ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 июня 2019 г. N 55-АПА19-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Калининой Л.А.,
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лукина Владимира Ивановича о признании недействующими в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного приказом министерства имущества Республики Хакасия от 01 декабря 2015 года N 020-152-п, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом министерства имущества Республики Хакасия от 21 ноября 2016 года N 020-154-п, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом министерства имущества Республики Хакасия от 23 ноября 2017 года N 020-237-п по апелляционной жалобе Лукина В.И. на решение Верховного суда Республики Хакасия от 01 февраля 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Лукина В.И.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
01 декабря 2015 года приказом министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия N 020-152-п определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год (далее - Перечень на 2016 год). Приказ опубликован 18 декабря 2015 года в республиканской газете "Хакасия" (N 243).
21 ноября 2016 года приказом министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия N 020-154-п определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год (далее - Перечень на 2017 год). Приказ опубликован 16 декабря 2016 года в республиканской газете "Хакасия" (N 241).
23 ноября 2017 года приказом министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия N 020-237-п определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год (далее - Перечень на 2018 год). Приказ опубликован 08 декабря 2017 года в республиканской газете "Хакасия" (N 233 - 234).
Под пунктами 37, 38, 39, 40, 45, 47, 50, 51, 52, 54, 55, 57, 58, 59, 61, 62, 65, 66, 67, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 77, 82, 83, 84, 85 в Перечень на 2016 год, под пунктами 36, 37, 38, 39, 44, 46, 49, 50, 51, 53, 54, 56, 57, 58, 60, 61, 64, 65, 66, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 76, 81, 82, 83, 84 в Перечень на 2017 год и под пунктами 36, 37, 38, 39, 44, 46, 49, 50, 51, 53, 54, 56, 57, 58, 60, 61, 64, 65, 66, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 76, 81, 82, 83, 84 в Перечень на 2018 год включены нежилые помещения, принадлежащие на праве собственности Лукину В.И. и расположенные по адресу: < ... > , помещения < ... > .
Лукин В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими вышеназванные пункты Перечней на 2016, 2017 и 2018 годы, мотивируя требования тем, что нежилые помещения не обладают признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости, указанными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение нежилых помещений в Перечни неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на недвижимое имущество в завышенном размере.
Решением Верховного суда Республики Хакасия от 01 февраля 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления Лукина В.И. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов апелляционной жалобы министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия и Прокуратурой Республики Хакасия представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в установленной форме и опубликованы в установленном законодательством порядке и в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакциях, действующих на момент включения объектов недвижимости в Перечни) торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом.
Налог на имущество физических лиц устанавливается названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Законом Республики Хакасия от 14 июля 2015 года N 64-ЗРХ "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Хакасия порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" такая дата установлена с 1 января 2016 года (статьи 1 и 2).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1(1) Закона Республики Хакасия от 27 ноября 2003 года N 73 "О налоге на имущество организаций", в редакции Закона от 7 ноября 2014 года N 82-ЗРХ, в отношении нежилых помещений общей площадью свыше 1 000 кв. м, назначение которых по сведениям кадастрового паспорта объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Судом установлено, что административный истец является собственником вышеуказанных объектов недвижимости - нежилых помещений, которые входят в состав здания с кадастровым номером < ... > , общей площадью 10162,4 кв. м, наименование которого "подземные гаражи с наземной автостоянкой"; назначение "нежилое", расположенное по адресу: < ... > , которое в свою очередь расположено на земельном участке с кадастровым номером < ... > , категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - "для эксплуатации и обслуживания торговых помещений и подземных гаражей с наземной автостоянкой". Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Основанием для включения объектов недвижимости - нежилых помещений в Перечни послужил вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, в состав которого входят принадлежащие истцу помещения.
Оценив представленные по делу доказательства, в том числе выписки из ЕГРН, техническую документацию суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку один из видов разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, в состав которого входят объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности Лукину В.И., предусматривает размещение торговых объектов, а указанное здание признано торговым центром и включено в утвержденные оспариваемыми нормативными правовыми актами Перечни с соблюдением требований законодательства.
Административный истец не оспаривал то обстоятельство, что в указанные периоды времени вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание с нежилыми помещениями, принадлежащими ему на праве собственности, предусматривали эксплуатацию и обслуживание торговых помещений. Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал это обстоятельство достаточным основанием для включения объектов недвижимости в Перечни независимо от их фактического использования.
При таких обстоятельствах, когда нормы материального права применены судом правильно, нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда об отказе в удовлетворении административного иска следует признать законным и обоснованным.
Оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного суда Республики Хакасия от 01 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лукина Владимира Ивановича - без удовлетворения.