МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
ПРИКАЗ
от 2 сентября 2021 г. N 138
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ВНУТРЕННЕГО
ФИНАНСОВОГО АУДИТА И О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМ СИЛУ ПРИКАЗА
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
ОТ 23.11.2020 Г. N 149 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА"
В рамках реализации положений пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях организации и упорядочения работы по проведению внутреннего финансового аудита в Роспатенте, приказываю:
1. Утвердить Порядок осуществления Федеральной службой по интеллектуальной собственности внутреннего финансового аудита согласно приложению к настоящему приказу.
2. Приказ Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 23 ноября 2020 г. N 149 "Об утверждении порядка осуществления Федеральной службой по интеллектуальной собственности внутреннего финансового аудита" признать утратившим силу.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Врио Руководителя
Ю.С.ЗУБОВ
Приложение
к приказу Роспатента
от 02.09.2021 г. N 138
ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок осуществления Федеральной службой по интеллектуальной собственности внутреннего финансового аудита (далее - Порядок) разработан с учетом пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита. Порядок содержит положения, определяющие особенности их применения при планировании, формировании и утверждении программы аудиторского мероприятия, проведении аудиторского мероприятия, составлении и представлении заключения, годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита и другие положения. В настоящем Порядке применяются термины в значениях, определенных федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденным приказом Министерства финансов в Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 196н (далее - приказ Минфина России N 196н).
2 Внутренний финансовый аудит осуществляется в целях:
а) оценки надежности внутреннего финансового контроля Роспатента на предмет соответствия установленными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требованиям к исполнению своих бюджетных полномочий и подготовки предложений по повышению его эффективности;
б) подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Минфином России;
в) повышения качества финансового менеджмента.
3. Объектами внутреннего финансового аудита являются бюджетные процедуры и/или составляющие эти процедуры операции (действия) по их выполнению (далее - Объект аудита).
4. Внутренний финансовый аудит осуществляется субъектом внутреннего финансового аудита - уполномоченным должностным лицом Роспатента, наделенным соответствующими полномочиями на основе функциональной независимости.
Субъект внутреннего финансового аудита при осуществлении внутреннего финансового аудита подчиняется исключительно и непосредственно руководителю Роспатента.
5. Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах определенных в федеральном стандарте внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденным приказом Минфина России N 196н.
6. Права и обязанности должностных лиц субъекта внутреннего финансового аудита определены федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц при осуществлении внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Минфина России от 21.11.2019 N 195н (далее - приказ Минфина России N 195н).
II. Планирование аудиторских мероприятий
7. Плановые аудиторские мероприятия осуществляются в соответствии с планом проведения аудиторских мероприятий (далее - План) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящему Порядку).
Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита представляет на утверждение руководителю Роспатента План.
Руководитель Роспатента утверждает План до начала очередного финансового года.
8. План проведения аудиторских мероприятий должен содержать перечень планируемых к проведению в очередном финансовом году аудиторских мероприятий, одно из которых проводится в целях подтверждения бюджетной отчетности Роспатента и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, в том числе содержать тему и дату (месяц) окончания аудиторского мероприятия.
План доводится до руководителей структурных подразделений и должностных лиц, ответственных за осуществление внутренних бюджетных процедур (далее - Субъекты бюджетных процедур).
9. Сроки проведения аудиторского мероприятия содержат дату начала и дату окончания аудиторского мероприятия.
Дата начала аудиторского мероприятия определяется исходя из:
а) поставленных целей и объема задач аудиторского мероприятия;
б) перечня вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия;
в) требования, в соответствии с которым программа аудиторского мероприятия должна быть утверждена до даты начала проведения аудиторского мероприятия.
Датой окончания аудиторского мероприятия является дата подписания заключения.
10. Решение о внесении изменений в План принимается Руководителем Роспатента на основании мотивированной докладной записки руководителя субъекта внутреннего финансового аудита.
11. Внеплановое аудиторское мероприятие проводится на основании решения Руководителя Роспатента, которое должно содержать тему и сроки проведения внепланового аудиторского мероприятия.
В случае передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита решение о проведении внепланового аудиторского мероприятия принимается с учетом положений подпункта "а" пункта 13 и абзаца второго подпункта "б" пункта 19 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 декабря 2019 г. N 237н (далее - приказ Минфина России N 237н).
12. При планировании аудиторского мероприятия (составлении плана и/или программы аудиторского мероприятия) должностными лицами субъекта внутреннего финансового аудита учитываются:
а) степень обеспеченности ресурсами, необходимыми для осуществления внутреннего финансового аудита;
б) необходимость резервирования времени на проведение внеплановых аудиторских мероприятий;
в) возможность совершенствования работниками субъекта внутреннего финансового аудита совокупности профессиональных знаний, навыков и других компетенций, позволяющих осуществлять внутренний финансовый аудит.
13. В целях составления Плана руководителем субъекта внутреннего финансового аудита учитываются:
а) информация о выявленных бюджетных рисках, в том числе об их значимости, во взаимосвязи с бюджетными процедурами и/или операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур;
б) информация, указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля за период времени, прошедший с момента предыдущего мероприятия, а также информация о типовых нарушениях/недостатках, выявленных органами государственного финансового контроля;
в) результаты проведения аудиторских мероприятий, своевременности исполнения аудиторских рекомендаций, выданных по результатам предыдущих аудиторских мероприятий;
г) другие положения утвержденных федеральных стандартов.
III. Программа аудиторского мероприятия
14. Аудиторское мероприятие проводится в соответствии с программой аудиторского мероприятия (далее - Программа) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящему Порядку).
Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита утверждает Программу в срок не позднее 5 рабочих дней до даты начала проведения аудиторского мероприятия.
15. В целях планирования аудиторского мероприятия и с учетом положений пунктов 6 и 7 приказа Минфина N 195н уполномоченным должностным лицом Роспатента, наделенным полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, или руководителем аудиторской группы формируется программа аудиторского мероприятия, которая содержит следующую информацию:
а) основание проведения аудиторского мероприятия (пункт Плана или решение о проведении внепланового аудиторского мероприятия;
б) сроки проведения аудиторского мероприятия;
в) цель (цели) и задачи аудиторского мероприятия;
г) наименование (перечень) объекта(ов) внутреннего финансового аудита;
д) перечень вопросов, подлежащих изучению;
е) применяемые методы внутреннего финансового аудита;
ж) сведения об уполномоченном должностном лице или о руководителе и членах аудиторской группы.
16. Наименование (перечень) объекта(ов) внутреннего финансового аудита, а также перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, определяются исходя из результатов анализа данных для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий, во взаимосвязи с целью (целями) и задачами аудиторского мероприятия, в том числе исходя из:
а) информации, содержащейся в реестре бюджетных рисков;
б) информации о значимых остаточных бюджетных рисках;
в) результатов мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, проводимого уполномоченными должностными лицами субъекта внутреннего финансового аудита в соответствии с пунктами 22 - 24 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 22 мая 2020 г. N 91н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита" "Реализация результатов внутреннего финансового аудита" (далее - приказ Минфина России N 91н).
17. Используемые методы внутреннего финансового аудита обеспечивают получение субъектом внутреннего финансового аудита необходимых и достаточных аудиторских доказательств для формирования выводов, предложений и рекомендаций по результатам аудиторского мероприятия.
Выбор метода внутреннего финансового аудита для исследования каждого из вопросов, подлежащих изучению для достижения целей аудиторского мероприятия, основывается на характере исследуемого вопроса и целях его изучения.
Для изучения одного вопроса могут быть использованы несколько методов внутреннего финансового аудита.
18. Методы внутреннего финансового аудита:
а) аналитические процедуры;
б) инспектирование;
в) пересчет;
г) запрос;
д) наблюдение за действиями субъектов бюджетных процедур;
е) мониторинг процедур внутреннего финансового контроля.
19. Руководителем субъекта внутреннего финансового аудита, при необходимости, в Программу могут вноситься изменения.
20. Для проведения аудиторского мероприятия из работников субъекта внутреннего финансового аудита формируется аудиторская группа.
Численность аудиторской группы определяется исходя из целей аудиторского мероприятия, сроков проведения аудиторского мероприятия и квалификации должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита.
21. Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита исходя из вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, и компетентности уполномоченных должностных лиц субъекта внутреннего финансового аудита, а также с учетом положений пункта 5 приказа Минфина России N 195н имеет право привлекать к проведению аудиторского мероприятия уполномоченных должностных лиц Роспатента и (или) экспертов, а также включать привлеченных лиц в состав аудиторской группы.
При проведении аудиторского мероприятия руководитель аудиторской группы может прийти к выводу о необходимости изменения программы аудиторского мероприятия в связи с переоценкой значимости (уровня) бюджетных рисков, в том числе на основании полученной информации об организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетной процедуры, а также с учетом положений пункта 4 приказа Минфина России N 195н подготовить и представить на согласование руководителю субъекта внутреннего финансового аудита предложения по изменению программы аудиторского мероприятия.
Изменения в Программу утверждаются руководителем субъекта внутреннего финансового аудита в срок не позднее 5 рабочих дней с даты представления предложений по изменению программы аудиторского мероприятия.
В случае если руководителем субъекта внутреннего финансового аудита является уполномоченное должностное лицо, то Программа, а также изменения в нее утверждаются уполномоченным должностным лицом.
IV. Проведение аудиторских мероприятий
22. При проведении аудиторского мероприятия собираются аудиторские доказательства, достаточные и уместные для достижения целей аудиторского мероприятия, обоснования выводов и рекомендаций и формирования заключения по результатам проведения аудиторского мероприятия.
23. Достаточность является мерой количества аудиторских доказательств, необходимых для достижения целей аудиторского мероприятия, обоснования выводов и рекомендаций и формирования заключения по результатам проведения аудиторского мероприятия. При оценке достаточности аудиторских доказательств следует учитывать, что большой объем аудиторских доказательств не компенсирует их нерелевантность и ненадежность.
24. Аудиторское мероприятие проводится в соответствии с утвержденной программой аудиторского мероприятия путем выполнения уполномоченным должностным лицом или членами аудиторской группы профессиональных действий (применения совокупности профессиональных знаний, навыков и других компетенций, позволяющих проводить аудиторское мероприятие), в том числе действий по сбору аудиторских доказательств, формированию выводов, предложений и рекомендаций.
Уполномоченным должностным лицом или членами аудиторской группы в соответствии с принципами внутреннего финансового аудита, установленными приказом Минфина России N 196н, в том числе в соответствии с принципом профессионального скептицизма, при проведении аудиторского мероприятия должны быть собраны обоснованные, надежные и достаточные аудиторские доказательства.
При проведении аудиторского мероприятия может использоваться фото-, видео- и аудиотехника, а также иные виды техники и приборов.
25. Изучение объектов внутреннего финансового аудита, документов, данных и информации осуществляется сплошным или выборочным способом. Использование сплошного или выборочного способа изучения зависит от целей аудиторского мероприятия и характеристик исследуемых данных, документов, информации, процедур, а также использования программных средств для изучения объектов внутреннего финансового аудита.
26. Аудиторская выборка предназначена для того, чтобы на основании изучения менее чем 100% элементов общего набора операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, документов и информации (далее - генеральной совокупности), из которых производится выборка, сделать выводы относительно всей генеральной совокупности.
27. При проведении аудиторского мероприятия может использоваться статистическая или нестатистическая аудиторская выборка.
Статистическая аудиторская выборка - это способ формирования аудиторской выборки, при котором:
а) элементы для изучения выбираются из генеральной совокупности случайным способом;
б) для оценки результатов выборки могут использоваться статистические инструменты анализа.
Аудиторская выборка, не соответствующая характеристикам статистической аудиторской выборки, является нестатистической аудиторской выборкой.
Применяемый способ выборки для изучения объектов внутреннего финансового аудита должен обеспечить получение достаточных для достижения целей аудиторского мероприятия аудиторских доказательств.
В случаях, когда аудиторские доказательства, полученные из одного источника, не соответствуют аудиторским доказательствам, полученным из другого источника, или надежность информации, полученной в качестве аудиторских доказательств, не подтверждена, то уполномоченным должностным лицом или членами аудиторской группы должны быть проведены дополнительные профессиональные действия для сбора аудиторских доказательств, а также могут быть подготовлены предложения по внесению изменений в программу аудиторского мероприятия (при необходимости), предложения в части приостановления и (или) продления сроков аудиторского мероприятия.
В соответствии с пунктом 3 приказа Минфина России N 91н по решению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита информация о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий Роспатента, о надежности внутреннего финансового контроля, о достоверности бюджетной отчетности, а также предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента могут быть отражены в ходе проведения аудиторского мероприятия (промежуточные и предварительные результаты аудиторского мероприятия), в том числе в форме аналитических записок, направляемых субъектам бюджетных процедур.
По окончании проведения аудиторского мероприятия и с учетом положений пункта 8 приказа Минфина России N 195н руководитель субъекта внутреннего финансового аудита подписывает заключение, осуществляя контроль полноты отражения результатов проведения аудиторского мероприятия, и представляет заключение руководителю Роспатента.
28. Руководитель аудиторской группы при проведении аудиторского мероприятия оценивает степень выполнения программы аудиторского мероприятия и достижения его целей. Оценка выполнения программы аудиторского мероприятия и достижения его целей осуществляется на основе рабочей документации аудиторского мероприятия.
V. Основания и сроки приостановления и/или продления
аудиторских мероприятий
29. В случае возникновения обстоятельств, требующих приостановления (при наличии обстоятельств, при которых невозможно дальнейшее проведение аудиторского мероприятия) или продления аудиторского мероприятия, руководитель субъекта внутреннего финансового аудита, направляет Руководителю Роспатента служебную записку с изложением обстоятельств и срока предлагаемого приостановления (продления) данного мероприятия.
30. Основаниями для приостановления проведения аудиторского мероприятия являются:
а) отсутствие или неудовлетворительное состояние бюджетного (бухгалтерского) учета у Субъекта бюджетной процедуры - на период восстановления документов, необходимых для проведения аудиторского мероприятия, а также приведения Субъектом бюджетной процедуры в надлежащее состояние документов учета и отчетности;
б) непредставление Субъектом бюджетной процедуры документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторского мероприятия, а также представление неполного комплекта таких документов, материалов и информации, воспрепятствование проведению аудиторского мероприятия и (или) уклонение от проведения мероприятия - на период устранения перечисленных обстоятельств.
31. Общий срок приостановлений аудиторского мероприятия не может составлять более одного года. На время приостановления аудиторского мероприятия течение его срока прерывается.
Основаниями продления срока проведения аудиторского мероприятия являются:
а) получение в ходе проведения аудиторского мероприятия информации, свидетельствующей о наличии нарушений законодательства Российской Федерации и требующей дополнительного изучения, в том числе информации от правоохранительных органов, иных органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо из иных источников;
б) наличие обстоятельств, которые делают невозможным дальнейшее проведение аудиторского мероприятия по причинам, не зависящим от уполномоченного должностного лица или членов аудиторской группы, включая наступление обстоятельств непреодолимой силы;
в) значительный объем анализируемых документов, который не представлялось возможным установить при подготовке к проведению аудиторского мероприятия.
32. Решение о приостановлении (продлении) аудиторского мероприятия, принятое Руководителем Роспатента в соответствии с мотивированной служебной запиской руководителя субъекта внутреннего финансового аудита, при этом изменения в план проведения аудиторских мероприятий не вносятся.
33. После устранения причин приостановления аудиторского мероприятия аудиторская группа возобновляет его проведение.
VI. Составление и представление заключений. Представление
и рассмотрение возражений по результатам проведенного
аудиторского мероприятия
34. Заключение по аудиторскому мероприятию (далее - Заключение) включает в себя (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к настоящему Порядку):
а) тему аудиторского мероприятия;
б) описание выявленных нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления), а также их причин и условий;
в) описание выявленных бюджетных рисков, в том числе не включенных ранее в реестр бюджетных рисков, причин и возможных последствий реализации этих бюджетных рисков, а также рисков, остающихся после реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля (далее - значимые остаточные бюджетные риски);
г) выводы о достижении цели (целей) осуществления внутреннего финансового аудита:
- о степени надежности внутреннего финансового контроля;
- о достоверности бюджетной отчетности, в том числе о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и соответствие порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности;
- о качестве исполнения бюджетных полномочий Федеральным агентством воздушного транспорта значений показателей качества финансового менеджмента, определенных в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 7 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
д) предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента, в том числе предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля;
е) дату подписания заключения;
ж) должность, фамилию, имя, отчество, подпись руководителя аудиторской группы;
з) должность, фамилию, имя, отчество, подпись руководителя субъекта внутреннего финансового аудита.
35. Подписанный экземпляр Заключения передается на ознакомление Субъекту бюджетной процедуры в течение 10 рабочих дней.
36. При наличии возражений и предложений по фактам, указанным в Заключении, Субъект бюджетной процедуры в течение 5 рабочих дней с даты его получения вправе представить в свободной форме возражения и предложения аудиторской группе на бумажном носителе или в электронном виде.
37. Возражения и предложения Субъекта бюджетных процедур, поступившие по результатам проведенного аудиторского мероприятия, рассматриваются руководителем субъекта внутреннего финансового аудита и, при необходимости, учитываются должностными лицами субъекта внутреннего финансового аудита, в том числе в целях ведения реестра бюджетных рисков.
38. В течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем получения Заключения Субъект бюджетной процедуры обеспечивает разработку плана мероприятий по реализации предложений и рекомендаций и/или устранению недостатков/нарушений (рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к настоящему Порядку).
39. Субъект бюджетной процедуры обеспечивает выполнение внесенных аудиторской группой предложений и в установленные сроки представляет руководителю субъекта внутреннего финансового аудита информацию об устранении нарушений и недостатков, выявленных в ходе аудиторских мероприятий с приложением копий подтверждающих документов (рекомендуемый образец приведен в приложении N 5 к настоящему Порядку).
40. Подписанный экземпляр Заключения направляется Руководителю Роспатента в течение 10 рабочих дней для принятия решений.
41. Руководитель Роспатента рассматривает Заключение и принимает одно или несколько решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента, предусмотренные приказом Минфина N 91н, с указанием сроков их выполнения.
42. Руководитель Роспатента принимает решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента, на основании информации, как содержащейся в заключениях субъекта внутреннего финансового аудита, так и в полученной вне рамок проведения аудиторских мероприятий, в том числе на основании информации руководителя субъекта внутреннего финансового аудита о выявленных признаках коррупционных и иных правонарушений, о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков.
43. Субъекты бюджетных процедур, являющиеся руководителями структурных подразделений Роспатента, в целях выполнения решений Руководителя Роспатента, а также на основании информации о проведении и результатах аудиторского мероприятия, в том числе указанной в аналитических записках субъекта внутреннего финансового аудита, проекте заключения и заключении, вправе самостоятельно принимать решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента, включая разработку и выполнение перечня (плана) мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры.
44. Информация о принятых решениях, а также о принятых (необходимых к принятию) мерах по повышению качества финансового менеджмента обобщается должностными лицами (работниками) субъекта внутреннего финансового аудита в целях ведения реестра бюджетных рисков и проведения мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков.
45. Должностные лица (работники) субъекта внутреннего финансового аудита регулярно (не реже одного раза в год) проводят мониторинг реализации Субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, в рамках которого формируют информацию о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.
46. Обобщенная информация о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков отражается в годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.
VII. Документирование аудиторских мероприятий
47. При проведении аудиторского мероприятия формируется рабочая документация, которая ведется, и храниться в электронном виде и (или) на бумажных носителях.
48. Рабочая документация подтверждает, что объекты внутреннего финансового аудита исследованы в соответствии с Программой этого аудиторского мероприятия; собраны аудиторские доказательства (документы, данные, информация), достаточные и уместные для обоснования выводов, рекомендаций и формирования заключения по результатам проведенного аудиторского мероприятия.
49. Рабочая документация формируется до окончания аудиторского мероприятия.
50. При хранении рабочих документов аудиторских мероприятий должна исключаться возможность их изменения, а также изъятия или добавления отдельных рабочих документов или их части.
Рабочая документация храниться в архиве субъекта внутреннего финансового аудита (шкаф).
VIII. Составление и представление годовой отчетности
о результатах осуществления внутреннего финансового аудита
51. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита за отчетный финансовый год формируется по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным годом, подписывается руководителем субъекта внутреннего финансового контроля и направляется Руководителю Роспатента (рекомендуемый образец приведен в приложении N 6 к настоящему Порядку).
52. Отчетным периодом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.
53. Годовая отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита должна содержать информацию, характеризующую достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита, установленных пунктом 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в частности:
а) о выполнении плана проведения аудиторских мероприятий за отчетный год, а в случае невыполнения плана - информацию о причинах его невыполнения;
б) о количестве и темах, проведенных внеплановых аудиторских мероприятий за отчетный год (при наличии);
в) о степени надежности осуществляемого в Роспатенте внутреннего финансового контроля;
г) о достоверности (недостоверности) сформированной бюджетной отчетности Роспатента;
е) о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита, направленной на решение задач внутреннего финансового аудита, указанных в пунктах 14 - 16 приказа Минфина России N 196н, включая информацию о наиболее значимых, по мнению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита:
выводах, предложениях и рекомендациях субъекта внутреннего финансового аудита;
нарушениях и (или) недостатках, бюджетных рисках, а также о значимых остаточных бюджетных рисках, включая информацию об их причинах;
принятых (необходимых к принятию) мерах по повышению качества финансового менеджмента Федерального агентства воздушного транспорта и минимизации (устранению) бюджетных рисков;
примерах (лучших практиках) организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур и (или) операций (действий) по выполнению бюджетных процедур в Роспатенте (при наличии);
ж) о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков;
з) о событиях, оказавших существенное влияние на организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, а также на деятельность субъекта внутреннего финансового аудита;
и) о субъекте внутреннего финансового аудита, в том числе о его подчиненности, штатной и фактической численности, а также о принятых мерах по повышению квалификации уполномоченных должностных лиц субъекта внутреннего финансового аудита;
д) о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита, направленной на решение задач внутреннего финансового аудита;
ж) дату подписания годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита, должность, фамилию и инициалы, подпись руководителя субъекта внутреннего финансового аудита.
IX. Реестр бюджетных рисков, участие субъектов бюджетных
процедур в формировании и ведении (актуализации) реестра
бюджетных рисков
54. Для сбора и анализа информации о бюджетных рисках и их оценки ведется реестр бюджетных рисков Роспатента, который должен включать следующую информацию в отношении каждого выявленного бюджетного риска (рекомендуемый образец приведен в приложении N 7 к настоящему Порядку):
а) наименование операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, являющейся объектом бюджетного риска;
б) описание выявленного бюджетного риска;
в) описание последствий бюджетного риска
г) оценка значимости (уровня) бюджетного риска (в том числе оценка вероятности и степени влияния бюджетного риска);
д) наименование владельца бюджетного риска;
е) необходимость (отсутствие необходимости) и приоритетность принятия мер по минимизации (устранению) бюджетного риска;
ж) меры по предупреждению и (или) минимизации (устранению) бюджетного риска.
55. В реестр бюджетных рисков включаются операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры как со значимыми бюджетными рисками, так и с незначительными бюджетными рисками.
При формировании и ведении реестра бюджетных рисков субъектом внутреннего финансового аудита осуществляется оценка бюджетных рисков, определение их значимости.
Информация, указанная в подпункте "ж" настоящего пункта, включается в реестр бюджетных рисков только в случае возможности и целесообразности принятия Роспатентом мер по предупреждению и (или) минимизации (устранению) соответствующего бюджетного риска.
56. Субъектом внутреннего финансового аудита проводит мониторинг реализации Субъектами бюджетных процедур мер по минимизации бюджетных рисков, по организации и осуществлению внутреннего финансового контроля, по устранению выявленных нарушений и недостатков.
Мониторинг может проводиться в рамках проведения аудиторского мероприятия и/или в период между аудиторскими мероприятиями.
Результаты мониторинга, проводимого в рамках аудиторского мероприятия отражаются в Заключении о его результатах; вне аудиторского мероприятия оформляются аналитической запиской в произвольной форме.
57. Субъект внутреннего финансового аудита при осуществлении внутреннего финансового аудита также руководствуется положениями, определенными федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, не включенными в настоящий Порядок.
Приложение N 1
к Порядку осуществления
Федеральной службой
по интеллектуальной собственности
внутреннего финансового аудита,
утвержденному приказом Роспатента
от ________ 2021 г. N ___
(рекомендуемый образец)
УТВЕРЖДАЮ Руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности _________________ _______________ (подпись) (расшифровка) "__" ______ 20__ г. План проведения аудиторских мероприятий на 20__ год N п/п | Тема аудиторского мероприятия | Дата (месяц) окончания аудиторского мероприятия |
Приложение N 2
к Порядку осуществления
Федеральной службой
по интеллектуальной собственности
внутреннего финансового аудита,
утвержденному приказом Роспатента
от ________ 2021 г. N ___
(рекомендуемый образец)
УТВЕРЖДАЮ _________________________________ (должность руководителя субъекта внутреннего финансового аудита) _________________________________ (подпись Расшифровка подписи) "__" ______ 20__ г. Программа аудиторского мероприятия ______________________________________ (Тема аудиторского мероприятия) 1. Основание проведения аудиторского мероприятия: ___________________________________________________________________________ (пункт плана проведения аудиторских мероприятий или решение о проведении внепланового аудиторского мероприятия) 2. Сроки проведения аудиторского мероприятия: ___________________________________________________________________________ (даты начала и окончания аудиторского мероприятия) 3. Цель (цели) аудиторского мероприятия: ___________________________________________________________________________ 4. Задачи аудиторского мероприятия: ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 5. Методы внутреннего финансового аудита, которые будут применены при проведении аудиторского мероприятия: ___________________________________________________________________________ 6. Наименование (перечень) объекта(ов) внутреннего финансового аудита: ___________________________________________________________________________ 7. Перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия: 7.1. ______________________________________________________________________ 7.2. ______________________________________________________________________ 7.3. ______________________________________________________________________ 8. Сведения о руководителе и членах аудиторской группы или об уполномоченном должностном лице: ___________________________________________________________________________ Руководитель аудиторской группы < * > ___________________ ____________________ _________________________________ (должность) (подпись) (расшифровка подписи) "__" _______ 20__ г.< * > Руководитель аудиторской группы подписывает программу аудиторского мероприятия в случае, если для проведения аудиторского мероприятия формируется аудиторская группа.
Приложение N 3
к Порядку осуществления
Федеральной службой
по интеллектуальной собственности
внутреннего финансового аудита,
утвержденному приказом Роспатента
от ________ 2021 г. N ___
(рекомендуемый образец)
УТВЕРЖДАЮ Руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности _________________ _______________ (подпись) (расшифровка) "__" ______ 20__ г. Заключение 1. Тема аудиторского мероприятия: ___________________________________________________________________________ 2. Описание выявленных нарушений и (или) недостатков, их причин и условий: ___________________________________________________________________________ (в случае выявления нарушений и (или) недостатков) 3. Описание выявленных бюджетных рисков, в том числе не включенных ранее в реестр бюджетных рисков, причин и возможных последствий реализации этих бюджетных рисков, а также рисков, остающихся после реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля: ___________________________________________________________________________ 4. Выводы о достижении цели (целей) осуществления внутреннего финансового аудита: ___________________________________________________________________________ (установлены пунктом 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и (или) программой аудиторского мероприятия) 5. Предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента: ___________________________________________________________________________ (указываются одно или несколько решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента и предусмотренных пунктами 17 - 19 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Минфина России N 91н, в том числе предлагаемые меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля) Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита ___________________ ____________________ _________________________________ (должность) (подпись) (расшифровка подписи) "__" _______ 20__ г.Приложение N 4
к Порядку осуществления
Федеральной службой
по интеллектуальной собственности
внутреннего финансового аудита,
утвержденному приказом Роспатента
от ________ 2021 г. N ___
(рекомендуемый образец)
План мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе ___________________________________________________________________________ (наименование аудиторского мероприятия, наименование объекта аудита, субъекта бюджетных процедур) проведенной с "__" ______ 20__ г. по "__" ______ 20__ г. п/п | Предложения, внесенные в акт аудиторского мероприятия | Краткое содержание нарушений и недостатков, выявленных в ходе аудиторского мероприятия (по каждому предложению) | Мероприятия по устранению выявленных нарушений и недостатков | Срок выполнения | Ответственные исполнители |
Приложение N 5
к Порядку осуществления
Федеральной службой
по интеллектуальной собственности
внутреннего финансового аудита,
утвержденному приказом Роспатента
от ________ 2021 г. N ___
(рекомендуемый образец)
УТВЕРЖДАЮ Руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности _________________ _______________ (подпись) (расшифровка) "__" ______ 20__ г. Информацию об устранении нарушений и недостатков, выявленных в ходе ____________________________________________________________ (наименование аудиторского мероприятия, наименование объекта аудита, субъекта бюджетных процедур) проведенной с "__" ______ 20__ г. по "__" 20 г. п/п | Предложения, внесенные в акт аудиторского мероприятия | Краткое содержание всех нарушений и недостатков, выявленных в ходе аудиторского мероприятия (по каждому предложению) | Принятые меры по устранению выявленных нарушений и недостатков |
2 | 3 | 4 | |
Приложение N 6
к Порядку осуществления
Федеральной службой
по интеллектуальной собственности
внутреннего финансового аудита,
утвержденному приказом Роспатента
от ________ 2021 г. N ___
(рекомендуемый образец)
Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита за 20__ год по состоянию на "__" ______ 20__ г. 1. Информация о выполнении плана проведения аудиторских мероприятий: ___________________________________________________________________________ (количество плановых аудиторских мероприятий, количество аудиторских мероприятий, проведенных в рамках переданных полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита (при наличии), информация о внесении изменений в план проведения аудиторских мероприятий в течение отчетного финансового года, а в случае невыполнения плана - информация о причинах его невыполнения) 2. Информация о количестве и темах проведенных внеплановых аудиторских мероприятий: ___________________________________________________________________________ (при наличии) 3. Информация о степени надежности внутреннего финансового контроля: ___________________________________________________________________________ 4. Информация о достоверности (недостоверности) сформированной бюджетной отчетности: ___________________________________________________________________________ 5. Информация о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий: ___________________________________________________________________________ (включая информацию о достижении целевых значений показателей качества финансового менеджмента) 6. Информация о наиболее значимых выводах, предложениях и рекомендациях субъекта внутреннего финансового аудита: ___________________________________________________________________________ 7. Информация о наиболее значимых нарушениях и (или) недостатках, бюджетных рисках, о рисках, остающихся после реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля, и их причинах: ___________________________________________________________________________ 8. Информация о наиболее значимых принятых мерах по повышению качества финансового менеджмента и минимизации (устранению) бюджетных рисков: ___________________________________________________________________________ 9. Информация о примерах (лучших практиках) организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур и (или) операций (действий) по выполнению бюджетных процедур: ___________________________________________________________________________ (при наличии) 10. Информация о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков: ___________________________________________________________________________ 11. Описание событий, оказавших существенное влияние на организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, а также на деятельность субъекта внутреннего финансового аудита: ___________________________________________________________________________ 12. Сведения о субъекте внутреннего финансового аудита: ___________________________________________________________________________ (в том числе информация о его подчиненности, штатной и фактической численности, а также принятых мерах по повышению квалификации должностного лица (работника) субъекта внутреннего финансового аудита) Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита ___________________ ____________________ _________________________________ (должность) (подпись) (расшифровка подписи) "__" _______ 20__ г.Приложение N 7
к Порядку осуществления
Федеральной службой
по интеллектуальной собственности
внутреннего финансового аудита,
утвержденному приказом Роспатента
от ________ 2021 г. N ___
(рекомендуемый образец)
Реестр бюджетных рисков Федеральной службы по интеллектуальной собственности по состоянию на "__" ______ 20__ г. N п/п | Бюджетная процедура | Наименование операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры | Выявл енный бюджетный риск | Причины бюджетного риска | Возможные последствия реализации бюджетного риска | Оценка критерия "вероятность" ("вероятность допущения ошибки") | Оценка критерия "степень влияния" ("существенность ошибки") | Значимость (уровень) бюджетного риска | Владельцы бюджетного риска | Необходимость (отсутствие необходимости) принятия мер по минимизации (устранению) бюджета ого риска | Предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетного риска < * > | Приоритетность принятия мер по минимизации (устранению) бюджетного риска | Срок исполнения меры по минимизации (устранению) бюджетного риска | Отметка об исполнении меры по минимизации (устранению) бюджетного риска | Справочно: нормативный правовой и (или) правовой акт, определяющий порядок (сроки) выполнения бюджетной процедуры | |||
ФИО | Должность | Структурное подразделение | Меры, не связанные с контрольными действиями | Меры по организации внутреннего финансов ого контроля (рекомендуемые контрольные действия) | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
1. | ||||||||||||||||||
2. | ||||||||||||||||||
3. | ||||||||||||||||||
4. | ||||||||||||||||||
5. | ||||||||||||||||||
6. |
< * > Предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетного риска указываются в случае возможности и (или) необходимости (целесообразности) принятия руководителем Роспатента бюджетных средств мер по минимизации (устранению) соответствующего бюджетного риска и (или) мер по его предупреждению.