ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ДЕЛАМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ
ПРИКАЗ
от 13 декабря 2022 г. N 192
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УКРЕПЛЕНИЮ
ЕДИНСТВА РОССИЙСКОЙ НАЦИИ И ЭТНОКУЛЬТУРНОМУ РАЗВИТИЮ НАРОДОВ
РОССИИ, А ТАКЖЕ ПО ПОДДЕРЖКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА,
СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления и распределения единой субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях достижения показателей государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" (приложение N 6(2) к государственной программе Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 1532 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 2, ст. 361; 2022, N 51, ст. 9231)), приказываю:
утвердить прилагаемые Методические рекомендации по организации в субъектах Российской Федерации деятельности по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России, а также по поддержке экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
признать утратившими силу приказы Федерального агентства по делам национальностей от 8 февраля 2019 г. N 11 "Об утверждении методических рекомендаций по формированию и согласованию с объединениями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации перечня мероприятий в соответствии с пунктом 1.1 Правил распределения и предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 1532" и от 30 июня 2021 г. N 76 "Об утверждении Методических рекомендаций по формированию перечня мероприятий, соответствующих целям предоставления субсидии, установленным Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России".
Руководитель
И.В.БАРИНОВ
Приложение
к приказу
Федерального агентства
по делам национальностей
от 13 декабря 2022 г. N 192
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЕДИНСТВА РОССИЙСКОЙ НАЦИИ И ЭТНОКУЛЬТУРНОМУ
РАЗВИТИЮ НАРОДОВ РОССИИ, А ТАКЖЕ ПО ПОДДЕРЖКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ
СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях организации в субъектах Российской Федерации деятельности по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России, а также по поддержке экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в рамках единой субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях достижения показателей государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" и показателей ее структурных элементов (далее соответственно - Методические рекомендации, Единая субсидия, Государственная программа).
2. Деятельность по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России, а также по поддержке экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации характеризуется реализацией мероприятий (результатов) в рамках государственной программы субъекта Российской Федерации (государственных программ субъекта Российской Федерации).
3. Для достижения показателей Государственной программы субъекты Российской Федерации определяют мероприятия (результаты) по следующим направлениям:
а) укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (далее - направление 1);
б) поддержка экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - направление 2).
4. В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления и распределения единой субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях достижения показателей государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 1532, условиями предоставления Единой субсидии в том числе являются:
а) заключение соглашения о реализации на территории субъекта Российской Федерации государственных программ субъекта Российской Федерации, направленных на достижение целей и показателей Государственной программы, в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее соответственно - нефинансовое соглашение, система "Электронный бюджет");
б) наличие утвержденного субъектом Российской Федерации и размещенного в системе "Электронный бюджет" плана по достижению показателей Государственной программы (показателей ее структурных элементов), установленных в нефинансовом соглашении (далее - план по достижению показателей);
в) заключение соглашения о предоставлении Единой субсидии в системе "Электронный бюджет".
5. Заключение нефинансового соглашения осуществляется согласно приказу Минэкономразвития России от 30 ноября 2021 г. N 722 "Об утверждении Порядка заключения соглашения о реализации на территории субъекта Российской Федерации государственных программ субъекта Российской Федерации, направленных на достижение целей и показателей государственной программы Российской Федерации, и его типовой формы".
Подписание нефинансового соглашения со стороны субъекта Российской Федерации осуществляется уполномоченным лицом в должности не ниже заместителя руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Заключение нефинансового соглашения осуществляется не позднее 16 декабря текущего финансового года в отношении очередного финансового года или не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения изменений в паспорт Государственной программы в текущем финансовом году в системе "Электронный бюджет".
6. Показатели нефинансового соглашения соответствуют следующим показателям федерального проекта "Совершенствование государственно-общественного партнерства в сфере государственной национальной политики и в отношении российского казачества, а также реализация государственной национальной политики в субъектах Российской Федерации, в том числе поддержка экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" Государственной программы:
а) по направлению 1:
количество участников мероприятий, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства (тыс. человек);
численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России (тыс. человек);
б) по направлению 2:
количество участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие коренных малочисленных народов Российской Федерации (человек);
доля граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, удовлетворенных качеством реализуемых мероприятий, направленных на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, из общего числа опрошенных лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (процент).
Значения показателей в нефинансовом соглашении соответствуют значениям показателей, установленным Государственной программой.
7. Расчет значений показателя, определенного абзацем вторым подпункта "а" пункта 6 настоящих Методических рекомендаций, осуществляется по мероприятиям (результатам), определенным подпунктами "а" и "б" пункта 10 настоящих Методических рекомендаций.
Расчет значений показателя, определенного абзацем третьим подпункта "а" пункта 6 настоящих Методических рекомендаций, осуществляется по мероприятиям (результатам), определенным подпунктом "в" пункта 10 настоящих Методических рекомендаций.
8. Расчет значений показателя, определенного абзацем вторым подпункта "б" пункта 6 настоящих Методических рекомендаций, осуществляется по мероприятиям (результатам), определенным абзацем вторым подпункта "б" и абзацами вторым - седьмым подпункта "в" пункта 11 настоящих Методических рекомендаций.
Расчет значений показателя, определенного абзацем третьим подпункта "б" пункта 6 настоящих Методических рекомендаций, осуществляется из расчета отношения общего количества граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, удовлетворенных качеством реализуемых мероприятий, направленных на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (ед.), к общему количеству опрошенных граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (ед.).
9. План по достижению показателей формируется в соответствии с приказом Минфина России от 21 октября 2022 г. N 155 "Об утверждении общих требований к формированию плана по достижению показателей государственной программы Российской Федерации (показателей структурных элементов государственной программы Российской Федерации, за исключением федеральных проектов в составе национальных проектов), установленных в соглашении о реализации на территории субъекта Российской Федерации государственных программ субъекта Российской Федерации, направленных на достижение целей и показателей государственной программы Российской Федерации, и отчета о его выполнении", а также с учетом пунктов 10 - 15 настоящих Методических рекомендаций.
10. В целях формирования плана по достижению показателей в качестве мероприятий (результатов) по направлению 1 рекомендуется предусматривать:
а) мероприятия (результаты) в целях укрепления гражданского единства, гражданского самосознания и сохранения самобытности многонационального народа Российской Федерации (российской нации):
по формированию общероссийской гражданской идентичности, приуроченные к празднованию государственных праздников (12 июня - День России, 4 ноября - День народного единства);
направленные на поддержку и сохранение русского языка как государственного;
по созданию и распространению информационных материалов, направленных на освещение вопросов реализации государственной национальной политики;
по поддержке автономных некоммерческих организаций, региональных национально-культурных автономий и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - институты гражданского общества), реализующих проекты в сфере укрепления гражданского единства, гражданского самосознания и сохранения самобытности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
б) мероприятия (результаты) в целях обеспечения межнационального и межрелигиозного мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений:
по организации и проведению конференций, конгрессов, форумов, конкурсов, выставок, семинаров, круглых столов и тренингов по актуальным вопросам в сфере обеспечения межнационального и межрелигиозного мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений;
по вовлечению институтов гражданского общества, в том числе молодежных и детских общественных объединений, в проведение мероприятий в сфере обеспечения межнационального и межрелигиозного мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений;
направленные на социальную и культурную адаптацию иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграцию в российское общество;
направленные на профилактику ксенофобии, этнического и религиозного экстремизма;
по созданию и распространению информационных материалов, направленных на освещение вопросов реализации государственной национальной политики;
по поддержке институтов гражданского общества в целях реализации проектов в области межнационального и межрелигиозного мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений;
в) мероприятия (результаты) в целях содействия этнокультурному и духовному развитию народов Российской Федерации:
направленные на сохранение и защиту самобытности, культуры, традиций народов Российской Федерации;
по организации и проведению конференций, конгрессов, форумов, конкурсов, выставок, семинаров, круглых столов и тренингов, направленных на этнокультурное и духовное развитие народов Российской Федерации;
по оказанию услуг по организации культурно-просветительских программ, направленных на этнокультурное развитие народов Российской Федерации;
направленные на развитие традиционной культуры народов Российской Федерации;
по поддержке языкового многообразия;
по развитию этнокультурной инфраструктуры, в том числе домов дружбы, центров национальной культуры, иных государственных и муниципальных учреждений, деятельность которых направлена на содействие этнокультурному и духовному развитию народов Российской Федерации, в том числе предоставление поддержки институтам гражданского общества, оказывающим услуги по соответствующим направлениям;
по созданию и распространению информационных материалов, направленных на освещение вопросов реализации государственной национальной политики.
11. В целях формирования плана по достижению показателей в качестве мероприятий (результатов) по направлению 2 рекомендуется предусматривать:
а) мероприятия (результаты) в целях создания условий для устойчивого развития экономики традиционных отраслей хозяйствования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - КМНС) в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности:
по урегулированию земельных отношений, связанных с традиционной хозяйственной деятельностью КМНС;
направленные на поддержку традиционной хозяйственной деятельности КМНС, в том числе приобретение необходимого инвентаря и оборудования (за исключением направлений поддержки видов традиционной хозяйственной деятельности, софинансируемых в рамках иных видов межбюджетных трансфертов);
по созданию факторий (за исключением иных видов межбюджетных трансфертов);
б) мероприятия (результаты) в целях развития сферы образования:
по проведению спартакиад, олимпиад, детских фестивалей, летних лингвистических лагерей;
по развитию сети кочевых и других специфических моделей общеобразовательных организаций в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМНС;
по подготовке и повышению квалификации учителей родных языков КМНС;
по подготовке квалифицированных кадров в целях осуществления традиционной хозяйственной деятельности КМНС, а также сохранения культуры и родных языков КМНС, в том числе оказание поддержки лиц из числа КМНС в период обучения;
в) мероприятия (результаты) в целях развития сферы культуры:
культурно-массовые (межэтнические, межнациональные, этнокультурные);
по поддержке и популяризации традиционных художественных промыслов и традиционных видов деятельности КМНС;
по поддержке перевода на русский язык произведений художественной литературы на языках КМНС, их издание и распространение;
по поддержке перевода на языки КМНС произведений художественной литературы на русском языке, их издание и распространение;
по обеспечению участия лиц из числа КМНС в этнокультурных мероприятиях регионального и федерального значений;
направленные на проведение этнологических исследований;
по созданию этнических центров КМНС;
по обустройству культовых мест на территориях традиционного расселения КМНС;
г) мероприятия (результаты) в целях развития медицинского обслуживания:
по оплате медицинских услуг для лиц из числа КМНС, не предусмотренных обязательным медицинским страхованием, в зависимости от региональных нозологий;
по обеспечению отдыха детей из числа КМНС в оздоровительных учреждениях (лагерях);
д) мероприятия (результаты) в целях развития и модернизации инфраструктуры и информационно-коммуникационных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМНС:
по обеспечению проезда лиц из числа КМНС к объектам социальной защиты населения, образования, здравоохранения, транспорта;
по приобретению единиц транспорта для учреждений здравоохранения в целях оказания медицинской помощи в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМНС;
по обеспечению участия детей из числа КМНС в образовательных мероприятиях регионального и федерального значения;
по поддержке средств массовой информации, издаваемых (выпускаемых) на языках КМНС;
по созданию (поддержке) специализированных информационных ресурсов (порталов), в том числе на языках КМНС.
12. Исследование удовлетворенности граждан из числа КМНС качеством реализуемых мероприятий (результатов), направленных на поддержку экономического и социального развития КМНС, рекомендуется проводить на постоянной основе.
Допускается проведение соответствующих исследований за счет средств Единой субсидии по направлению 2.
13. Проект перечня мероприятий (результатов) по направлению 2 рекомендуется согласовывать с объединениями КМНС путем проведения общественного обсуждения и (или) в рамках заседаний общественных советов при исполнительных органах субъектов Российской Федерации.
14. Для целей общественного обсуждения могут быть использованы информационные ресурсы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ответственных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) общественных палат субъектов Российской Федерации.
15. При формировании мероприятий (результатов) плана по достижению показателей необходимо учитывать текущее состояние национальной политики в субъекте Российской Федерации, финансовую эффективность, а также целесообразность проведения планируемых мероприятий (результатов).
16. Утверждение плана (уточненного плана) по достижению показателей и отчета о его выполнении осуществляется должностным лицом, уполномоченным высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.
17. В целях формирования уведомления о внесении изменений в план по достижению показателей в системе "Электронный бюджет" субъект Российской Федерации направляет запрос о целесообразности внесения изменений в план по достижению показателей в Федеральное агентство по делам национальностей посредством электронного документооборота либо на бумажном носителе за подписью руководителя исполнительного органа субъекта Российской Федерации, курирующего реализацию государственной национальной политики в субъекте Российской Федерации.
Федеральное агентство по делам национальностей представляет позицию о целесообразности внесения изменений в план по достижению показателей после поступления соответствующего запроса посредством электронного документооборота либо на бумажном носителе в течение 5 рабочих дней.
Изменения в план по достижению показателей в системе "Электронный бюджет" утверждаются субъектом Российской Федерации после получения положительной позиции от Федерального агентства по делам национальностей об утверждении новой редакции плана по достижению показателей.
Субъект Российской Федерации уведомляет Федеральное агентство по делам национальностей об утверждении новой редакции плана по достижению показателей в течение 5 рабочих дней со дня утверждения таких изменений.
18. Соглашение о предоставлении Единой субсидий формируется в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации", а также типовой формы соглашения, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Соглашение о предоставлении Единой субсидий содержит информацию о финансовом обеспечении расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется Единая субсидия.