ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 августа 2019 г. N 37-КА19-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.
судей Кириллова В.С. и Калининой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Смоляковой Анны Петровны, Тимошевской Елены Анатольевны, Пыхтиной Ирины Васильевны, Тимошевского Антона Викторовича на решение Железнодорожного районного суда г. Орла от 28 мая 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 23 августа 2018 г. по административному делу по административному исковому заявлению Смоляковой Анны Петровны, Тимошевской Елены Анатольевны, Пыхтиной Ирины Васильевны, Тимошевского Антона Викторовича к государственному учреждению - Орловскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконными решений от 17 января 2018 г. о прекращении со страхователями правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и о снятии страхователей с регистрационного учета.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., объяснения Пыхтиной И.В., представляющей также Смолякову А.П., Тимошевского А.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы а также возражения против удовлетворения кассационной жалобы представителей ГУ Орловское региональное отделение ФСС РФ Фимушкиной Е.Р. и Чириковой О.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Смолякова А.П., Тимошевская Е.А., Пыхтина И.В., Тимошевский А.В. обратились в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными и не подлежащими исполнению решений государственного учреждения - Орловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее также ГУ Орловского регионального отделения ФСС РФ) от 17 января 2018 г., которыми с ними прекращены правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и они сняты с регистрационного учета страхователей.
В обоснование заявленных требований административные истцы ссылались на то, что они имеют статус адвокатов, являются членами Орловской областной коллегии адвокатов "Юст" (далее также - коллегия адвокатов), и в заявительном порядке были зарегистрированы в ГУ Орловское региональное отделение ФСС РФ в качестве страхователей, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в связи с чем коллегия адвокатов ежемесячно перечисляла за каждого из них страховые взносы.
В феврале 2017 г. на официальном сайте ГУ Орловское региональное отделение ФСС РФ была размещена информация об изменении реквизитов для уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование с указанием нового кода бюджетной классификации (далее также - КБК), а также нового администратора платежей - налогового органа. В этой связи в период с 1 марта по 20 декабря 2017 г. коллегия адвокатов стала ежемесячно перечислять страховые взносы по новым реквизитам.
Однако оспариваемыми решениями ГУ Орловское региональное отделение ФСС РФ с ними были прекращены с 1 января 2018 г. правоотношения по обязательному социальному страхованию, и они были сняты с регистрационного учета страхователей в связи с неполной уплатой страховых взносов за 2017 год.
Не согласившись с решениями ГУ Орловское региональное отделение ФСС РФ, коллегия адвокатов обратилась в ГУ Орловское региональное отделение ФСС РФ с заявлением об устранении ошибки администрирования платежей, ссылаясь на своевременное исполнение страхователями обязанности по уплате страховых взносов за 2017 г. по реквизитам, указанным на официальном сайте названного отделения фонда.
На данное обращение ГУ Орловское региональное отделение ФСС РФ дан ответ от 27 февраля 2018 г. о том, что реквизиты для уплаты страховых взносов лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию, не изменялись с 2013 г., размещенные на сайте новые реквизиты не касались указанной категории страхователей (добровольно застрахованных), перечисление страховых взносов с указанием другого КБК произведено не на счет страховщика, а на счет коллегии адвокатов в налоговой службе, что исключает возможность проведения межведомственных расчетов.
Полагая свои права нарушенными, Смолякова А.П., Тимошевская Е.А., Пыхтина И.В., Тимошевский А.В. обратилась в суд с данным административным исковым заявлением, мотивируя его тем, что неправильное администрирование платежей не является основанием для лишения страхователей права на получение пособий по обязательному социальному страхованию. В результате принятия оспариваемых решений они были лишены социальных гарантий на 2018 г., в частности адвокат Смолякова А.П. была лишена государственных социальных пособий по обязательному социальному страхованию на оплату больничных листов по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ею 19 июня 2018 г. ребенка и ежемесячных пособий по уходу за ребенком.
Решением Железнодорожного районного суда г. Орла от 28 мая 2018 г. Смоляковой А.П., Тимошевской Е.А., Пыхтиной И.В., Тимошевскому А.В. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 23 августа 2018 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Определением судьи Орловского областного суда от 26 ноября 2018 г. отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В кассационной жалобе, поданной Смоляковой А.П., Тимошевской Е.А., Пыхтиной И.В., Тимошевским А.В. в Верховный Суд Российской Федерации, ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений, как незаконных.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2019 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 8 июля 2019 г. Смоляковой А.П., Тимошевской Е.А., Пыхтиной И.В., Тимошевскому А.В. восстановлен срок подачи кассационной жалобы на решение Железнодорожного районного суда г. Орла от 28 мая 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 23 августа 2018 г. и кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Смолякова А.П., Тимошевская Е.А., Пыхтина И.В., Тимошевский А.В. являются адвокатами и зарегистрированы в ГУ Орловское региональное отделение ФСС РФ в качестве страхователей добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: адвокат Смолякова А.П. с 2003 г., адвокаты Тимошевская Е.А. и Пыхтина И.В. с 2014 г., адвокат Тимошевский А.В. с 3 марта 2017 г.
Согласно индивидуальным карточкам указанных страхователей в 2016 г. при уплате за себя страховых взносов ими использовался КБК < ... > (прочие неналоговые поступления в Фонд социального страхования Российской Федерации).
При перечислении коллегией адвокатов страховых взносов на обязательное социальное страхование за 2017 г. за адвокатов Смолякову А.П., Тимошевскую Е.А., Пыхтину И.В., Тимошевского А.В. был указан другой КБК - < ... > (страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством), главным администратором которого с 1 января 2017 г. является ФНС России. В этой связи, поступившие в ИФНС России по г. Орлу платежи были отражены налоговым органом в карточке лицевого счета коллегии адвокатов.
Впоследствии названные платежи, перечисленные коллегией адвокатов на основании платежных поручений, были уточнены Управлением Федерального казначейства по Орловской области в связи с несоответствием указанного плательщиком КБК наименованию получателя платежа, и отражены в индивидуальных карточках страхователей (Смоляковой А.П., Тимошевской Е.А., Пыхтиной И.В., Тимошевского А.В.) как единственное поступление платежей на счет ГУ Орловское региональное отделение ФСС РФ в 2017 г.
Решениями ГУ Орловское региональное отделение ФСС РФ от 17 января 2018 г. с адвокатами Смоляковой А.П. (решение N 26), Тимошевской Е.А. (решение N 10), Пыхтиной И.В. (решение N 11), Тимошевским А.В. (решение N 41) были прекращены правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и они сняты с регистрационного учета по этому виду страхования.
Суд первой инстанции, отказывая адвокатам Смоляковой А.П., Тимошевской Е.А., Пыхтиной И.В., Тимошевскому А.В. в удовлетворении административного искового заявления о признании недействительными решений ГУ Орловское региональное отделение ФСС РФ от 17 января 2018 г. о прекращении с ними как со страхователями правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и о снятии их как страхователей с регистрационного учета, исходил из того, что по состоянию на 31 декабря 2017 г. страховые взносы за очередной календарный год административными истцами на счет регионального отделения Фонда социального страхования перечислены не были, вследствие чего ГУ Орловское региональное отделение ФСС РФ правомерно, в соответствии с требованиями Правил уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. N 790 и Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" были приняты решения о прекращении с административными истцами правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной трудоспособности и в связи с материнством. При этом судом первой инстанции не был принят во внимание довод административных истцов о том, что на официальном сайте отделения Фонда социального страхования были указаны реквизиты регионального отделения Фонда для перечисления страховых взносов на код классификации дохода бюджета субъекта Российской Федерации N < ... > , сославшись на то, что данная информация не касалась застрахованных лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию.
Суд первой инстанции также указал на то, что в данном случае перечисление адвокатами страховых взносов произошло не на счет страховщика, а на счет Федеральной налоговой службы, между тем Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрено межведомственных расчетов между бюджетом Федеральной налоговой службы и бюджетом Фонда социального страхования, поэтому денежные средства не могут быть зачислены на счет страховщика - Фонда социального страхования Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом (часть 1 статьи 39).
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Отношения в системе обязательного социального страхования, правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также основаны государственного регулирования обязательного социального страхования определены Федеральным законом от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее также - Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ).
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании (абзац третий статьи 1 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ).
К числу основных принципов осуществления обязательного социального страхования согласно статье 4 названного закона отнесены всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий, государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика, обязательность уплаты страхователями страховых взносов.
Статьей 8 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ определены виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, среди которых пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, а также иные виды страхового обеспечения, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством урегулированы Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее также - Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ), которым определен круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также условия, размеры и порядок обеспечения пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ).
К числу лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, отнесены, согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ, адвокаты, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии со статьей 4.5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ.
По смыслу части 4 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ право застрахованных лиц, в том числе адвокатов, на получение страхового обеспечения в соответствии с названным законом, а также федеральными законами от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" может быть реализовано при условии уплаты страховых взносов в течение периода, определенного статьей 4.5 названного закона.
Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации (часть 1 статьи 2.2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ).
Статьей 4.5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ установлен порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачивают страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, исходя из стоимости страхового года, определяемой в соответствии с частью 3 статьи 4.5 названного закона (часть 2 статьи 4.5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ).
Уплата страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации производится не позднее 31 декабря текущего года начиная с года подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, исходя из стоимости страхового года, определяемой как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов, установленного подпунктом 2 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации в части страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, увеличенное в 12 раз (части 3 и 4 статьи 4.5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ).
Лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, перечисляют страховые взносы на счета территориальных органов страховщика путем безналичных расчетов, либо путем внесения наличных денежных средств в кредитную организацию или почтовым переводом (часть 5 статьи 4.5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ).
В случае, если лицо, добровольно вступившее в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не уплатило страховые взносы за соответствующий календарный год в срок до 31 декабря текущего года, имевшиеся между ним и страховщиком правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством считаются прекратившимися (часть 7 статьи 4.5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ).
Аналогичное правовое регулирование содержится в пунктах 3 - 7 Правил уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г.
Из изложенного следует, что механизм реализации конституционного права каждого гражданина на социальное обеспечение, включая право на получение социальных пособий, относится к компетенции законодателя, который, осуществляя свои полномочия и закрепляя в законе правовые основания реализации права граждан на получение таких пособий, в том числе в рамках обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, размеров этих пособий, порядка их исчисления и выплаты, вправе определять как общие правила назначения и выплаты этих пособий, так и устанавливать особенности (условия) приобретения права на получение пособий отдельными категориями лиц. К числу таких лиц относятся адвокаты, которые подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в том случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в порядке и на условиях, определенных законом.
Таким образом, адвокаты, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты ими страховых взносов в порядке и размерах, определенных Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". В случае неисполнения адвокатами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию, обязанности по уплате страховых взносов, отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством считаются прекратившимися.
Частью 5 статьи 4.5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ определено, что лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, перечисляют страховые взносы на счета территориальных органов страховщика путем безналичных расчетов, либо путем внесения наличных денежных средств в кредитную организацию или почтовым переводом.
Правоотношения, связанные с контролем за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (часть 1.1 статьи 1.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ).
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога и на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 45 указанного Кодекса, по общему правилу, считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
Согласно подпункту 4 пункта 4 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога не признается надлежаще исполненной в случае ошибочного указания налоговым агентом номера счета Федерального казначейства, наименования банка получателя, повлекшего неперечисление суммы налога в бюджетную систему на соответствующий счет казначейства (подпункт 4 пункта 4 статьи 45).
Частью 1 статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными данным кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями данного кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета (часть 2 статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что обязанность лиц, добровольно вступивших в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в данном случае адвокатов, по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством лиц, считается исполненной в случае поступления этих взносов на счет Фонда социального страхования Российской Федерации. При этом нормами закона код бюджетной классификации (КБК) в качестве обязательного реквизита в платежном документе (платежном поручении), без которого или в связи с ошибочным указанием которого обязанность по уплате страхового взноса на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не указан.
Однако судебные инстанции вследствие ошибочного толкования норм материального права, регулирующих порядок реализации лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, права на получение государственных гарантий социальной защиты, установленных Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", пришли к неправомерному выводу о том, что административными истцами не была исполнена обязанность по уплате страховых взносов, что повлекло принятие ГУ Орловское региональное отделение ФСС РФ решения о прекращении с ними правоотношений по обязательному социальному страхованию.
Судебными инстанциями оставлено без внимания и соответствующей правовой оценки письмо Управления Федерального казначейства по Орловской области от 13 июня 2018 г. о том, что суммы страховых взносов, уплаченные коллегией адвокатов с указанием КБК < ... > , перечислены в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации.
Суждение судебных инстанций в обоснование вывода о законности решений ГУ Орловское региональное отделение ФСС РФ о прекращении с административными истцами правоотношений по обязательному социальному страхованию о том, что страховые взносы поступили не на счет территориального отделения фонда, сделано без учета положений части 2 статьи 2.2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ, согласно которой Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
С учетом приведенного выше правового регулирования спорных отношений, задач и принципов обязательного социального страхования, направленных на компенсацию и минимизацию последствий изменения материального и социального положения граждан, в данном случае адвокатов, вследствие заболевания, рождения ребенка (детей) и иных случаях, перечисление денежных средств в бюджет Фонда социального страхования, а не на счет его территориального органа не может служить основанием для лишения лица, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплатившего страховые взносы, соответствующих гарантий социальной защиты.
Указывая на то, что административными истцами не была надлежащим образом исполнена обязанность по уплате страховых взносов, поскольку перечисление адвокатами страховых взносов произошло не на счет страховщика, а на счет Федеральной налоговой службы, судебные инстанции не приняли во внимание, что во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 января 2016 г. N 13 "О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования" приняты Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 423-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", изменившие с 1 января 2017 г. действующий порядок администрирования и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, в том числе в Фонд социального страхования Российской Федерации, на Федеральную налоговую службу России возложены функции по администрированию страховых взносов. С этой же даты отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, регулирует глава 24 "Страховые взносы" Налогового кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. N 417-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" утвержден перечень главных администраторов доходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно этому перечню (приложение 1 к Федеральному закону от 19 декабря 2016 г. N 417-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 года") главным администратором доходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации по коду бюджетной классификации Российской Федерации < ... > (страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) указана Федеральная налоговая служба, а распорядителем этих средств - Фонд социального страхования.
Между тем судебные инстанции положения приведенных норм материального права к спорным отношениям не применили, вследствие чего, а также в нарушение статей 176, 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не дали правовой оценки доводам административных истцов о том, что при перечислении коллегией адвокатов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством был указан тот код бюджетной классификации, который определен законом.
При таких обстоятельствах, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установив, что допущенные судебными инстанциями нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, повлекли принятие незаконных судебных актов, считает необходимым отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Орла от 28 мая 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 23 августа 2018 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в Железнодорожный районный суд г. Орла в ином составе судей.