ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 марта 2018 г. N 5-АПГ17-151
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы на решение Московского городского суда от 18 октября 2017 года, которым удовлетворен административный иск публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" о признании недействующими пунктов 14728, 17558, 19738 и 20736 Перечня объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Правительства Москвы Борисовой К.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" Богадеева А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю. полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, опубликованным 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http:www.mos.ru и 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение N 1) (далее - Перечень).
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП в пункте 1 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП исключены слова "на 2015 и последующие налоговые периоды".
В результате внесенных постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП изменений, приложение N 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП изложено в новой редакции, действующей с 1 января 2017 года.
Публичное акционерное общество "Московская объединенная электросетевая компания" (далее - ПАО "МОЭСК"), являясь собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:05:0005008:1250, 77:07:0007004:2484, 77:09:0001012:3602, 77:09:0003023:7658, расположенных соответственно по адресам: г. Москва, ул. Луганская, д. 126, Можайский Вал, д. 11, стр. 3, ул. Фестивальная, д. 8, стр. 11 и Дмитровский пр-д, д. 5, стр. 5, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими с 1 января 2017 года пунктов 14728, 17558, 19738 и 20736 Перечня (в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП), ссылаясь на то, что данные объекты недвижимости не обладают признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включение их в Перечень на 2017 год противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и нарушает права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности, незаконно возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Московского городского суда от 18 октября 2017 года административное исковое заявление ПАО "МОЭСК" удовлетворено, оспариваемые им положения признаны не действующими с 1 января 2017 года.
В апелляционной жалобе Правительство Москвы просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (статьи 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" на основании статьи 372, пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
К объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, в частности, административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (пункт 1 статьи 1.1).
Как следует из пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, административно-деловыми центрами и торговыми центрами (комплексами) признаются отдельно стоящие нежилые здания (строение, сооружение), помещения в которых принадлежат одному или нескольким собственникам и которые отвечают хотя бы одному из условий, содержащихся в указанных пунктах. Одним из таких условий является расположение здания (строения, сооружения) на земельном участке с определенным видом разрешенного использования. В случае если вид разрешенного использования земельного участка, на котором располагается объект недвижимости, предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, то для целей статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации такой объект признается административно-деловым центром, если же предусматривается размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, то такой объект считается торговым центром (комплексом).
Как видно из материалов административного дела, здания трансформаторных подстанций с кадастровыми номерами: 77:05:0005008:1250 (расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:05:0005008:17894, вид разрешенного использования которого "участки размещения жилищно-коммунальных объектов; объекты размещения помещений и технических устройств трансформаторной подстанции (1.2.10)"); 77:07:0007004:2484 (расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:07:0007004:3128, вид разрешенного использования которого - "участки размещения жилищно-коммунальных объектов; объекты размещения помещений и технических устройств трансформаторной подстанции (1.2.10)"); 77:09:0001012:3602 (расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0001012:107, вид разрешенного использования которого "объекты размещения организаций розничной торговли продовольственными и непродовольственными группами товаров (1.2.5)"); 77:09:0003023:7658 (частично расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0003023:123, вид разрешенного использования которого - "для эксплуатации административного здания") включены Правительством Москвы в оспариваемый Перечень по единственному критерию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций", - по виду разрешенного использования земельных участков, на которых расположены здания, принадлежащие административному истцу.
Вместе с тем вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 77:05:0005008:17894 и 77:07:0007004:3128 не предусматривают размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. То обстоятельство, что данные земельные участки расположены в пределах границ других земельных участков с кадастровыми номерами 77:05:0005008:32 (вид разрешенного использования: "Проектирование, строительство и последующей эксплуатации торгового комплекса") и 77:07:0007004:1001 (вид разрешенного использования: "Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий (1.2.7)") правового значения для рассмотрения дела не имеет, поскольку как правильно отмечено судом первой инстанции, каждый земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет как самостоятельный объект недвижимости и каждому земельному участку установлен свой вид фактического использования.
Судебная коллегия также констатирует, что несмотря на то что, формально виды разрешенного использования земельных участков, на которых расположены здания с кадастровыми номерами 77:09:0001012:3602 и 77:09:0003023:7658, предусматривают и не исключают возможность размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, необходимо учитывать, что в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, по своей цели и смыслу включаются такие здания (строения, сооружения), которые используются (могут быть использованы) в целях делового, административного или коммерческого назначения. То есть это такие объекты недвижимости, которые с экономической точки зрения в процессе их самостоятельной эксплуатации способны обеспечивать их владельцу извлечение дохода и принесение прибыли, и именно поэтому налогообложение таких объектов регулируется законодателем в специально установленном порядке.
Как следует из Устава ПАО "МОЭСК", основным видом деятельности общества является технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии к электрическим сетям и передача электрической энергии.
Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" трансформаторные подстанции отнесены к объектам электросетевого хозяйства (статья 3).
Регламентом допуска персонала организаций для выполнения работ на объектах ПАО "МОЭСК", утвержденным приказом ПАО "МОЭСК" от 29 марта 2016 года N 379, установлены обязательные требования получения допуска на энергообъекты общества, без соблюдения которых допуск в здания энергообъектов - трансформаторных подстанций запрещается.
Таким образом, само по себе здание трансформаторной подстанции не отвечает признакам административно-делового и (или) торгового центра. Трансформаторная подстанция не является объектом недвижимости и налогообложения, в отношении которого при действующем правовом регулировании допустимо использовать его кадастровую стоимость для последующего определения размера налоговой базы, поскольку с экономической точки зрения такой объект недвижимости не приносит самостоятельного дохода и его использование возможно только исключительно по функциональному назначению.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что вышеназванные здания в оспариваемый Перечень не могли быть включены, а потому обжалуемое решение суда является законным и обоснованным.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Московского городского суда от 18 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы - без удовлетворения.