КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 декабря 2022 г. N 3271-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ЗАКРЫТОГО
АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "КАСКАД-ТЕЛЕКОМ" НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЯМИ 82, 87, 88 И 101 НАЛОГОВОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы закрытого акционерного общества "Каскад-Телеком" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Закрытое акционерное общество "Каскад-Телеком" (далее - ЗАО "Каскад-Телеком") оспаривает конституционность статей 82 "Общие положения о налоговом контроле", 87 "Налоговые проверки", 88 "Камеральная налоговая проверка" и 101 "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки" Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, актами арбитражных судов ЗАО "Каскад-Телеком" отказано в признании недействительными требования об уплате налогов и пени, решений налогового органа о взыскании соответствующих сумм за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика и его электронных денежных средств, а также о приостановлении операций по его счетам. При этом суды отметили, что несоблюдение налоговым органом отдельных сроков при проведении мероприятий налогового контроля непосредственно не влияет на сроки принудительного взыскания налога, которые были соблюдены налоговым органом.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 8 (часть 2), 19 (часть 1), 35 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют налоговому органу составлять акт налоговой проверки, принимать решения по результатам такой проверки и по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, а также принимать решение о принудительном взыскании сумм налога, пени и штрафа без соблюдения каких-либо определенных сроков.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В силу данного конституционного предписания вводимый законодателем механизм регулирования налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и сборов и одновременно - правомерный характер связанной с их взиманием деятельности уполномоченных органов и должностных лиц. В частности, элементом правового механизма, гарантирующего исполнение конституционной обязанности по уплате налогов, выступает система мер налогового контроля, предусмотренная Налоговым кодексом Российской Федерации.
Статья 82 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающая общие положения о налоговом контроле, как и статья 87 указанного Кодекса, определяющая виды и цели налоговых проверок, не регулируют сроки проведения контрольных мероприятий и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.
В свою очередь, статья 88 данного Кодекса предусматривает порядок проведения камеральной налоговой проверки, устанавливая при этом как определенные сроки ее проведения, так и основания для их продления. Указанное законоположение не предполагает его произвольного применения налоговыми органами, не регулирует вопросы порядка и сроков составления акта и принятия решений по результатам налоговых проверок и также не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя, в деле которого судами рассматривался вопрос о законности проведения налоговым органом выездной налоговой проверки, оформления ее результатов и последующего принудительного взыскания налоговой задолженности.
Что же касается оспариваемой статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, то, определяя в том числе сроки рассмотрения материалов налоговой проверки, вынесения соответствующего решения и вручения его налогоплательщику, она, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, направлена на защиту прав налогоплательщика от необоснованно длительного вмешательства налогового органа в его хозяйственную деятельность (определения от 25 марта 2021 года N 580-О, от 30 ноября 2021 года N 2371-О и др.).
Кроме того, несоблюдение налоговым органом соответствующих сроков не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, носящих самостоятельный характер и исчисляемых исходя из той продолжительности сроков совершения упомянутых действий, которая установлена иными положениями Налогового кодекса Российской Федерации - в частности, статьями 46 - 48, непосредственно определяющими порядок принудительного взыскания соответствующих сумм (определения от 20 апреля 2017 года N 790-О, от 29 сентября 2020 года N 2318-О и др.).
Проверка же обоснованности правоприменительных решений, в том числе в части проверки соблюдения налоговым органом порядка и сроков проведения мероприятий налогового контроля, не относится к компетенции
Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "Каскад-Телеком", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН