Утверждено
Решением Совета директоров
Центрального Банка РСФСР
от 6 декабря 1991 г. N 33
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ГЛАВНОМ УПРАВЛЕНИИ
ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РСФСР (БАНКА РОССИИ)
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Территориальное Главное управление Центрального банка РСФСР (Банка России) - филиал Центрального банка РСФСР (Банка России)
1. Территориальное Главное управление Центрального банка РСФСР (Банка России) (в дальнейшем - Главное управление) является обособленным подразделением Центрального банка РСФСР (в дальнейшем - Банк России), осуществляющим часть его функций на определенной территории в соответствии с настоящим Положением.
2. Образование Главного управления, его реорганизация и ликвидация производятся на основании решения Совета директоров Банка России.
3. В состав Главных управлений на правах структурных подразделений входят Расчетно-кассовые центры (в дальнейшем - РКЦ), образуемые этими Главными управлениями по согласованию с Банком России.
4. Главное управление подчиняется Банку России и ему подотчетно.
Статья 2. Правовая основа деятельности Главного управления
1. Главное управление в своей деятельности руководствуется Законами РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)", "О банках и банковской деятельности в РСФСР", Уставом Центрального банка РСФСР (Банка России), другим действующим в РСФСР законодательством, настоящим Положением и иными актами Банка.
Статья 3. Руководство Главным управлением Банка России
Главное управление Банка России возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности председателем Банка России. Решение председателя о назначении (освобождении) начальника Главного управления утверждается Советом директоров Банка России.
Начальник Главного управления представляет интересы Банка России в судебных, следственных, административных и других органах.
Начальник Главного управления имеет заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности начальником Главного управления.
Статья 4. Структура, штаты и смета расходов Главного управления
1. Структура и схема должностных окладов Главного управления утверждается председателем Банка России.
2. Штатное расписание Главного управления утверждается начальником Главного управления с учетом доведенных до него Банком России расчетной численности и фонда заработной платы.
3. Смета расходов на содержание аппарата Главного управления и РКЦ составляется Главным управлением и утверждается Банком России.
Главное управление самостоятельно распоряжается ассигнованиями на содержание аппарата, предусмотренными указанной сметой.
Статья 5. Имущество Главного управления
1. Банк России наделяет Главное управление имуществом, стоимость которого отражается на балансе Главного управления, входящем составной частью в баланс Банка России.
2. Главное управление распоряжается этим имуществом без ограничений, за исключением зданий и сооружений, продажа или отчуждение которых иным способом осуществляется Главным управлением по согласованию с Банком России.
Статья 6. Место нахождения, наименование и печать Главного управления
1. Местом нахождения Главного управления является административный центр территории, на которой образовано и действует Главное управление.
2. Наименование Главного управления определяется Банком России и включает в себя слова "Главное управление Центрального банка РСФСР по", затем следует (в дательном падеже) наименование региона деятельности этого управления.
3. Главное управление имеет печать со своим наименованием и изображением Государственного герба РСФСР.
Статья 7. Договорный характер отношений Главного управления
Отношения Главного управления с другими банками, предприятиями, учреждениями и организациями строятся на основе договоров, заключаемых Главным управлением от имени Банка России. Ответственность по этим договорам несет Банк России.
Статья 8. Задачи Главного управления
Главное управление обеспечивает проведение единой федеральной политики в области денежного обращения, кредитного регулирования, использования кредитных ресурсов и осуществляет надзор за деятельностью банков.
Глава 2. Полномочия Главного управления
Статья 9. Полномочия в сфере денежно-кредитного регулирования
Главное управление:
а) составляет проект регионального годового плана централизованных кредитных ресурсов и представляет его в Банк России, ведет учет резерва централизованных кредитных ресурсов, осуществляет оперативное маневрирование или разрабатывает предложения и рекомендации по изысканию, рациональному использованию кредитов. Осуществляет контроль за использованием ссудного фонда, определяет меры по повышению эффективности его использования;
б) рассматривает проекты региональных экономических программ, дает заключения об эффективности и целесообразности их кредитования, вносит свои предложения, координирует эту работу с местными органами управления;
в) разрабатывает и вносит в Банк России предложения о размерах платы за централизованные кредитные ресурсы, нормах обязательных резервов, кредитов, депонируемых на корреспондентских счетах в Банке России, других экономических нормативах, устанавливаемых коммерческим банкам < * > ;
< * > Далее - "банки".
г) изучает экономическую конъюнктуру и осуществляет регулирование уровня процентных ставок по кредитам, предоставляемым банкам, вносит в Банк России предложения о льготном кредитовании отдельных отраслей народного хозяйства и возмещении банкам потерь, связанных с таким кредитованием;
д) прогнозирует, организует и регулирует денежный оборот в регионе;
е) участвует в разработке регионального баланса денежных доходов и расходов населения, оценивает на основе кассовых оборотов объем и структуру денежных доходов и расходов населения, определяет квоту прироста денежных средств у населения;
ж) анализирует состояние налично-денежного оборота и безналичных расчетов в хозяйстве региона и определяет их тенденции, разрабатывает прогнозы кассовых оборотов банков по экономическому содержанию источников поступлений выручки и выдач наличных денег: осуществляет оперативное регулирование кассовыми ресурсами и вносит предложения по его совершенствованию;
з) изучает состояние денежного обращения на территории региона, анализирует складывающиеся соотношения между денежными доходами населения, производством потребительских товаров, розничным товарооборотом, сферой платных услуг населению и на этой основе вносит предложения по улучшению их сбалансированности;
и) подготавливает предложения о лимите остатка денег в оборотных кассах РКЦ и оперативных кассах банков на территории региона;
к) изучает практику применения форм расчетов в народном хозяйстве, разрабатывает предложения по их совершенствованию;
л) организует расчеты между банками по корреспондентским счетам в РКЦ по единой методике.
Статья 10. Полномочия в сфере организации денежного обращения
Главное управление:
а) организует работу по созданию резервных фондов банкнот и монеты в РКЦ и по перевозкам ценностей между ними, а также устанавливает им размеры резервных фондов и оборотной кассы в пределах лимитов, выделенных управлению;
б) организует кассовое обслуживание банков, а в случаях, установленных Банком России, - отдельных предприятий и организаций;
в) разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению сохранности денег и других государственных ценностей и соблюдению эмиссионного режима в РКЦ и других подразделениях Главного управления;
г) организует работу по обеспечению охраной, пропускным режимом и оборудованием РКЦ средствами охранно-пожарной сигнализации;
д) осуществляет учет эмиссионных операций и контроль за правильностью их совершения.
Статья 11. Полномочия по организации финансирования капитальных вложений
Главное управление:
а) организует финансирование централизованных капитальных вложений, осуществляемых за счет средств бюджета и внебюджетных фондов, и их долгосрочное кредитование;
б) проводит экспертизу мероприятий, финансируемых банками за счет долгосрочных кредитов;
в) по поручениям Банка России участвует в работе государственных комиссий по приемке в эксплуатацию строек и объектов производственного назначения, финансируемых за счет бюджетных средств.
Статья 12. Полномочия в области экономического анализа и статистики
Главное управление:
а) анализирует состояние экономики региона, разрабатывает предложения по ее стабилизации и укреплению;
б) организует сбор, систематизацию, обработку и хранение статистической информации, необходимой для экономического анализа, а также данных по статьям сводного территориального баланса.
Статья 13. Полномочия в сфере внешнеэкономической деятельности
Главное управление:
а) участвует в мероприятиях по расширению экспортного потенциала региона;
б) осуществляет через РКЦ валютно-кредитное обслуживание внешнеэкономической деятельности в регионе;
в) осуществляет контроль за проведением валютных операций в регионе, проводит консультации по вопросам, связанным с этими операциями;
г) рассматривает ходатайства банков о получении ими лицензий на осуществление валютных операций, дает по ним заключения и представляет их в Банк России, в отдельных случаях с разрешения Банка России выдает предприятиям и банкам, находящимся на территории данного региона, разрешения на осуществление валютных операций;
д) регулирует курс рубля по отношению к валютам других стран в случае функционирования в регионе валютной биржи;
е) разрабатывает новые нормативные акты по регулированию валютных операций на территориях свободных экономических зон и территориях, входящих в региональные ассоциации;
ж) рассматривает отчеты о деятельности банков во внешнеэкономической сфере.
Статья 14. Полномочия по надзору и регулированию деятельности банков
Главное управление:
а) осуществляет контроль за соблюдением банками экономических нормативов, установленных Банком России;
б) вырабатывает предложения по устранению недостатков в деятельности банков на основе анализа отчетности и данных, полученных в порядке надзорной деятельности;
в) изучает структуру, состояние и тенденции банковских рынков;
г) осуществляет контроль за исполнением банками договоров на предоставление им централизованных кредитных ресурсов;
д) осуществляет ежемесячный контроль за правильным формированием банками фонда страхования депозитов и фонда страхования банков от банкротств, ведет учет средств, поступающих в эти фонды, информирует Банк России о размерах сформированных фондов;
е) выдает за третьих лиц банкам гарантии - в виде банковского акцепта - по обязательствам, предусматривающим исполнение в денежной форме;
ж) в соответствии с указаниями Банка России контролирует правильность подготовки документов, необходимых для учреждения коммерческих банков, обеспечивает учет и хранение таких документов и внесение в них изменений, регистрирует коммерческие банки, уменьшение и увеличение их уставных капиталов, контролирует внесение необходимых изменений в учредительные документы, зарегистрированные Банком России, своевременно сообщает свое мнение о целесообразности принятия Банком России указанных документов;
з) применяет к нарушителям санкции, предусмотренные ст. 33 Закона "О Центральном банке РСФСР (Банке России)";
и) ставит перед учредителями банков вопрос о созыве собраний участников банка в случае возникновения угрозы банкротства банка и в других случаях, связанных с защитой интересов вкладчиков банков корреспондентов;
к) контролирует деятельность филиалов коммерческих банков, находящихся на подведомственной территории, независимо от места нахождения основного банка.
Примечание. Коммерческие банки согласовывают изменения статуса подведомственных им организаций с территориальными Главными управлениями по месту нахождения этих организаций и представляют Главным управлениям по их требованию все необходимые материалы по созданию и деятельности таких организаций.
Статья 15. Полномочия в финансовой и внутрихозяйственной деятельности
Главное управление:
а) составляет сводный финансовый план и определяет плановую прибыль, проводит работу по повышению уровня рентабельности;
б) осуществляет хозяйственную деятельность на основе экономических нормативов, утвержденных Советом директоров Банка России;
в) рационально использует хозрасчетные фонды;
г) осуществляет премирование работников Главного управления на основе положения о материальном стимулировании работников Главного управления и подведомственных учреждений, утвержденного Главным управлением в соответствии с рекомендациями Банка России;
д) организует и обеспечивает соблюдение правил охраны труда и техники безопасности работниками Главного управления;
е) разрабатывает и утверждает планы собственного капитального строительства и капитального ремонта объектов и определяет ежегодные объемы капитальных вложений и капитального ремонта по Главному управлению;
ж) выполняет функции заказчика при строительстве объектов банка на своей территории.
Статья 16. Полномочия в правовой области
Главное управление:
а) изучает и обобщает практику применения действующего законодательства, дает банкам - корреспондентам разъяснения по нормативным актам Банка России;
б) вносит в юридическую службу Банка России предложения по изменению и дополнению действующих нормативных актов, а также проекты нормативных актов;
в) по заданию Банка России участвует в подготовке проектов нормативных актов.
Глава 3. Заключительные положения
Статья 17. Учет и отчетность Главного территориального управления
Главное управление обеспечивает ведение бухгалтерского учета и всех видов отчетности в коммерческих банках и других подведомственных учреждениях и представляет отчетность по форме и в сроки, определяемые Банком России.
Статья 18. Методическая и надзорная деятельность, организация аудиторской службы
По всем направлениям деятельности в пределах своих полномочий Главное управление оказывает методическую помощь и осуществляет надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков, расчетно-кассовых и вычислительных центров, организует аудиторскую службу в регионе.
Статья 19. Информационно-вычислительное обслуживание в Главном управлении
Информационно-вычислительное обслуживание Главного управления осуществляется вычислительным центром или специализированным подразделением по автоматизированной обработке информации Главного управления.
В Главном управлении, не имеющем в своем составе указанных служб, такое обслуживание осуществляется сторонним вычислительным центром на основе договора.
Главное управление организует разработку и выполнение текущего и перспективных планов обработки информации, проводит мероприятия по повышению компьютерной грамотности персонала, определяет потребность в технических средствах автоматизации и механизации, организует функционирование и развитие банковской сети телекоммуникаций.