ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 июня 2019 г. N 9-АПА19-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Калининой Л.А.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Евдокимова Николая Ивановича о признании недействующими пункта 618 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год и пункта 862 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденных приказами министерства инвестиций, имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 30 сентября 2016 года N 326-13-303/16 и от 14 сентября 2017 года N 326-13-463/17 по апелляционной жалобе Евдокимова Н.И. на решение Нижегородского областного суда от 24 января 2019 года, которым в удовлетворении административного иска Евдокимова Н.И. отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения Евдокимова Н.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
30 сентября 2016 года приказом министерства инвестиций, имущественных и земельных отношений Нижегородской области N 326-13-303/16 определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год (далее - Перечень на 2017 год). Приказ размещен на официальном сайте правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области.
14 сентября 2017 года приказом министерства инвестиций, имущественных и земельных отношений Нижегородской области N 326-13-463/17 определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее - Перечень на 2018 год). Приказ размещен на официальном сайте правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области.
В пункт 618 Перечня на 2017 год, в пункт 862 Перечня на 2018 год раздела "Кстовский муниципальный район" включено нежилое здание с кадастровым номером < ... > , площадью 541,2 кв. м, расположенное по адресу: < ... > .
Евдокимов Н.И. обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать не действующими со дня принятия указанные пункты Перечней на 2017, 2018 годы, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что вышеназванный объект недвижимости принадлежит ему на праве собственности, при этом исходя из документации на объект недвижимости и его фактического использования, условия для включения его в Перечень на 2017 год, в Перечень на 2018 год, установленные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствовали, и включение объекта недвижимости в Перечни неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Нижегородского областного суда от 24 января 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить судебный акт, указывая на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Нижегородской области представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт был принят уполномоченным на то органом в соответствии с его компетенцией, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре его принятия и правилам введения его в действие.
Исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что включение нежилого помещения с кадастровым номером < ... > в Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2017 и 2018 годы, не противоречит федеральному законодательству, в связи с чем отказал административному истцу в удовлетворении заявленного требования.
Позиция суда основана на правильном применении норм материального права, соответствует фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом.
Налог на имущество физических лиц устанавливается названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями Закона Нижегородской области от 05 ноября 2014 г. N 140-З "О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц - 1 января 2015 г.
Решением сельского Совета Ближнеборисовского сельсовета Кстовского района Нижегородской области от 14 ноября 2014 года N 175 "Об установлении Положения о налоге на имущество физических лиц" установлены ставки налога в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения в следующих размерах: 2 процента в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации; 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакциях, действовавших на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение (разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости - в редакции от 29.07.2017 г.) которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Разрешая настоящее дело, суд установил, и это подтверждено материалами дела, что Евдокимову Н.И. на праве собственности принадлежит объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером < ... > , площадью 541,2 кв. м, расположенное по адресу: < ... > .
Суд первой инстанции, исследовав правоустанавливающие документы, техническую документацию объекта недвижимости, сведения из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок, на котором расположено нежилое здание и другие материалы дела, пришел к обоснованному выводу о том, что указанный объект недвижимости правомерно включен в Перечни, исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором он расположен, а также исходя из его наименования и назначения.
Из материалов дела следует, что объект недвижимости является 2-х этажным зданием площадью 541,2 кв. м, имеет назначение: нежилое здание, имеет наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости: в графе "наименование" - отсутствует, при этом в особых отметках указано: наименование - нежилое отдельно стоящее здание (магазин "Хозтовары"); наименование в соответствии с документами технического учета (инвентаризации): по техническому паспорту от 6 марта 2014 года - нежилое отдельно стоящее здание (магазин "Хозтовары").
Таким образом, наименование спорного объекта недвижимости в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (магазин "Хозтовары") прямо указывает на размещение в нем торгового объекта.
Принадлежащий истцу объект недвижимости находится на земельном участке с кадастровым номером < ... > , категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование - под нежилым отдельно стоящим зданием - магазином.
Из содержания подпункта 1 пункта 3, подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что для отнесения объекта недвижимости к административно-деловым центрам или торговым центрам (комплексам) разрешенное использование земельного участка, на котором он расположен, должно предусматривать размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540, который содержит такие коды классификации, как: 3.3 "Бытовое обслуживание", 4.1 "Деловое управление", 4.2 "Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)", 4.4 "Магазины", 4.6 "Общественное питание").
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, - "под нежилым отдельно стоящим зданием - магазином", полностью соответствует коду 4.4 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, что прямо предусматривает размещение на нем объекта торговли (магазина).
При таких обстоятельствах наличие у вышеуказанного объекта недвижимости наименования (магазин "Хозтовары") и его расположение на земельном участке с видом разрешенного использования "под нежилым отдельно стоящим зданием - магазином" являлось достаточным основанием для его включения в Перечни.
Более того, предназначение спорного объекта недвижимости также позволяет отнести его к торговым объектам.
Так, из документов технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, а именно из технического паспорта от 6 марта 2014 года, который действовал в юридически значимые периоды, следует, что площадь торгового зала составляет 151,9 кв. м, при общей площади здания 541,2 кв. м, что превышает 28% от его общей площади.
При таких обстоятельствах, когда нормы материального права применены судом правильно, нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда об отказе в удовлетворении административного иска следует признать законным и обоснованным.
Оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Нижегородского областного суда от 24 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Евдокимова Николая Ивановича - без удовлетворения.