проведении закупок продукции для нужд Агентства в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением о закупке товаров, работ и услуг Государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов", утвержденным решением Совета директоров Агентства от 7 декабря 2011 года (протокол N 4) (далее - Положение о закупах), и Положением о порядке заключения договоров Государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов", утвержденным решением Правления Агентства от 22 марта 2012 года (протокол N 21) (далее - Положение о заключении договоров);
2.6.3. Правлением Агентства при принятии решения о предоставлении средств целевого финансирования в соответствии с разделом 5 Положения;
2.6.4. Правлением Агентства при принятии решения о предоставлении целевых займов в соответствии с разделом 6 Положения.
3. Порядок осуществления обязательных платежей
3.1. Размер обязательного платежа либо точно устанавливается нормативным правовым актом или решением уполномоченного органа (должностного лица), либо исчисляется Агентством в соответствии требованиями законодательства Российской Федерации.
3.2. Распоряжение на оплату обязательных платежей, размер которых точно установлен законодательством Российской Федерации или решениями уполномоченных государственных и муниципальных органов и должностных лиц, готовится Департаментом управления активами, согласовывается, подписывается и исполняется в порядке, предусмотренном внутренними регулятивными документами Агентства, регламентирующими порядок взаимодействия структурных подразделений Агентства при эксплуатации системы автоматизации учета расходов Агентства (далее - Регламенты осуществления и учета расходов Агентства).
3.3. Размер обязательных платежей, исчисляемых Агентством, и сроки их оплаты определяются Управлением бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае, если для расчета размера обязательных платежей необходима информация об Активах, Управление бухгалтерского учета и отчетности заблаговременно запрашивает данную информацию у Департамента управления активами, который предоставляет запрошенную информацию, либо, в случае необходимости, принимает меры для ее получения в соответствующих уполномоченных органах или организациях и информирует Управление бухгалтерского учета и отчетности о предполагаемых сроках получения данной информации.
Оплата указанных в настоящем пункте обязательных платежей осуществляется Управлением бухгалтерского отчета и отчетности в соответствии с Регламентами осуществления и учета расходов Агентства.
4. Порядок осуществления расходов на закупку продукции
4.1. Финансирование расходов на Активы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляются в форме закупок продукции, регламентируется Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Положением о закупках, а также иными внутренними регулятивными документами Агентства.
4.2. Проведение закупки продукции, необходимой для сохранения и улучшения рыночных характеристик Активов, инициируется Департаментом управления активами. Закупки продукции, информация о необходимости которых имеется у Агентства до начала календарного года, в котором такие закупки должны быть проведены, включаются в планы закупки продукции для нужд Агентства на соответствующий календарный год.
4.3. Порядок принятия решения о проведении и способе закупки, а также сроки и порядок проведения закупки регламентируются Положением о закупках.
4.4. Заключение договоров по результатам закупок осуществляется в соответствии с Положением о заключении договоров и Положением о закупках. Договорами определяются размеры, сроки и условия оплаты продукции, необходимой для содержания и улучшения рыночных характеристик Активов.
4.5. Распоряжения на оплату расходов в соответствии с условиями договоров о закупке продукции готовятся Департаментом управления активами, согласовываются, подписываются и исполняются в соответствии с Регламентами осуществления и учета расходов Агентства.
5. Порядок предоставления зависимым обществам
средств целевого финансирования
5.1. Решение о предоставлении зависимому обществу средств целевого финансирования принимается Правлением Агентства по предложению Департамента управления активами Агентства, основанному на информации о финансово-хозяйственной деятельности зависимого общества и состоянии его имущества.
5.2. Средства целевого финансирования предоставляются зависимым обществам для финансирования мероприятий по содержанию и улучшению рыночных характеристик принадлежащего им имущества, выполнение которых положительно повлияет на рыночную стоимость принадлежащих Агентству акций/долей зависимых обществ. Денежные средства предоставляются на основании соглашений о целевом финансировании зависимых обществ (далее - соглашения о целевом финансировании), существенные условия которых (сумма целевого финансирования; мероприятия, на которые данные средства могут быть направлены зависимым обществом; порядок и сроки перечисления средств дочернему обществу; иные условия, являющиеся существенными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также условия, признаваемые существенными Агентством (далее совместно - существенные условия)) определяются Правлением Агентства при принятии решения о предоставлении целевого финансирования.
5.3. Средства целевого финансирования предоставляются зависимому обществу при условии отсутствия или недостаточности у него собственных средств, которые общество может направить на финансирование мероприятий по сохранению и улучшению рыночных характеристик принадлежащего ему имущества, а также отсутствия у зависимого общества источников для возврата заемных средств в случае их получения на указанные цели.
5.4. Заключение соглашений о целевом финансировании осуществляется в порядке, предусмотренном Положением о заключении договоров.
5.5. Перечисление зависимым обществам средств целевого финансирования осуществляется в порядке, предусмотренном п. 4.5 Положения.
6. Порядок предоставления зависимым обществам целевых займов
6.1. Решение о предоставлении зависимому обществу целевого займа принимается Правлением Агентства по предложению Департамента управления активами Агентства, основанному на информации о финансово-хозяйственной деятельности зависимого общества и состоянии его имущества.
6.2. Целевые займы предоставляются зависимым обществам для финансирования мероприятий по содержанию и улучшению рыночных характеристик принадлежащего им имущества, реализация которых положительно повлияет на рыночную стоимость принадлежащих Агентству акций (долей в уставных капиталах). Денежные средства предоставляются на основании договоров целевого займа (далее - договоры целевого займа), существенные условия которых (мероприятия, на которые данные средства могут быть направлены зависимым обществом; размер процентов за пользование займом; порядок и сроки уплаты процентов и возврата суммы займа; иные существенные условия) определяются Правлением Агентства при принятии решения о предоставлении целевого займа.
6.3. Целевой заем предоставляется зависимому обществу при условии наличия у общества источников возврата или возможности возникновения таких источников после предоставления средств целевого займа.
6.4. Заключение договоров целевого займа осуществляется в порядке, предусмотренном Положением о заключении договоров.
6.5. Перечисление зависимым обществам целевых займов осуществляется в порядке, предусмотренном п. 4.5 Положения.
7. Организация контроля финансирования расходов на Активы
7.1. Деятельность Агентства по контролю финансирования расходов на Активы заключается в:
7.1.1. Контроле за расходованием денежных средств Агентством;
7.1.2. Проверке и утверждении Агентством отчетов зависимых обществ об использовании средств целевого финансирования (далее - Отчеты);
7.1.3. Проверке представленных зависимыми обществами сведений и документации о расходовании целевого займа;
7.1.4. Обеспечении возврата зависимыми обществами денежных средств, полученных от Агентства и не израсходованных на момент прекращения действия соглашений о целевом финансировании или израсходованных не по целевому назначению;
7.1.5. Обеспечении возврата зависимыми обществами целевых займов и процентов за их пользование в случае, если выплата таких процентов предусмотрена договором о предоставлении целевого займа;
7.1.6. Подготовке Департаментом управления активами и рассмотрении Правлением Агентства в течение срока действия соглашений о целевом финансировании и договоров целевого займа информации о ходе реализации зависимыми обществами финансируемых Агентством мероприятий по содержанию принадлежащего зависимым обществам имущества и улучшению его рыночных характеристик (далее - информация о ходе реализации зависимыми обществами финансируемых Агентством мероприятий).
7.2. Контроль за расходованием денежных средств Агентством заключается в проверке соответствия платежей плановым финансовым документам Агентства, иным внутренним документам Агентства, законодательству Российской Федерации, условиям заключенных Агентством соглашений (договоров) и осуществляется при принятии решений о проведении закупок и заключении соглашений о целевом финансировании и договоров целевого займа, а также при осуществлении платежей.
7.3. Проверка и утверждение Агентством Отчетов осуществляется в следующем порядке:
7.3.1. По итогам каждого полного календарного квартала зависимые общества представляют Агентству Отчеты, в которых указывают:
1) размер поступивших от Агентства до начала отчетного периода (далее - отчетный квартал) средств целевого финансирования;
2) размер средств целевого финансирования, направленных зависимым обществом на финансирование мероприятий, указанных в соглашениях о целевом финансировании, до начала отчетного квартала;
3) размер средств целевого финансирования, поступивших зависимому обществу от Агентства в течение отчетного квартала;
4) размер средств целевого финансирования, направленных зависимым обществом на финансирование мероприятий, указанных в соглашениях о целевом финансировании, в течение отчетного квартала;
5) размер средств целевого финансирования, оставшихся у зависимого общества на конец отчетного квартала;
6) общий лимит расхода денежных средств.
7.3.2. К Отчетам прилагаются документы, подтверждающие целевое использование средств целевого финансирования, в том числе копии соглашений (договоров) и документов об их исполнении.
7.3.3. В течение пяти рабочих дней со дня получения Отчетов они рассматриваются Департаментом управления активами и проверяются в том числе на предмет:
1) соответствия Отчета форме, утвержденной соглашением о целевом финансировании;
2) соответствия приложенных к Отчету документов перечню прилагаемых документов;
3) соответствия данных представленного Отчета данным, содержащимся в Отчете того же зависимого общества за предыдущий отчетный квартал;
4) соблюдения зависимым обществом условий использования средств целевого финансирования;
5) отсутствия ошибок в расчетах, содержащихся в Отчете.
7.3.4. Департамент управления активами вправе различными способами проверять предоставленную в Отчете информацию об использовании средств целевого финансирования (в том числе посредством запроса дополнительной информации (документации) и проверки достоверности представленной информации у третьих лиц и на месте проведения мероприятий, указанных в соглашениях о целевом финансировании).
7.3.5. При наличии замечаний к Отчету Департамент управления активами в срок не более пяти рабочих дней с даты получения Агентством Отчета направляет зависимому обществу письмо с перечнем имеющихся к Отчету замечаний и указанием срока для их устранения. Отчет, представленный зависимым обществом после устранения замечаний, повторно рассматривается Департаментом управления активами в соответствии с п. 7.3.3 Порядка.
7.3.6. При отсутствии замечаний к содержанию Отчета Департамент управления активами в срок не более пяти рабочих дней с даты получения Агентством Отчета направляет его копии для проверки и согласования в Управление бухгалтерского учета и отчетности и в Департамент инвестирования фонда страхования вкладов в соответствии с действующем порядком документооборота в Агентстве.
7.3.7. Департамент инвестирования фонда страхования вкладов рассматривает Отчеты и проверяет их на предмет соблюдения зависимым обществом целевого характера использования средств целевого финансирования.
7.3.8. Управление бухгалтерского учета и отчетности рассматривает Отчеты и проверяет их на предмет:
1) правильности содержащихся в Отчете сведений о размере полученных зависимым обществом от Агентства средств целевого финансирования;
2) соответствия сумм оплаты, указанных в Отчете, суммам оплаты, содержащимся в приложенных к Отчету копиях подтверждающих документов;
3) в случае, если в соответствии с данными Отчета средства целевого финансирования расходуются на основании соглашений (договоров) с третьими лицами - наличие таких соглашений (договоров), документов об их исполнении (в том числе счетов, счетов-фактур, актов об оказании услуг, актов приема-передачи товаров или результатов выполненных работ), соответствия произведенных расчетов условиям соглашений (договоров);
4) правильности указанных в Отчете сведений о размере средств целевого финансирования, оставшихся у зависимого общества на конец отчетного квартала.
7.3.9. Управление бухгалтерского учета и отчетности и Департамент инвестирования фонда страхования вкладов рассматривают Отчет в течение десяти рабочих дней с даты получения его копии от Департамента управления активами.
7.3.10. При наличии у Управления бухгалтерского учета и отчетности Агентства и (или) Департамента инвестирования фонда страхования вкладов замечаний к Отчету информация об этом в письменном виде в срок не более пятнадцати рабочих дней с даты получения Агентством Отчета направляется в адрес Департамента управления активами, который направляет в адрес зависимого общества письмо с перечнем имеющихся замечаний к содержанию Отчета и с указанием срока для их устранения. Отчет, представленный зависимым обществом после устранения замечаний, повторно рассматривается в соответствии с подпунктами 7.3.3 - 7.3.9 Порядка.
7.3.11. При отсутствии у Управления бухгалтерского учета и отчетности и Департамента инвестирования фонда страхования вкладов замечаний к Отчету главный бухгалтер Агентства (его заместитель) и директор Департамента инвестирования фонда страхования вкладов согласовывают Отчет.
7.3.12. Департамент управления активами направляет проверенный и согласованный Отчет заместителю Генерального директора Агентства, курирующему Департамент управления активами, для утверждения.
7.3.13. Отчеты утверждаются в течение пяти рабочих дней со дня их согласования в соответствии с пунктом 7.3.11 Положения и направляются для хранения в Департамент управления активами.
7.4. В течение срока действия договора целевого займа Агентство вправе запрашивать у зависимого общества сведения и документацию о расходовании полученных денежных средств. Указанные сведения запрашиваются Агентством не реже двух раз в год. Предоставленные сведения проверяются Департаментом управления активами на предмет соблюдения зависимым обществом целевого характера использования целевого займа.
7.5. Денежные средства, полученные зависимыми обществами от Агентства и не израсходованные на момент прекращения действия соглашений о целевом финансировании, подлежат возврату Агентству. Сумма денежных средств, израсходованных зависимым обществом не по целевому назначению, подлежит компенсации Агентству. Департамент управления активами совместно с Управлением бухгалтерского учета и отчетности осуществляют контроль за перечислением Агентству денежных средств в указанных случаях. При несвоевременном поступлении средств Департамент управления активами направляет зависимым обществам уведомления о необходимости возврата средств целевого финансирования и контролирует их выполнение.
7.6. Целевые займы, предоставленные зависимым обществам, подлежат возврату Агентству в сроки, установленные решением о предоставлении целевого займа и закрепленные в договоре целевого займа. Проценты за пользование целевым займом выплачиваются Агентству в случае, если выплата таких процентов предусмотрена решением о предоставлении целевого займа, в размере и сроки, предусмотренные указанным решением и закрепленные в договоре целевого займа. Департамент управления активами совместно с Управлением бухгалтерского учета и отчетности осуществляют контроль за перечислением Агентству денежных средств. В случае несвоевременного перечисления Агентству указанных средств Департамент управления активами направляет зависимым обществам уведомления о необходимости произвести платежи и контролирует их выполнение.
7.7. Подготовка Департаментом управления активами и рассмотрение Правлением Агентства информации о ходе реализации зависимыми обществами финансируемых Агентством мероприятий осуществляется в следующем порядке:
7.7.1. На основании информации, содержащейся в утвержденных Агентством Отчетах, а также сведений об использовании средств целевых займов в соответствии с пунктом 7.4 Положения, Департамент управления активами по результатам первого и второго полугодия каждого календарного года готовит информацию о ходе реализации зависимыми обществами финансируемых Агентством мероприятий, которая должна включать в себя следующие сведения:
1) количество действовавших в соответствующее полугодие соглашений о целевом финансировании и договоров целевого займа, а также наименования зависимых обществ, с которыми заключены такие соглашения и договоры; размер долей в уставных капиталах/количество акций, принадлежащих Агентству или его дочерним обществам;
2) количество соглашений о целевом финансировании и договоров целевого займа, прекративших действие в соответствующем полугодии, наименования зависимых обществ, с которыми были заключены указанные соглашения и договоры, а также основания прекращения действия соглашений и договоров;
3) мероприятия, в целях финансирования которых были заключены соглашения о целевом финансировании и договоры целевого займа;
4) количество Отчетов, которые должны были быть предоставлены зависимыми обществами, количество предоставленных Отчетов, данные о результатах рассмотрения и датах утверждения их Агентством, сведения о фактах нарушения зависимыми обществами отчетной дисциплины и заключенных соглашений о целевом финансировании и договоров целевого займа;
5) размер денежных средств, имевшихся у зависимых обществ на начало соответствующего полугодия;
6) размер денежных средств, поступивших зависимым обществам от Агентства в течение соответствующего полугодия;
7) размер денежных средств, направленных зависимыми обществами на финансирование мероприятий, указанных в соглашениях о целевом финансировании и договорах целевого займа, и сведения о ходе выполнения таких мероприятий (в случае завершения мероприятий - сведения о результатах их проведения);
8) размер денежных средств, оставшихся у зависимых обществ на конец соответствующего полугодия;
9) сведения о денежных средствах, возвращенных зависимыми обществами Агентству (если такие факты имели место), об основаниях возврата;
10) иные значимые сведения.
7.7.2. Информация о ходе реализации зависимыми обществами финансируемых Агентством мероприятий представляется на рассмотрение Правления Агентства в следующие сроки:
а) информация о реализованных мероприятиях в первом полугодии текущего календарного года - в срок до 5 августа текущего года;
б) информация о реализованных мероприятиях во втором полугодии текущего календарного года - в срок до 5 февраля следующего года.