ПРЕЗИДИУМ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 февраля 2007 г. N 111
О ФИНАНСОВОМ КОНТРОЛЕ
ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА,
ВЫДЕЛЯЕМЫХ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. В соответствии со статьей 124 Конституции Российской Федерации финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.
2. Контроль за использованием бюджетных средств, выделяемых на финансирование судов, осуществляет Счетная палата Российской Федерации, которая в соответствии со статьей 1 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" и статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, обладает полномочиями по осуществлению финансового контроля за использованием бюджетных средств судами на основании статей 2 и 9 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" и самостоятельно определяет подлежащие проверке расходные статьи федерального бюджета по объемам, структуре и целевому назначению.
3. В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов осуществляет также Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, являющаяся федеральным органом исполнительной власти.
В то же время в соответствии с пунктом 5.5 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 278, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора представляет в судах права и интересы Российской Федерации по вопросам, отнесенным к ее компетенции. Совмещение контрольных полномочий в отношении судов в части использования ими средств федерального бюджета и полномочий представителя лица, участвующего в судопроизводстве, создает условия для возникновения конфликта интересов и для вмешательства в деятельность судов по осуществлению правосудия, снижает уровень гарантий независимости судей, провоцирует сомнения у лиц, участвующих в деле, в объективности и беспристрастности принятого решения.
Учитывая, что Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, а суды являются органами судебной власти, статья 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации не может применяться без учета положений статей 10 и 120 Конституции Российской Федерации о разделении властей, самостоятельности органов исполнительной и судебной власти, независимости судей при осуществлении правосудия.
4. Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации как высшие судебные органы, а также Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, наделенный в силу Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" полномочиями по организационному обеспечению деятельности судов общей юрисдикции, являются главными распорядителями бюджетных средств и на основании статей 158, 269 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств судами в части обеспечения их целевого использования и представления отчетности.
Реализуя полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в целях обеспечения полноты и эффективности финансового контроля, названные органы могут привлекать Федеральную службу финансово-бюджетного надзора с ее согласия к осуществлению контрольных мероприятий.
В рамках полномочий, установленных статьей 14 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", управления (отделы) Судебного департаменте в субъектах Российской Федерации контролируют расходование бюджетных средств судами, а также органами и учреждениями Судебного департамента, проводят ревизии их финансово-хозяйственной деятельности.
5. В соответствии с частью 2 статьи 5 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации какое-либо постороннее воздействие на судей, вмешательство в их деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан не допускаются. В связи с этим при проведении контрольных мероприятий должностные лица Федеральной службы финансово-бюджетного надзора не вправе создавать препятствия проведению судебных слушаний, требовать от судей выполнения каких-либо действий или предоставления документов или иным образом вмешиваться в деятельность судов по осуществлению правосудия.
Учитывая изложенное и в целях обеспечения условий для полного и независимого осуществления правосудия, а также предупреждения конфликта интересов при осуществлении финансового контроля за использованием средств федерального бюджета, выделяемых судам и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации, Президиум Совета судей Российской Федерации постановляет:
1. Направить настоящее Постановление Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации для организации финансового контроля и привлечения при необходимости Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
2. Направить настоящее Постановление Федеральной службе финансово-бюджетного надзора.
Председатель Совета
Ю.И.СИДОРЕНКО