ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 декабря 2018 г. N 18-АПГ18-49
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альба" об оспаривании пунктов 23323 и 23324 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень), на 2017 год, и пункта 21258 Перечня на 2018 год, утвержденных приказами департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года N 2745 и от 26 декабря 2017 года N 3008 соответственно, по апелляционной жалобе департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 29 августа 2018 года, которым административный иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 2 Закона Краснодарского края от 29 апреля 2016 года N 3388-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края от 26 ноября 2003 года N 620-КЗ "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон о налоге на имущество организаций), Положением о департаменте имущественных отношений Краснодарского края (далее - Департамент), утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 года N 345, приказами Департамента от 23 декабря 2016 года N 2745 и от 26 декабря 2017 года N 3008 утверждены перечни объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 и 2018 годы соответственно (далее - Перечни).
Согласно пунктам 23323 и 21258 (Перечней на 2017 и 2018 годы) и пункту 23324 Перечня на 2017 год здания с кадастровыми номерами 23:30:1101012:23 и 23:30:1101012:26 соответственно, расположенные по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, г. Темрюк, ул. Анапское ш., д. 53 (далее - спорные здания), являются объектами недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Собственник указанных объектов недвижимости - общество с ограниченной ответственностью "Альба" (далее - ООО "Альба") обратилось в суд с заявлением о признании недействующими приведенных норм, полагая, что здания не соответствуют требованиям статьи 1.1 Закона о налоге на имущество организаций и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, включение названных объектов в Перечни нарушает права общества, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
В обоснование требований административный истец сослался на то обстоятельство, что здания используются для эксплуатации промышленной площадки, расположены на земельном участке с видом разрешенного использования - для эксплуатации производственной базы.
Решением Краснодарского краевого суда от 29 августа 2018 года административное исковое заявление удовлетворено, с Департамента в пользу административного истца взысканы судебные расходы в сумме 9 000 рублей в счет оплаты госпошлины.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Департамент просит отменить судебный акт и вынести решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, в том числе в части взыскания с него в пользу ООО "Альба" расходов по уплате государственной пошлины, считая, что в силу требований пункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик, как орган государственной власти, освобожден от несения названных расходов.
Относительно апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором поданы возражения о необоснованности ее доводов и законности судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы с дополнениями, возражения на нее, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями законодательства.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (статьи 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации, далее - НК РФ).
Суд первой инстанции, проанализировав предписания Закона о налоге на имущество организаций, Положения о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 года N 345, статьи 378.2 НК РФ, сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 этого кодекса.
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ, в том числе указаны административно-деловые центры и и торговые центры (комплексы) помещения в них (подпункт 1).
Пунктом 3 названной статьи (в редакциях, действовавших на момент утверждения Перечней) административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2). При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункты 1 и 2 пункта 4 той же статьи в редакции на момент утверждения Перечня на 2017 год).
Согласно объяснениям административного ответчика спорные здания включены в Перечни исходя из их наименований в Едином государственном реестре недвижимости - "административное здание" и "столовая".
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исходя из материалов дела, пришел к правильному заключению о противоречии оспариваемых норм федеральному законодательству, обоснованно констатировав, что отнести спорные здания к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, не позволяет ни вид разрешенного использования земельного участка, ни техническая документация, ни фактическое использование зданий. Доказательств обоснованности включения в оспариваемые Перечни указанных объектов недвижимости административным ответчиком не представлено.
Позиция суда основана на правильном применении норм материального права, соответствует материалам дела и фактическим обстоятельствам.
Судом установлено, что здание, общей площадью 265,5 кв. м, наименование - "административное здание" и, здание, общей площадью 289,1 кв. м, наименование - "столовая", расположены на земельном участке кадастровый номер 23:30:1101012:4, который отнесен к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования: "для эксплуатации производственной базы", то есть безусловно не предполагает размещения на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания и не может быть признан безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 НК РФ.
Следовательно, для того чтобы признать административное здание в целях размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а столовую - в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, более 20 процентов общей площади этих зданий должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей, поскольку наименование здания не предусмотрено действующим законодательством как условие для признания его объектом недвижимости, налоговая база которого исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем Департаментом относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорных зданий условиям, установленным НК РФ и необходимым для включения их в Перечни, не представлено, не содержится их и в апелляционной жалобе.
По сведениям технического паспорта и экспликации поэтажного плана спорного здания с наименованием "административное здание" площадь помещений с наименованием "кабинет" (всего одиннадцать помещений) составляет 162 кв. м, то есть 61 процент общей площади здания. Вместе с тем термин "кабинет" равным по значению с термином "офис" не является.
Обследование здания и помещений в нем на предмет его фактического использования до утверждения Перечней не проводилось, согласно акту обследования от 14 августа 2018 года, объект используется в целях обеспечения деятельности ООО "КГС - Порт", на территории промышленной площадки осуществляется транспортная обработка грузов: взвешивание, хранение и накопление судовой партии.
Из содержания технического паспорта и экспликации поэтажного плана спорного здания с наименованием "столовая" следует, что оно состоит из трех частей: Лит Ж. площадью 111,4 кв. м, включающая помещения с наименованиями "коридор", "склад" (два помещения), "кухня", "обеденный зал"; Лит. Ж1 - "пристройка", включающая помещения с наименованиями "котельная", "банкетный зал", "коридор", "туалет", "душевая", площадью 27.7 кв. м и Лит. Ж2 - "пристройка", включающая помещения с наименованиями "коридор" и "склад" (четыре помещения), площадью 149,9 кв. м.
Обследование здания и помещений в нем на предмет его фактического использования до утверждения Перечня не проводилось, из содержания акта обследования от 14 августа 2018 года следует, что назначение помещений в техническом паспорте не соответствует фактическому использованию.
Вместе с тем в ходе судебного разбирательства судом первой инстанции достоверно установлено, что здание с наименованием "столовая" эксплуатируется Обществом с целью организации питания работников, то есть не является объектом общественного питания в целях, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.
При таком положении суд первой инстанции, оценив все представленные в материалы дела доказательства, правомерно удовлетворил заявленные требования, констатировав, что имевшиеся в распоряжении административного ответчика сведения на дату формирования Перечней не позволяли с достоверностью определить спорные здания как административно-деловой центр и объект общественного питания, в связи с чем оснований для включения их в Перечни не имелось.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции, установив незаконность включения спорных зданий в Перечни ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 1.1 Закона о налоге на имущество организаций и статьей 378.2 НК РФ, обоснованно признал недействующими пункты 23323 и 21258 Перечней на 2017 и 2018 годы и пункт 23324 Перечня на 2017 год.
Утверждение в апелляционной жалобе о неправильности судебного решения в части возложения судом на Департамент понесенных административным истцом судебных расходов по уплате государственной пошлины Судебная коллегия считает несостоятельным, как основанное на неверном толковании норм материального и процессуального права.
Действительно, федеральный законодатель, устанавливая льготы при обращении в судебные органы, в подпункте 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ предусмотрел освобождение государственных органов, выступающих по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве административных истцов или административных ответчиков, от уплаты государственной пошлины.
Между тем поименованный кодекс не регулирует вопросы, связанные с возмещением судебных расходов.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Частью 1 статьи 111 этого же кодекса определено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 поименованного кодекса.
Из анализа приведенных законоположений в их системном единстве следует, что выступающие в качестве ответчиков государственные органы в случае удовлетворения административного искового заявления не освобождены от возмещения судебных расходов, включая уплаченную административным истцом при обращении в суд государственную пошлину.
Согласно пунктам 1.4 и 1.5 Положения о департаменте он является органом исполнительной власти Краснодарского края, наделенным правами юридического лица, имеет право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет лицевой счет, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также соответствующие штампы и бланки. Финансирование Департамента осуществляется за счет средств краевого бюджета, направляемых на его содержание.
Суд первой инстанции, признав требования ООО "Альба" подлежащими удовлетворению и установив факт уплаты при подаче в суд административного искового заявления государственной пошлины в размере 9000 рублей, что подтверждается соответствующими платежными поручениями, правомерно взыскал понесенные административным истцом расходы.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 29 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края - без удовлетворения.