ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 июня 2019 г. N 15-АПА19-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Калининой Л.А.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Журавлевой Ольги Вениаминовны, Журавлева Андрея Ивановича о признании недействующим пункта 2 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определенного приказом Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия от 29 ноября 2016 года N 91 по апелляционной жалобе Журавлевых О.В. и А.И. на решение Верховного суда Республики Мордовия от 4 февраля 2019 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения Журавлева А.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
29 ноября 2016 года приказом Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия от 29 ноября 2016 года N 91 определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год (далее - Перечень). Текст приказа размещен официально для всеобщего сведения в газете "Известия Мордовии" от 30 ноября 2016 года N 134 (25.449)-60.
Пунктом 2 Перечня включен объект недвижимости - "часть здания - магазин" с кадастровым номером < ... > , расположенный по адресу: < ... > , принадлежащий на праве общей совместной собственности Журавлевой О.В. и Журавлеву А.И.
Журавлева О.В. и Журавлев А.И. обратились в Верховный Суд Республики Мордовия с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 2 Перечня, ссылаясь на противоречие обжалуемой нормы положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушение их прав, как налогоплательщиков, в результате чего на них неправомерно возложена обязанность по уплате налога на недвижимое имущество в завышенном размере.
В обоснование заявленных требований административные истцы ссылались на то, что фактически используемая площадь части здания - магазина для размещения торговых объектов составляет менее 20%.
Решением Верховного Суда Республики Мордовия от 4 февраля 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления Журавлевой О.В. и Журавлева А.И. отказано.
В апелляционной жалобе административные истцы просят решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов апелляционной жалобы Прокуратурой Республики Мордовия представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре их принятия и правилам введения их в действие.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4).
В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом.
Налог на имущество физических лиц устанавливается названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями Закона Республики Мордовия от 12 ноября 2014 г. N 91-З "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Мордовия порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Республики Мордовия порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц - 1 января 2015 г.
Подпунктом 4 пункта 2 решения Собрания депутатов Зубово-Полянского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия от 24 ноября 2014 г. N 24/1 "О налоге на имущество физических лиц" установлена ставка налога на имущество физических лиц в размере 2% от кадастровой стоимости объекта налогообложения, включенного в перечень, определяемый в соответствие с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что объект недвижимости, принадлежащий административным истцам на праве общей долевой собственности, с кадастровым номером < ... > , общей площадью 2387, 2 кв. м, расположенный по адресу: < ... > , наименование - "часть здания - магазин", назначение - нежилое; который в свою очередь расположен на земельном участке, находящемся также в собственности административных истцов, с кадастровым номером < ... > общей площадью 1495 кв. м, с видом разрешенного использования - "для размещения объекта торговли (магазина)".
Объект недвижимости включен в оспариваемый пункт Перечня по наименованию объекта недвижимости, которым обусловлено его назначение, и виду разрешенного использования земельного участка, то есть по критериям, установленным подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что при включении в Перечень по данным критериям административный ответчик руководствовался сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, кадастровом паспорте и документах технического учета, в соответствии с которыми наименование объекта недвижимости и вид разрешенного использования земельного участка предусматривают размещение торгового объекта - магазина.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд учел положения Национального стандарта Российской Федерации "Торговля. Термины и определения. ГОСТ Р 51303-2013", утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 г. N 582-ст, в котором приведено понятие магазина, который является стационарным торговым объектом, предназначенным для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.
Кроме того, суд первой инстанции, вопреки доводам административных истцов, правильно пришел к выводу о том, что в силу положений подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, для включения части здания в Перечень, установления фактического использования объекта недвижимости, не требовалось, поскольку в данном случае объект недвижимости включен в Перечень по иным основаниям, предусмотренным законом.
Документов, опровергающих эти обстоятельства, административным истцом не представлено.
При таких обстоятельствах, когда нормы материального права применены судом правильно, нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда об отказе в удовлетворении административного иска следует признать законным и обоснованным.
Оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного суда Республики Мордовия от 4 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Журавлевой Ольги Вениаминовны и Журавлева Андрея Ивановича - без удовлетворения.