1. Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
Особенности осуществления налогового контроля при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса.
Особенности осуществления налогового контроля в форме налогового мониторинга устанавливаются разделом V.2 настоящего Кодекса.
2. Утратил силу. - Федеральный закон от 29.06.2004 N 58-ФЗ.
3. Налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел, следственные органы и органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.
4. При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, плательщике страховых взносов, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, настоящего Кодекса, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.
В целях налогового контроля допускаются сбор, хранение и использование полученных от аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) документов (информации) в случаях, предусмотренных статьей 93.2 настоящего Кодекса.
5. Доказывание обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 54.1 настоящего Кодекса, и (или) факта несоблюдения условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 54.1 настоящего Кодекса, производится налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля в соответствии с разделами V, V.1, V.2 настоящего Кодекса.
6. В случае, если международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения предусмотрена возможность участия компетентного органа иностранного государства (территории) в осуществлении в соответствующей части налогового контроля в Российской Федерации, налоговая проверка, налоговый мониторинг могут проводиться с участием такого компетентного органа по его запросу в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Кодексом.
В случае принятия налоговым органом решения о проведении налоговой проверки, налогового мониторинга с участием компетентного органа иностранного государства (территории) такому компетентному органу федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, сообщает в порядке, им определяемом, информацию о проведении налоговой проверки, налогового мониторинга, включая информацию о налоговом органе, которым принято решение о проведении налоговой проверки, налогового мониторинга, времени и месте проведения налоговой проверки, налогового мониторинга, а также об установленных настоящим Кодексом порядке и условиях проведения налоговой проверки, налогового мониторинга.
Порядок организации работы по обеспечению участия и условия участия компетентного органа иностранного государства (территории) в налоговой проверке, налоговом мониторинге утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
- Статья 81. Внесение изменений в налоговую декларацию, расчеты
- Статья 83. Учет организаций и физических лиц
Комментарий к ст. 82 НК РФ
Налоговый контроль - один из важнейших институтов налогового законодательства. Он может быть определен как контроль над правильностью и своевременностью уплаты установленных действующими законодательными актами налогов и сборов.
Само слово "контроль" имеет латинские корни. И это не случайно. Организация эффективного налогового контроля входила в число важнейших задач, которые решал римский император Август Октавиан. Для ее выполнения во всех провинциях Древнего Рима им были созданы финансовые учреждения, в компетенцию которых, помимо контроля над сроками поступления налогов, входили оценка и определение налоговых взносов общин.
Существует несколько видов налогового контроля: предварительный, текущий, последующий. Они различаются по временному критерию. Выбор конкретного вида зависит от уровня развития налоговой системы и общей организации контроля. В России в настоящее время преобладает последующий налоговый контроль. Широкое применение именно этого вида контроля вызвано недостаточным уровнем информатизации налоговых органов, правовым нигилизмом налогоплательщиков и одновременно недостаточной работой с ними.
Вместе с тем в специальной литературе высказывается совершенно справедливое мнение о том, что "по мере развития налогового контроля... создания принципиально новых технологий налоговой деятельности на основе применения компьютерных сетей и баз данных определяющую роль будут играть предварительный и текущий контроль, связанные с работой по разъяснению налогового законодательства, сбору, обработке и анализу широкой информации о налогоплательщиках, на основании которой могут осуществляться выборочные проверки налогоплательщиков". Однако оптимальным является сочетание предварительного, текущего и последующего контроля, которые между собой тесно взаимосвязаны.
Круг субъектов налогового контроля ограничен должностными лицами налоговых органов.
Объект налогового контроля - отношения, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов.
Теории налогового права известно несколько форм налогового контроля: наблюдение, проверка, обследование, анализ, ревизия. В главе 14 НК РФ (ст. ст. 87 - 100 НК РФ) регламентируется порядок проведения только одной формы контроля - налоговых проверок, в ходе которых возможны получение объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), и другие действия.
1. Правила, указанные в комментируемой статье, имеют общий характер: различным формам проведения налогового контроля - налоговому учету, налоговым проверкам, осмотру и т.д. - посвящены отдельные статьи главы 14 НК РФ (ст. ст. 83 - 101 НК РФ). Тем не менее они играют и важную самостоятельную роль, так как устанавливают:
1) принципы и порядок проведения налогового контроля;
2) налоговый контроль осуществляют лишь должностные лица (ст. ст. 33, 35 НК РФ) налоговых органов. Что же касается органов внутренних дел и их должностных лиц, то они осуществляют специфические формы контроля в соответствии с Законом о милиции, а в налоговых проверках принимают участие лишь по запросу налоговых органов (ст. ст. 36, 37 НК РФ);
3) должностные лица налоговых органов вправе осуществлять налоговый контроль лишь в той мере, в какой это предусмотрено кругом их полномочий (ст. 31 НК РФ) и с учетом правил главы 14 НК РФ;
4) перечень статьи 82 НК РФ не является исчерпывающим; существуют и иные формы налогового контроля (контрольные обмеры объекта налогообложения недвижимости, количественный подсчет объектов налогообложения, построенных сооружений, транспортных средств, закупки для определения применяемых налогоплательщиком реальных цен и т.п.).
2. Утратил силу. - Федеральный закон от 29.06.2004 N 58-ФЗ.
3. В соответствии с пунктом 3 комментируемой статьи налоговые и таможенные органы, ОВФ, органы внутренних дел:
а) обязаны заключить специальное соглашение о порядке обмена друг с другом информацией об имеющихся у них:
- материалах о нарушении законодательства о налогах. При этом имеются в виду любые материалы: письменные, вещественные доказательства, предметы, магнитные носители, видеоматериалы и т.п.;
- данных о налоговых преступлениях (они предусмотрены ст. ст. 194, 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ);
- сведениях о принятых мерах по борьбе с налоговыми правонарушениями и преступлениями, другими нарушениями законодательства о налогах;
- актах, протоколах и т.п. материалах, составляемых ими в ходе налоговых проверок (в том числе камеральных);
б) обязаны обмениваться любой другой необходимой информацией (ст. ст. 32, 36 НК РФ).
4. Исключительно важное значение имеют правила пункта 4 статьи 82 настоящего Кодекса:
а) о запрете - в нарушение норм Конституции РФ, НК РФ, иных федеральных законов:
- сбора информации о налогоплательщиках. Не имеют значения ни способы сбора (с помощью оперативной техники, осмотра помещений, обыска, фотографирования и т.п.), ни количество собранных материалов, ни характер информации;
- хранения указанной информации (в служебных сейфах, в памяти ЭВМ, на дискетах, в письменном виде, на видеороликах и т.п.);
- использования такой информации (в том числе и при осуществлении налогового контроля, и при привлечении лица к ответственности);
- распространения этой информации (например, в ходе выступления по радио, телевидению, в печатных СМИ, на конференции, во время предвыборного митинга и т.п.);
б) о недопустимости нарушения принципа сохранности информации (о порядке соблюдения этого принципа, а также о порядке предоставления доступа к информации, ст. 102 НК РФ), составляющей:
- профессиональную тайну (т.е. связанную с осуществлением той или иной деятельности в качестве постоянных занятий, профессии, работы, источника доходов, например: врачебная тайна, педагогическая, коммерческая, секреты производства и т.п.) иных лиц (т.е. не относящихся к налогоплательщикам, плательщикам сборов, налоговым агентам), например, специалистов, экспертов и т.д.;
- адвокатскую тайну (разновидность профессиональной тайны) лиц, оказывающих плательщикам налогов юридическую помощь;
- аудиторскую тайну лиц, осуществляющих как обязательный аудит, так и аудит по заказу самих плательщиков.
Судебная практика по статье 82 НК РФ
Одной из форм налогового контроля, установленных статьей 82 Налогового кодекса, является проведение должностными лицами налоговых органов выездных налоговых проверок, в рамках которых осуществляется проверка правильности исчисления и своевременности уплаты налогов (статья 89 Налогового кодекса).
В решении о назначении выездной налоговой проверки налоговый орган определяет предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке, а также периоды, за которые проводится проверка (пункт 2 статьи 89 Налогового кодекса).
Определение Верховного Суда РФ от 06.04.2017 N 301-КГ17-2331 по делу N А28-7494/2015
Разрешая спор, суды нижестоящих инстанций руководствовались статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 82, 87, 88, 101, 119, 122, 258, 259, 373 - 375, 383, 385, 386 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 16, 244, 246, 247, 249, 250, 252 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы", приказами Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению", от 30.03.2001 N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01", от 13.10.2003 N 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств", и пришли к выводу о законности оспариваемого решения. При этом суды исходили из того, что спорные объекты отвечали единовременно всем требованиям, предъявляемым к основным средствам, и подлежали включению в налоговую базу по имуществу, в связи с чем, доначисление инспекцией недоимки по налогу на имущество, пеней и штрафов является обоснованным.
Определение Верховного Суда РФ от 06.04.2017 N 301-КГ17-2328 по делу N А28-7495/2015
Разрешая спор, суды нижестоящих инстанций руководствовались статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 82, 87, 88, 101, 119, 122, 258, 259, 373 - 375, 383, 385, 386 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 16, 244, 246, 247, 249, 250, 252 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы", приказами Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению", от 30.03.2001 N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01", от 13.10.2003 N 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств", и пришли к выводу о законности оспариваемого решения. При этом суды исходили из того, что спорные объекты отвечали единовременно всем требованиям, предъявляемым к основным средствам, и подлежали включению в налоговую базу по имуществу, в связи с чем, доначисление инспекцией недоимки по налогу на имущество, пеней и штрафов является обоснованным.
Определение Верховного Суда РФ от 06.04.2017 N 301-КГ17-2329 по делу N А28-7493/2015
Разрешая спор, суды нижестоящих инстанций руководствовались статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 82, 87, 88, 101, 119, 122, 258, 259, 373 - 375, 383, 385, 386 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 16, 244, 246, 247, 249, 250, 252 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы", приказами Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению", от 30.03.2001 N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01", от 13.10.2003 N 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств", и пришли к выводу о законности оспариваемого решения. При этом суды исходили из того, что спорные объекты отвечали единовременно всем требованиям, предъявляемым к основным средствам, и подлежали включению в налоговую базу по имуществу, в связи с чем, доначисление инспекцией недоимки по налогу на имущество, пеней и штрафов является обоснованным.
Определение Конституционного Суда РФ от 27.06.2017 N 1213-О
По мнению заявителя, пункт 1 статьи 82 и статья 87 Налогового кодекса Российской Федерации позволяют территориальным налоговым органам определять размер полученной налоговой выгоды путем пересмотра для целей налогообложения цен сделок независимо от применения специальных правил, предусмотренных в этом отношении данным Кодексом; статья 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации позволяет суду не признавать письменные разъяснения Министерства финансов Российской Федерации в качестве разъяснений, обладающих нормативными свойствами.
Определение Верховного Суда РФ от 15.09.2017 N 308-КГ17-12603 по делу N А32-12834/2014
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 54, 81, 82, 247, 252, 265, 272 Налогового кодекса, Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (действовавшем в спорных периодах), принимая во внимание правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2009 N 927-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ЗАО "Курганстальмост" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации", пришли к выводу о законности оспариваемого решения инспекции, с чем согласился суд округа.
Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 30.08.2017 N 5-КГ17-99
В силу положений пункта 1 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
Определение Верховного Суда РФ от 07.11.2017 N 310-КГ17-15767 по делу N А09-13560/2015
С учетом указанные обстоятельств суды, проверив действительный размер налоговых обязательств и основываясь на положениях статей 31, 82, 89, 90, 92, 93, 93.1, 94, 95, 96 Налогового кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о законности оспариваемого решения инспекции в названной части.
Определение Верховного Суда РФ от 11.04.2018 N 301-КГ17-22967 по делу N А79-8152/2016
Руководствуясь положениями статей 75, 82, 88, 89, 112, 114, 122, 146, 171, 172 Налогового кодекса, Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", с учетом разъяснений, изложенных в постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" и от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость", судами сделан вывод о том, что передача объектов долевого строительства не является объектом обложения НДС и у общества отсутствует право на применение спорного налогового вычета.
Определение Верховного Суда РФ от 05.04.2018 N 301-КГ18-2518 по делу N А39-7738/2016
Исследовав обстоятельства дела о оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 31, 32, 75, 82, 88, 89, 100, 101, 173, 346.26. 246.29 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 606, 607 Гражданского кодекса Российской Федерации, решением Саранского городского Совета депутатов от 23.11.2005 N 173 "О введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности", суды удовлетворили заявленное требование частично.
Определение Верховного Суда РФ от 18.05.2018 N 304-КГ18-5096 по делу N А03-22123/2015
Исследовав обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 82, 89, 90, 95, 169, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", суды нашли, что в указанной части решение налогового органа является законным и обоснованным, налоговым органом соблюдена процедура налогового контроля и порядок рассмотрения материалов налоговой проверки. Налоговым органом доказано получение обществом налоговой выгоды путем создания формального документооборота без фактического исполнения обязательств по договору ООО "Агрофирма Алтай", подтвержден факт недостоверности сведений в первичных учтенных документах, предъявленных обществом к налоговому вычету, непроявления обществом должной осмотрительности при выборе спорного контрагента.