ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
ПРИКАЗ
от 2 августа 1996 г. N 61
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЦЕЛЕВОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
СРЕДСТВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
С целью усиления контроля за целевым и рациональным использованием средств обязательного медицинского страхования и в соответствии с рекомендациями Счетной палаты Российской Федерации
1. Утверждаю:
Указания по обеспечению целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования согласно Приложению к Приказу.
2. Приказываю:
2.1. Исполнительным директорам территориальных фондов обязательного медицинского страхования:
2.1.1. Разработать мероприятия по недопущению нецелевого и нерационального использования средств системы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации.
2.1.2. Принять действенные меры по усилению контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования.
2.1.3. Взять под особый контроль соблюдение целевого характера использования средств, поступающих от Федерального фонда в качестве субвенций.
2.1.4. Осуществлять возврат Федеральному фонду средств, полученных в виде финансовой помощи и использованных не по целевому назначению.
2.1.5. Принять к исполнению Указания по обеспечению целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования, утвержденные настоящим Приказом.
2.2. Контрольно-ревизионному отделу Федерального фонда (Захаров В.М.) при проведении проверок использования средств в системе обязательного медицинского страхования руководствоваться Указаниями по обеспечению целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования, утвержденными настоящим Приказом.
2.3. Экономическому управлению Федерального фонда (Крюков Ю.Н.) при подготовке заключений об обоснованности заявок территориальных фондов на оказание финансовой помощи учитывать обеспечение целевого и рационального использования средств соответствующим территориальным фондом обязательного медицинского страхования.
2.4. Управлению бухгалтерского учета и отчетности Федерального фонда (Быкова Г.И.) ежеквартально по данным бухгалтерской отчетности проводить анализ показателей, характеризующих целевое и рациональное использование территориальными фондами средств обязательного медицинского страхования.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
Исполнительный директор ФФОМС
В.В.ГРИШИН
Приложение
к Приказу Федерального
фонда обязательного
медицинского страхования
от 02.08.96 N 61
УКАЗАНИЯ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЦЕЛЕВОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
СРЕДСТВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
1. Общие положения
Указания по обеспечению целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования, именуемые в дальнейшем "Указания", разработаны в соответствии с положениями о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденными Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 г. N 4543-1, Положением об исполнительной дирекции Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.93 N 930, Положением о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.93 N 1018, Гражданским кодексом Российской Федерации, Временным порядком финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, во исполнение Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13.08.93 N 791 утвержденным Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и согласованным Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и другими законодательно-нормативными актами Российской Федерации, в том числе ведомственными нормативными актами, утвержденными Федеральным фондом, которые являются обязательными для исполнения территориальными фондами обязательного медицинского страхования.
Главное внимание всех специалистов фондов обязательного медицинского страхования должно быть сосредоточено на обеспечении целевого и рационального использования финансовых ресурсов системы обязательного медицинского страхования.
В фондах обязательного медицинского страхования, страховых медицинских организациях и медицинских учреждениях персональную ответственность за целевое и рациональное использование средств обязательного медицинского страхования несут их руководители и главные бухгалтеры.
Указания определяют порядок финансовых взаимоотношений в системе обязательного медицинского страхования, содержание понятий "целевое" и "рациональное" использование средств обязательного медицинского страхования, а также меры по недопущению нецелевого и нерационального использования указанных средств.
Настоящие Указания используются при осуществлении финансирования участников системы обязательного медицинского страхования и проведении комплексных и тематических проверок правильности использования средств системы обязательного медицинского страхования.
2. Использование средств обязательного медицинского
страхования
В соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, как самостоятельные государственные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования. Фонды предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение. Средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Задачи и функции Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования определены в положениях о фондах, утвержденных Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 г. N 4543-1. Основными задачами фондов является обеспечение реализации Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", а также финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования.
Финансово-кредитная деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования, осуществляемая фондами обязательного медицинского страхования, в соответствии с разъяснениями Центрального банка Российской Федерации от 22.03.94 N 15-4-2/630 не требует лицензии Банка России.
2.1. Использование средств Федерального фонда
обязательного медицинского страхования
В число основных функций Федерального фонда входят выравнивание условий деятельности территориальных фондов по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования, а также финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования. Федеральный фонд осуществляет финансово-кредитную деятельность для выполнения возложенных на него задач.
Во исполнение этих функций, согласно вышеуказанному Постановлению Верховного Совета Российской Федерации, а также Положению об исполнительной дирекции Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.93 N 930, Федеральный фонд:
направляет территориальным фондам средства из бюджета фонда во исполнение Федерального закона о бюджете Федерального фонда на соответствующий год;
использует аккумулируемые средства для финансирования целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования, компьютеризации системы обязательного медицинского страхования, подготовки кадров, научных исследований в области обязательного медицинского страхования и др.
Средства выделяются из бюджета Федерального фонда при обоснованной нехватке средств у территориальных фондов для финансирования программ обязательного медицинского страхования, а также целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования. Форма заявки территориального фонда на получение средств и перечень критериев для оценки обоснованности заявки разрабатываются и утверждаются Федеральным фондом.
Федеральный фонд перечисляет средства на счета территориальных фондов целевым платежом, а также участвует, по согласованию с Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, в развитии материально-технической базы учреждений здравоохранения и совершенствования их лекарственного обеспечения в рамках целевых программ обязательного медицинского страхования.
Финансовые средства, поступившие от Федерального фонда, носят целевой характер и не могут быть использованы для:
содержания территориального фонда, в т.ч. в качестве источника создания его фондов;
размещения банковских депозитов и приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг;
формирования или пополнения нормированного страхового запаса территориального фонда;
иных целей, кроме указанных в соответствующем платежном документе (указании) Федерального фонда.
2.2. Использование средств территориальных фондов
обязательного медицинского страхования
Территориальные фонды осуществляют функции по аккумулированию средств на обязательное медицинское страхование, учету страховых взносов (платежей), контролю за их полным и своевременным перечислением плательщиками, а также по финансированию программ обязательного медицинского страхования, финансово-кредитной деятельности, контролю за рациональным использованием финансовых средств обязательного медицинского страхования.
Финансовые средства территориальных фондов используются для:
финансирования обязательного медицинского страхования;
осуществления финансово-кредитной деятельности по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;
обеспечение гражданам, проживающим в субъекте Российской Федерации, равных возможностей в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования, в объеме и на условиях, соответствующих территориальной программе обязательного медицинского страхования;
обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования.
Территориальные фонды при выполнении финансово-кредитной функции должны соблюдать следующие условия:
в качестве кредитных ресурсов могут использоваться только временно свободные финансовые средства фонда;
размер средств, используемых в качестве кредитных ресурсов и банковских депозитов, в сумме не должны превышать 50% нормированного страхового запаса фонда;
получателем кредита (ссуды) могут выступать фонды обязательного медицинского страхования, страховые медицинские организации, медицинские учреждения, осуществляющие обязательное медицинское страхование;
кредиты, как правило, должны выдаваться на краткосрочной основе - до трех месяцев.
Предоставление кредитов осуществляется на основании заключаемого сторонами кредитного договора, в котором учитываются условия выделения и целевое назначение кредита, а также обязательность его возврата фонду, т.е. необходимы соответствующие гарантии. Заключение подобных договоров входит в компетенцию исполнительного директора территориального фонда.
В соответствии с Положениями о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденными Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1, временно свободные финансовые средства фондов в целях их защиты от инфляции используются для размещения банковских депозитов и приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг.
Временно свободные финансовые средства фондов образуются за счет части средств нормированного страхового запаса, предназначенного для обеспечения финансовой устойчивости системы ОМС, сформированного в порядке, определенном вышеуказанным Положением и Временным порядком финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденным Федеральным фондом ОМС по согласованию с Министерством здравоохранения и медицинской промышленности РФ и Министерства финансов РФ N 03-01 от 19.08.93 N 01-5/391/13 от 17.08.93, N 12-3-4 от 18.08.93.
Направление территориальными фондами временно свободных средств нормированного страхового запаса в банковские депозиты и для приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг, в соответствии с пунктом 19 Временного порядка финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, должно согласовываться с Федеральным фондом.
Формы заявки территориального фонда на размещение временно свободных средств нормированного страхового запаса в банковском депозите (приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг) и плана размещения, включающего условия банковского депозита (наименование ценных бумаг), срок размещения и иные оценочные характеристики обоснованности заявки, разрабатываются и утверждаются Федеральным фондом.
Территориальные фонды обязаны полностью и своевременно финансировать страховые медицинские организации в соответствии с договорами о финансировании обязательного медицинского страхования.
Территориальные фонды осуществляют взаиморасчеты за оказанную застрахованным гражданам, вне пределов их постоянного проживания, медицинскую помощь в рамках Базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с Приказом Федерального фонда от 25.04.96 N 36 "О порядке финансовых расчетов между территориальными фондами обязательного медицинского страхования за медицинскую помощью в объеме Базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, оказанную за пределами территории страхования гражданина Российской Федерации".
2.3. Использование средств обязательного медицинского
страхования страховыми медицинскими организациями
Основной задачей страховой медицинской организации, осуществляющей обязательное медицинское страхование, является оплата медицинской помощи, предоставляемой в соответствии с территориальной программой и договорами обязательного медицинского страхования, защита прав застрахованных, в том числе путем контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими учреждениями. Страховая медицинская организация обязана осуществлять деятельность по обязательному медицинскому страхованию на некоммерческой основе.
Средства обязательного медицинского страхования, поступившие от территориального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с заключенными страховой медицинской организацией договорами, используются на оплату медицинских услуг, на расходы по ведению дела по обязательному медицинскому страхованию, в том числе на оплату труда работников, занятых обязательным медицинским страхованием, формирование резервов (оплаты медицинских услуг, финансирования предупредительных мероприятий и запасной).
Страховые резервы страховых медицинских организаций по обязательному медицинскому страхованию формируются из полученных средств в порядке и на условиях, устанавливаемых территориальным фондом обязательного медицинского страхования.
Временно свободные средства резерва оплаты медицинских услуг, запасного резерва и резерва финансирования предупредительных мероприятий по обязательному медицинскому страхованию могут размещаться в банковских депозитах и инвестироваться в высоколиквидные государственные ценные бумаги.
Расходы страховой медицинской организации по обязательному медицинскому страхованию включают в себя:
оплату медицинских услуг на основании предъявленных медицинским учреждением документов;
отчисления в резерв оплаты медицинских услуг и запасной резерв;
отчисления в резерв финансирования предупредительных мероприятий по обязательному медицинскому страхованию;
расходы на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию, в том числе отчисления в фонд оплаты труда работников страховой медицинской организации по нормативу, установленному территориальным фондом обязательного медицинского страхования;
прочие расходы, в т.ч. связанные с инвестированием средств резерва.
Состав и норматив расходов на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию определяются территориальным фондом обязательного медицинского страхования в соответствии с утвержденными Федеральным фондом "Методическими рекомендациями по установлению территориальными фондами обязательного медицинского страхования нормативов финансовых резервов и расходов на ведение дела для страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование".
Доходы, полученные от инвестирования средств резервов, в случае их неиспользования на покрытие расходов по оплате медицинских услуг направляются на пополнение резервов оплаты медицинских услуг, запасного резерва и резерва финансирования предупредительных мероприятий по обязательному медицинскому страхованию по нормативам, устанавливаемым территориальным фондом обязательного медицинского страхования. Оставшиеся средства являются доходом страховой медицинской организации.
Учет операций и определение финансовых результатов (превышение доходов над расходами) по обязательному медицинскому страхованию осуществляются отдельно от добровольного медицинского страхования.
Страховые медицинские организации отчитываются по показателям и формам отчетности по обязательному медицинскому страхованию, разработанным Федеральным фондом обязательного медицинского страхования по согласованию с Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью, Министерством финансов Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.
2.4. Использование средств обязательного медицинского
страхования медицинскими учреждениями
Медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования оказывают медицинские учреждения с любой формой собственности, имеющие соответствующие лицензии. Организация и порядок оказания медицинской помощи населению, финансируемой за счет средств обязательного медицинского страхования, определяется совместно территориальными органами управления здравоохранением и фондами обязательного медицинского страхования.
Порядок оплаты медицинских услуг, предусмотренных территориальной программой обязательного медицинского страхования и оказанных застрахованным, определяется Типовыми правилами обязательного медицинского страхования, а также территориальными правилами обязательного медицинского страхования и положением о порядке оплаты медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования.
Финансирование медицинских учреждений осуществляется в соответствии с выбранным способом оплаты медицинской помощи по согласованным тарифам на установленную единицу финансирования. Тарифы на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования устанавливаются на основе единых методических подходов, определенных положением о порядке оплаты медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации. Порядок согласования и индексации тарифов на медицинские услуги устанавливается территориальными правилами обязательного медицинского страхования.
Медицинские учреждения ведут учет услуг, оказанных застрахованным, и предоставляют территориальным фондам сведения по формам отчетности, утвержденным в установленном порядке.
Расчеты с медицинскими учреждениями производятся путем оплаты их счетов. Порядок зачисления средств обязательного медицинского страхования в медицинских учреждениях, согласно телеграмме Министерства финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службы Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.11.93 N 12-3-4/ВЗ-6-15/373/233-93/01-208, предусматривает, что средства обязательного медицинского страхования, поступающие в медицинские учреждения, зачисляются на лицевые счета соответствующих текущих счетов "Суммы по поручениям" N N 141 - 142 и расходуются по целевому назначению. Указанные счета действуют до их отмены.
3. Виды нецелевого и нерационального использования
средств обязательного медицинского страхования
Под нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования понимается такое их использование, которое не обеспечивает достижения результатов, предусмотренных при их выделении, или приводит к этим результатам, но сопровождается неправомерными действиями соответствующих должностных лиц.
При расходовании средств обязательного медицинского страхования видами нецелевого их использования являются для:
территориальных фондов:
использование средств обязательного медицинского страхования на цели, не предусмотренные бюджетом фонда;
выдача кредитов (ссуд) организациям, не входящим в систему обязательного медицинского страхования;
направление временно свободных средств нормированного страхового запаса в банковские депозиты или приобретение высоколиквидных государственных ценных бумаг без согласования с Федеральным фондом;
приобретение любых видов негосударственных ценных бумаг;
осуществление взносов в уставной капитал другого юридического лица;
выделение средств в благотворительных целях;
расходование средств при отсутствии подтверждающих документов;
использование средств не по назначению, содержащемуся в платежном поручении (указании) Федерального фонда о направлении средств территориальному фонду;
и т.п.
страховых медицинских организаций:
использование средств обязательного медицинского страхования на цели, не предусмотренные условиями договора о финансировании обязательного медицинского страхования, заключенного с территориальным фондом;
формирование финансовых фондов и резервов по обязательному медицинскому страхованию с нарушением условий, установленных территориальным фондом;
расходование средств при отсутствии подтверждающих документов;
инвестирование временно свободных средств резерва оплаты медицинских услуг в негосударственные ценные бумаги;
использование средств не по назначению, содержащемуся в платежном поручении (указании) территориального (Федерального) фонда о направлении средств страховой медицинской организации;
использование средств обязательного медицинского страхования на оплату собственных обязательств (долгов), не связанных с целями, предусмотренными условиями договора о финансировании обязательного медицинского страхования, заключенного с территориальным фондом, а также передача этих средств в залог для обеспечения указанных обязательств, отчуждение по безвозмездным сделкам, обращение в свою собственность;
и т.п.
медицинских учреждений:
использование средств обязательного медицинского страхования на оплату видов расходов, не включенных в структуру тарифов на оказание медицинских и иных услуг в системе обязательного медицинского страхования;
расходование средств обязательного медицинского страхования сверх норм, установленных соответствующими министерствами (ведомствами) Российской Федерации (нормы возмещения командировочных расходов, нормы на расходование бензина и т.д.);
расходование средств обязательного медицинского страхования на финансирование видов медицинской помощи, не включенных в территориальную программу обязательного медицинского страхования;
расходование средств при отсутствии подтверждающих документов;
использование средств не по назначению, содержащемуся в платежном поручении (указании) территориального (Федерального) фонда, страховой медицинской организации о направлении средств медицинскому учреждению;
использование средств обязательного медицинского страхования на оплату собственных обязательств (долгов), не связанных с целями, предусмотренными условиями договора о финансировании обязательного медицинского страхования, заключенного со страховой медицинской организацией (территориальным фондом).
Под нерациональным использованием средств обязательного медицинского страхования понимается их расходование территориальными фондами, страховыми медицинскими организациями, медицинскими учреждениями без проведения предварительного объективного анализа эффективности подобного расхода (например, отсутствие технико-экономического обоснования договора или контракта, выделение средств без проведения конкурса среди исполнителей контракта и др.).
Примерами нерационального использования средств являются:
размещение временно свободных средств в банковских депозитах в учреждениях банков, не обеспечивающих выполнение договоров, заключенных в установленном порядке;
приобретение лекарственных средств, оборудования, изделий медицинского назначения без необходимого экономического обоснования;
приобретение лекарственных средств с просроченным или истекающим сроком годности;
приобретение устаревшего оборудования;
заключение с организациями хозяйственных договоров (контрактов) на осуществление видов деятельности, не предусмотренных уставными документами этих организаций, а также на длительные сроки;
открытие банковских счетов (текущих, транзитных) в учреждениях банков, находящихся в неустойчивом финансовом положении;
оплата медицинской помощи без учета выполненных объемов и качества медицинской помощи, анализа использования имеющихся мощностей медицинских учреждений;
и т.п.
4. Организация работы по обеспечению целевого
и рационального использования средств
обязательного медицинского страхования
Результаты деятельности системы обязательного медицинского страхования зависят от целевого и рационального использования средств ее участниками, для осуществления которых выполняются следующие условия.
Федеральный фонд разрабатывает и утверждает необходимые нормативные акты по обеспечению целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования, проверяет их исполнение, а также контролирует использование финансовых средств системы обязательного медицинского страхования.
С целью выполнения контрольной функции фонд проводит проверки расходования средств обязательного медицинского страхования в территориальных фондах, страховых медицинских организациях, медицинских учреждениях. В случае установления фактов нецелевого использования территориальными фондами средств, поступивших от Федерального фонда, принимаются соответствующие меры по их возврату.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации. Во исполнение этой функции фонд обязан осуществлять комплексные и тематические проверки обеспечения целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования.
Контроль за деятельностью территориального фонда, в том числе за работой по обеспечению целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования, осуществляет ревизионная комиссия.
Проверки использования средств обязательного медицинского страхования в филиалах территориальных фондов, страховых медицинских организациях и медицинских учреждениях проводятся специалистами контрольно-ревизионных подразделений с участием при необходимости работников других структурных подразделений фондов. При осуществлении проверок специалисты руководствуются соответствующими законодательно-нормативными актами, а также настоящими Указаниями.
При выявлении случаев нецелевого и нерационального использования средств обязательного медицинского страхования страховой медицинской организацией, территориальный фонд приостанавливает в случае необходимости ее финансирование, а также принимает необходимые меры по восстановлению названных средств за счет страховой медицинской организации.
Аналогично проводится работа по контролю за использованием средств обязательного медицинского страхования в медицинских учреждениях.
Начальник Экономического
управления Федерального
фонда ОМС
Ю.Н.КРЮКОВ