КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 октября 2022 г. N 2692-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ЗАСУХИНА ВИТАЛИЯ НИКОЛАЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 1 СТАТЬИ 81 И ПУНКТОМ 2
СТАТЬИ 346.23 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина В.Н. Засухина к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин В.Н. Засухин оспаривает конституционность следующих положений Налогового кодекса Российской Федерации:
пункта 1 статьи 81, регулирующего вопросы представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в случае необходимости внесения изменений в уже поданную им в налоговый орган налоговую декларацию;
пункта 2 статьи 346.23, согласно которому налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному 13 им в налоговый орган в соответствии с пунктом 8 статьи 346.13 данного Кодекса, прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой этим налогоплательщиком применялась упрощенная система налогообложения.
Как следует из представленных материалов, решением суда, с которым согласились вышестоящие суды, было отказано в удовлетворении административного искового заявления В.Н. Засухина о признании незаконными требования налогового органа о внесении изменений в декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2018 год, а также действий, выразившихся в отказе принять отзыв его подписи под ранее поданной им уточненной налоговой декларацией по этому же налогу за этот же налоговый период и, как следствие, в отказе в перерасчете налога и пени в связи с недействительностью данной налоговой декларации. При этом суды отметили, что В.Н. Засухин не лишен возможности представить уточненную налоговую декларацию и пересчитать в ней подлежащую уплате сумму налога, о чем ему было правомерно сообщено налоговым органом. Кроме того, суды указали, что исключение В.Н. Засухина из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей не препятствует подаче уточненной налоговой декларации за период, когда он осуществлял предпринимательскую деятельность и являлся плательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 8 (часть 2), 18, 35 (части 1 - 3), 45, 46 (часть 1) и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют правоприменительным органам отказывать лицам, утратившим статус налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, в отзыве своей подписи под уточненной налоговой декларацией.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, система налогообложения основывается на информации о доходах, представляемой прежде всего самим налогоплательщиком (постановления от 14 июля 2005 года N 9-П и от 6 февраля 2018 года N 6-П).
Статья 81 Налогового кодекса Российской Федерации регулирует порядок представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации за предыдущие налоговые периоды. Из ее положений следует, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном данной статьей (часть 1).
Таким образом, оспариваемое законоположение представляет собой дополнительную гарантию прав налогоплательщиков на корректировку налоговой базы и направлено на защиту, а не на ограничение их прав и, следовательно, само по себе не может расцениваться как нарушающее конституционные права налогоплательщиков.
Равным образом не нарушает конституционных прав В.Н. Засухина в указанном в жалобе аспекте пункт 2 статьи 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающий срок подачи налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налогоплательщиком, прекратившим предпринимательскую деятельность, в отношении которой этим налогоплательщиком применялась упрощенная система налогообложения, тем более что, как отметили суды, указанное обстоятельство не препятствует подаче В.Н. Засухиным уточненной налоговой декларации.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Засухина Виталия Николаевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН