ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 октября 2019 г. N 83-АПА19-31
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Калининой Л.А.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Виноградовой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Шишенина Игоря Геннадьевича на решение Брянского областного суда от 14 июня 2019 года об отказе в удовлетворении административного искового заявления о признании не действующим с 1 января 2017 года пункта 2912 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 24 ноября 2016 года N 1410, в редакции приказа от 24 мая 2019 года N 638.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Шишенина И.Г. - Венчикова Р.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В., просившей решение суда первой инстанции оставить без изменения, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
в пункт 2912 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 24 ноября 2016 года N 1410 в редакции *** Брянской области от 24 мая 2019 года N 638 включен объект недвижимости - нежилое помещение, площадью 118 кв. м с кадастровым номером < ... > , находящееся в подвальном этаже здания, расположенного по адресу г. < ... > .
Шишенин И.Г., являясь собственником указанного нежилого помещения, обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим с 1 января 2017 года указанного пункта Перечня, настаивая на том, что спорный объект недвижимости не обладает признаками объектов налогообложения, определенными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, так как оно не предназначено для размещения торговых объектов, и фактически для этих целей не используется.
Решением Брянского областного суда от 14 июня 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Шишенин И.Г. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, управлением имущественных отношений Брянской области и прокуратурой Брянской области представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает заслуживающими внимание доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к тому, что включение спорного помещения в перечень по его предназначению является преждевременным, поскольку требовало фактического обследования помещения, которое не проводилось.
Федеральный законодатель, устанавливая налог на имущество физических лиц, одновременно определяет критерии объекта налогообложения, с которыми связывает включение его в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, используемый в том числе для целей применения повышенной ставки налога на имущество физических лиц (статьи 378.2, 402, 406 Налогового кодекса Российской Федерации).
В частности, таким критериям соответствуют нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1 статьи 378.2).
Статьей 1.1 Закона Брянской области от 27 ноября 2003 года N 79-З "О налоге на имущество организаций" (в редакции Закона Брянской области от 3 октября 2016 года N 76-З) установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества: налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении: 1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; 2) нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункты 1 и 2 названной статьи 1.1).
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что спорное нежилое помещение с кадастровым номером < ... > включено правомерно в названный выше Перечень объектов недвижимого имущества по предназначению этого нежилого помещения, поскольку в документах технического учета (инвентаризации) данного объекта недвижимости имеются сведения о наличии в нем торгового объекта.
Однако вопреки выводам суда данными о бесспорном соответствии объекта недвижимого имущества условиям, установленным подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации необходимым для включения его в Перечень, суд не располагает.
Из имеющихся в деле доказательств, а именно сведений из ЕГРН в юридически значимый период, из Технического паспорта, составленного по состоянию на 18 февраля 2009 года ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Брянский филиал", и на которые суд ссылается в обоснование своего решения, следует, что помещение с кадастровым номером < ... > , площадью 118 кв. м, расположенное в подвальном помещении многоквартирного дома по адресу г. < ... > , по своему назначению определяется как "нежилое".
Таким образом, представленные доказательства не позволяют с достоверностью отнести нежилое помещение с кадастровым номером < ... > к объекту недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, оспариваемую норму нельзя признать соответствующей налоговому законодательству, которое в качестве одного из основных начал правового регулирования в названной сфере закрепило принцип толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) (пункт 7 статьи 3 НК РФ).
В связи с изложенным, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Брянского областного суда от 14 июня 2019 года отменить, принять по делу новое решение, которым признать не действующим с 1 января 2017 года пункт 2912 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенного на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 24 ноября 2016 года N 1410, в редакции приказа от 24 мая 2019 года N 638.