ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 июня 2018 г. N АПЛ18-188
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
членов коллегии Асташова С.В., Ксенофонтовой Н.А.
при секретаре Жигалове Д.Ю.
с участием прокурора Коробкова Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "СТТ Логистика" о признании недействующими писем Министерства финансов Российской Федерации от 13 апреля 2017 г. N 03-13-05/22068 и от 24 апреля 2017 г. N 03-10-12/24504
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "СТТ Логистика" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью "СТТ Логистика" Рябцевой О.В., Стрелкова А.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителей Министерства финансов Российской Федерации Шиляева А.П., Федеральной таможенной службы Лебедевой К.В., Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка Луговского М.Н. относительно доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего апелляционную жалобу необоснованной,
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
13 апреля 2017 г. Министерство финансов Российской Федерации (далее также - Минфин России) направило в адрес Федеральной таможенной службы письмо N 03-13-05/22068 следующего содержания:
"В связи с письмом Росалкогольрегулирования от 6 апреля 2017 г. N 6501/07 (копия прилагается) по вопросу применения ставок акциза на вина и игристые вина (шампанские) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, ввозимые в Российскую Федерацию, Минфин России сообщает.
Ставки акцизов устанавливаются статьей 193 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ) едиными как для производимых на территории Российской Федерации, так и ввозимых на территорию Российской Федерации подакцизных товаров.
Согласно указанной статье кодекса ставки акциза на вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения и на игристые вина (шампанские) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения установлены в пониженном размере 5 рублей и 14 рублей за 1 литр соответственно.
При применении данных ставок акциза необходимо учитывать определения понятий винодельческой продукции с защищенным географическим указанием и винодельческой продукции с защищенным наименованием места происхождения, установленных пунктами 24 и 25 статьи 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее также - Федеральный закон N 171-ФЗ).
Кроме того, согласно статье 6 Федерального закона N 171-ФЗ определение географических объектов, в границах которых осуществляется производство винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и осуществляется по предложению саморегулируемой организации виноградарей и виноделов.
Таким образом, Федеральным законом N 171-ФЗ отнесение алкогольной продукции, ввозимой в Российскую Федерацию, к винодельческой продукции с защищенным географическим указанием и защищенным наименованием места происхождения не предусмотрено".
24 апреля 2017 г. Минфин России направил в адрес первого заместителя руководителя Федеральной таможенной службы письмо N 03-10-12/24504, согласно которому:
"В целях корректного применения ставок акцизов, установленных статьей 193 НК РФ в отношении вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, за исключением игристых вин (шампанских), и в отношении игристых вин (шампанских) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, информирую.
Согласно статье 193 НК РФ ставки акциза на вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения установлены в пониженном размере 5 рублей за 1 литр, а на игристые вина (шампанские) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения - в размере 14 рублей за 1 литр.
При применении данных ставок акциза необходимо учитывать определения понятий винодельческой продукции с защищенным географическим указанием и винодельческой продукции с защищенным наименованием места происхождения, установленных пунктами 24 и 25 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ.
Кроме того, необходимо учитывать, что согласно статье 6 Федерального закона N 171-ФЗ определение географических объектов, в границах которых осуществляется производство винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и осуществляется по предложению саморегулируемой организации виноградарей и виноделов.
По совокупности указанных статей Федерального закона N 171-ФЗ применение пониженных ставок акцизов на вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения и на игристые вина (шампанские) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения возможно только в случае определения географических объектов, в границах которых осуществляется производство винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, субъектом Российской Федерации.
В связи с отсутствием таких решений в отношении ввозимых на территорию Российской Федерации вин и игристых вин (шампанских) ставки акцизов на такие товары должны применяться в размере 18 и 36 рублей за литр, соответственно.
Прошу руководствоваться данной позицией в работе и довести ее до сведения подчиненных таможенных органов".
Общество с ограниченной ответственностью "СТТ Логистика" (далее также - ООО "СТТ Логистика") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании указанных писем, как содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами. В обоснование заявленного требования указало, что сформулированная в них позиция противоречит федеральному законодательству и международным обязательствам Российской Федерации в рамках Всемирной торговой организации. Административный истец указал, что статьи 11 и 193 НК РФ не предусматривают применение в целях налогообложения понятий и терминов "винодельческая продукция с защищенным географическим указанием" и "винодельческая продукция с защищенным наименованием места происхождения" в том значении, в каком они используются в Федеральном законе N 171-ФЗ. К винам иностранного происхождения, ввозимым на территорию Российской Федерации, должно применяться значение понятия "географическое указание", установленное международными договорами, в том числе пунктом 1 статьи 22 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Марракеш, 15 апреля 1994 г.), которые имеют приоритет над национальными законами. Нарушение своих прав ООО "СТТ Логистика" усматривает в том, что при оказании им услуг таможенного представителя другому юридическому лицу Центральная акцизная таможня, руководствуясь оспариваемыми письмами, вынесла решение об изменении ставки акциза, взимаемого при таможенном декларировании товаров, и предъявила требование об уплате таможенных платежей в большем размере.
Минфин России, Федеральная таможенная служба и Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка высказали позицию, что содержащиеся в письмах разъяснения соответствуют законодательству Российской Федерации о налогах и сборах, Федеральному закону N 171-ФЗ и не нарушают прав и законных интересов административного истца.
Министерство юстиции Российской Федерации в отзыве на административное исковое заявление указало, что письма содержат положения, разъяснение которых действующим законодательством не отнесено к полномочиям Минфина России, через правоприменительную практику должностных лиц таможенных органов они приобретают, по сути, обязательный характер для неопределенного круга лиц, однако в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления ООО "СТТ Логистика" отказано.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права. Полагает, что применение базовых (несниженных) ставок акциза к ввозимым в Российскую Федерацию винам должно рассматриваться как дискриминационное условие взимания акциза по сравнению с аналогичными отечественными товарами, что противоречит международным обязательствам, взятым на себя Российской Федерацией при присоединении к Всемирной торговой организации; в единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54, при описании нескольких кодов используются термины "защищенное наименование по происхождению" и "защищенное географическое указание", которые надлежит рассматривать как общее значение понятия "географическое указание", которое применимо к товарам, ввозимым из других стран на территорию Российской Федерации; в законодательстве Российской Федерации имеется конкуренция норм в отношении определения понятий продукции "с защищенным географическим указанием" и "с защищенным наименованием места происхождения" для целей определения ставки акциза на ввозимую в Российскую Федерацию винодельческую продукцию.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения не находит.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57); система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (часть 3 статьи 75).
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 181 НК РФ алкогольная продукция, в частности вино, игристое вино (шампанское), признается подакцизным товаром.
Пунктом 2 статьи 13 названного кодекса акциз отнесен к федеральным налогам и сборам.
Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" относит акциз, взимаемый при обороте товаров на территории Российской Федерации, к числу внутренних налогов (пункт 2 части 1 статьи 5).
Налогообложение подакцизных товаров осуществляется по налоговым ставкам, установленным статьей 193 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 НК РФ Минфин России дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу части 3 статьи 3 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области финансов, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере таможенных платежей и определения таможенной стоимости товаров.
Минфин России - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, финансовых рынков, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением производства сельскохозяйственными товаропроизводителями вина, игристого вина (шампанского) из собственного винограда), таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, таможенного дела (пункт 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329).
В силу пункта 2 названного выше положения Минфин России координирует и контролирует деятельность находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, Федеральной таможенной службы и Федерального казначейства.
Проведя правовой анализ содержания оспариваемых писем, изданных Минфином России при реализации имеющихся полномочий, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что они содержат непосредственно разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о ставках акцизов, которыми облагаются вина и игристые вина (шампанские), и не содержат каких-либо положений, разъяснений, которые действующим законодательством не отнесены к компетенции Минфина России. Изложенные в письмах разъяснения воспроизводят действующие законоположения, в частности, поименованы предусмотренные статьей 193 НК РФ налоговые ставки для рассматриваемых видов подакцизных товаров и изложено содержание положений подпунктов 24, 25 статьи 2, статьи 6 Федерального закона N 171-ФЗ. Сформулированные в оспариваемых письмах разъяснения соответствуют смыслу разъясняемых нормативных положений и не устанавливают не предусмотренных разъясняемыми нормативными положениями общеобязательных правил.
Доводы административного истца о том, что НК РФ не устанавливает обязательности применения в целях налогообложения понятий и терминов "винодельческая продукция с защищенным географическим указанием" и "винодельческая продукция с защищенным наименованием места происхождения" в том значении, в каком они используются в Федеральном законе N 171-ФЗ, и в связи с чем к винам иностранного происхождения, ввозимым на территорию Российской Федерации, должно применяться значение понятия "географическое указание", установленное международными договорами, в том числе пунктом 1 статьи 22 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Марракеш, 15 апреля 1994 г.), судом первой инстанции проверялись и своего подтверждения не нашли по следующим основаниям.
Определяя виды подакцизных товаров, НК РФ непосредственно не раскрывает содержание понятий "вина с защищенным географическим указанием", "вина с защищенным наименованием места происхождения", "игристые вина (шампанские) с защищенным географическим указанием", "игристые вина (шампанские) с защищенным наименованием места происхождения". Однако пункт 1 статьи 11 названного кодекса устанавливает, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в данном кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено названным кодексом.
В законодательстве Российской Федерации термины "защищенное географическое указание", "защищенное наименование места происхождения" используются применительно к понятию винодельческая продукция, включая вино, игристое вино (шампанское), которое определено в Федеральном законе N 171-ФЗ (подпункт 23 статьи 2). Названный выше закон устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации; определяет, что государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляется в целях защиты экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (пункт 1 статьи 1).
Основные понятия, используемые в данном законе, приведены в статье 2, определяющей, что:
винодельческая продукция с защищенным географическим указанием - винодельческая продукция, производство которой, в том числе розлив, осуществляется в границах географического объекта, указываемого на различных видах этикеток (этикетке, кольеретке, контрэтикетке), потребительской таре (упаковке), и которая произведена из определенных техническими документами сорта или смеси сортов винограда и обладает свойствами, которые определяются характерными для данного географического объекта природными условиями. При этом такая продукция производится из винограда, не менее 85 процентов которого выращено в границах данного географического объекта, а остальной использованный для производства такой продукции виноград выращен в границах субъекта Российской Федерации, в котором расположен данный географический объект (подпункт 24); винодельческая продукция с защищенным наименованием места происхождения - винодельческая продукция, производство которой, в том числе розлив, осуществляется в границах географического объекта, указываемого на различных видах этикеток (этикетке, кольеретке, контрэтикетке), потребительской таре (упаковке), и которая произведена из определенных техническими документами сорта или смеси сортов винограда, произрастающего и переработанного в границах данного географического объекта, и обладает свойствами, которые определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами, используемыми агротехническими мероприятиями и технологическими приемами (подпункт 25).
В силу пункта 1 статьи 6 указанного выше закона определение географических объектов, в границах которых осуществляется производство винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения по предложению саморегулируемой организации виноградарей и виноделов отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Абзацем первым пункта 2.4 статьи 11 этого федерального закона предусмотрено, что производство винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения может осуществляться только в границах географических объектов, определенных соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации, по предложению саморегулируемой организации виноградарей и виноделов.
Пункт 1 статьи 14 названного выше закона определяет, что организации, осуществляющие производство винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения и полный цикл производства дистиллятов, обязаны осуществлять учет и декларирование объема винограда, использованного для производства винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения и полного цикла производства дистиллятов.
Таким образом, Федеральный закон N 171-ФЗ не относит алкогольную продукцию, ввозимую в Российскую Федерацию, к винодельческой продукции с защищенным географическим указанием или защищенным наименованием места происхождения; производство винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения может осуществляться лишь на территории Российской Федерации; определение географических объектов, в границах которых осуществляется производство такой винодельческой продукции, осуществляется соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации по предложению саморегулируемой организации виноградарей и виноделов. К ввозимой на территорию Российской Федерации винодельческой продукции иностранных государств указанное регулирование не относится.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что в системе действующего правового регулирования налоговых правоотношений указанные в статье 193 Налогового кодекса Российской Федерации понятия "вино с защищенным географическим указанием", "вино с защищенным наименованием места происхождения", "игристое вино (шампанское) с защищенным географическим указанием" и "игристое вино (шампанское) с защищенным наименованием места происхождения" применяются в том значении, в каком они используются в законодательстве о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
Довод апелляционной жалобы о наличии конкуренции норм в отношении определения понятий продукции "с защищенным географическим указанием" и "с защищенным наименованием места происхождения" для целей определения ставки акциза на ввозимую в Российскую Федерацию винодельческую продукцию несостоятелен, поскольку раскрытие содержания понятий "винодельческая продукция с защищенным географическим указанием" и "винодельческая продукция с защищенным наименованием места происхождения", как уже указывалось выше, приведено в пунктах 24 и 25 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ, каким-либо иным нормативным правовым актам Российской Федерации их содержание не противоречит.
Разъяснения, содержащиеся в оспоренных письмах Минфина России, суд первой инстанции правильно признал соответствующими действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений, и, следовательно, они не влекут нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Ссылки в апелляционной жалобе на противоречие оспоренных разъяснений международной практике толкования понятия "географическое указание" несостоятельны, поскольку оспоренные письма не регулируют вопросы международного права, а были изданы уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по вопросу применения национального законодательства.
Утверждение в апелляционной жалобе, что применение базовых (несниженных) ставок акциза к ввозимым в Российскую Федерацию винам должно рассматриваться как дискриминационное условие взимания акциза по сравнению с аналогичными отечественными товарами и противоречащее международным обязательствам, взятым на себя Российской Федерацией при присоединении к Всемирной торговой организации, по существу, сводится к несогласию с решением таможенного органа при взимании акцизов по подакцизным товарам, ввозимым в Российскую Федерацию конкретным юридическим лицом, которому административный истец оказывает услуги таможенного представителя, что не влияет на выводы суда первой инстанции, положенные в основу решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Ссылка в апелляционной жалобе на письмо Минфина России от 23 января 2018 г. N 03-13-14/3249 не свидетельствует о незаконности обжалованного решения суда, поскольку при рассмотрении данного административного дела об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, суд в силу статьи 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации выясняет соответствуют ли положения этих актов действительному смыслу разъясняемых нормативных положений, что и было осуществлено судом первой инстанции.
Обжалованное решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для отмены решения суда в апелляционном порядке, не имеется.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТТ Логистика" - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.В.МАНОХИНА
Члены коллегии
С.В.АСТАШОВ
Н.А.КСЕНОФОНТОВА