ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ
ПРИКАЗ
от 15 сентября 1994 г. N 929
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ, ФИНАНСИРОВАНИЯ
И ВЫПОЛНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ
ПРОГРАММ И ПРОЕКТОВ
В целях совершенствования программно-целевых методов организации научных исследований, регламентации взаимоотношений между соисполнителями межвузовских инновационных научно-технических программ и проектов, выполняемых подведомственными Госкомвузу России вузами и организациями, приказываю:
1. Утвердить Порядок формирования, финансирования и выполнения инновационных научно-технических программ и проектов согласно Приложению.
2. Приказ Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации от 16 октября 1992 г. N 631 "Об утверждении типового положения по межвузовской инновационной научно-технической программе" считать утратившим силу.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на Управление научных программ и проектов (Сергеева С.К.).
Первый заместитель председателя
А.ТИХОНОВ
Приложение
к Приказу Госкомвуза России
от 15 сентября 1994 г. N 929
ПОРЯДОК
ФОРМИРОВАНИЯ, ФИНАНСИРОВАНИЯ И ВЫПОЛНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОГРАММ И ПРОЕКТОВ
(НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ)
Общие положения
Данный документ определяет цели и порядок формирования и выполнения проводимых Госкомвузом России инновационных научно-технических программ и самостоятельных проектов.
В части 1 изложены цели и задачи инновационных научно-технических программ и самостоятельных проектов, а также функции и механизм взаимодействия организаций и органов, осуществляющих управление и выполнение программ и самостоятельных проектов.
Часть 2 содержит требования к инновационным научно-техническим проектам, порядок их финансирования, выполнения и отчетности и ориентирована на исполнителей проектов.
Основные определения
Инновационный научно-технический проект (далее - проект) - это научное исследование или разработка, направленные на решение конкретной научно-технической задачи, в результате выполнения которой создается наукоемкая продукция, реализуемая как товар на внутреннем и на внешнем рынке. Проект может выполняться как в составе программы, так и самостоятельно.
Инновационная научно-техническая программа (далее - программа) является формой организации исследований и разработок, проводимых организациями высшей школы по приоритетным научно-техническим направлениям. Программа обеспечивает создание и реализацию наукоемкой продукции и представляет собой совокупность инновационных научно-технических проектов, объединенных общей целью, тематикой, сроками выполнения и механизмом финансирования.
Самостоятельный инновационный научно-технический проект (далее - самостоятельный проект) - это направленные на решение крупной научно-технической задачи научное исследование или разработка, которые по тематике, срокам и объемам финансирования не могут быть включены в существующие программы. В результате выполнения такого проекта создается наукоемкая продукция, реализуемая как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Организации - исполнители программ и самостоятельных проектов (далее - исполнители) - это высшие учебные заведения (вузы), научные, научно-производственные и другие организации при них (НИИ, КБ, инженерные центры и др.).
Организации, не подведомственные Госкомвузу России, могут привлекаться к выполнению проектов в качестве соисполнителей.
Фонд поддержки программы (далее - фонд) - это организация, содействующая исполнителям в выполнении проектов, в том числе в продвижении наукоемкой продукции на рынок, и в дополнительном внебюджетном финансировании проектов за счет средств, получаемых путем отчисления исполнителями части средств от реализации произведенной наукоемкой продукции, и других источников.
Часть 1. Организация процесса формирования, финансирования
и выполнения инновационных научно-технических программ
и самостоятельных проектов
1.1. Основные цели и задачи программ
(самостоятельных проектов)
Цель программы (самостоятельного проекта) - использование в условиях рыночной экономики научного потенциала высшей школы для выполнения фундаментальных, поисковых и прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок, направленных на совершенствование и расширение номенклатуры конкурентоспособной наукоемкой продукции.
Задачи программы (самостоятельного проекта):
- подготовка к производству, выпуск и реализация конкурентоспособной наукоемкой продукции;
- развитие научных коллективов, способных вести работы на всех стадиях инновационного цикла, - от фундаментальных, поисковых исследований до организации выпуска и тиражирования конкурентоспособной наукоемкой продукции;
- укрепление экономической самостоятельности вузов;
- развитие материально-технической базы вузов и организаций при них;
- создание дополнительных рабочих мест для работников вузов;
- создание инфраструктуры поддержки инновационной деятельности вузов, в том числе создание производственных структур;
- содействие повышению качества учебного процесса вузов.
1.2. Организационные структуры управления и выполнения
программ и самостоятельных проектов
В организации, управлении и выполнении программ участвуют три структурные ветви.
Первая ветвь - административная. В нее входят:
- Госкомвуз России, представляемый управлением, курирующим данную программу;
- головная организация по программе;
- головные организации по разделам программы (если программа имеет разделы);
- исполнители проектов;
- дирекция программы и разделов, если таковые создаются.
Вторая ветвь - общественно-научная. В нее входят:
- комиссия по научным программам и проектам Госкомвуза России;
- головные научно-технические советы (ГНТС) по программам и научные руководители программ;
- научно-технические советы по разделам (НТСР) программы (если таковые имеются);
- научно-технические советы (комиссии) (НТС или НТК) вузов или других организаций-исполнителей.
Третья ветвь - поддерживающие структуры. В нее входят:
- централизованные фонды;
- фонды поддержки программ (ФПП);
- отделения ФПП или фонды поддержки разделов программ;
- промышленно-коммерческие структуры, создаваемые или привлекаемые для производства, продвижения на рынок и коммерческой реализации наукоемкой продукции, выпускаемой по программам и самостоятельным проектам.
1.3. Управление программами. Функции организаций и органов,
участвующих в управлении и обеспечении выполнения программ
и самостоятельных проектов
Каждая из организаций или органов управления реализует ряд функций на различных этапах выполнения программ и самостоятельных проектов.
1.3.1. Функции Госкомвуза России.
Госкомвуз России реализует свои функции через:
- специально созданную комиссию по научным программам и проектам;
- управление, курирующее данную программу или самостоятельный проект.
Их функции делятся следующим образом:
1.3.1.1. Функции комиссии по научным программам и проектам:
- определение приоритетных научно-технических направлений, по которым целесообразно организовывать программы и самостоятельные проекты;
- подготовка решений Госкомвуза России, определяющих перечень формируемых и ведущихся программ и самостоятельных проектов, их руководителей и головные организации;
- информация подведомственных Госкомвузу России организаций о формировании, выполнении и завершении программ;
- контроль и анализ выполнения программ;
- выработка рекомендаций по совершенствованию механизма формирования, принципов финансирования и выполнения программ и самостоятельных проектов.
1.3.1.2. Функции управления Госкомвуза России, курирующего данные программы или самостоятельные проекты:
- подготовка решений по формированию и утверждению программ, подбор, согласование кандидатур и назначение научных руководителей, головных организаций, составов головных научно-технических советов и научно-технических советов по разделам программы;
- определение сроков формирования и выполнения программ и схем их финансирования;
- утверждение положений по программам, в том числе целей и задач программ, составов ГНТС (НТСР), структур программ, их составов;
- контроль за ходом выполнения программ и самостоятельных проектов;
- определение объемов финансирования программ и самостоятельных проектов и обеспечение их финансирования на всех этапах выполнения;
- утверждение порядка завершения программ и самостоятельных проектов, составов комиссий по приемке работ;
- ведение баз данных по курируемым программам и самостоятельным проектам.
1.3.2. Функции ГНТС.
Работу ГНТС возглавляет научный руководитель программы, назначаемый приказом Госкомвуза России.
ГНТС формируется из числа ведущих специалистов вузов, Госкомвуза России и других организаций по тематическим направлениям программы, работает, как правило, при головной организации по программе и обеспечивает оперативное управление программой, в том числе:
- утверждает порядок формирования программы, включая порядок проведения экспертизы представляемых проектов, состав экспертных групп и результаты экспертизы;
- готовит и представляет на утверждение в управление Госкомвуза России положение по программе и состав программы;
- организует информационное и методическое обеспечение программы;
- готовит предложения по объемам финансирования проектов в рамках выделенных средств и направляет в управление Госкомвуза России предложения о распределении средств между исполнителями программы;
- не реже одного раза в год рассматривает результаты выполнения проектов, входящих в программу;
- определяет основные цели и задачи фонда поддержки программы, по согласованию с Госкомвузом России - нормативы отчисления в фонд, а также контролирует выполнение взаимных обязательств исполнителей и фонда;
- рассматривает результаты выполнения программы в целом и представляет отчет в соответствующее управление Госкомвуза России.
При делении программы на разделы ГНТС при сохранении своего руководства и контроля может передавать часть своих функций НТСР, а головная организация по программе - головным организациям по разделам.
В этом случае распределение функций отражается в положениях по конкретным программам.
1.3.3. Функции головной организации по программе.
Головная организация по программе под руководством ГНТС обеспечивает организационное сопровождение программы, в том числе:
- организует сбор материалов по проектам;
- создает информационную базу по программе;
- организует экспертизу проектов;
- готовит документацию по программе;
- в случае финансирования через головную организацию выступает заказчиком и осуществляет финансирование организаций, выполняющих научно-технические проекты, за счет средств, выделенных управлением Госкомвуза России согласно единому заказу-наряду, отчитывается перед Госкомвузом России о расходовании этих средств;
- организует оперативный контроль за выполнением проектов;
- организует рекламно-информационную деятельность, проводит семинары, конференции и выставки по тематике программы;
- обеспечивает работу ГНТС;
- взаимодействует с фондом поддержки программы;
- организует мероприятия по завершению программы.
1.3.4. Функции научно-технических советов (комиссий) вузов или других структур-исполнителей:
- текущий контроль за выполнением проектов;
- научно-техническая приемка работ на промежуточных этапах.
1.3.5. Функции исполнителя:
- выполнение работ по проектам, финансируемым из средств программы, на высоком уровне;
- учет выделяемых средств и обеспечение правильности их целевого расходования, финансовая отчетность;
- отчетность перед головной организацией;
- рекламно-информационная деятельность по выпускаемой наукоемкой продукции;
- перечисление в фонд поддержки программы установленной ГНТС части средств, получаемых от реализации наукоемкой продукции, созданной им в рамках программы.
Исполнители несут ответственность за достоверность подаваемых сведений и соблюдение обязательств по выполнению проектов.
1.3.6. Функции научно-технического совета по разделу программы.
Работу НТСР возглавляет научный руководитель раздела программы, назначаемый приказом Госкомвуза России. Научный руководитель раздела программы является членом ГНТС.
НТСР принимает управленческие решения по руководству разделом программы, в том числе:
- при необходимости создает секции НТСР и утверждает их решения;
- утверждает методику экспертизы и состав экспертных групп, участвующих в проведении экспертизы представляемых проектов;
- утверждает результаты экспертизы проектов;
- рассматривает и направляет в ГНТС перечень проектов, представленных на финансирование;
- готовит предложения по объему финансирования проектов, прошедших экспертизу, в рамках финансирования, выделенного по разделу программы;
- не реже одного раза в год рассматривает результаты выполнения работ по проектам;
- рассматривает результаты выполнения раздела программы и докладывает о них ГНТС;
- контролирует выполнение взаимных обязательств исполнителей и фонда.
1.3.7. Функции головной организации по разделу программы.
Под руководством НТСР головная организация по разделу программы:
- организует сбор материалов по проектам;
- создает информационную базу по разделу программы;
- организует экспертизу представленных научно-технических проектов;
- готовит документацию по разделу программы;
- в случае финансирования проектов через головную организацию является заказчиком и осуществляет финансирование организаций, выполняющих проекты, вошедшие в раздел программы, за счет средств, выделенных на раздел программы управлением Госкомвуза России согласно единому заказу-наряду по разделу, и контролирует расходование этих средств;
- организует оперативный контроль за выполнением проектов;
- организует рекламно-информационную деятельность, проводит семинары, конференции и выставки по тематике раздела программы;
- обеспечивает работу НТСР;
- взаимодействует с отделением фонда поддержки программы;
- организует мероприятия по завершению раздела программы.
1.3.8. Функции дирекции программы и ее разделов.
При создании дирекции программы и дирекций разделов программы к ним частично или полностью переходят функции головной организации по программе (разделам программы).
Дирекция может частично брать на себя функции фонда поддержки программы.
Функции дирекции, ее задачи, полномочия и статус определяются в положении о дирекции, утверждаемом Госкомвузом России.
1.3.9. Функции фонда и других поддерживающих структур.
Основными поддерживающими структурами для инновационных программ и самостоятельных проектов являются фонды поддержки.
Основная задача фондов - обеспечить финансовую стабилизацию и укрепление программ и способствовать успешному продвижению на рынок наукоемкой продукции.
Основными функциями фондов являются:
- аккумулирование средств для стабилизации финансирования проектов, проведение мероприятий по выполнению программ и проектов и продвижению наукоемкой продукции на отечественный и зарубежный рынок;
- финансирование на возвратной основе перспективных проектов, выполняемых в рамках программ, и самостоятельных проектов, тематика которых согласовывается с управлением Госкомвуза России;
- поддержка работы молодых талантливых ученых (введение именных стипендий, издание монографий, сборников научных трудов и др.);
- консалтинговые услуги и оказание помощи исполнителям по экономическим, юридическим, патентно-лицензионным и иным вопросам;
- содействие исполнителям в сертификации их продукции;
- организация выставок, семинаров, симпозиумов различного уровня в интересах программ и самостоятельных проектов;
- создание структур для производства и коммерческой реализации наукоемкой продукции;
- приобретение недвижимости, оборудования и т.п. для предоставления их в аренду исполнителям проектов;
- ведение других видов хозяйственной деятельности для пополнения средств фонда.
Часть функций фондов могут выполнять специально созданные или привлекаемые производственно-коммерческие и иные структуры. Эти структуры могут создаваться с участием фондов и головных организаций.
Фонды взаимодействуют с органами управления программами и самостоятельными проектами в соответствии с положениями о своей деятельности или уставами.
Взаимоотношения фондов с исполнителями строятся на договорной основе.
Средства фондов формируются из отчислений исполнителями программ и самостоятельных проектов установленной части полученных от реализации их продукции средств, отчислений части средств другими фондами, добровольных взносов организаций и частных лиц, кредитов, прибыли от собственной деятельности и других поступлений.
Отчисления в фонд из госбюджетных средств запрещаются.
Для решения конкретных задач средства нескольких фондов могут аккумулироваться в одном из них или централизованном фонде.
Для координации работы фондов при централизованном фонде создается совет директоров фондов.
1.4. Особенности управления самостоятельными проектами
Наряду с программами Госкомвуз России развивает систему самостоятельных проектов. Механизм управления и финансирования самостоятельных проектов является частным случаем механизма управления и финансирования программ. Он, как правило, не предусматривает создание ГНТС, однако, когда проект выполняется несколькими организациями, возможно назначение одной из них в качестве головной организации, и, при необходимости, создание НТС из специалистов соответствующей предметной области и Госкомвуза России.
Для проведения экспертизы и контроля за выполнением самостоятельных проектов Госкомвуз России привлекает компетентные научно-технические советы и организации.
Финансирование самостоятельных проектов осуществляется, как правило, по заказам-нарядам перечислением средств непосредственно на расчетные счета исполнителей.
Исполнитель самостоятельного проекта взаимодействует с одним из фондов по согласованию с управлением, курирующим данный проект.
1.5. Формирование и корректирование программ
1.5.1. Подготовительная работа по организации программ.
Комиссия по научным программам и проектам Госкомвуза России по представлению управлений, исходя из концепции научно-технической политики России и с учетом предложений вузов России, определяет приоритетные научно-технические направления, по которым целесообразно организовывать программы и самостоятельные проекты.
Госкомвуз России на основании предложения комиссии выпускает указание, которым утверждаются перечень формируемых и ведущихся программ, их руководители и головные организации, и извещает об этом организации высшей школы.
1.5.2. Формирование и утверждение программ.
Вузы и организации, претендующие на участие в программе, направляют бизнес-планы своих проектов в головную организацию по программе в соответствии с формой и правилами оформления бизнес-плана (приложения 1 и 1а - не приводятся).
ГНТС с помощью головной организации:
- организует сбор материалов по проектам от предполагаемых исполнителей;
- организует экспертизу представленных проектов (примерные порядок и методика экспертизы приведены в приложении 2 - не приводится);
- на основе результатов экспертизы формирует проект программы;
- оформляет документацию по программе (приложения 3.1, 3.2, 3.3 - не приводятся);
- направляет подготовленные документы в управление Госкомвуза России, курирующее программу, которое готовит проект приказа об утверждении программы (приложение 3 - не приводится).
Если в программе предполагаются разделы, то НТСР и головные организации по разделам формируют разделы и направляют в ГНТС для обобщения, согласования и последующего представления в Госкомвуз России.
Предельные объемы финансирования проектов и количество проектов, выполняемых отдельными исполнителями, в том числе головными организациями, могут ограничиваться ГНТС по согласованию с курирующим управлением Госкомвуза России и отражаться в положении по программе.
Проекты, не вошедшие в программы, включаются в информационную базу данных этой программы или ее разделов и могут быть включены в программу на следующих этапах ее выполнения.
1.5.3. Корректирование программ.
Состав исполнителей программы может корректироваться в ходе ее выполнения по решению ГНТС, согласованному с управлением Госкомвуза России.
В случае изменения объема финансирования по программе количество проектов, входящих в состав программы, может быть изменено. В этом случае ГНТС корректирует программу и представляет изменения для утверждения в управление Госкомвуза России.
При наличии разделов в программе предложения по корректированию ее состава готовят НТСР и подают в ГНТС, который рассматривает их и направляет для утверждения в управление Госкомвуза России.
1.6. Контроль за выполнением программ
и самостоятельных проектов
1.6.1. В целях контроля за ходом выполнения программ и самостоятельных проектов, а также всестороннего анализа выполнения программ и обмена опытом работы, управления Госкомвуза России:
- регулярно, не реже одного раза в квартал, проводят заседания (в том числе выездные) комиссии по научным программам и проектам, на которых заслушиваются отчеты научных руководителей программ и самостоятельных проектов. Заседания комиссии могут совмещаться с заседаниями ГНТС программ с приглашением руководителей фондов и других поддерживающих структур;
- периодически выносят отчеты руководителей программ на коллегию Госкомвуза России;
- организуют выставки с приглашением представителей заинтересованных организаций, в том числе зарубежных, на которых экспонируется наукоемкая продукция, выпускаемая в рамках программ и самостоятельных проектов;
- раз в год собирают и анализируют отчеты ГНТС и научных руководителей программ по итогам работы за год и за весь период выполнения программ. Результаты анализа докладываются на заседании комиссии по научным программам и проектам и ложатся в основу решений по дальнейшему финансированию программ и самостоятельных проектов.
1.6.2. ГНТС с помощью головных организаций не реже одного раза в год контролирует ход выполнения проектов. С этой целью:
- проводятся заседания ГНТС, на которых заслушиваются отчеты научных руководителей проектов (руководителей разделов), заслушивается информация директоров фондов;
- ежегодно не позднее 1 ноября, по поручению ГНТС (НТСР), головные организации получают от исполнителей аннотированные отчеты по проектам за отчетный период (приложение 4 - не приводится) и обновленные бизнес-планы проектов;
- представленные материалы анализируются, проводятся контрольные экспертизы силами независимых экспертов по специально разработанным и утвержденным ГНТС методикам. Результаты экспертизы в виде ранжированных перечней проектов представляются в ГНТС (НТСР);
- до 20 декабря головные организации по программам (разделам программ) проводят отчетные выставки-семинары, на которых демонстрируется выпускаемая научно-техническая продукция; ГНТС (НТСР) заслушивает отчеты научных руководителей и с учетом результатов независимой экспертизы выносят решения о продолжении, изменении, прекращении финансирования проектов, о поощрении авторов лучших проектов, об открытии финансирования новых проектов.
ГНТС представляет ежегодный отчет о выполнении программы (приложение 5 - не приводится) в управление Госкомвуза России в срок до 1 февраля следующего года.
Материалы представляются в виде твердой копии, а также в виде текстового файла на дискете, созданного с помощью одного из редакторов: Multi-Edit, Norton Editor.
1.6.3. ГНТС (НТСР) имеет право затребовать необходимые документы и заслушать отчеты руководителей проектов о текущей работе в течение всего года.
При невыполнении исполнителем своих обязательств перед головной организацией или фондом поддержки программы ГНТС (НТСР) вправе изменить, приостановить или прекратить дальнейшее финансирование этого проекта.
В последнем случае, исполнитель возвращает из собственных средств сумму, равную объему финансирования, полученному на выполнение проекта, что отражается в договоре между исполнителем и головной организацией. Средства, по решению ГНТС (НТСР), перечисляются головной организации, фонду или другим исполнителям и направляются на решение основных задач программы.
ГНТС (НТСР) вправе сделать представление руководителям исполнителя о недостатках в выполнении проектов и поставить об этом в известность соответствующее управление Госкомвуза России.
1.7. Финансирование программ
1.7.1. ГНТС готовят предложения по объему финансирования программ и представляют их в управление Госкомвуза России.
1.7.2. Госкомвуз России определяет контрольные цифры по объемам финансирования на планируемый период и доводит их до сведения всех ГНТС.
1.7.3. ГНТС с помощью головных организаций формирует состав программ (приложение 3.1), оформляет единые заказы-наряды по программам (приложение 6 - не приводится) и направляет материалы в управление Госкомвуза России на утверждение.
1.7.4. Госкомвуз России рассматривает поступившие предложения, издает приказы об утверждении программ (приложение 3) и утверждает единые заказы-наряды по программам.
1.7.5. Финансирование проектов может осуществляться:
- непосредственно Госкомвузом России перечислением средств на расчетные счета исполнителей на основании заказов-нарядов на каждый проект (приложение 7 - не приводится), в этом случае головные организации по программам представляют в управление Госкомвуза России уточненные банковские реквизиты исполнителей; неотъемлемой частью заказов-нарядов являются технические задания (приложение 7.1 - не приводится) и планы выпуска и реализации наукоемкой продукции (приложение 8.4 - не приводится);
- через головные организации или дирекции программ (головные организации или дирекции разделов программ) по договорам на выполнение проекта, на основании единого заказа-наряда на программу (раздел программы).
1.7.6. При финансировании программ через головные организации на основании приказа Госкомвуза России головные организации выступают заказчиками наукоемкой продукции, создаваемой в рамках программ, и заключают договоры на выполнение работ по проектам с исполнителями (приложение 8 - не приводится).
Неотъемлемой частью договора на выполнение работ по проекту является техническое задание (приложение 8.1 - не приводится), календарный план (приложение 8.2 - не приводится), протокол согласования (изменения) договорной цены (приложение 8.3 - не приводится), план выпуска и реализации наукоемкой продукции (приложение 8.4).
Техническое задание и календарный план на каждый проект согласовываются с председателем ГНТС.
1.7.7. Головные организации не позднее 10-дневного срока после получения средств из Госкомвуза России перечисляют средства исполнителям, полностью отчитавшимся перед ними и фондами поддержки программ за предыдущий период.
1.7.8. Для проведения работ научными коллективами головных организаций оформляются технические задания на проведение госбюджетных работ (приложение 7.1) и планы выпуска и реализации наукоемкой продукции (приложение 8.4).
Технические задания на каждый проект согласовываются с председателем ГНТС.
1.7.9. ГНТС (НТСР) может установить следующий порядок приемки промежуточных этапов работ:
- по окончании I, II и III кварталов руководители проектов составляют односторонние акты о завершении этапов работы по форме приложения 7.2 (не приводится) для работ, выполняемых по заказам-нарядам, или по форме приложения 8.5 (не приводится) для работ, выполняемых по договорам. Затем руководители проектов отчитываются на научно-технических советах (комиссиях) исполнителей и направляют акты в головные организации по программам.
1.7.10. Научные руководители коллективов головных организаций по окончании I, II и III кварталов составляют акты о завершении этапа госбюджетной работы (приложение 7.2) и отчитываются на НТС (НТК) головных организаций.
1.7.11. Приемку результатов работ за год ГНТС осуществляют на ежегодных семинарах-выставках на основании докладов руководителей проектов и экспертных оценок результатов работы. По результатам приемки председатели ГНТС утверждают исполнителям проектов акты сдачи-приемки работ по договору (приложение 8.5), а по работам, выполняемым коллективами головных организаций, - акты сдачи-приемки годовых этапов госбюджетных работ (приложение 7.3 - не приводится).
1.7.12. Госкомвуз России выделяет головным организациям на сопровождение программ (подготовка документации, проведение экспертизы, обеспечение работы ГНТС и т.д.) госбюджетные средства целевым назначением (как правило, не более 5% от объема финансирования всей программы).
Заказ-наряд на эти работы (приложение 7) и технические задания головных организаций согласовываются с ГНТС и утверждаются начальником курирующего управления Госкомвуза России.
Головные организации ежегодно представляют в управление Госкомвуза России отчеты о работе по сопровождению программ и акты сдачи-приемки годовых этапов госбюджетных работ (приложение 7.3), утвержденные председателем ГНТС.
1.7.13. ГНТС на основании ежегодных отчетов исполнителей о работе по проектам направляют в Госкомвуз России предложения об изменении состава и объемов финансирования программ. Госкомвуз России рассматривает предложения ГНТС и учитывает их при подготовке распоряжений по финансированию программ на следующий календарный период.
1.8. Завершение работ по программам
1.8.1. За два месяца до завершения работ по программе головная организация по программе (разделу программы) получает от исполнителей итоговые аннотированные отчеты по проектам (приложение 4) за весь период работы по программе, включая информацию о реализации наукоемкой продукции, в том числе копии финансовых документов, подтверждающих реализацию. В этих отчетах отражаются сведения о продукции, реализованной исполнителем за время работы в рамках программы и созданной на средства, выделенные по программе.
1.8.2. ГНТС (НТСР) организует экспертизу результатов работ по проектам, заслушивает отчеты научных руководителей проектов, анализирует представленные документы и на основании полученных материалов осуществляет приемку работ.
Утвержденные председателем ГНТС (НТСР) акты (приложения 7.3, 8.5) вместе с итоговым отчетом (приложения 5, 5а - не приводятся), протоколом заседания представляются в соответствующее управление Госкомвуза России.
НТСР представляют перечисленные выше материалы для анализа и обобщения в ГНТС.
1.8.3. ГНТС вместе с итоговыми материалами по программе направляет в управление Госкомвуза России предложения по составу комиссий по приемке программы (самостоятельного проекта), а также месту и срокам их работы.
В состав комиссий по приемке могут включаться представители исполнителей, организаций-потребителей наукоемкой продукции, управлений Госкомвуза России и члены ГНТС.
1.8.4. Состав комиссий и сроки их работы утверждаются Госкомвузом России.
1.8.5. Управление Госкомвуза России может назначить комиссию по приемке как программ в целом, самостоятельных проектов, так и по приемке отдельных проектов, выполненных в рамках программ.
1.8.6. ГНТС совместно с головными организациями готовят для предъявления комиссиям по приемке отчетные материалы по программам и обеспечивают условия, необходимые для работы комиссии.
1.8.7. По окончании работы комиссий их члены подписывают акты о приемке работ по программам (приложение 9 - не приводится) и представляют их на утверждение в управление Госкомвуза России, курирующее программу.
1.8.8. Выводы и предложения комиссий по приемке, изложенные в актах, учитываются Госкомвузом России при принятии решений о закрытии программ или их продлении на новый период.
1.8.9. Завершение работ по разделам программы, в соответствии с пп. 1.8.1, 1.8.2, осуществляют НТСР, которые отчитываются перед ГНТС.
1.9. Интеллектуальная собственность
1.9.1. В договоры на выполнение работ по проектам в зависимости от цели и задач программ могут быть включены следующие условия:
- предоставление фонду поддержки программы на отдельно оговоренных условиях права на поиск как в России, так и за рубежом потенциальных пользователей изобретений, ноу-хау, компьютерных программ и иных объектов промышленной собственности и объектов авторского права - объектов интеллектуальной собственности (ОИС), созданных в рамках проектов;
- гарантии исполнителя, что он предоставит неисключительное право на использование ОИС фонду или третьему лицу, которое будет указано ему заказчиком. Такое предоставление прав может быть осуществлено только в рамках лицензионного договора, заключаемого с фондом или этим третьим лицом;
- обязательства исполнителя в случае продажи лицензии на ОИС третьим лицам перечислять в пользу фонда определенную долю от общей суммы предусмотренных такой лицензией платежей.
В частности, эти средства могут быть перечислены на основании указания в соответствующем договоре исполнителя с головной организацией или фондом.
1.9.2. При отсутствии в договоре на выполнение работ по проекту обязательств исполнителя, предусмотренных пп. 1.9.1, исполнитель приобретает право собственности в отношении ОИС и распоряжается ими в соответствии с действующим законодательством.
Часть 2. Порядок заявления, финансирования и выполнения
инновационных научно-технических проектов
2.1. Требования к инновационным
научно-техническим проектам
2.1.1. На включение в объявленные Госкомвузом России научно-технические программы могут претендовать инновационные проекты, тематика которых совпадает с тематикой данной программы, а срок начала реализации результатов (от даты поступления средств на счет исполнителя до первых отчислений в фонд поддержки программы), как правило, не превышает одного года.
Доля исполнителя в общем объеме реализации наукоемкой продукции (в денежном выражении) за период выполнения проекта в рамках программы должна превышать не менее чем в 3 раза общий объем его бюджетного финансирования.
Нормы отчислений в фонд из средств, полученных от реализации наукоемкой продукции, устанавливает ГНТС по согласованию с управлением Госкомвуза России, курирующим данную программу.
2.1.2. В случае если инновационный проект не удовлетворяет условиям объявленных Госкомвузом России программ по тематике, срокам выполнения или объемам и механизму финансирования, он может быть принят к рассмотрению и выполняться по решению Госкомвуза России как самостоятельный проект.
Объем отчислений средств от реализации продукции самостоятельного проекта в фонд должен быть не менее объема его бюджетного финансирования с учетом поправочного коэффициента на инфляцию, определяемого управлением Госкомвуза России, курирующим данный проект, по рекомендации комиссии по научным программам и проектам.
2.1.3. По согласованию с фондом денежные отчисления могут быть заменены частично или полностью передачей фонду прав на объекты интеллектуальной собственности, созданные при выполнении проекта, а также произведенной наукоемкой продукции или иного имущества.
2.2. Представление проектов к финансированию
2.2.1. Заявки на финансирование проектов принимаются от высших учебных заведений и научных организаций при них (НИИ, КБ, инженерных центров и т.п.) в сроки, определенные распоряжением Госкомвуза России.
2.2.2. Заявка на финансирование проекта как в рамках программы, так и самостоятельного, представляется в форме бизнес-плана согласно правилам оформления бизнес-плана инновационного научно-технического проекта (приложения 1 и 1а).
2.2.3. Заявки на финансирование самостоятельных проектов представляются в управления Госкомвуза России, а на участие в программах - в соответствующие головные организации.
2.2.4. Бизнес-план по заявляемому проекту должен содержать максимально полную информацию и обосновывать преимущества данного проекта по следующим основным характеристикам:
- научно-технический уровень;
- уровень правовой охраны интеллектуальной собственности;
- конъюнктура рынка наукоемкой продукции;
- финансово-экономические показатели работы;
- уровень производственного обеспечения.
2.2.5. Достоверность сведений, содержащихся в бизнес-плане по заявляемому проекту, гарантируется организацией-претендентом, а реальность достижения целей проекта обосновывается документально.
2.2.6. Решение о финансировании проекта в рамках программы принимается ГНТС программы с учетом результатов экспертизы.
Решение о финансировании самостоятельного проекта принимается управлением Госкомвуза России, курирующим данный проект, с учетом результатов экспертизы.
2.2.7. Проекты, не вошедшие в программы или не принятые в качестве самостоятельных проектов, заносятся в информационные базы и могут финансироваться впоследствии.
Вузы - заявители таких проектов имеют право обновлять информацию бизнес-плана по ним.
2.3. Финансирование исполнителей проектов
2.3.1. При финансировании проекта, включенного в программу, или самостоятельного проекта непосредственно Госкомвузом России путем перечисления средств на расчетный счет исполнителя оформляется заказ-наряд (приложение 7).
Неотъемлемой частью заказа-наряда является техническое задание (приложение 7.1) и план выпуска и реализации наукоемкой продукции (приложение 8.4).
При финансировании проекта через головную организацию по программе (разделу программы) или дирекцию программы оформляется договор на выполнение работ по проекту (приложение 8).
Неотъемлемой частью этого договора является техническое задание (приложение 8.1), календарный план (приложение 8.2), протокол согласования (изменения) договорной цены (приложение 8.3), план выпуска и реализации наукоемкой продукции (приложение 8.4).
Техническое задание и календарный план согласовываются с ГНТС (НТСР) программы и подписываются его председателем.
2.3.2. В случае изменения объема финансирования, выделенного на программу, объемы финансирования проектов могут быть изменены. ГНТС (НТСР) программы вправе менять объемы финансирования отдельных проектов в ходе их выполнения.
2.3.3. При изменении объема финансирования по проекту обязательства исполнителя перед головной организацией и фондом поддержки программы соответствующим образом корректируются и согласовываются с ГНТС (НТСР) программы (для самостоятельных проектов - с управлением Госкомвуза России).
2.3.4. При невыполнении исполнителем проекта своих обязательств перед головной организацией или фондом поддержки программы ГНТС (НТСР) вправе изменить или приостановить финансирование проекта на любом этапе его выполнения, вплоть до его исключения из программы.
В последнем случае исполнитель возвращает из собственных средств сумму, равную объему финансирования, полученному на выполнение проекта, в соответствии с условиями, оговоренными в пп. 5.2 договора между исполнителем и головной организацией. Средства, по решению ГНТС (НТСР), перечисляются головной организации, фонду или другим исполнителям и направляются на решение основных задач программы.
2.3.5. Финансирование проектов из средств фонда, в том числе проектов, не вошедших в состав программы, осуществляется на основании договора между фондом и исполнителем, как правило, на возвратной основе.
Решение о финансировании принимает орган управления фонда.
2.4. Отчетность при выполнении проекта
2.4.1. По окончании I, II и III кварталов года в соответствии с решением ГНТС (НТСР) руководитель проекта оформляет односторонний акт о завершении этапа работы по форме приложения 7.2 для работ, выполняемых по заказу-наряду или по форме приложения 8.5 для работ, выполняемых по договору, после чего отчитывается на научно-техническом совете (комиссии) своей организации, которая направляет акт в головную организацию.
2.4.2. Не позднее 1 ноября текущего года исполнитель проекта представляет в головную организацию по программе (разделу программы) аннотированный отчет по проекту (приложение 4).
Материалы представляются в виде распечатки на бумаге (твердой копии) и в виде текстового файла на дискете, созданного с помощью одного из редакторов: Multi-Edit, Norton Editor.
2.4.3. Исполнители самостоятельных проектов не позднее 1 ноября текущего года представляют аннотированный отчет по проекту в управление Госкомвуза России или в головную организацию по программе (по указанию управления Госкомвуза России).
2.4.4. Исполнители проектов обязаны принимать участие в ежегодных отчетных семинарах-выставках, проводимых по результатам выполнения проектов.
Исполнители самостоятельных проектов по указанию управления Госкомвуза России участвуют в семинарах-выставках близких по тематике программ.
В ходе семинаров-выставок заслушиваются отчеты научных руководителей проектов о результатах работы по проектам за текущий год.
2.4.5. Приемку результатов работы по проекту за год осуществляет научно-технический совет программы (раздела программы) на основании докладов научных руководителей проектов на семинаре-выставке и экспертных оценок результатов работы.
По результатам приемки совет утверждает акты сдачи-приемки работы (приложения 7.3 или 8.5).
2.4.6. Приемку работ по выполнению самостоятельного проекта в целом осуществляет комиссия, специально созданная и утвержденная Госкомвузом России.
По результатам приемки составляется акт сдачи-приемки работы (приложение 9) и направляется в курирующее управление Госкомвуза России на утверждение.
Приемку результатов работы за год по самостоятельным проектам может осуществлять ГНТС программы, указанный Госкомвузом России, на ежегодном семинаре-выставке на основании докладов научных руководителей проектов и экспертных оценок результатов работы.
По результатам приемки председатель совета утверждает акты сдачи-приемки работ (приложение 7.3).
2.4.7. Госкомвуз России и ГНТС (НТСР) имеют право в течение года затребовать необходимые документы и заслушать отчеты научных руководителей проектов о текущей работе.
2.4.8. В случае неблагоприятного прогноза на выполнение инновационного проекта его авторы и руководители организации обязаны своевременно уведомить об этом ГНТС программы (для самостоятельных проектов - управление Госкомвуза России).
2.4.9. За два месяца до срока завершения работ по программе (проекту) исполнитель проекта должен представить в головную организацию по программе (разделу программы) итоговый аннотированный отчет (приложение 4) с информацией о коммерческой реализации наукоемкой продукции и обязательном указанием доли вуза в производстве и реализации продукции.
К отчету прилагаются копии финансовых документов, подтверждающих реализацию продукции.
Для самостоятельных проектов итоговый отчет представляется в управление Госкомвуза России, финансирующее проект.
2.4.10. Исполнитель готовит для предъявления приемной комиссии к установленному ГНТС сроку все отчетные материалы и обеспечивает работу комиссии по приемке.
Исполнитель самостоятельного проекта готовит все отчетные материалы для предъявления комиссии по приемке, указанной управлением Госкомвуза России.
2.4.11. По результатам работы комиссии по приемке составляется акт о приемке работ по проекту (приложение 9).
2.5. Отчисления в фонд поддержки программы
2.5.1. Исполнители проектов берут на себя обязательства по отчислению части средств, полученных от реализации продукции, в фонд.
2.5.2. Для проектов, включенных в состав программы, нормативы отчислений устанавливаются ГНТС по согласованию с управлением Госкомвуза России; для самостоятельных проектов - управлением Госкомвуза России.
2.5.3. Отчисления производятся на основании договоров между исполнителем и фондом.
Денежные отчисления могут быть заменены полностью или частично продукцией или правами в отношении объектов интеллектуальной собственности, созданных при выполнении проекта.
2.6. Вопросы интеллектуальной собственности по продукции,
создаваемой в рамках инновационных
научно-технических проектов
2.6.1. В договор на создание наукоемкой продукции по проекту по инициативе головной организации-заказчика могут быть внесены условия, отражающие обязательства исполнителя по вопросам использования создаваемых в рамках проекта изобретений, ноу-хау, компьютерных программ и иных объектов промышленной собственности и авторского права - объектов интеллектуальной собственности (ОИС), в том числе:
- предоставление фонду поддержки программы или другим структурам на отдельно оговоренных условиях права на поиск потенциальных пользователей ОИС как в стране, так и за рубежом;
- гарантии исполнителя, что он предоставит неисключительное право на использование ОИС фонду поддержки программы или третьему лицу, которое будет указано заказчиком. Такое предоставление прав может быть осуществлено в рамках лицензионного договора, заключаемого с фондом или этим третьим лицом;
- обязательства исполнителя в случае продажи лицензии на ОИС третьим лицам перечислять в пользу фонда определенную долю от общей суммы предусмотренных такой лицензией платежей;
- иные обязательства исполнителя перед потребителем и фондом по использованию ОИС.
2.6.2. При отсутствии в договоре на выполнение проекта условий, указанных в пп. 2.6.1, исполнитель вправе распоряжаться ОИС по своему усмотрению.