РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
ОБ ОПЕРАТИВНО - РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Закона РФ от 02.07.92 N 3181-1)
Настоящий Закон определяет содержание оперативно - розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно - розыскных мероприятий.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Оперативно - розыскная деятельность
Оперативно - розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой, гласно и негласно, уполномоченными на то настоящим Законом государственными органами и оперативными подразделениями < * > , в пределах их компетенции путем проведения оперативно - розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств.
< * > Далее - органы, осуществляющие оперативно - розыскную деятельность.
Статья 2. Задачи оперативно - розыскной деятельности
Задачами оперативно - розыскной деятельности являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, в том числе сокрытия доходов от налогообложения и уклонения от уплаты налогов, а также лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
(в ред. Закона РФ от 02.07.92 N 3181-1)
осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших граждан.
Статья 3. Принципы оперативно - розыскной деятельности
Оперативно - розыскная деятельность основывается на принципах законности, уважения прав и свобод личности, конспирации, сочетания гласных и негласных начал.
Статья 4. Правовая основа оперативно - розыскной деятельности
Правовой основой оперативно - розыскной деятельности являются Конституция РСФСР, настоящий Закон, а также другие законы и иные правовые акты Российской Федерации. Органы, осуществляющие оперативно - розыскную деятельность, издают в пределах своей компетенции, в соответствии с законодательством и по согласованию с Прокуратурой Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно - розыскных мероприятий.
Статья 5. Соблюдение прав и свобод личности в оперативно - розыскной деятельности
Не допускается осуществление оперативно - розыскной деятельности для достижения целей и задач, не предусмотренных настоящим Законом.
Лицо, полагающее, что действия органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность, привели к ограничению его прав и свобод, может обжаловать эти действия в вышестоящий орган или в суд.
Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, полагающее, что в отношении его проводились оперативно - розыскные мероприятия, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность, сведения о характере полученной в отношении его информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих разглашение государственной тайны. При отказе в предоставлении запрошенных сведений либо получении их не в полном объеме данное лицо вправе обжаловать эти действия в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывания обоснованности такого решения возлагается на соответствующий орган, осуществляющий оперативно - розыскную деятельность.
В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела орган, осуществляющий оперативно - розыскную деятельность, по требованию судьи обязан представить ему оперативно - служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю, за исключением данных о лицах, конфиденциально содействовавших проведению оперативно - розыскных мероприятий.
В случае признания необоснованным решения органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность, об отказе в предоставлении необходимых сведений заявителю судья может обязать указанный орган предоставить заявителю сведения, предусмотренные частью третьей настоящей статьи.
Полученные в результате оперативно - розыскных мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если исполнение служебных обязанностей или правосудие не требуют иного. За три месяца до уничтожения документов, отражающих результаты оперативно - розыскных мероприятий, проведенных с санкции прокурора, об этом уведомляется соответствующий прокурор.
Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно - розыскную деятельность, запрещается предпринимать действия в интересах какой-либо политической партии; принимать негласное участие в работе органов представительной или судебной власти, а также общественных объединений или религиозных организаций, зарегистрированных в установленном законом порядке, с целью оказания влияния на характер их деятельности.
При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно - розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья обязаны принять меры к восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оперативно - розыскная деятельность, осуществляемая с нарушением настоящего Закона, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Раздел II. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАТИВНО - РОЗЫСКНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ
Статья 6. Оперативно - розыскные мероприятия
Оперативно - розыскные мероприятия проводятся только тогда, когда иным путем невозможно обеспечить выполнение задач, предусмотренных статьей 2 настоящего Закона.
Для решения этих задач органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, в соответствии с правилами конспирации применяются:
1) опрос граждан;
2) наведение справок;
3) сбор образцов для сравнительного исследования;
4) контрольные закупки;
5) исследование предметов и документов;
6) наблюдение;
7) отождествление личности;
8) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
9) контроль почтовых отправлений;
10) цензура корреспонденции осужденных;
11) прослушивание телефонных и иных переговоров;
12) снятие информации с технических каналов связи.
Установленные частью второй настоящей статьи действия реализуются путем проведения оперативно - розыскных мероприятий. Перечень этих действий является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только законом.
В ходе проведения оперативно - розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино и фотосъемка, а также другие технические средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью личности и окружающей среде.
Должностные лица органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, решают ее задачи путем личного участия в организации и проведении оперативно - розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными познаниями, а также содействие отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.
Организация и тактика проведения оперативно - розыскных мероприятий составляют государственную тайну.
Статья 7. Основания проведения оперативно - розыскных мероприятий
Основаниями для проведения оперативно - розыскных мероприятий являются:
1) наличие возбужденного уголовного дела;
2) ставшие известными органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность, сведения:
о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, по которому обязательно производство предварительного следствия, когда нет данных, указывающих на признаки преступления;
о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
о безвестном отсутствии граждан и обнаружении неопознанных трупов;
3) поручения следователя, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;
4) запросы других органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье;
5) запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с договорами (соглашениями) о правовой помощи.
Органы, осуществляющие оперативно - розыскную деятельность, в пределах своей компетенции вправе также собирать данные, характеризующие личность граждан, необходимые для принятия решений:
1) о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, или к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную экологическую опасность;
2) о допуске к участию в оперативно - розыскной деятельности или доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления. Данное положение не распространяется на судей и прокуроров;
3) в связи с оказанием ими содействия в подготовке и проведении оперативно - розыскных мероприятий;
4) о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.
Статья 8. Условия проведения оперативно - розыскных мероприятий
Гражданство, национальность, пол, место жительства, социальное и имущественное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении них оперативно - розыскных мероприятий на территории Российской Федерации, если иное не оговорено законом.
Проведение оперативно - розыскных мероприятий, затрагивающих охраняемые законом тайну переписки, телефонных и иных переговоров, телеграфных сообщений, а также право на неприкосновенность жилища, допускается лишь для сбора информации о лицах, подготавливающих или покушающихся на тяжкие преступления, совершающих либо совершивших тяжкие преступления, а также допустивших уклонение от уплаты налогов либо сокрытие доходов от налогообложения в особо крупных размерах, и только с санкции прокурора (по мотивированному постановлению одного из руководителей соответствующего органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность). Перечень категорий таких руководителей устанавливается ведомственными нормативными актами. При этом обследование жилых помещений допускается в исключительных случаях и только с санкции прокурора республики в составе Российской Федерации, края, области и других прокуроров, имеющих их полномочия.
(в ред. Закона РФ от 02.07.92 N 3181-1)
В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению террористического акта или диверсии, на основании мотивированного заключения одного из руководителей соответствующего органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность, допускается проведение оперативно - розыскных мероприятий, перечисленных в части второй настоящей статьи, с незамедлительным уведомлением соответствующего прокурора и последующим получением санкции в течение 24 часов.
В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их письменного согласия разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов или других переговорных устройств, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего прокурора в течение 24 часов.
При проведении оперативно - розыскных мероприятий по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 4 части второй статьи 7, запрещается осуществление действий, указанных в пунктах 8 - 12 части второй статьи 6 настоящего Закона.
Оперативно - розыскные мероприятия, обеспечивающие собственную безопасность органов внутренних дел, органов безопасности и Службы внешней разведки, проводятся в порядке, предусмотренном законодательными актами Российской Федерации.
(в ред. Закона РФ от 02.07.92 N 3181-1)
Статья 9. Производство оперативной проверки
При наличии оснований, предусмотренных пунктами 1 - 3 части первой статьи 7 настоящего Закона, органы, осуществляющие оперативно - розыскную деятельность, вправе проводить оперативную проверку. Факт ее проведения подлежит обязательной регистрации.
Оперативная проверка проводится с разрешения и под контролем руководителя органа, ее осуществляющего. Результаты оперативно - розыскных мероприятий отражаются в оперативно - служебных документах и систематизируются.
Оперативно - служебные документы должны быть представлены прокурору при осуществлении прокурорского надзора или для получения санкции на проведение оперативно - розыскных мероприятий.
Оперативная проверка прекращается в случае решения конкретных задач оперативно - розыскной деятельности, предусмотренных статьей 2 настоящего Закона, а также при установлении обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности решения этих задач.
Статья 10. Использование результатов оперативно - розыскной деятельности
Результаты оперативно - розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных действий и проведения оперативно - розыскных мероприятий по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, а также в качестве доказательств по уголовным делам после их проверки в соответствии с уголовно - процессуальным законодательством.
Материалы оперативной проверки не являются основанием для ограничения прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Раздел III. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОПЕРАТИВНО -
РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Статья 11. Органы, осуществляющие оперативно - розыскную деятельность
На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно - розыскную деятельность предоставлено:
1) органам внутренних дел Российской Федерации;
2) органам Министерства безопасности Российской Федерации;
3) органам пограничной охраны;
4) Службе внешней разведки Российской Федерации;
5) оперативным подразделениям Главного управления охраны Российской Федерации;
6) оперативным подразделениям Главного управления налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации и соответствующим подразделениям при государственных налоговых инспекциях по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, районам, городам и районам в городах.
(п. 6 введен Законом РФ от 02.07.92 N 3181-1)
Перечень органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только законом.
Органы, осуществляющие оперативно - розыскную деятельность, решают стоящие перед ними задачи самостоятельно, во взаимодействии между собой, а также при содействии граждан.
Статья 12. Обязанности органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность
При решении определенных настоящим Законом задач оперативно - розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны:
1) принимать в соответствии со своей компетенцией все необходимые меры для защиты охраняемых законом прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства;
2) исполнять письменные поручения следователя, указания прокурора и определения суда о проведении оперативно - розыскных мероприятий по уголовным делам, принятым ими к производству;
3) выполнять на основе договоров (соглашений) о правовой помощи запросы соответствующих международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств;
4) информировать другие органы, осуществляющие оперативно - розыскную деятельность на территории Российской Федерации, о ставших известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать им необходимую помощь;
5) соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно - розыскной деятельности;
6) содействовать обеспечению личной безопасности, сохранности имущества своих сотрудников, членов их семей, близких, а также участников уголовного судопроизводства, членов их семей, близких от преступных и иных противоправных посягательств.
Для надлежащего выполнения служебных обязанностей должностным лицам органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, должны быть обеспечены условия для получения специальной профессиональной подготовки, повышения своей квалификации и для медицинского обслуживания.
Статья 13. Права органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность
При решении задач оперативно - розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право:
1) проводить гласно и негласно оперативно - розыскные действия, перечисленные в статье 6 настоящего Закона;
2) устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность;
3) создавать и использовать информационные системы, обеспечивающие решение задач оперативно - розыскной деятельности;
4) использовать в ходе оперативно - розыскных мероприятий по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц;
5) использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, а также личность граждан, сотрудничающих с этими органами на конфиденциальной основе.
Должностные лица не вправе препятствовать указанным в настоящем Законе органам осуществлять оперативно - розыскную деятельность в пределах их компетенции.
Статья 14. Социальная и правовая защита должностных лиц органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность
На должностных лиц органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, распространяются гарантии правовой и социальной защиты сотрудников тех органов, в штаты которых они входят.
Никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц и органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, кроме лиц, прямо уполномоченных на то законом. Запрещается оценивать их работу по количественным показателям результатов оперативно - розыскной деятельности.
Должностное лицо, уполномоченное на осуществление оперативно - розыскной деятельности, в ходе проведения оперативно - розыскных мероприятий подчиняется только непосредственному и прямому начальнику. При получении приказа или указания, противоречащего закону, должностное лицо обязано руководствоваться законом, а если у него имеются основания полагать, что в результате исполнения приказа или указания может или могло бы быть совершено преступление, - сообщить об этом в вышестоящий орган или прокуратуру.
Раздел IV. СОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАН ОРГАНАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ
ОПЕРАТИВНО - РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Статья 15. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность
Отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно - розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, в том числе по контракту. Эти лица обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения оперативно - розыскных мероприятий, и не предоставлять заведомо ложной информации указанным органам.
Органы, осуществляющие оперативно - розыскную деятельность, могут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, социального, должностного и имущественного положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, политических и религиозных убеждений.
Органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие на контрактной основе народных депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.
Статья 16. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность
Лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность, находятся под защитой государства.
При возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность, а равно членов их семей, близких эти органы обязаны принять необходимые меры к предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности.
Сведения о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших с органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность на конфиденциальной основе, являются государственной тайной и могут быть преданы гласности только с письменного согласия этих лиц или в других случаях, прямо предусмотренных законом.
Лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, имеют право на получение вознаграждения.
Государство гарантирует лицам, изъявившим согласие содействовать на контрактной основе органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность, выполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Период сотрудничества граждан по контракту с органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, в качестве основного рода занятий включается в их трудовой стаж. Указанные лица имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с действующим законодательством.
В целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих по контракту с органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В случае гибели лица, сотрудничающего по контракту с органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, в связи с его участием в проведении оперативно - розыскных мероприятий, семье пострадавшего и его иждивенцам из средств соответствующего бюджета выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего и в установленном законом порядке назначается пенсия по случаю потери кормильца.
При получении лицом, сотрудничающим по контракту с органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, травмы, являющейся следствием ранения, контузии, увечья, наступившей в связи с его участием в проведении оперативно - розыскных мероприятий и исключающей для него возможность дальнейшего сотрудничества, ему выплачивается из средств соответствующего бюджета единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания и в установленном законом порядке назначается пенсия по инвалидности.
Раздел V. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПЕРАТИВНО -
РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 17. Финансовое обеспечение оперативно - розыскной деятельности
Министерствам и ведомствам Российской Федерации, уполномоченным на осуществление оперативно - розыскной деятельности, выделяются на эти цели финансовые средства, которые расходуются в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на оперативно - розыскную деятельность, осуществляется руководителями этих министерств и ведомств, а также специально уполномоченными на то представителями Министерства финансов Российской Федерации.
Раздел VI. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ОПЕРАТИВНО -
РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Статья 18. Парламентский контроль
Контроль Верховного Совета Российской Федерации за оперативно - розыскной деятельностью и расходованием выделяемых на эти цели финансовых средств осуществляют соответствующие комитеты Верховного Совета Российской Федерации. Органы, осуществляющие оперативно - розыскную деятельность, обязаны представлять им информацию независимо от степени ее секретности, за исключением сведений о лицах, оказывавших или оказывающих конфиденциальное содействие этим органам.
Статья 19. Прокурорский надзор
Надзор за исполнением законов при проведении оперативно - розыскных мероприятий и законностью принимаемых при этом решений осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.
Статья 20. Ведомственный контроль
Руководители органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, несут персональную ответственность за законность при организации и проведении оперативно - розыскных мероприятий.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Дом Советов России.
13 марта 1992 года.
N 2506-1