1. Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
2. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
3. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик (участник консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков). В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.
4. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Если иное не установлено настоящим пунктом, процентная ставка пени принимается равной:
для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;
для организаций:
за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;
за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней - одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.
В период с 9 марта 2022 года по 31 декабря 2023 года ставка пени для организаций принимается равной одной трехсотой действующей в этом периоде ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
4.1. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, вправе принять закон, устанавливающий, что на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц пени начисляются:
1) за налоговый период 2015 года - начиная с 1 мая 2017 года;
2) за налоговый период 2016 года - начиная с 1 июля 2018 года;
3) за налоговый период 2017 года - начиная с 1 июля 2019 года.
5. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
6. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств (драгоценных металлов) налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.
Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, производится в судебном порядке.
7. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков.
8. Не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным, расчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа), и (или) в результате выполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.
Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения, мотивированное мнение налогового органа основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).
- Статья 74.1. Банковская гарантия
- Статья 76. Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей
Комментарий к ст. 75 НК РФ
Пеня (лат. poena - наказание) - разновидность неустойки, применяемая в случаях просрочки исполнения договорных и иных обязательств. Наиболее широко применяется в финансовых отношениях при задержке налогов и неналоговых платежей, а также в расчетных отношениях при задержке оплаты полученных товарно-материальных ценностей, выполненных работ и оказания услуг. По общему правилу, пеня устанавливается в виде процента от суммы (цены) просроченного обязательства и начисляется за каждый день просрочки.
Комментируемая статья посвящена правовому регулированию исчисления, уплаты и взыскания пени. Это регулирование является императивным, что связано с публичным характером налоговых отношений. В статье 75 НК РФ законодатель не предусмотрел отсылок к гражданскому законодательству, как это имело место в статьях 73 (залог имущества) и 74 (поручительство) Кодекса.
1. В пункте 1 комментируемой статьи дается определение и анализ правового понятия "пеня":
а) пеня - это всегда денежная сумма. Иные виды имущества не могут выступать в качестве пени (чем последняя, в частности, отличается от другого способа исполнения обязанности по уплате налогов и сборов - залога, ст. 73 НК РФ); однако некоторые штрафы, предусмотренные в комментируемом Кодексе, по порядку исчисления напоминают определение пени (например, в п. 1 ст. 119 НК РФ). Налоговые органы не наделены правом произвольно изменять размер пени. Пеня применяется с целью обеспечения своевременного выполнения налоговой обязанности, поэтому в отличие от штрафа, который исчисляется, как правило, в твердой сумме, она носит длящийся характер (взыскивается за каждый последующий период просрочки);
б) пеня (в отличие от других способов обеспечения, упомянутых в гл. 11 НК РФ) выплачивается во всех случаях несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов. Другими словами, условиями применения пени является неуплата налогов как в установленные законом сроки, так и при их переносе на более поздний срок (когда предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате налогов, налоговый или инвестиционный налоговый кредит). Поскольку несвоевременная уплата налогов (сборов) является нарушением налоговой обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов (ст. ст. 23, 24 НК РФ), то пеня служит своего рода формой ответственности за нарушение этой обязанности и предполагает неблагоприятные имущественные последствия для нарушителя. В то же время пеня в статье 114 НК РФ не признается налоговой санкцией. Отметим, что ранее пеня в налоговом законодательстве и юридической литературе рассматривалась в качестве санкции (меры финансовой ответственности);
в) сумма пени уплачивается независимо от применения других способов обеспечения уплаты налогов (залога, поручительства, ареста имущества и т.д.). Правила ст. 75 настоящего Кодекса охватывают и начисление пени на суммы налогов, связанные с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
Забегая немного вперед, думаем уместно будет указать, что пеня выплачивается налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом добровольно и одновременно с уплатой сумм налога (сбора) или после уплаты таких сумм в полном объеме. Закон допускает принудительное (помимо воли налогоплательщика) взыскание пени за счет:
1) денежных средств налогоплательщика, находящихся на его счетах в банке;
2) иного имущества налогоплательщика в предусмотренном в Налоговом кодексе порядке (ст. ст. 46 - 48 НК РФ).
Порядок принудительного взыскания пени может быть бесспорным или судебным. В бесспорном порядке (на основании одностороннего решения налогового органа) пеня взимается с организаций (юридических лиц), а в судебном порядке - с физических лиц.
Поэтому сумма пени уплачивается помимо сумм налога или сбора (недоимки) и независимо от использования мер ответственности (штрафов), предусмотренных за нарушение законодательства о налогах и сборах. Следует обратить внимание также на то, что пеня может взыскиваться наряду с применением других способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора (например, залога имущества).
2. В пункте 2 комментируемой статьи настоящего Кодекса зафиксировано соотношение пени и сумм налога (сбора), а также мер ответственности за налоговые нарушения. Соотношение императивно закреплено в Законе и не может произвольно изменяться налоговыми органами. При этом Налоговый кодекс исходит из карательного принципа, что объясняется применением рассматриваемой пени в публичных отношениях.
Поэтому:
а) сама по себе уплата плательщиком налогов (налоговым агентом) суммы задолженности не освобождает его от перечисления пеней;
б) суммы пеней подлежат уплате:
и в ситуации, когда исполнение обязанности по налогам и сборам было обеспечено другими (помимо пени) способами, указанными в главе 11 НК РФ;
и в ситуации, когда пеня является единственным способом обеспечения уплаты налогов;
независимо от того, установлены ли за несвоевременное исполнение обязанности по налогам меры ответственности. При этом сравнительный анализ статей 75 НК РФ и 114 НК РФ (посвященных налоговым санкциям) позволяет сделать весьма важный вывод о том, что настоящий Кодекс не рассматривает пеню как один из видов ответственности за налоговые правонарушения (последними являются штрафы, которые применяются в соответствии со ст. ст. 114 - 129 НК РФ). "Пеня" и "налоговые санкции", по своей сути, различные правовые понятия.
Порядок исчисления суммы пени определен в пунктах 3 - 4 комментируемой статьи.
3. Правила пункта 3 комментируемой статьи устанавливают порядок начисления пеней. В соответствии с ними пеня начисляется:
а) за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по налогам и сборам. Имеется в виду и ситуация, когда сумма налогов не была уплачена даже в новый срок (который был установлен уполномоченным органом в порядке, предусмотренном статьями 61 - 67 НК РФ);
б) отсчет начинается со следующего дня за днем уплаты налога, установленного НК РФ. При этом пеня начисляется и за весь период времени, прошедший с момента, когда нужно было исполнить обязанность по уплате налогов (если бы срок уплаты не был перенесен) и до момента вступления в силу решения о переносе срока уплаты налогов. Если же они не уплачены и к последнему дню измененного срока, то пеня начисляется до момента фактической уплаты налогов. При этом следует учесть:
- правила пункта 8 статьи 64 НК РФ о том, что причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу решения об отсрочке (рассрочке) включаются в сумму задолженности;
- правила пункта 4 статьи 68 НК РФ о том, что при досрочном прекращении действия отсрочки (рассрочки) необходимо уплатить сумму задолженности, а также пени, начиная со дня, следующего за получением соответствующего решения, по день уплаты этой суммы включительно;
- правила пункта 8 статьи 68 НК РФ об уплате пени при досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите.
Не начисляются пени на сумму недоимки, которую плательщик не мог погасить вследствие того, что в установленном порядке:
- приостановлены операции по его банковскому счету (ст. 76 НК РФ);
- наложен арест на его имущество (ст. 77 НК РФ).
С другой стороны, подача заявления о переносе срока уплаты налога не приостанавливает начисления пеней.
Пеня не начисляется в течение всего срока действия отсрочки (рассрочки) по налогам, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита, если плательщики налогов (налоговые агенты) не нарушили новые сроки уплаты налогов. Иной вывод противоречил бы сущности института "изменения сроков уплаты налогов и сборов" и содержанию статей 61 - 68 НК РФ.
4. Правила пункта 4 комментируемой статьи настоящего Кодекса имеют важное значение для правильного определения размера пени. Установлено, что:
- пеня за каждый день просрочки (количество таких дней устанавливается по правилам п. 3 ст. 75 НК РФ) определяется в процентах от неуплаченной суммы налога;
- процентная ставка пени по общему правилу должна равняться 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в течение всего времени просрочки. Иначе говоря, необходимо учитывать изменения упомянутой ставки, происшедшие в этот период.
Правило о том, что во всех случаях сумма пеней не может превышать неуплаченную сумму налога, не действует с 18 августа 1999 года, то есть с момента вступления в силу Закона N 154-ФЗ.
5. Правила пункта 5 статьи 75 комментируемого Кодекса допускают применение одного из двух порядков уплаты суммы пеней:
1) одновременно с уплатой сумм налогов;
2) после уплаты налогов (например, спустя два-три дня).
Нельзя уплачивать сумму пеней до тех пор, пока сам налог не перечислен в полном объеме.
Сумму пеней следует уплачивать налоговому агенту в полном объеме. Однако при ее частичной уплате следует учесть, что пеня на пеню не начисляется. Это противоречило бы пункту 1 статьи 75 НК РФ, где дается определение понятия "пеня".
6. Анализируя пункт 6 комментируемой статьи, повторим сказанное нами выше, а именно, что:
1) пени могут быть взысканы за счет:
денежных средств налогоплательщика;
иного имущества налогоплательщика;
2) пени с организаций-налогоплательщиков взыскиваются в бесспорном порядке, пени с индивидуальных предпринимателей - через арбитражный суд, с других физических лиц - путем обращения в суд общей юрисдикции;
3) исключительно важное значение для правильного определения суммы пеней, начисленных до 1 января 1999 года и после этой даты, имеют правила статьи 8 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", которым и необходимо руководствоваться. Порядок пересчета задолженности налогоплательщиков (налоговых агентов) по уплате пени по налогам и сборам утвержден Приказом МНС России от 3 сентября 1999 г. N АП-3-09/290.
Судебная практика по статье 75 НК РФ
Частично удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 23, 45, 69, 75, 346.12, 346.14, 346.18, 346.19, 346.21, 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" и информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79, исходили из того, что сумма задолженности для расчета пени по авансовым платежам по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за полугодие 2015 года по приведенным периодам не должна была превышать 1 503 541 рубля по каждому из них, вследствие чего произвели перерасчет пени, признав излишне предъявленными налогоплательщику пени в сумме 11 641 рублей 30 копеек.
Определение Верховного Суда РФ от 17.02.2017 N 309-КГ16-20555 по делу N А50-27174/2015
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 75, 111, 122, 387 - 391, 396 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", суды первой, апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу о недействительности решения инспекции, которым земельный налог в отношении спорного земельного участка доначислен без учета установленной в судебном порядке кадастровой стоимости за период с момента ее внесения в государственный кадастр по 31.08.2014 включительно.
Определение Верховного Суда РФ от 07.03.2017 N 304-КГ17-303 по делу N А03-8730/2016
Признавая ненормативные акты законными и отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции, оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 23, 45, 46, 69, 75, 80, 373, 374, 379, 382, 386 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868, Положением о Центре Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Приказом от 31.03.2005 N 231 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, исходили из недоказанности заявителем прохождения в учреждении военной и (или) приравненной к ней службы.
Определение Верховного Суда РФ от 02.05.2017 N 305-КГ17-3668 по делу N А40-202153/2015
30.03.2015 налоговым органом было выставлено оспариваемое требование N 29 об уплате пеней в размере 1 602 653 рублей, начисленных в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) за период с 18.03.2015 по 30.03.2015 в связи с неуплатой налога на прибыль за январь 2015 года.
Определение Верховного Суда РФ от 12.05.2017 N 303-КГ17-4487 по делу N А73-11801/2016
Признавая оспариваемое требование законным, суд первой инстанции, учитывая установленные обстоятельства, в том числе факт несвоевременной уплаты задолженности по сбору, руководствуясь положениями статей 45, 75 Налогового кодекса, пришел к выводу о правомерном начислении пеней до полного погашения налогоплательщиком задолженности по сбору, с чем согласились суды апелляционной инстанции и округа.
Определение Верховного Суда РФ от 02.06.2017 N 307-КГ17-5696 по делу N А21-4299/2016
В связи с неисполнением обществом своих налоговых обязательств, инспекцией выставлено налогоплательщику требование от 12.02.2016 N 1095 об уплате в срок до 04.03.2016-148 869 рублей транспортного налога и 4 655 рублей 49 копеек пеней, начисленных в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), и в порядке статьи 46 Налогового кодекса вынесено решение о взыскании задолженности по налогу и пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках. На основании решения в банк выставлены инкассовые поручения.
Определение Верховного Суда РФ от 26.07.2017 N 309-КГ17-9013 по делу N А50-15911/2016
Отказывая в удовлетворении требований, суды, руководствуясь положениями статей 75, 111, 112, 114, 122 Налогового кодекса, исходили из отсутствия оснований для исключения вины налогоплательщика в совершении налогового правонарушения, поскольку неправильное применение обществом последствий изменения кадастровой стоимости земельных участков в течение налогового периода при исчислении земельного налога не может являться основанием для освобождения общества от налоговой ответственности в виде начисления пеней и штрафов, размер которых был снижен судом до 50 000 рублей.
Определение Верховного Суда РФ от 24.08.2017 N 305-КГ17-10847 по делу N А40-98153/2016
Приведенные в кассационной жалобе доводы общества (в том числе о недопустимости придания обратной силы толкованию нормы права с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.02.2014 N 13728/13 по делу N А40-97102/12-154-913; о необходимости применения правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 21.01.2010 N 1-П; о наличии обстоятельств, исключающих ответственность заявителя за совершение налогового правонарушения в силу статей 75, 111 Налогового кодекса и являющихся смягчающими налоговую ответственность в силу статей 112, 114 Налогового кодекса) были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку.
Определение Верховного Суда РФ от 22.08.2017 N 301-КГ17-10740 по делу N А29-10837/2014
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 75, 89, 90, 93, 93.1, 95, 101, 112, 114, 169, 171, 172, 226, 230, 246, 247, 252 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", пришли к выводу о том, что оспоренные решения вынесены в пределах предоставленных инспекции полномочий, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы общества, с чем согласился суд округа.
Определение Верховного Суда РФ от 28.08.2017 N 309-КГ17-10904 по делу N А50-18834/2016
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 75, 387 - 391 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 24.19, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 22.07.2014), суды первой, апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу о законности и обоснованности решения инспекции в оспоренной заявителем части.
Определение Верховного Суда РФ от 08.09.2017 N 302-КГ17-11809 по делу N А78-7357/2016
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 75, 101, 101.4, 106, 108, 112, 114, 122, 143, 169, 171, 172, 226, 230 Налогового кодекса, статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", пришли к выводу о том, что в обжалуемой части оспоренное решение инспекции в редакции решения управления соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы общества в экономической деятельности, с чем согласился суд округа.