МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 16 ноября 2009 г. N 602
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО" НА 2009 - 2018 ГОДЫ
В соответствии с пунктом 6 Положения о конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2009 г. N 550, и на основании протокола заседания конкурсной комиссии по отбору программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет", от 7 октября 2009 г. N 3 приказываю:
Утвердить прилагаемую Программу развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского" на 2009 - 2018 годы.
Министр
А.ФУРСЕНКО
Приложение
Утверждена
Приказом Министерства
образования и науки
Российской Федерации
от 16 ноября 2009 г. N 602
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ НИЖЕГОРОДСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО"
НА 2009 - 2018 ГОДЫ
I. Основные предпосылки и обоснование создания
национального исследовательского университета,
характеристика приоритетных направлений развития
национального исследовательского университета
Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского" на 2009 - 2018 годы (далее - Программа, ННГУ или университет) разработана в соответствии с Положением о конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2009 г. N 550, и требованиями к структуре и содержанию программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет", утвержденными Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2009 г. N 278 "О сроке проведения в 2009 году конкурсного отбора программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет", о форме заявки на участие в нем и требованиях к содержанию и структуре программ развития университетов" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 октября 2009 г., регистрационный номер 14960).
ННГУ - один из ведущих научно-образовательных центров России, являясь интеллектуальным интегратором крупнейшего промышленного региона, центром сетевого взаимодействия с институтами Российской академии наук, отраслевыми научно-исследовательскими институтами, крупными промышленными предприятиями, осуществляет междисциплинарные исследования, подготовку и переподготовку высококвалифицированных кадров по широкому спектру направлений и специальностей для сферы образования, науки и высокотехнологичных отраслей экономики.
Приоритетное направление развития ННГУ (далее - ПНР): информационно-телекоммуникационные системы: физические и химические основы, перспективные материалы и технологии, математическое обеспечение и применение.
Программа охватывает всю цепочку информационно-коммуникационных технологий - от создания материалов и отдельных компонентов до приложений и практической реализации (физика и химия материалов, системы связи и коммуникаций, физические основы приборов для информационно-коммуникационных технологий, математическое и программное обеспечение), а также социокультурные аспекты в использовании информационно-коммуникационных технологий. Другим важнейшим акцентом Программы является применение информационных технологий в разных областях знания - в физике, химии, биологии, социальных и гуманитарных науках.
Реализация Программы позволит обеспечить проведение на мировом уровне научных исследований и разработок по всему спектру проблематики информационно-телекоммуникационных систем и технологий и удовлетворить потребность высокотехнологичных фирм, предприятий, научно-исследовательских институтов, вузов региона и страны в высококвалифицированных специалистах.
Уникальная концентрация в нижегородском регионе вузовской и академической науки, а также отраслевых научно-исследовательских институтов и промышленных предприятий и организаций федерального и регионального уровней, сложившаяся кооперация позволяют оперативно ставить и решать сложнейшие научно-технические и социальные задачи федерального и регионального значения, прежде всего в таких высокотехнологичных областях как информационно-телекоммуникационные технологии, нано- и микроэлектроника, машиностроение, металлургия, химия, биотехнология, медицина, экология. В регионе существует развитая инфраструктура для проведения фундаментальных и прикладных исследований, что позволяет минимизировать временные и инвестиционные затраты для активизации инновационной деятельности не только на региональном, но и на федеральном уровне.
Важнейшим фактором, способствующим развитию ННГУ, является многолетнее успешное взаимодействие университета с институтами Российской академии наук, отраслевыми научно-исследовательскими институтами и крупными работодателями - партнерами ННГУ, позволяющее обеспечить интеграцию академической и вузовской науки, привлечение дополнительных ресурсов для реализации Программы, повышение уровня международного признания российской науки и системы образования и создающее дополнительные предпосылки для развития экономики региона.
Стратегическими партнерами университета являются учреждения Российской академии наук, входящие в Нижегородский научный центр Российской академии наук (Институт прикладной физики РАН, Институт физики микроструктур РАН, Институт химии высокочистых веществ РАН, Институт металлоорганической химии РАН им. Г.А. Разуваева, нижегородский филиал Института машиноведения им. А.А. Благонравова РАН), предприятия высокотехнологичного комплекса России (ФГУП "Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики", ФГУП "Федеральный научно-производственный центр "Научно-исследовательский институт измерительных систем им. Ю.Е. Седакова", ОАО "Опытное конструкторское бюро машиностроения им. И.И. Африкантова", ОАО "Газпром", ФГУП "Научно-исследовательский институт химии и технологии полимеров им. академика В.А. Каргина" с опытным заводом, ОАО "Выксунский металлургический завод"), учрежденная и действующая в России дочерняя компания Intel Corporation (USA), ЗАО "Интел А/О", филиал корпорации "Нэшнл Инструментс Раша Корпорэйшн", фирмы "Мера НН" и "ТЕЛЕКА Россия".
Для реализации Программы предполагается развитие учебно-научных инновационных комплексов (далее - УНИК), объединяющих факультеты и институты университета, работающие по близким тематикам. Это позволит повысить эффективность междисциплинарных исследований и оптимально использовать уникальное учебно-лабораторное и научное оборудование.
УНИК "Новые многофункциональные материалы и нанотехнологии".
Исследования по данному направлению ориентированы на комплексное решение фундаментальных и прикладных задач синтеза высокочистых неорганических и органических веществ, создание на их основе новых многофункциональных материалов и разработку нового поколения электронных и оптоэлектронных приборов, оптических устройств, измерительных систем для электронной, химической, оборонной промышленности и машиностроения.
В состав данного УНИК входят физический и химический факультеты, научно-исследовательский физико-технический институт, научно-исследовательский институт химии, а также ряд совместных с институтами Российской академии наук и промышленными предприятиями центров и лабораторий.
Основные направления исследований данного УНИК: химия высокочистых веществ; металлоорганическая и органическая химия; высокомолекулярные соединения и коллоидная химия; химия нефти и нефтехимический синтез; материалы и технологии для иммобилизации и дезактивации вредных веществ; физика низкоразмерных структур; наноэлектроника; спинтроника; физическое материаловедение; физика наноструктурированных металлов, сплавов и керамик; разработка и создание аппаратуры и программных средств специальных измерительных и радиотехнических систем.
Приоритетными направлениями подготовки кадров являются: физика, химия, наноэлектроника, химические технологии и биотехнологии.
Основными заинтересованными в выпускниках отраслями экономики являются химическая, нефтехимическая, газовая, металлургическая отрасли, машиностроение, электронная и оборонная промышленность.
УНИК "Физические основы информационно-телекоммуникационных систем".
В состав данного УНИК входят радиофизический факультет, высшая школа общей и прикладной физики, биологический факультет, научно-исследовательский институт молекулярной биологии и региональной экологии, а также ряд совместных центров и лабораторий. Приоритетные направления научных исследований и подготовки кадров: радиофизика, электроника, биология, прикладная физика.
В настоящее время в УНИК:
имеется развитая система целевой подготовки специалистов для промышленных предприятий радиоэлектронного комплекса;
разработаны федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлению подготовки "Радиофизика" (бакалавр, магистр);
открыто региональное отделение учебно-методического объединения вузов России в области информационной безопасности.
Цель Программы по развитию данного УНИК - скоординированное решение комплекса фундаментальных, научно-технических, технологических и образовательных задач по разработке методов получения, обработки, хранения и передачи информации, включая диагностику природных сред, искусственных материалов и живых систем.
УНИК "Модели, методы и программные средства".
В состав данного УНИК входят факультет вычислительной математики и кибернетики, механико-математический факультет, научно-исследовательский институт прикладной математики и кибернетики, научно-исследовательский институт механики.
Основные направления научных исследований и подготовки кадров: математика, механика и информационные технологии. Исследования включают теоретический анализ, построение математических моделей, алгоритмов и программного обеспечения, разработку конкретных методик для наукоемких отраслей экономики.
При участии подразделений этого УНИК на факультете иностранных студентов реализуются программы подготовки бакалавров по направлению "Информационные технологии" с интенсивным использованием в учебном процессе английского языка.
УНИК "Социально-гуманитарная сфера и высокие технологии: теория и практика взаимодействия".
В состав данного УНИК входит ряд кафедр факультета социальных наук, факультета международных отношений, факультета управления и предпринимательства, а также исторического, экономического, филологического, юридического, финансового факультетов и факультета физической культуры и спорта, специализирующихся в области социально-гуманитарных проблем развития науки и высоких технологий, теории и практики взаимодействия социально-гуманитарной сферы и высоких технологий.
В этом УНИК проводятся комплексные исследования в области социологии, экономики, психологии, юриспруденции, истории, политологии и международных отношений, среди которых все более значимое место занимают междисциплинарные исследования взаимосвязи гуманитарного и технологического развития общества, социокультурного контекста разработки и применения высоких технологий. Проводимые исследования включают теоретический и эмпирический анализ, создание и апробацию инновационных моделей, разработку конкретных методик и рекомендаций для предприятий и организаций высокотехнологичных отраслей экономики.
II. Цель и задачи Программы, этапы и сроки реализации,
целевые индикаторы и показатели оценки эффективности
реализации Программы
Цель Программы - формирование современного исследовательского университета, способного оказать существенное влияние на инновационное развитие России, обеспечение национальной безопасности и повышение конкурентоспособности российской науки и образования на глобальных рынках знаний и технологий.
Для достижения цели Программы необходимо решить следующие задачи:
совершенствование образовательной деятельности;
развитие интеграции образования, вузовской и академической науки и производства для более эффективного использования научных знаний в подготовке кадров и разработке новых технологий;
развитие и повышение эффективности научно-инновационной деятельности;
создание условий для проведения исследований по широкому спектру научных направлений в тех областях, которые являются приоритетными с точки зрения развития инновационной экономики, социально-культурной сферы и решения проблем национальной безопасности страны;
развитие кадрового потенциала;
создание условий для профессионального и личностного роста научно-педагогических работников - разработка мер, направленных на повышение результативности научной деятельности преподавателей и научных сотрудников университета, на привлечение высококвалифицированных ученых из российских и зарубежных вузов, а также специалистов из сферы бизнеса, обеспечив им возможность работать в лабораториях, оснащенных на мировом уровне;
интеграция университета с институтами Российской академии наук, отраслевыми научно-исследовательскими институтами, другими вузами региона и крупными работодателями на основе практики сетевого взаимодействия;
развитие материально-технической базы для научно-образовательной деятельности за счет создания и развития в университете полноценной информационной и инновационной инфраструктуры;
создание эффективной системы управления университетом, направленной на формирование новой организационной структуры университета, внедрение современных технологий стратегического менеджмента, менеджмента качества, усиление конкурсных начал в системе отбора и подготовки кадров.
Перечень показателей оценки эффективности реализации Программы приведен в Приложении N 1 к настоящей Программе.
Реализацию Программы предполагается осуществить в 2009 - 2018 годах в три этапа:
I этап - создание современной системы управления университетом, аудит образовательных программ, создание эффективной системы интеграции науки и образования, привлечение ведущих специалистов и ученых для работы в университете, модернизация информационной инфраструктуры университета, модернизация учебно-научного оборудования, аудиторного и лабораторного фондов (2009 - 2010 годы);
II этап - завершение, в основном, модернизации учебных образовательных стандартов и программ с учетом требований работодателей по ПНР, создание отраслевых центров компетенции, развитие системы центров коллективного пользования, развитие материально-технической базы, приобретение уникального учебно-лабораторного и учебно-научного оборудования, развитие кадрового потенциала, создание общеуниверситетских центров и инновационных организационных структур, обеспечивающих модернизацию системы подготовки и переподготовки специалистов, развитие образовательной и научно-исследовательской деятельности по ПНР (2011 - 2013 годы);
III этап - полномасштабное функционирование созданных новых инновационных научно-образовательных структур на основе финансовой самостоятельности (2014 - 2018 годы).
III. Мероприятия Программы
Достижение цели Программы и решение ее задач осуществляются путем скоординированного выполнения взаимоувязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения мероприятий Программы. Мероприятия Программы сгруппированы по четырем блокам.
Блок 1. Развитие образовательной деятельности.
В рамках данного блока будут проводиться мероприятия по:
расширению спектра предоставляемых образовательных услуг, охватывающих все этапы подготовки;
реструктуризации системы подготовки кадров в университете по ПНР;
разработке новых образовательных стандартов;
разработке новых и модернизации существующих образовательных программ высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования по всем профильным направлениям подготовки университета с учетом рекомендаций основных работодателей.
Развитие системы подготовки учитывает современные и перспективные потребности высокотехнологичных отраслей по качеству и объему подготовки квалифицированных кадров, а также по переподготовке и повышению квалификации специалистов.
Мероприятие 1.1. Развитие системы непрерывного образования.
В рамках данного мероприятия предусматриваются:
создание новых и модернизация существующих программ бакалавриата, нацеленных на подготовку квалифицированных кадров, владеющих базовыми основами профессиональной культуры и основными компетенциями;
создание новых и модернизация существующих программ магистратуры и аспирантуры, нацеленных на подготовку исследователей, разработчиков и руководителей для высокотехнологичных отраслей и социальной сферы, обладающих необходимыми компетенциями в сфере экономики, управления, права;
разработка программ дополнительного профессионального образования;
разработка учебно-методических материалов на иностранных языках.
Мероприятие 1.2. Совершенствование образовательных технологий, укрепление материально-технической базы учебного процесса.
В рамках данного мероприятия:
внедряются в учебный процесс современные методики образования (проектно-ориентированные подходы, деловые игры, соревновательные подходы, различные формы и методы практической деятельности студентов);
разрабатываются новые и модернизируются существующие образовательные ресурсы с последовательным их преобразованием к электронному представлению;
расширяются формы и методы представления образовательных материалов (электронные учебники, системы имитации, экспертные системы, программные системы поддержки лабораторных практикумов, тренажеров и др.);
расширяется использование технологий дистанционного обучения, средств видео и мультимедиа, автоматизированного контроля и т.п.;
развивается материально-техническая база образовательной деятельности.
Блок 2. Повышение эффективности научно-инновационной деятельности.
В рамках данного блока будут проводиться следующие мероприятия.
Мероприятие 2.1. Развитие междисциплинарных фундаментальных и прикладных исследований с целью комплексного решения проблем по ПНР.
В рамках данного мероприятия осуществляются меры по развитию инфраструктуры для осуществления фундаментальных и прикладных исследований. Для повышения уровня фундаментальных и прикладных исследований и внедрения результатов в промышленность планируется создать новые междисциплинарные лабораторные центры (далее - МЛЦ), ориентированные на обеспечение инфраструктурной поддержки научных исследований и оснащенные уникальным научным оборудованием.
МЛЦ "Технологии многофункциональных материалов". Цель - создание условий для выполнения междисциплинарных фундаментальных и прикладных исследований и технологических разработок по следующим направлениям науки и техники: создание многофункциональных наноматериалов и сложных эпитаксиальных наногетероструктур для планарной оптики и оптоэлектроники; создание и исследование магнитных полупроводниковых наноструктур для спинтроники; разработка и исследование многофункциональных нано- и микрокристаллических металлов, сплавов и керамик с уникальными прочностными и сверхпластическими свойствами.
МЛЦ "Химическое материаловедение". Цель - создание условий для выполнения междисциплинарных фундаментальных и прикладных исследований в следующих научных направлениях: развитие научных основ получения высокочистых веществ и материалов для оптоэлектроники, волоконной и планарной оптики; развитие научных основ синтеза (со)полимеров акрилового ряда; развитие научных основ синтеза металлоорганических и органических соединений и материалов для металлических и оксидных покрытий, металлокатализа, синтеза полимеров, негорючих полимерных материалов, адгезивов, новых лекарственных средств; развитие методов квантовохимического и термодинамического моделирования и прогнозирования свойств материалов; развитие прикладных работ, связанных с разработкой новых катализаторов для нефтегазопереработки, фильтров для рафинирования металлов и сплавов, а также новых технологий для переработки компонентов химического оружия и ракетного топлива и иммобилизации радионуклидов в ядерном топливном цикле.
МЛЦ "Фундаментальная и прикладная радиофизика". Цель - создание условий для выполнения междисциплинарных фундаментальных и прикладных исследований в следующих научных направлениях: мониторинг природных и искусственных сред; новые методы передачи и обработки информации; системы связи СВЧ и оптического диапазонов; освоение терагерцового диапазона; физические основы и принципы функционирования оптоволоконных измерительных и метрологических систем; основы квантового компьютинга и создания новых стандартов частоты и времени; информационные технологии в радиофизике.
МЛЦ "Физико-химические методы исследования живых систем (биофотоника)". Цель - создание условий для выполнения междисциплинарных фундаментальных и прикладных исследований в следующих научных направлениях: использование современных источников оптического излучения и методов прецизионных радиофизических измерений применительно к живым системам, включая развитие технологий оптического биоимиджинга, нанобиофотоники, молекулярной, клеточной и тканевой биоинженерии, нейродинамики и нейроимиджинга, создание на основе развиваемых технологий новых подходов к диагностике и лечению социально значимых заболеваний.
МЛЦ "Суперкомпьютерные технологии. Математическое и компьютерное моделирование". Цель - обеспечение процессов практического использования стратегических компьютерных технологий для решения актуальных фундаментальных и прикладных проблем современной науки, техники и бизнеса. Центр будет обеспечивать выполнение междисциплинарных фундаментальных и прикладных исследований на основе суперкомпьютерных технологий в следующих научных направлениях: непрерывные и дискретные динамические системы; ассоциированные с ними алгебраические и геометрические структуры; проблемы оптимального управления; физико-математические модели; компьютерные и экспериментальные методы решения задач надежности и прочности конструкций при квазистатическом и динамическом нагружениях; задачи гидро- и газодинамики и теплопередачи для перспективных конструкций; компьютерное моделирование задач, возникающих при создании судов с динамическими принципами поддержания; информационные технологии в математике и механике. Центр будет проводить совместные исследования с институтами Российской академии наук в области геофизики, физики плазмы, лазерной физики.
МЛЦ "Научно-учебный ситуационный центр". Цель - создание условий для выполнения междисциплинарных фундаментальных и прикладных исследований по применению современных информационных технологий на базе передовых аппаратных и программных решений в таких специальных областях, как осуществление контроля, анализа и оценки обстановки в режиме реального времени, моделирование управления и осуществление информационного взаимодействия с другими организациями при кризисных ситуациях, а также обучение и отработка действий в подобных ситуациях с моделированием их развития.
Мероприятие 2.2. Развитие сетевой интеграции с ведущими университетами страны, научно-исследовательскими институтами Российской академии наук, предприятиями-партнерами, создание новых форм взаимодействия.
В рамках данного мероприятия реализуются меры по дальнейшему развитию сетевой интеграции, в числе которых:
развитие "Нижегородского объединенного учебно-научного центра университета и институтов РАН" (создан на правах простого товарищества в 2001 году) как научно-образовательной структуры мирового уровня по выполнению фундаментальных и прикладных исследований и подготовке научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации;
создание новых организационных форм взаимодействия промышленных предприятий и ННГУ как один из возможных путей решения проблем внедрения новых разработок и технологий.
В рамках мероприятия планируется привлечение к подготовке студентов и аспирантов ведущих ученых и специалистов институтов Российской академии наук, отраслевых научно-исследовательских институтов, других вузов региона, работодателей-партнеров, а также расширение научных и образовательных контактов с ведущими университетами мира как в рамках двусторонних контрактов, так и в рамках международных программ.
Мероприятие 2.3. Укрепление материально-технической базы для выполнения фундаментальных и прикладных работ.
В рамках этого мероприятия предполагается закупка современного уникального научного, аналитического и технологического оборудования для обеспечения проведения научных исследований на качественно новом уровне по ПНР. Приобретаемое уникальное оборудование будет использоваться в первую очередь в научно-образовательных центрах, центрах коллективного пользования и в лабораториях, созданных ранее.
Блок 3. Развитие кадрового потенциала.
Мероприятия этого блока направлены на решение задачи кадрового обеспечения ПНР.
Особое внимание будет уделено созданию условий для закрепления и творческого роста молодых ученых и преподавателей, системному развитию кадрового ресурса университета за счет расширения участия в образовательной и научной деятельности аспирантов и докторантов, дополнительного привлечения сотрудников институтов Российской академии наук, предприятий-партнеров и зарубежных ученых.
Мероприятие 3.1. Развитие системы поддержки ведущих научно-педагогических коллективов, молодых ученых, преподавателей и специалистов.
В рамках мероприятия планируется развитие инфраструктуры, необходимой для поддержки технологического предпринимательства студентов, аспирантов и молодых ученых.
Мероприятие 3.2. Развитие системы повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических и управленческих работников.
Планируется разработка новых программ повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических и управленческих работников по ПНР, в том числе по таким актуальным направлениям, как современные информационные технологии в образовании, международное сотрудничество в науке и образовании, трансфер знаний и управление инновациями, управление качеством, стратегический и проектный менеджмент в науке и образовании и др.
Будут активно развиваться:
стажировки научно-педагогических работников университета в ведущих российских и зарубежных научных центрах, профильных предприятиях высоких технологий;
система повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей и сотрудников по тематике ПНР.
Основной акцент будет сделан на повышении квалификации научно-педагогических и инженерно-технических работников возрастных категорий 30 - 39 лет.
Блок 4. Совершенствование инфраструктуры и системы управления университетом.
В рамках данного блока будут проводиться следующие мероприятия.
Мероприятие 4.1. Совершенствование системы управления учебной и научной деятельностью с использованием информационных технологий, развитие системы управления качеством образования.
Данное мероприятие направлено на внедрение современных методов и инструментов управления для повышения гибкости и адаптивности университета к постоянно меняющимся требованиям внешней среды и на совершенствование внутривузовской системы управления качеством образования.
В рамках данного мероприятия:
получит развитие информационная система поддержки управления ННГУ;
будет сформирована организационная структура, обеспечивающая решение задач управления крупным университетским комплексом и обеспечения автономности малых исследовательских коллективов;
будут организованы обучающие программы для научно-педагогических и управленческих работников, направленные на приобретение навыков управления проектами и малыми предприятиями в составе университетского комплекса, а также ведения маркетинговых исследований рынка;
предусмотрено проведение общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в рамках Ассоциации инженерного образования России, Агентства по общественному контролю качества образования и развитию карьеры совместно с зарубежными аккредитационными агентствами.
Мероприятие 4.2. Развитие фундаментальной библиотеки и системы электронного издательства.
Необходимыми элементами исследовательского университета являются библиотечно-информационный и издательские комплексы, интегрированные в единую информационную инфраструктуру университета. Это обеспечит эффективную поддержку научно-образовательной деятельности университета и доступ к качественным информационным ресурсам.
Предполагается организовать электронную библиотеку с массовым доступом к изданиям, с электронными подсистемами цифровой типографии, которые позволят быстро подготовить издание к печати, выполнить допечатку и доработку издания, совместить отсканированные и электронные материалы, экспортировать готовые документы и их элементы для электронной публикации.
IV. Финансовое обеспечение реализации Программы
Общий объем финансового обеспечения Программы составляет 2757,412 млн. рублей, в том числе ассигнования федерального бюджета - 1777,412 млн. рублей, внебюджетные финансовые средства - 980,0 млн. рублей.
Объемы финансового обеспечения Программы представлены в Приложении N 2 к настоящей Программе.
Объемы финансового обеспечения реализации Программы из средств федерального бюджета на 2010 и последующие годы могут уточняться в установленном порядке с учетом утвержденных расходов федерального бюджета, предусмотренных на развитие сети национальных исследовательских университетов.
Указанные средства направляются на приобретение учебно-лабораторного и научного оборудования, на повышение квалификации и профессиональную переподготовку научно-педагогических работников университета, на разработку учебных программ, на развитие информационных ресурсов, на совершенствование системы управления качеством образования и научных исследований.
V. Управление реализацией Программы
Ректор ННГУ осуществляет общее руководство Программой и несет персональную ответственность за ее реализацию (конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых финансовых средств), а также определяет формы и методы управления Программой. Ректор представляет учредителю ННГУ ежегодный отчет о достижении результатов по ключевым показателям Программы.
Общее управление Программой осуществляется советом Программы, возглавляемым ректором ННГУ. В совет войдут проректоры ННГУ, деканы факультетов, директора институтов, участвующих в Программе. Общее управление учебно-научными инновационными комплексами осуществляется советами УНИК, которые возглавляются проректорами ННГУ.
Для решения стратегических вопросов взаимодействия партнеров будет создан наблюдательный совет ННГУ, в состав которого войдут представители ННГУ и его партнеров, оказывающих финансовую и организационную поддержку деятельности ННГУ.
Оперативное управление реализацией Программы осуществляет исполнительная дирекция, обеспечивающая сбор, систематизацию и анализ статистической и текущей информации о реализации мероприятий Программы, мониторинг результатов выполнения мероприятий Программы, контроль за ходом выполнения мероприятий, осуществление информационного обеспечения специализированного сайта в сети Интернет.
VI. Предварительная оценка социально-экономической
эффективности Программы
Основным ожидаемым результатом выполнения Программы является создание в Российской Федерации национального исследовательского университета (далее - НИУ), занимающего лидирующие мировые позиции в области информационно-коммуникационных систем, включая их физические и химические основы, перспективные материалы, технологии, математическое обеспечение, а также методы экономически эффективного и социально ответственного применения информационно-коммуникационных технологий.
Реализация Программы позволит к 2018 году решить ряд стратегических социально-экономических задач развития России. В их числе:
ускоренное развитие инновационной составляющей российской экономики и экономики региона за счет развития информационно-коммуникационных технологий и активного трансфера знаний в этой сфере;
повышение международной конкурентоспособности российской науки и образования в области информационно-коммуникационных технологий;
объединение усилий (функциональная интеграция) с институтами Российской академии наук, отраслевыми научно-исследовательскими институтами, крупными промышленными предприятиями для обеспечения выполнения передовых междисциплинарных исследований, подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров по ПНР;
формирование кадрового потенциала комплексного инновационного социально-экономического развития России и региона;
развитие российского образования и вхождение в интегрированную систему высшего образования Европы.
Приложение N 1
к программе развития
федерального государственного
автономного образовательного
учреждения высшего образования
"Национальный исследовательский
Нижегородский государственный
университет им. Н.И. Лобачевского"
на 2009 - 2018 годы, утвержденной
приказом Министерства
образования и науки
Российской Федерации
от 16 ноября 2009 г. N 602
ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
"НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ НИЖЕГОРОДСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО"
НА 2009 - 2018 ГОДЫ
НА 2009 - 2014 ГОДЫ
N | Показатель | Единица измерения | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год |
1. | Показатели успешности образовательной деятельности | |||||||
1.1. | Доля обучающихся в национальном исследовательском университете (далее - НИУ) по приоритетным направлениям развития НИУ (далее - ПНР НИУ, профильные обучающиеся НИУ) в общем числе обучающихся | проценты | 57,2 | 59,2 | 60,6 | 62,4 | 64,4 | 66,1 |
1.2. | Доля профильных обучающихся НИУ, трудоустроенных по окончании обучения по специальности, в общем числе профильных обучающихся НИУ | проценты | 40,0 | 42,0 | 52,0 | 60,0 | 68,0 | 74,0 |
1.3. | Количество человек, принятых в аспирантуру и докторантуру из сторонних организаций по ПНР НИУ, в расчете на одного научно-педагогического работника | человек | 0,006 | 0,007 | 0,009 | - | - | - |
Доля принятых в аспирантуру и докторантуру из сторонних организаций по ПНР НИУ в общей численности аспирантов и докторантов НИУ | проценты | - | - | - | 6,96 | 7,08 | 7,20 | |
1.4. | Количество молодых ученых (специалистов, преподавателей) из сторонних организаций, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации по ПНР НИУ, в расчете на одного научно-педагогического работника | человек | 0,30 | 0,32 | 0,34 | - | - | - |
Количество слушателей из сторонних организаций, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации по ПНР НИУ, в расчете на одного научно-педагогического работника (далее - НПР) | человек | - | - | - | 0,700 | 0,710 | 0,720 | |
2. | Показатели результативности научно-инновационной деятельности | |||||||
2.1. | Количество статей по ПНР НИУ в научной периодике, индексируемой иностранными и российскими организациями (Web of Science, Scopus, Российский индекс цитирования), в расчете на одного НПР | единицы | 0,600 | 0,600 | 0,700 | 0,800 | 0,800 | 0,900 |
2.2. | Доля доходов от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) из всех источников по ПНР НИУ в общих доходах НИУ | проценты | 13,0 | 13,0 | 14,0 | 14,0 | 15,0 | 20,0 |
2.3. | Отношение доходов от реализованной НИУ и организациями его инновационной инфраструктуры научно-технической продукции по ПНР НИУ, включая права на результаты интеллектуальной деятельности, к расходам федерального бюджета на НИОКР, выполненные НИУ | проценты | 28,0 | 29,0 | 21,0 | 22,0 | 18,0 | 75,0 |
2.4. | Количество поставленных на бухгалтерский учет объектов интеллектуальной собственности по ПНР НИУ | единицы | 1,0 | 4,0 | 1,0 | 1,0 | 2,0 | 2,0 |
2.5. | Доля опытно-конструкторских работ по ПНР НИУ в общем объеме НИОКР НИУ | проценты | 11,0 | 11,0 | 11,0 | 11,0 | 11,0 | 12,0 |
2.6. | Количество научных лабораторий по ПНР НИУ, оснащенных высокотехнологичным оборудованием | единицы | 1,0 | 1,0 | 1,0 | - | - | - |
Доля средств, полученных НИУ на выполнение научных исследований и разработок по договорам с хозяйствующими субъектами по ПНР НИУ, в общих доходах НИУ | проценты | - | - | - | 2,43 | 2,53 | 3,99 | |
3. | Показатели развития кадрового потенциала | |||||||
3.1. | Доля научно-педагогических работников и инженерно-технического персонала возрастных категорий от 30 до 49 лет | проценты | 33,0 | 33,8 | 35,2 | - | - | - |
Доля НПР и инженерно-технического персонала возрастных категорий до 49 лет | проценты | - | - | - | 51,3 | 52,6 | 54,0 | |
3.2. | Доля НПР, имеющих ученую степень доктора наук или кандидата наук | проценты | 67,0 | 67,0 | 67,0 | 68,0 | 68,0 | 69,0 |
3.3. | Доля аспирантов и НПР, имеющих опыт работы (прошедших стажировки) в ведущих мировых научных и университетских центрах | проценты | 3,0 | 4,0 | 4,5 | 6,0 | 7,5 | 8,5 |
3.4. | Эффективность работы аспирантуры и докторантуры по ПНР НИУ | проценты | 25,0 | 28,0 | 33,0 | 35,0 | 40,0 | 45,0 |
3.5. | Доля НПР, имеющих ученую степень кандидата наук, в возрастной категории до 30 лет | проценты | - | - | - | 5,97 | 6,09 | 6,26 |
4. | Показатели международного признания | |||||||
4.1. | Доля иностранных обучающихся (без учета стран СНГ) по ПНР НИУ | проценты | 0,50 | 0,55 | 0,60 | 0,70 | 1,00 | 1,30 |
4.2. | Доля обучающихся из стран СНГ по ПНР НИУ | проценты | 0,30 | 0,60 | 0,70 | 0,75 | 0,90 | 1,20 |
4.3. | Объем НИОКР по ПНР НИУ в рамках международных научных программ в расчете на одного научно-педагогического работника | млн. руб. | 0,0 | 0,0 | 0,0 | - | - | - |
Объем средств, привлеченных в рамках международного сотрудничества по ПНР НИУ, в расчете на одного НПР | млн. руб. | - | - | - | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
5. | Показатели финансовой устойчивости | |||||||
5.1. | Финансовое обеспечение Программы из внебюджетных источников | млн. руб | 50,0 | 50,0 | 80,0 | - | - | - |
Финансовое обеспечение программы развития НИУ из средств, полученных от приносящей доход деятельности | млн. руб. | - | - | - | 80,0 | 120,0 | 120,0 | |
5.2. | Доходы НИУ из всех источников от образовательной и научной деятельности в расчете на одного НПР | млн. руб. | 1,2 | 1,2 | 1,3 | 1,3 | 1,4 | 1,3 |
5.3. | Доля внебюджетного финансирования в доходах НИУ от образовательной и научной деятельности | проценты | 53,0 | 53,0 | 50,0 | - | - | - |
Доля средств, полученных от приносящей доход образовательной и научной деятельности, в доходах НИУ из всех источников от образовательной и научной деятельности | проценты | - | - | - | 62,2 | 64,0 | 49,7 | |
5.4. | Отношение заработной платы 10 процентов самых высокооплачиваемых работников НИУ к заработной плате 10 процентов самых низкооплачиваемых работников | проценты | 660,0 | 660,0 | 655,0 | - | - | - |
Отношение заработной платы 10 процентов самых высокооплачиваемых НПР и инженерно-технического персонала НИУ к заработной плате 10 процентов самых низкооплачиваемых работников НИУ указанных категорий | проценты | - | - | - | 1424,0 | 1420,0 | 1400,0 |
НА 2015 - 2018 ГОДЫ
Наименование показателя | Единица измерения | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | |
I. Показатели качества образовательной деятельности образовательной организации высшего образования, в отношении которой установлена категория "национальный исследовательский университет" | ||||||
1. | Удельный вес численности приведенного контингента обучающихся в образовательной организации высшего образования, в отношении которой установлена категория "национальный исследовательский университет" (далее - НИУ), по программам магистратуры и программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в общей численности приведенного контингента обучающихся в НИУ по образовательным программам высшего образования | проценты | 15,0 | 17,5 | 19,5 | 25,0 |
2. | Средний балл единого государственного экзамена обучающихся НИУ, принятых по результатам единого государственного экзамена на обучение по очной форме по программам бакалавриата и специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, за исключением лиц, поступивших с учетом особых прав, предоставленных им при приеме на обучение, и в рамках квоты целевого приема | баллы | 73,9 | 76,0 | 80,0 | 82,0 |
3. | Удельный вес численности обучающихся в НИУ по программам магистратуры и программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, имеющих диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра других организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в общей численности обучающихся по программам магистратуры и программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в НИУ | проценты | 23,0 | 25,0 | 27,0 | 30,0 |
4. | Удельный вес численности обучающихся в НИУ по направлениям подготовки высшего образования - бакалавриата и магистратуры и специальностям высшего образования - специалитета в области инженерного дела, технологий и технических наук, здравоохранения и медицинских наук, образования и педагогических наук, с которыми заключены договоры о целевом обучении, в общей численности студентов, обучающихся по указанным областям | проценты | 15,2 | 15,2 | 15,2 | 15,2 |
II. Показатели результативности научно-исследовательской и инновационной деятельности НИУ | ||||||
5. | Число публикаций, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования: | |||||
Web of Science (в расчете на 100 научно-педагогических работников) | единицы | 35,0 | 42,0 | 58,0 | 80,0 | |
Scopus (в расчете на 100 научно-педагогических работников) | единицы | 38,0 | 48,0 | 72,0 | 105,0 | |
6. | Количество цитирований публикаций, изданных за последние 5 лет, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования: | |||||
Web of Science (в расчете на 100 научно-педагогических работников) | единицы | 90,0 | 150,0 | 250,0 | 550,0 | |
Scopus (в расчете на 100 научно-педагогических работников) | единицы | 86,0 | 150,0 | 250,0 | 600,0 | |
7. | Объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (в расчете на одного научно-педагогического работника) | тыс. рублей | 685,0 | 750,0 | 1000,0 | 1200,0 |
III. Показатели интернационализации и международного признания НИУ | ||||||
8. | Удельный вес численности приведенного контингента иностранных обучающихся в НИУ по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в общей численности приведенного контингента обучающихся в НИУ | проценты | 4,0 | 6,0 | 9,0 | 13,0 |
9. | Численность зарубежных ведущих профессоров, преподавателей и исследователей, работающих в НИУ не менее 1 семестра | человек | 15,0 | 25,0 | 40,0 | 60,0 |
IV. Показатели экономической устойчивости НИУ и эффективности управления | ||||||
10. | Доля доходов НИУ из средств от приносящей доход деятельности в доходах из всех источников финансового обеспечения деятельности НИУ | проценты | 34,0 | 35,0 | 37,0 | 40,0 |
11. | Доходы НИУ из всех источников финансового обеспечения деятельности (в расчете на одного научно-педагогического работника) | тыс. рублей | 2400,0 | 2500,0 | 3000,0 | 4000,0 |
12. | Отношение средней заработной платы научно-педагогических работников НИУ к средней заработной плате по экономике региона | проценты | 133,0 | 150,0 | 200,0 | 200,0 |
Приложение N 2
к программе развития
федерального государственного
автономного образовательного
учреждения высшего образования
"Национальный исследовательский
Нижегородский государственный
университет им. Н.И. Лобачевского"
на 2009 - 2018 годы, утвержденной
приказом Министерства
образования и науки
Российской Федерации
от 16 ноября 2009 г. N 602
ОБЪЕМЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО" НА 2009 - 2018 ГОДЫ
НА 2009 - 2014 ГОДЫ
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
N | Мероприятия | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | ||||||
ФБ < * > | ВБ < ** > | ФБ < * > | ВБ < ** > | ФБ < * > | ВБ < ** > | ФБ < * > | ВБ < ** > | ФБ < * > | ВБ < ** > | ФБ < * > | ВБ < ** > | ||
1. | Блок 1. Развитие образовательной деятельности | 0,000 | 16,000 | 28,000 | 13,000 | 64,000 | 15,000 | 64,000 | 15,000 | 101,112 | 31,000 | - | 37,000 |
1.1. | Развитие системы непрерывного образования | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 2,0 | 5,0 | 3,0 | 4,0 | 3,0 | 7,0 | 7,0 | - | 7,0 |
1.2. | Совершенствование образовательных технологий, укрепление материально-технической базы учебного процесса | 0,000 | 16,000 | 28,000 | 11,000 | 59,000 | 12,000 | 60,000 | 12,000 | 94,112 | 24,000 | - | 30,000 |
2. | Блок 2. Повышение эффективности научно-инновационной деятельности | 144,0 | 13,0 | 187,0 | 23,0 | 205,0 | 46,0 | 312,0 | 46,0 | 441,7 | 67,0 | - | 53,0 |
2.1. | Развитие междисциплинарных фундаментальных и прикладных исследований с целью комплексного решения проблем по ПНР | 120,0 | 0,0 | 86,0 | 15,0 | 90,0 | 24,0 | 180,0 | 24,0 | 234,5 | 35,0 | - | 20,0 |
2.2. | Развитие сетевой интеграции с ведущими университетами страны, научно-исследовательскими институтами Российской академии наук, предприятиями-партнерами, создание новых форм взаимодействия | 14,0 | 0,0 | 50,0 | 0,0 | 63,0 | 2,0 | 67,0 | 8,0 | 156,0 | 17,0 | - | 23,0 |
2.3. | Укрепление материально-технической базы для выполнения фундаментальных и прикладных работ | 10,0 | 13,0 | 51,0 | 8,0 | 52,0 | 20,0 | 65,0 | 14,0 | 51,2 | 15,0 | - | 10,0 |
3. | Блок 3. Развитие кадрового потенциала | 0,0 | 0,0 | 6,0 | 2,0 | 7,0 | 6,0 | 7,0 | 5,0 | 10,0 | 11,0 | - | 18,0 |
3.1. | Развитие системы поддержки ведущих научно-педагогических коллективов, молодых ученых, преподавателей и специалистов | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 2,0 | 0,0 | 2,0 | 0,0 | 5,0 | 0,0 | 6,0 | - | 6,0 |
3.2. | Развитие системы повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических и управленческих работников | 0,0 | 0,0 | 6,0 | 0,0 | 7,0 | 4,0 | 7,0 | 0,0 | 10,0 | 5,0 | - | 12,0 |
4. | Блок 4. Совершенствование инфраструктуры и системы управления университетом | 106,0 | 21,0 | 29,0 | 12,0 | 24,0 | 13,0 | 17,0 | 14,0 | 24,6 | 11,0 | - | 12,0 |
4.1. | Совершенствование системы управления учебной и научной деятельностью с использованием информационных технологий, развитие системы управления качеством образования | 1,0 | 1,0 | 5,0 | 5,0 | 4,0 | 1,0 | 2,0 | 0,0 | 2,0 | 1,0 | - | 2,0 |
4.2. | Развитие фундаментальной библиотеки и системы электронного издательства | 105,0 | 20,0 | 24,0 | 7,0 | 20,0 | 12,0 | 15,0 | 14,0 | 22,6 | 10,0 | - | 10,0 |
Итого | 250,000 | 50,000 | 250,000 | 50,000 | 300,000 | 80,000 | 400,000 | 80,000 | 577,412 | 120,000 | - | 120,000 |
< * > Средства федерального бюджета.
< ** > Внебюджетные средства.
НА 2015 - 2018 ГОДЫ
(млн. рублей)
Источники средств | Годы реализации программы развития | |||
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | |
1. Модернизация образовательной деятельности | ||||
Субсидия на иные цели (реализация программы развития) | - | - | - | - |
Приносящая доход деятельность | 40,0 | 42,0 | 44,0 | 43,0 |
2. Модернизация научно-исследовательской и инновационной деятельности | ||||
Субсидия на иные цели (реализация программы развития) | - | - | - | - |
Приносящая доход деятельность | 49,0 | 44,0 | 43,0 | 43,0 |
3. Развитие кадрового потенциала университета | ||||
Субсидия на иные цели (реализация программы развития) | - | - | - | - |
Приносящая доход деятельность | 19,0 | 21,0 | 21,0 | 22,0 |
4. Модернизация материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры | ||||
Субсидия на иные цели (реализация программы развития) | - | - | - | - |
Приносящая доход деятельность | 11,0 | 12,0 | 11,0 | 11,0 |
5. Повышение эффективности управления университетом | ||||
Субсидия на иные цели (реализация программы развития) | - | - | - | - |
Приносящая доход деятельность | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
ИТОГО по программе развития | ||||
Субсидия на иные цели (реализация программы развития) | - | - | - | - |
Приносящая доход деятельность | 120,0 | 120,0 | 120,0 | 120,0 |